Рабочая программа учебной дисциплины История Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин



Скачать 369,11 Kb.
страница1/2
Дата16.09.2017
Размер369,11 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Нурлатский аграрный техникум



Согласовано

Заместитель директора по НМР


____________ И.Р.Зайцева

«____»__________20___г.






Утверждаю

Заместитель директора по УР


______________ С.В Исаева

«____»_________20___г.



Рабочая программа учебной дисциплины

История


Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № __

От «___» ___________ 20__ г.
Председатель ПЦК ___________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям: 262019 Конструирование, моделирование и технология швейного изделия; 110809 Механизация сельского хозяйства. Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Нурлатский аграрный техникум». Разработчик: Ваструшкин Петр Васильевич, преподаватель. Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла, протокол№__от«____»__________201_г. Председатель предметно-цикловой комиссии:______________
СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 18





1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«История»

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 262 019 Конструирование, моделирование и технология швейного изделия; 110809 Механизация сельского хозяйства.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:




лабораторные работы



практические занятия

16

контрольные работы



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины История

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные направления

и процессы политического

и экономического развития ведущих государств, ключевых регионов мира

на рубеже XXXXI веков




24




Введение

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и основное содержание дисциплины

Проблемы экономического, политического, общественного и культурного развития различных государств и регионов мира на рубеже XX – XXI веков. Распад СССР и международные последствия саморазрушения СССР. США – единственная сверхдержава мира. Перегруппировка стран в глобальном масштабе. Формирование ЕС и СНГ. Экономический рост Китая. Расширение НАТО. Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии и конфликты в Таджикистане, Закавказье, Молдавии. Изменение международных позиций России



1




























Тема 1.1.

Экономическая

и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков

Содержание учебного материала

2

1

Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX – XXI веков

Понятие глобализации как формирования всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, информации. Возникновение ТНК и ТНБ. Структурные изменения в экономике большинства стран мира. Новая система международного разделения труда, миграция рабочей силы. Интеграционные процессы и создание политических и экономических союзов различных государств, международных органов и организаций. Значение информационной революции в формировании постиндустриального общества. Антиглобализм как составная часть глобализации



2






















Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление таблицы: «Интеграционные процессы в конце 80-х – начале 1990-х годов (формирование АТЭС, МЕРКОСУР, заключение Маастрихтского договора, образование НАФТА, создание СНГ)»

1

2

3

4

Тема 1.2.

Лидирующее положение США и стран Западной Европы в мировом экономическом

и политическом развитии

Содержание учебного материала

2




1

США и страны Западной Европы: политическое и экономическое развитие

США – единственная наиболее могущественная сверхдержава в мире. Концепция «расширения демократии». Политические системы европейских и американских государств. Политический курс стран Запада: неоконсерватизм и христианский демократизм. Социал-демократия. Структура экономики стран Америки и Западной Европы



1

2

Интеграционные процессы Евроатлантической цивилизации

НАФТА. Развитие интеграции стран Европы в 1990-е годы: Маастрихтские соглашения и образование Европейского Союза. Сроки, направления и проблемы расширения ЕС. Военно-политическое сотрудничество: НАТО, ОБСЕ, Североатлантическая ассамблея. Экономические отношения России с ЕС и США, состояние и перспективы



2

1




























Тема 1.3.

Россия и страны СНГ

в период после распада Советского Союза. Экономика и политика

Содержание учебного материала

2

1

Практическое занятие. Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика

Интеграционные процессы бывших республик СССР: Беловежское соглашение и создание СНГ. Экономическое сотрудничество – ЕврАзЭС. Военно-политическое сотрудничество – ОДКБ. Образование Союзного государства Беларуси и России. Сближение бывших республик СССР со странами Запада – ГУАМ. Политические режимы бывших советских республик: демократизация, авторитарные режимы. «Цветные революции» на Украине, в Кыргызстане и Грузии. Социально-экономическое развитие России и стран СНГ. Итоги социально-экономического развития за 90-е годы. Перспективы продолжения реформ. Эволюция постсоветского пространства с 2010 по 2020 год. Роль России на постсоветском пространстве



2






















Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление таблицы: «Распад СССР: что приобрела и что потеряла новая Россия»




1

2

3

4

Тема 1.4.

Страны Юго-Восточной Азии на рубеже

XX – XXI веков

Содержание учебного материала

2




1

Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX – XXI веков

Феномен японского «экономического чуда». Китайская модель развития: рыночные реформы Дэн Сяопина и их результаты. Сбалансированность как главный принцип внешней политики Китая. Индия. Либеральные реформы М. Сингха. Общие черты социально-экономического развития стран Юго-Восточной Азии и их место в мировом хозяйстве. АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран»: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам. Экономические отношения России со странами Юго-Восточной Азии. ШОС. ЕврАзЭС. Состояние и перспективы. АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран»: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам. Экономические отношения России со странами Юго-Восточной Азии. ШОС. ЕврАзЭС. Состояние и перспективы



2




























Тема 1.5.

Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков

Содержание учебного материала

2

1

Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX – XXI веков

География «Ближнего Востока». Ближний Восток – переплетение мировых цивилизаций и узловой пункт социально-экономических противоречий. Арабо-израильский конфликт. Модернизация стран Ближнего Востока в конце XX века. Авторитарные режимы стран Ближнего Востока, попытки демократизации: Иран, Ирак, Египет. Проблемы интеграции на Ближнем Востоке. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Лига арабских государств



2




























Тема 1.6.

Основные процессы

и направления

в развитии стран Латинской Америки

Содержание учебного материала

2

1

Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки

Поражение диктаторских режимов в 1980-е годы в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили). Усиление левых сил в начале 21 века в странах Южной Америки. Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский Союз) и военный блок (ЮСО)



2




























1

2

3

4

Тема 1.7.

Актуальные проблемы интеграции России

в мировую экономическую систему

Содержание учебного материала

2




1

Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему

Экономическое положение России в конце XX - первом десятилетии XXI века. Конкурентоспособность российской экономики. Перспективы развития и модернизации экономики РФ. Проблемы вступления России в ВТО. Создание Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии. Сотрудничество России с Китаем, странами Юго-Восточной Азии, Европы и Америки. Состояние и перспективы



1

2

Практическое занятие. «Модернизация экономики России как условие национальной безопасности государства»

Основные направления модернизации экономики России в Послании Президента Д.А. Медведева. Наука и инновационный бизнес как основа модернизации экономики России. Роль государства в регулировании российской экономики. Обеспечение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке в условиях глобализации. Необходимость развития малого бизнеса



2

2




























Раздел 2.

Сущность и причины локальных, региональных

и межгосударственных конфликтов на рубеже XX – XXI веков




14

Тема 2.1.

Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР

Содержание учебного материала

2

1

Практическое занятие. Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР

Сущность и типология международных конфликтов в условиях противоборства США и СССР и их изменение после распада Советского Союза. Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии, конфликты в сербском крае Косово, участие в нем НАТО. Гражданские конфликты в Македонии и Афганистане



1






















Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовить сообщение по теме: «Отношения России и НАТО после распада СССР»




1

2

3

4

Тема 2.2.

Вооруженные межгосударственные

и межэтнические конфликты

на Африканском континенте и Ближнем Востоке

Содержание учебного материала

2




1

Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке

Война в Персидском Заливе: вторжение иракских войск в Кувейт, военная операция «Буря в пустыне». Мирное урегулирование ближневосточного конфликта: международная конференция 1990г. и соглашение о взаимном признании Израиля и ООП. Временное соглашение 1995 года и усиление деятельности экстремистских организаций. План «Дорожная карта». Конфронтация «Фатх» и «Хамас». Курдский вопрос в Турции и Иране



1




























Тема 2.3.

Война США и НАТО

в Афганистане и Ираке

Содержание учебного материала

2

1

Практическое занятие. Война США и НАТО в Афганистане и Ираке

Война в Афганистане 2001 г. – по настоящее время. Предыстория. Цели войны: свержение режима Талибов, освобождение территории Афганистана от талибов, пленение и суд над Бен Ладеном и его сообщниками по Аль-Каиде. Международные силы, вовлеченные в войну. Война и производство героина в Афганистане. Бесперспективность военных действий США и НАТО

Война США в Ираке с 2003 по 2010 годы. Предыстория. Американские обвинения против Ирака. Цели войны. Захват нефтяных полей Ирака. Результаты американского вторжения в Ирак. Состав антииракской коалиции. Вывод американских войск из Ирака 2010 г. Американское присутствие в Ираке остается


2




























Тема 2.4.

Межнациональные

и конфессиональные конфликты в странах Запада

Содержание учебного материала

2

1

Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада

Проблемы этнических меньшинств в странах Западной Европы. Противоречие между валлонами и фламандцами, корсиканцами во Франции. Образование Ирландской республиканской армии (ИРА) в Северной Ирландии, террористической организации «Баскония и свобода» в Испании. Требования автономии со стороны Уэльса и отделение от Соединенного Королевства Великобритании со стороны Шотландии. Попытка Квебека, провинции Канады, добиться создания самостоятельного государства. Расовые конфликты в США. Причины конфликтов, меры устранения, последствия



1




























1

2

3

4

Тема 2.5.

Этнические

и межнациональные конфликты в России

и странах СНГ в конце

XX – в начале XXI века

Содержание учебного материала

2




1

Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ (к. XX – н. XXI в.)

Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики, непризнанного независимого государства. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Чеченская война в России. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Аджарии, суверенитеты Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии в 2009 году



2






















Самостоятельная работа обучающихся

2

Составление таблицы: «Анализ международных конфликтов в конце XX – начале XXI века: причины, участники, способы урегулирования»




Раздел 3.

Назначение и основные направления деятельности международных организаций




18

Тема 3.1.

ООН – важнейший международный институт

по поддержанию

и укреплению мира

Содержание учебного материала

2

1

Практическое занятие. ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира

ООН: история возникновения. Устав ООН – фундамент современного международного права. Структура ООН. Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международный Суд. Межправительственные организации в «семье» ООН: МВФ, МБРР, МАГАТЭ. Новая роль ООН после распада СССР. Необходимость модернизации ООН



2

2

Практическое занятие. «ООН – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира»

Роль ООН в современных международных отношениях: полномочия ООН в мировой политике. Назначение ООН после распада СССР. Критика ООН и предложения ее реформирования. «Большая восьмерка» («G-8») и НАТО как конкуренты ООН



2

3




























1

2

3

4

Тема 3.2.

НАТО – военно-политическая организация Североатлантики

Содержание учебного материала

2




1

НАТО – военно-политическая организация Североатлантики

НАТО: история возникновения, участники. Североатлантический совет – высшая политическая инстанция НАТО. Расширение НАТО в 1990-2000-е годы. Интервенции НАТО на Балканах. Россия и НАТО: соглашение 1997 года, создание органа «Совет России – НАТО»



2
















Самостоятельная работа обучающихся.




Подготовить сообщение по теме: «Американские обвинения против Сирии».

2

Тема 3.3.

ЕС как высшая форма экономической

и политической интеграции европейских государств

Содержание учебного материала

2

1

ЕС как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств

ЕС: предыстория европейской интеграции, Шенгенская конвенция 1990 г. Маастрихтские соглашения: экономический и политический союз европейских стран. Структура ЕС. Направления деятельности ЕС: создание валютного союза, сотрудничество в сфере внешней политики (ЗЕС, Амстердамский договор). Расширение ЕС: копенгагенские критерии. Проект европейской конституции, Лиссабонский договор



2




























Тема 3.4.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Содержание учебного материала

2

1

Практическое занятие. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Возникновение СНГ: участники, принятие устава. Подписание договора о коллективной безопасности, создание ОДКБ. Формирование союзного государства России и Белоруссии. Российско-украинский договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Создание ГУУАМ. Договор об образовании Евразийского экономического сообщества. Участие России и азиатских республик на постсоветском пространстве в создании ШОС



2







3













Самостоятельная работа обучающихся:

2

Определение роли России на постсоветском пространстве (конспект).




1

2

3

4

Тема 3.5.

Международное взаимодействие народов

и государств

в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий

Содержание учебного материала

2




1

Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий

Однополярный или многополюсный мир. Активизация сотрудничества стран и регионализация как реакция на утверждение США в роли единственной сверхдержавы. Глобализация и рост взаимозависимости стран мира. Новые субъекты международного общения. Перспективы становления нового миропорядка. Глобальные угрозы в XXI веке. Неравномерность развития стран Севера и Юга как причина возможных конфликтов. Проблема международного терроризма и пути борьбы с ним



2
















Самостоятельная работа.




Подготовить сообщение по теме: «Глобальные угрозы в 21 веке».

2

Раздел 4.

Роль науки, культуры

и религии в сохранении

и укреплении национальных

и государственных традиций




8

Тема 4.1.

Общественные науки

и их роль в развитии человечества

Содержание учебного материала

2

1

Общественные науки и их роль в развитии человечества

Период постнеклассической науки. Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод. Тенденция к взаимодействию между различными науками. Концепция глобальной эволюции. Понимание места человека в мире. Принципы постнеклассической научной картины мира



2




























Тема 4.2.

Церковь и гражданское общество в конце

XX – начале XXI века

Содержание учебного материала

2

1

Практическое занятие. Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века

Развитие гражданского общества и разнообразие общественных организаций. Постматериальные ценности – основа развития гражданского общества. Роль религии в современном обществе. Многообразие религий и единство человечества. Экуменизм. Религиозный экстремизм. Возрождение религии в постсоветской России



3




























1

2

3

4

Тема 4.3.

Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей

в современном мире

Содержание учебного материала

2




1

Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире

Постмодернизм – новая культурная эпоха, ее мировоззренческие установки (М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Рорти). Центральная проблема постмодернизма – проблема языка и концепция знака. Постмодерн в искусстве. Универсализация, или вестернизация культуры. СМИ и массовая культура. Развитие национальных культур. Культурные традиции России



2







3













Самостоятельная работа обучающихся

2

Творческое задание: сочинение на тему «Культурные традиции современной России»














Всего: максимальное/аудиторное/практическое

64/48/16

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал