Рабочая программа учебной дисциплины «теория организации» Направление подготовки



Скачать 144,96 Kb.
Дата12.07.2017
Размер144,96 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Международный факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления



УТВЕРЖДАЮ


Декан международного

факультета управления

______________П.Ф.Тарасенко

__________________ 201____ г.



Рабочая программа учебной дисциплины

«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

Направление подготовки:

081100 - «Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки:

Информационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении;
Управление персоналом государственной и муниципальной службы;
Коммуникации в государственном и муниципальном управлении;
Региональное управление


Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная, заочная

Томск 2013



  1. Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория организации» являются получение знаний в области организационных систем, позволяющих осуществлять исследование существующих и проектирование новых организаций.


Термином "Теория организации" в настоящее время обозначают обширную область деятельности в обществе, связанную с управлением любой организацией. Целью теории организации является создание условий для того, чтобы все сотрудники организации, с учетом различия их личностных особенностей и интересов, стремились максимально реализовывать цели (миссию) организации в целом.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1.Гуманитарный, социологический и экономический цикл, вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки – 081100 Государственное и муниципальное управление.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в ходе изучения курсов: «Теории управления»; «Социология»; «Психология»; «Введение в специальность».
Полученные в результате изучения курса «Теория организации» компетенции являются необходимыми для прохождения производственной практики, для изучения курсов: «Методы принятия управленческих решений», «Основы управления персоналом», «Управление проектами», «Планирование и проектирование организации».
Для изучения курса студент должен:

Знать:

  • концепции менеджмента (теории управления);

  • факторы эффективности управления;

  • основные понятия, функции и методы социологии и психологии;

  • закономерности и этапы эволюции управленческой мысли;

  • основные категории и понятия менеджмента;

  • основные принципы организации и функционирования социальных систем.


Уметь:

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе.


Владеть:

  • навыками мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы управления социальными системами;

  • навыками публичной речи.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО код – 081100 Государственное и муниципальное управление.


а) общекультурные (ОК):

      • стремлением работать на благо общества (ОК-1);

      • знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);


б) профессиональные (ПК):

      • знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

      • способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

      • умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39).

В результате освоения дисциплины студент должен:


Знать:

Уметь:

  • готовить отчет по проектному заданию;

  • готовить презентацию к докладу;

  • публично выступать с докладом.

Владеть:

  • навыками исследовать конкретную организацию.



4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
4.1 Структура учебной дисциплины




Раздел учебной

дисциплины

Семестр

Номер семестра

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу обучающихся
и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практика

Самостоятельная работа студентов

1

Понятие организации

4




4

4

8



2

Классификация организаций

4




6

6

10

Доклады по разделам проекта

3

Организация как открытая система

4




4

4

12

Доклады по разделам проекта

4

Организация взаимодействия в аппарате управления

4




8

10

12

Доклады по разделам проекта

5

Новое в типах организаций

4




4

4

12

Доклады по разделам проекта


ИТОГО







26

28

54





4.2 Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Понятие организации

Природа и сущность организации. Признаки социальной организации. Наличие цели, разделение труда, наличие системы управления. Место теории организации в системе научных знаний. История теории организации.


Тема 2. Классификация организаций

Классификация организаций по особенностям решаемых задач. Классификация деловых организаций по назначению. По правовому статусу. Корпоративные и индивидуалистские организации. Естественные и искусственные организации. Унитарные и плюралистические организации. Механистические и органические организации. Традиционные, дивизиональные и матричные организации. Проблемы матричных структур.


Тема 3. Организация как открытая система

Внешняя и внутренняя среда организации. Ситуационные факторы. SWOT-анализ. Состав, структура и функции организации. Жизненный цикл организации. Реижиниринг бизнеса.


Тема 4. Организация взаимодействия в аппарате управления

Делегирование; обязанность; ответственность; полномочия; власть; линейные полномочия; штабные полномочия; цепь команд; единоначалие; норма управляемости; степень централизации.

Формальные и неформальные организации; изменчивость организации. Уровни организации, охват управления. Факторы, влияющие на число подчиненных. Распределение полномочий, власти и ответственности. Юридические формы организации, различных размеров и видов деятельности. Совмещение разных структур в организации. Принципы создания подразделений (основания деления: количественное, повременное, функциональное, территориальное, по типам потребителей, по технике и технологиям, по производимым продуктам). Типы оргструктур: иерархические, линейные, линейно-штабные, функциональные, линейно-функциональные, матричные, многомерные, сетевые, дивизиональные, мультиноды Бира; структурные методы совмещения иерархии и демократии; согласования целей подсистем с целью системы, личных и групповых устремлений. Проблемы проектирования организации; идеализированное проектирование; учет ограничений.
Тема 5. Новое в типах организаций

Информационное общество. Эдхократические организации. Многомерные организации. Партисипативные организации. Ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.



5. Образовательные технологии
Предусмотрено использование в учебном процессе изучение студентами положений теории организации. В процессе самостоятельной работы (реализация проекта) студенты активно консультируются с преподавателем по вопросам реализации проекта для получения умения и навыков управления социальными системами.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Задание на самостоятельную работу - проект «Реинжиниринг бизнес-процессов в организации».

Текст стандарта ГОСТ Р 9001-2008.

Методические материалы по моделированию и реинжинирингу бизнес процессов.

Международный стандарт SA 8000.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: тестирование.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену:


  1. Понятие организации. Эффект организации – эмерджентный эффект.

  2. Теория организации – раздел теории управления. Специфика управления организацией.

  3. История теории социальных организаций.

  4. Социальная организация как система. Проявление свойств систем в организациях. Границы организации.

  5. Состав, структура, функции организации. Формальные и неформальные организации. Уровни и охват менеджмента. Распределение власти, полномочий и ответственности. Принципы создания подразделений.

  6. Типы организационных структур (иерархические, адаптивные).

  7. Типы организационных структур управления.

  8. Проблемы проектирования организации.

  9. Делегирование полномочий как: децентрализация управления, средство экономии времени менеджера, форма мотивации подчиненных, форма объединения индивидуальных интересов вокруг общей цели.

  10. Признаки недостаточности делегирования; ошибки делегирования.

  11. Какие функции не следует делегировать.

  12. Информационное общество и новое в типах организации.

  13. Эдхократические организации.

  14. Многомерные организации.

  15. Партисипативные организации.

  16. Организации, ориентированные на рынок.

  17. Организации предпринимательского типа.


Рейтинг

Оценка за экзамен выставляется по результатам экзаменационного теста.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература


  1. Мильнер Б.З. Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. / Б.З. Мильнер – М.: ИНФРА-М, 2006. – 720 с. – (Высшее образование) – всего 49 экз.

  2. Виханский О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И.Наумов – М.: Экономистъ, 2008 – 669c. – всего 49 экз.

  3. Веснин В.Р. Основы мененджмента / В.Р. Веснин: М.: Высшая школа. – 2010. – 306с. – всего 13 экз.

  4. Мескон, Майкл Х. Основы менеджмента: [пер.с англ.] / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури М. [и др.]: Вильямс, 2009. – 702 с. – всего 20 экз. разных лет переиздания.


б) дополнительная литература


  1. Акофф Рассел Л. Менеджмент в ХХI веке (Преобразование корпорации) / Пер. с англ. - Томск: Изд-во Том. ун-та. – 2006. – 418 с. -\

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000344720

  1. Акофф Рассел Л., Магiдсон Джейсон, Эдiсон Герберт Дж. Iдеалiзоване проектирования / Пер. с англ. - Днiпропетровськ: Баланс Бизнес Букс. – 2007. – 320 с. - http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000391957


в) программное обеспечение и Internet-ресурсы

  1. http://www.ich.tsu.ru

  2. http://www.ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал

  3. http://www.informika.ru


д) задание на проект (в электронном виде)

    1. Текст задания на проект;

    2. Руководство по качеству Томского государственного университета. 2010;

    3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008;

    4. IDEF0 - описание стандарта;

    5. Конспект екций по IDEF0;

    6. IDEF 3.70 программа;

    7. IDEF0 инструкция по работе с программой..

В распоряжении преподавателей и обучающихся имеются Интернет-ресурсы, доступ к полнотекстовым электронным базам, книжный фонд (3,8 млн. экземпляров) Научной библиотеки Томского университета.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля): аппаратура для демонстрации компьютерных презентаций на лекциях. Оргтехника для тиражирования заданий практических занятий. Доступ к Internet-сети во время самостоятельной подготовки.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление.

Автор: Владимир.Феликсович Тарасенко
Рецензент : д.пед.н., доцент, и.о. зав. кафедрой ГМУ Лариса Германовна Смышляева
Программа одобрена на заседании методической комиссии МФУ от ________ года,

протокол № __






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница