Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика горной промышленности и геологоразведки»



Скачать 461,77 Kb.
Дата15.09.2017
Размер461,77 Kb.
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано

Утверждаю

Руководитель направления 080100,

Зав. кафедрой ЭУиФ проф.

_____________________И.Б. Сергеев

«_____» __________________ 2012 г.

Зав. кафедрой ЭУиФ, проф.

____________ И.Б. Сергеев

«___» ____________ 2012 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика горной промышленности и геологоразведки»
Направление подготовки: 080100 – «Экономика»

Программа: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в горной промышленности и геологоразведке»
Квалификация (степень) выпускника: Магистр

Форма обучения: Очная
Составитель: доцент кафедры ЭУиФ Иссева Л.И.

Программа является приложением

к учебному плану в соответствии с ФГОС-2010

Санкт-Петербург

2012
1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Экономика горной промышленности и геологоразведки» является изучение магистрами:

- теоретических процессов, явлений и основ специфики экономики геологоразведочного и горного производства;

- приобретение практических навыков по разработке основных технико-экономических показателей, обоснованию и выбору финансовых средств при выборе методов проведения геологоразведочных и горных работ;

- влияния экономики конкретных видов минерального сырья на темпы геологоразведочных работ и развитие горнодобывающей промышленности;

- основ теории и практики государственного управления и регулирования недропользования в РФ, действующей системы лицензирования пользования недрами;


- выполнению сметно-финансовых расчетов, применяемых при составлении проектов на геологоразведочные работы и разработку месторождений;


- методологических подходов к вопросам ценообразования в геологоразведочной отрасли;

- анализа и прогнозирования экономики современного предприятия.

В соответствии с поставленной целью в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи по обеспечению знание магистрами:


  • основ государственного управления и регулирования недропользования в РФ;

  • формирование практических навыков сбора, систематизации и анализа сведений о запасах, добыче, издержках производства, ценах;

- сформулировать понятийный аппарат на предприятиях геологоразведки и горной промышленности, а также в топливно-энергетическом комплексе;

- практических методов организации производства геологоразведочных и горнодобывающих работ;

- основных направлений научно-технического прогресса в геологоразведке, добыче и переработке минерального сырья, снижения затрат на его производство;

- приобретение практических навыков по разработке основных технико-экономических показателей;

- приобретение знания и практических навыков выполнения экономических расчетов и анализа производственно-хозяйственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к Блоку М2.ДВ.1 - профессиональных дисциплин. Программа составлена с учетом того, что магистрантами параллельно осваиваются ряд дисциплин, таких как «Современные проблемы экономической науки» (общенаучный цикл), «Микроэкономика (продвинутый уровень)» (профессиональный цикл). Поскольку изучение данной дисциплины предусмотрено в 9-м семестре, то она является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Анализ инновационной и инвестиционной деятельности и рисков», «Налогообложение в недропользовании», «Финансовый менеджмент», «Бюджетирование в горной промышленности и геологоразведке».


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):



Код компетенции

Название компетенции

ОК-1

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-3

Способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

ОК-4

Способность принимать организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях

ОК-5

Способность свободно пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения

ОК-6

Владеть навыками публичной и научной речи

ПК-1

Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

ПК-2

Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования

ПК-3

Способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой

ПК-4

Способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-8

Способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

ПК-9

Способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

ПК-10

Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

ПК-11

Способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти

ПК-12

Способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии

ПК-13

Способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях

ПК-14

Способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов в соответствии с целями ООП магистратуры

ПК-16

Знание и умение использовать основные категории и понятия общего и производственного менеджмента в профессиональной деятельности, владеет навыками анализа технологического процесса как объекта управления, проведения стоимостной оценки основных производственных ресурсов, обобщения и анализа информации по использованию ресурсов предприятия

ПК-17

Организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников

ПК-19

Способность аналитически обрабатывать учетную информацию с целью принятия финансовых решений и получения оценки эффективности

В результате изучения дисциплины магистрант должны:



Знать:

- основные понятия, определения и термины, характеризующие деятельность горных и геологических предприятий;

- теоретические основы экономики горного и геологоразведочного производства, стадии и виды геологоразведочных работ, особенности и характерные черты отраслей;

- основные технико-экономические показатели основного и вспомогательного производства на геологоразведочных и горных предприятиях;

- методику оценки деятельности горных и геологических предприятий;

- методику и технику проектирования и планирования работ;

- современные инновационные подходы развития горных и геологических предприятий;

- основы государственного управления и регулирования недропользования в РФ.



Уметь:

- собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать данные по теме исследования;

- определять основные технико-экономические показатели деятельности предприятий;

- решать практические вопросы экономической оценки и интерпретировать результаты деятельности предприятий;

- грамотно осуществлять управление финансовой устойчивостью, деловой активностью предприятия;

- разрабатывать методические и конкретные организационно-технические мероприятия по улучшению финансово-хозяйственной деятельности;

- разрабатывать стратегии развития предприятий различных форм собственности с учетом инновационного и инвестиционного подхода;

- разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе полученных результатов;

- практически обосновывать и выбирать технические средства и методы проведения работ, оптимальных форм организации производства, составления сметно-финансовых расчетов.

Владеть:

- специальной экономической терминологией данной дисциплины;

- законодательной, методической и нормативной базой федерального и регионального уровней, регулирующей и регламентирующей управление финансовыми потоками в горной промышленности и геологоразведке;

- оценкой достигнутых результатов на предприятиях горной промышленности и геологоразведки;

- основами лицензирования недропользования;

- системой платежей за пользование недрами.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 108 часа.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

30

30










В том числе:
















Лекции

14

14










Практические занятия (ПЗ)

16

16










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

78

78










В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы

60

60










Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

18

18










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




экзамен










Общая трудоемкость Час

Зач. ед.


108

108










4

4












5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение.


Структура национального хозяйства Российской Федерации. Сфера материального производства и непроизводственная сфера. Место отрасли «геология и разведка недр» и горнодобывающей промышленности в системе отраслей национального хозяйства. Характерные черты отрасли «геология и разведка недр» и горнодобывающей отрасли.

Связь геологоразведочных работ с горной промышленностью. Роль минерально-сырьевого комплекса в экономике РФ. Перспективы развития и использования минерально-сырьевой базы РФ.



2.

Раздел 1. Организационно-правовые формы предприятий.

Формы собственности в РФ. Организационно-правовые формы предприятий. Особенности производственного процесса на геологоразведочных работах (стадийное выполнение геологоразведочных работ) и в горной промышленности.

3.

Раздел 2. Предприятия геологоразведочной и горнодобывающей отраслей

Субъекты экономической деятельности. Понятие о предприятии, цель его деятельности и его структурные элементы. Место предприятия в структуре отрасли. Выбор и обоснование рациональных форм организационной и производственной структуры. Специализация, кооперация, комбинирование. Специфические особенности геологических и горнодобывающих предприятий. Управление предприятием. Имущество предприятия: состав и источники формирования.

4.

Раздел 3. Составление проектов на геологоразведочные работы и разработку месторождения.


Задачи проектирования. Содержание и состав работ на различных стадиях. Геологическое задание. Состав и структура проектов. Инструктивные и нормативные документы для проектирования. Геолого-методическая часть проекта. Производственно-техническая часть геологоразведочного проекта. Горнотехническая часть проекта на разработку месторождения. Сметно-финансовая документация и проектная графика проектов. Утверждение проектов.

5.

Раздел 4. Комплексная оценка деятельности предприятия

Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оценка финансового состояния, платежеспособности, деловой активности.

Использование рейтинговой оценки деятельности предприятия.

6.

Раздел 5. Ценообразование в геологической и горно-добывающих отраслях.

Методологические вопросы ценообразования в геологоразведке. Особенности формирования цен на продукцию труда геологов. Ценность месторождений полезных ископаемых.

Система цен на продукцию горно-добывающих предприятий.



7.

Раздел 6. Макроэкономические предпосылки инвестиционной политики.


Государственная поддержка реальных инвестиций. Источники финансирования реальных инвестиций в РФ. Государственно-частное партнерство (ГЧП). Роль государства и муниципальной власти и в ГЧП. Формы ГЧП. Правила финансово-экономической оценки инвестиционных проектов. Ценность ренты. Основные методы оценки привлекательности инвестиций. Метод расчета рентабельности инвестиций. Методы оценки инвестиций. Методы определения денежных поступлений. Прогнозирование затрат и выгод, связанных с инвестиционным проектом.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Анализ инновационной и инвестиционной деятельности и рисков










+

+

+

+

2.

Налогообложение в недропользовании




+

+

+

+

+

+

3.

Финансовый менеджмент







+

+

+




+

4.

Бюджетирование в горной промышленности и геологоразведке







+

+

+

+

+

5.

Магистерская диссертация







+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

ЛЗ

С

СРС

Всего

(час)


1.

Введение

2

-




2

2

6

2.

Раздел 1. Организационно-правовые формы предприятий

2

-




2

4

8

3.

Раздел 2. Предприятия геологоразведочной и горнодобывающей отраслей

2

2




-

10

14

4.

Раздел 3. Составление проектов на геологоразведочные работы и разработку месторождения.

2

2




2

-

6

5.

Раздел 4. Комплексная оценка деятельности предприятия.

2

2




-

24

28

6.

Раздел 5. Ценообразование в геолого-разведочной и горнодобывающих отраслях.

2

2




-

24

28

7.

Раздел 6. Макроэкономические предпосылки инвестиционной политики.

2

2




-

14

18




Итого

14

10




6

78

108

Л – Лекции; ПЗ – Практические занятия; ЛЗ – Лабораторные занятия; С – Семинары;

СРС – Самостоятельная работа студентов.


6. Лабораторный практикум

В программе курса лабораторный практикум – не предусмотрен.


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ

Трудо-емкость

(час.)


1.




Этапы и стадии производственного процесса на ГРР. Внешнеэкономическая деятельность России на мировых рынках минерального сырья (Семинар)

2

2.

1

Организационно-правовые формы геологических предприятий (Семинар)

2

3.

2

Состав имущества предприятия, структура, особенности состава и структуры горных и геологических предприятий (Практическое занятие)

2

4.

3

Составления проектов и сметно-финансовых расчетов на производство геологоразведочных и горных работ (Практическое занятие)
Организация геологоразведочного производства.

Основы горного производства. Способы и системы разработки месторождений (Семинар)


2

2



5.

4

Показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности. Рейтинговая оценка деятельности предприятия (Практическое занятие)

2

6.

5

Ценообразование в геологической и горно-добывающих отраслях. Расчет ценности месторождения и цен на продукцию горно-добывающих предприятий (Практическое занятие)

2

7.

6

Ценность ренты. Метод расчета рентабельности инвестиций. Методы оценки инвестиций. Методы определения денежных поступлений (Практическое занятие)

2


8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

В программе курса курсовые проекты (работы) – не предусмотрены.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература



  1. Карпова С.В. Международная экономика. Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: «Изд-во КноРус», 2010. 288 с.

  2. Любушин Н.П. Экономика организации. Учебник. Гриф УМО. - М.: «Изд-во КноРус», 2010.

  3. Микроэкономика. Теория и Российская практика. Учебник. Гриф Минобрнауки. Ред. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. - М.: «Изд-во КноРус», 2008. 618 с.

  4. Мяснянкина О.В., Преображенский Б.Г. Экономика предприятия. Учебное пособие. Гриф УМО. - М.: «Изд-во КноРус», 2009. 190 с.

  5. Никитина Н.К. Эффективность функционирования государственной системы лицензирования права пользования недрами в РФ.- М.: Геоинформмарк, 2009.

  6. Самарина В.П., Черезов Г.В., Карпов Э.А. Экономика организации. Учебное пособие. Гриф УМО. - М.: «Изд-во КноРус», 2010. 320 с.

  7. Семенов В. М. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2008

  8. Симунина Т.А. Экономика предприятия. Учебное пособие. Гриф УМО. Симунин Е.Н., Васильцов В.С. и др. - М.: «Изд-во КноРус», 2008. 256 с.

  9. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 528 с.

  10. Современная экономика. Учебное пособие. Ред. Мамедов О.Ю. – М.: «Изд-во КноРус», 2010. 320 с.

  11. Тарахуна Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. Учебник. Гриф УМО.- М.: «Изд-во КноРус», 2010. 320 с.

  12. Федченко А.А., Исеева Л.И., Лобов Н.М. Экономика предприятия: Сборник задач. – СПб.: СПГГИ, 2012. – 96 с.

  13. Фокина О.М., Соломка А.В. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие. Гриф УМО. - М.: «Изд-во КноРус», 2009. 228 с.

  14. Гуреева М.А. Основы экономики нефтяной и газовой промышленности: учебник / М.А. Гуреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.

  15. Планирование деятельности на предприятии: учебник для вузов / С.Н. Кукушкин [и др.]; под ред. С.Н. Кукушкина, В.Я. Позднякова, Е.С. Васильевой. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 350 с.

б) дополнительная литература

  1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010, 576 с.

  2. Веснин В.Р., Основы менеджмента. - СПб.: Проспект, 2010.

  3. Горшкова Л.А., Горбунова М.В. Основы управления организацией.: Практикум. - М.: КноРус, 2009.

  4. Друкер Питер, Макьярелло Джозеф А. Основы менеджмента: Учебник, -М.; Вильямс, 2010, 704 с.

  5. Еремин Н. И., Дергачев А. Л. Экономика минерального сырья. Учебник для вузов.-М.: Изд. Бератор, 2007.

  6. Котлер Ф., Келлер Л. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2007, 816 с.

  7. Певзнер М.Е. Горное право: учебник.- М.: Изд-во МГГУ, 2006.

  8. Моссаковский Я.В. Экономика горной промышленности: Учебник для вузов. – 2-е изд., стер. / Я.В. Моссаковский. – М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006.

  9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: Элит, 2004.

  10. Попова Г.В. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010.

  11. Рожков И.М., Ларионова И.А., Пятецкая А.В. Экономика предприятия с расширенным использованием финансовых моделей. М.: -МИСИС, 2004. – 302 с.

  12. Романенко И.А. Экономика предприятия: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2007.

  13. Уварин Н.Л. Оценка эффективности инвестиционного проекта на основе критерия ‘ЧДД “. –М: Изд-во МГГУ, 2007.

  14. Уткина С.И. Экономика горного предприятия: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003.

  15. Юкаева В.С. Менеджмент. Краткий курс. - М.: Дашков и Ко, 2010.

в) программное обеспечение

Программное обеспечение - MS Word, MS Excel, «Альт-Инвест»

г) информационно-справочные и поисковые системы

Информационно-справочные и поисковые системы, базы данных – «Гарант», «Кодекс», «КонсультатнтПлюс»


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В программе курса материально-техническое обеспечение – персональные компьютеры, мультимедийное оборудование экономического факультета для презентации лекционного материала.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение всего курса на практических занятиях в виде защиты отчетов по каждой теме.

Итоговый контроль успеваемости осуществляется в виде сдачи экзамена.

Особенности проведения занятий

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий. Основной целью практических занятий по данной дисциплине является закрепление теоретического материала на конкретных примерах.

Изучение дисциплины предусматривает выполнение домашних заданий, которые как вид самостоятельной работы студентов позволят решить следующие задачи:

- приобщить магистров к научно-исследовательской работе и привить им навыки этой работы;

- привить магистрам навыки практической работы, умение применить на практике полученные по дисциплине знания, производить аналитические расчеты, формулировать заключение по полученным результатам и осуществлять прогнозирование экономических показателей на будущие периоды;

- углубить и закрепить знания, полученные в ходе обучения;

- подготовит магистров к выполнению более сложной задачи – написанию магистерской диссертации.

Изучение дисциплины предполагает самостоятельную работу студентов в виде подготовки к практическим и семинарским занятиям, а также домашней работы.

Формы контроля и формирование итоговой оценки

Процесс обучения предполагает применение контроля знаний студентов в следующих формах:

- Текущий контроль;

- Итоговый контроль.



Текущий контроль подразумевает согласно учебному плану проведение практических и семинарских занятий, домашних заданий по соответствующей тематике.

Итоговым контролем является экзамен, который проводится по завершению изучения дисциплины. Экзамен оценивается по 60 балльной системе.

Таким образом, максимальное количество баллов, набранных магистрами при изучении дисциплины, составляет:

- по текущему контролю – 40 баллов;

- по итоговому контролю (экзамену) – 60 баллов.



Итоговая результирующая оценка учитывает все формы контроля и рассчитывается следующим образом. Рассчитывается коэффициент результативности изучения дисциплины:



где Р – результирующая оценка по 10 балльной шкале; З – сумма баллов, полученных за решение домашнего задания (текущий контроль); И – сумма баллов по результатам итогового контроля.
Полученная оценка интерпретируется следующим образом:

0, 1, 2, 3 – “неудовлетворительно”;

4,5 – “удовлетворительно”;

6,7 – “хорошо”;



8,9,10 – “отлично”.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница