Рабочая Программа учебной дисциплины м в. 05 Активные методы обучения в старшей школе Трудоемкость



Скачать 196,4 Kb.
Дата23.10.2016
Размер196,4 Kb.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан физико-математического факультета
____________ А.Н. Макаренко

«____»_____________20___ г.



рабочая Программа учебной дисциплины
М.2.В.05

Активные методы обучения в старшей школе
Трудоемкость (в зачетных единицах) - 3
Направление: 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Физическое образование
Степень (квалификация) выпускника: магистр

1. Цели изучения дисциплины

Целью дисциплины является ознакомление магистрантов с активными методами обучения физике в старшей школе, формирование профессиональных умений активизации познавательной деятельности в процессе обучения.

Задачи изучения дисциплины:

  • познакомить магистрантов со способами активизации познавательной деятельности на уроках физики и в процессе внеурочной деятельности;

  • освоить приемы активизации познавательной деятельности на уроках физики в старшей школе;

  • включить магистрантов в творческую деятельность по разработке методики активизации познавательной деятельности учащихся.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

Данная учебная дисциплина входит в состав профессионального цикла ФГОС ВПО в его вариативную часть по направлению 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа – Физическое образование, степень (квалификация) – магистр.

Знания, полученные при изучении курса, используются при изучении ряда дисциплин таких как «Инновационные технологии в преподавании физики» и «Инновационные процессы в образовании».
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения дисциплины магистрант должен:



знать:

  • особенности построения познавательной деятельности учащихся в старшей школе;

  • основные приемы, применяемые при активизации познавательной деятельности на уроках физики;

уметь:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся старших классов на уроках физики;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся старших классов во внеурочной деятельности.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):



  • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

  • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования (ПК-15);

  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).



4. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы и виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего 108

2

Аудиторные занятия

24

(в т.ч. в интерак. форме - 14)



24

(в т.ч. в интерак. форме - 14)



Лекции

-

-

Практические занятия

24

24

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

Другие виды аудиторных работ

-

-

Другие виды работ

-

-

Самостоятельная работа

84

84

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Формы текущего контроля

-

-

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

-

Зачет


5. Содержание учебной дисциплины

5.1. Разделы учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самост.

работа

ВСЕГО

Лекции

Практ.

(семинары)

Лабор. работы

В т.ч. интерак. формы обучения

(не менее 40 %)



Роль деятельности в развитии субъекта в процессе обучения. Развитие теории деятельности в философии и психологии.

1

-

1

-

-

4



Познавательная деятельность учащихся.

1

-

1

-

1

4



Деятельностная модель обучения школьников. Организация совместной деятельности учащихся в процессе обучения физике.

1

-

1

-

1

4



Моделирование системы заданий, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

1

-

1

-

1

4



Проблемный метод обучения физике.

2

-

2

-

1

6



Исследовательский метод обучения.

2

-

2

-

1

6



Некоторые технологии активного обучения: критическое мышление, дебаты.

2

-

2

-

1

6



Элективные курсы деятельностной направленности.

2

-

2

-

1

6



Приемы активизации учащихся при решении задач.

2

-

2

-

1

4



Приемы активизации учащихся при изучении нового материала.

2

-

2

-

1

4



Приемы активизации учащихся при обобщении материала темы.

1

-

1

-

1

4



Организация проектной внеурочной деятельности учащихся.

1

-

1

-

1

6



Организация физического практикума на элективных курсах.

1

-

1

-

-

4



Экскурсии как средство активизации учащихся и профориентации.

1

-

1

-

1

4



Компьютерные технологии как средство активизации учащихся.

1

-

1

-

-

4



Организация самостоятельной работы учащихся.

1

-

1

-

-

4



Игровые технологии в обучении физике.

1

-

1

-

2

4



Систематизация методов, технологий, приемов активизации познавательной деятельности учащихся старших классов.

1

-

1

-

-

6




Итого:

24/

0,7 зач. ед.

-

24

-

14/ 58 %

84


5.2. Содержание разделов дисциплины

  1. Роль деятельности в развитии субъекта обучения. Идеи развития теории деятельности в философии (Г. Гегель, И. Кант). Основоположники культурно-исторической теории деятельности Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

  2. Познавательная деятельность учащихся. Исследования П.Я. Гальперина, И.А. Зимней.

  3. Деятельностная модель обучения школьников. Деятельностное планирование учебного материала. Организация совместной деятельности при изучении нового материала, при обобщении материала.

  4. Моделирование системы заданий, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Типы заданий. Построение деятельности в соответствии с типом задания.

  5. Проблемный метод обучения физике. Основоположники метода. Развитие метода в современный период обучения.

  6. Исследовательский метод обучения. Цель применения метода, результаты. Построение деятельности учащихся на уроке-исследовании.

  7. Некоторые технологии активного обучения: критическое мышление, дебаты. Компетенции как способы оценки результатов обучения.

  8. Элективные курсы деятельностной направленности. Разноуровневый практикум по развитию информационной, исследовательской компетенций учащихся.

  9. Приемы активизации учащихся при решении задач. Наглядность. Эксперимент. Совместное решение задач.

  10. Приемы активизации учащихся при изучении нового материала. Работа с физическим текстом. Подготовка сообщений, докладов. Самостоятельная постановка опытов.

  11. Приемы активизации учащихся при обобщении материала темы. Способы обобщения. Применение конспектов. Использование компьютерных презентаций.

  12. Организация проектной внеурочной деятельности учащихся. Типы проектов. Этапы подготовки проекта. Результаты проектной деятельности и их оценка.

  13. Обучение основам исследовательской деятельности на элективных курсах. Разработка программы курса. Обучение измерению, описанию проведению эксперимента. Обучение формированию гипотез.

  14. Экскурсии как средство активизации учащихся и профориентации. Обучающая экскурсия и методика ее организации. Разработка экскурсий на промышленные объекты и в учебные заведения.

  15. Компьютерные технологии как средство активизации учащихся. Использование видео фильмов, компьютерных программ при изучении нового материала, решении задач, выполнении физического практикума.

  16. Организация самостоятельной работы учащихся. Подготовка докладов, демонстраций, компьютерных лабораторных работ.

  17. Игровые технологии в обучении физике. Значение игр в развитии субъекта. Типы игр. Методика проведения уроков с использование дидактических игр.

  18. Систематизация методов, технологий, приемов активизации познавательной деятельности учащихся старших классов. Анализ результативности их применения.


5.3. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:

1. Румбешта, Е.А. , Альникова Т.В. Теория и методика обучения физике. Современные технологии в обучении физике: Учебно-методическое пособие. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. – 176с.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Румбешта, Е.А. Моделирование системы физического эксперимента как средства подготовки учащихся по физике в основной школе: Монография. Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – 248с.

  2. Власова, А.А., Румбешта Е.А. Теория и методика обучения физике. Организация обучающих экскурсий по физике : Учебно-методическое пособие. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2006. – 108 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Интернет-ресурсы не предусмотрены.


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов



Роль деятельности в развитии субъекта в процессе обучения. Развитие теории деятельности в философии и психологии.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Познавательная деятельность учащихся.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Деятельностная модель обучения школьников. Организация совместной деятельности учащихся в процессе обучения физике.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Моделирование системы заданий, активизирующих познавательную деятельность учащихся.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Проблемный метод обучения физике.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Исследовательский метод обучения.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Некоторые технологии активного обучения: критическое мышление, дебаты.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Элективные курсы деятельностной направленности.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Приемы активизации учащихся при решении задач.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Приемы активизации учащихся при изучении нового материала.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Приемы активизации учащихся при обобщении материала темы.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Организация проектной внеурочной деятельности учащихся.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Организация физического практикума на элективных курсах.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Экскурсии как средство активизации учащихся и профориентации.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Компьютерные технологии как средство активизации учащихся.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Организация самостоятельной работы учащихся.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Игровые технологии в обучении физике.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран



Систематизация методов, технологий, приемов активизации познавательной деятельности учащихся старших классов.

Слайды

Компьютер, видеопроектор, экран


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

При проведении данного курса необходимо:



  • организовать самостоятельное изучение магистрантами теоретического материала с использованием периодической печати;

  • организовать самостоятельную разработку магистрантами способов использования средств активизации познавательной деятельности учащихся на практике;

  • использовать групповое взаимодействие для активизации творческой методической работы магистрантов.


7.2. Методические рекомендации для студентов

При подготовке к семинарам:



  • дополнять содержание курса собственными заметками;

  • при подготовке материалов формулировать вопросы, требующие разъяснения;

На семинарских занятиях:

  • активно участвовать в разработке методических рекомендаций;

  • широко использовать опыт собственного преподавания.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

8.1. Тематика рефератов

Рефераты не предусмотрены.


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы

Для каждого магистранта приготовлены индивидуальные задания.


8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

Вопросы возникают во время проведения занятий.


8.4. Примеры тестов

По данному курсу тесты не предусмотрены.




    1. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету)

  1. Значение теории деятельности в развитии субъекта.

  2. Философские разработки в теории деятельности.

  3. Идеи культурно-исторической теории деятельности в психологии.

  4. Деятельностный подход к обучению физики в современной школе.

  5. Типы деятельностных заданий. Примеры практического применения заданий в обучении физике.

  6. Исследовательский метод в обучении.

  7. Технология критического мышления.

  8. Технология дебаты на уроках физики.

  9. Приемы активизации учащихся при решении физических задач Примеры использования приемов.

  10. Разработка элективных курсов деятельностной направленности.


8.6. Темы для написания курсовой работы

По данному курсу курсовые работы не предусмотрены.


8.7. Формы контроля самостоятельной работы

Для контроля самостоятельной работы обучающихся используются формы: дискуссия, доклад с презентацией.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:
доктор педагог. наук, профессор кафедры общей физики ____________ Е.А. Румбешта
Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры общей физики

протокол № ____ от ____________ 20___ года.


Зав. кафедрой ____________ В.Г. Тютерев
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией физико-математического факультета

протокол № ____ от ____________ 20___ года.


Председатель методической комиссии

физико-математического факультета ____________ З.А. Скрипко






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница