Рабочая программа учебной дисциплины в. Дв 1 история методики преподавания математики



Скачать 165,29 Kb.
Дата08.09.2017
Размер165,29 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан физико-

математического факультета

_____________ А.Н. Макаренко

«___»______________ 2014 года

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  2. Б1.В.ДВ.1.1 иСТОРИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) – 9

Код и наименование направления: 44.06.01 Образование и педагогические науки
Профиль подготовки: 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (в математике; уровни общего и высшего профессионального образования)
Квалификация (степень) выпускника: Исследователь. Преподаватель-исследователь
1. Цели изучения дисциплины

Цель дисциплины – развитие диалектичности мышления путем формирования умений видеть разные подходы к решению одной и той же проблемы, вычленять положительный опыт ее решения.

Задачи дисциплины: познакомить аспирантов с историей методики преподавания; с основными этапами ее развития; сформировать умение проводить сравнительный анализ различных подходов к решению одной и той же методической проблемы; сформировать умение выявлять положительный опыт преподавания математики с точки зрения поставленной проблемы исследования и современных психолого-педагогических подходов.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина относится к разделу вариативной части Блока 1 ООП (дисциплины по выбору. Дисциплина формирует основы системы знаний, закладывающих методологическую основу знаний в области методики преподавания математики, содержательно связана с дисциплиной «Теория и методика обучения и воспитания (в математике, уровни общего и высшего профессионального образования)». Учебная дисциплина базируется на таких гуманитарных учебных дисциплинах высшего образования, как философия, дидактика, психология и педагогика, что также подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.

Содержание дисциплины является основой для научно-исследовательской работы аспиранта и последующего прохождения педагогической практики.
3. Требования к уровню освоения программы

В результате изучения дисциплины у обучающихся должны быть сформированы



универсальные компетенции:

– способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);



общепрофессиональные компетенции:

– владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2);

– способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);

профессиональные компетенции:

– готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении (ПК-2);

– способность к разработке основных образовательных программ в области методики преподавания математики (ПК-4).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

– знать различные периоды в развитии отечественного и зарубежного школьного математического образования;

– понимать основные тенденции преобразования школьного математического образования на современном этапе его развития;

– уметь сравнивать и обобщать методический опыт с определенной точки зрения.
4. Общая трудоемкость дисциплины 9 зачетных единиц и виды учебной работы


              1. Вид учебной работы




Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом) (час)



Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)



Всего 324 часа

4 семестр

5 семестр

Аудиторные занятия:

14

6

8

Лекции

6

6




Практические занятия

8




8

Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ (экзамен)










Другие виды работ:

310

102

208

Самостоятельная работа

310

102

208

Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчетно-графические работы










Формы текущего контроля










Формы промежуточной аттестации (в соответствии с учебным планом)




зачет

зачет


5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час)

Всего

Лекции

Практические (семинары)

Лабораторные

1

Основные периоды в развитии отечественного школьного математического образования

2

2







50

2

Состояние методики преподавания математики в конце XIX – начале XX веков

2

2







50

3

Основные тенденции преобразования математического образования на современном этапе

4

2

2




50

4

Зарубежный опыт преподавания математики в школе

2




2




50

5

Методика проведения анализа опыта преподавания, конструирования содержания образования

2




2




60

6

Роль исследований К.Ф. Лебединцева, А.Н. Киселева, С.Е. Гурьева, В.Л. Гончарова, Е.С. Березанской и др. в развитии дидактики математики

2




2




50




Итого:

14

6

8




310


5.2. Содержание разделов дисциплины

1. Основные периоды в развитии отечественного школьного математического образования

Период создания первых светских школ. Особенности преподавания школьной математики в конце XVIII – начале XIX веков. Характеристика международной традиционной системы математического образования XIX века. Международное движение за реформу математического образования. Психология математического образования – новая тенденция в отборе его содержания.



2. Состояние методики преподавания математики в конце XIX – начале XX веков

Знакомство с основными направлениями модернизации математического образования в указанный период в России. Выявление авторов, составляющих «золотой фонд» отечественной методики математики. I и II Международные математические конгрессы. Работа Международной комиссии по реформе математического образования.



3. Основные тенденции преобразования математического образования на современном этапе

Международная комиссия ЮНЕСКО по образованию для XXI века. Основные психолого-педагогические исследования, определяющие подходы к выбору и конструированию содержания математического образования (В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, М.А. Холодная, П.Я. Гальперин, П.М. Эрдниев и др.).



4. Зарубежный опыт преподавания математики в школе

Анализ основных направлений развития математического образования в зарубежных школах. Обзор исследований, выполняемых в международном сообществе: «Психология математического образования»



5. Методика проведения анализа опыта преподавания, консультирования содержания образования

Методика создания рефератов, рецензий, научных статей, обзоров литературных источников. Проведение сравнительного анализа различных исследований по выбранной проблеме. Использование теории критического мышления при проведении педагогических исследований.



6. Роль исследований К.Ф. Лебединцева, А.Н. Киселева, С.Е. Гурьева, В.Л. Гончарова, Е.С. Березанской и др. в развитии дидактики математики

Анализ исследований ученых, которые внесли значительный вклад в историю методики преподавания математики с точки зрения современных психологических теорий построения содержания математического образования.


5.3. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.




6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература:

  1. Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий / М.А. Чошанов. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 239 с.


6.2. Дополнительная литература:

  1. Гельфман, Э.Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная. – С-Пб.: Питер, 2006. – 384 с.

  2. Колмагоров, А.Н. Математика в ее историческом развитии / А.Н. Колмагоров. – М: Наука, 1991.

  3. Колягин, Ю.М. Русская школа и математическое образование / Ю.М. Колягин. – М., 2001.

  4. Ланков, А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математики: Пособие для учителя / А.В. Ланков. – М.: Учпедгиз, 1951.

  5. Метельский, Н.В. Очерки истории методики. К вопросу о реформе преподавания математики в средней школе / Н.В. Метельский. – Минск: «Вышэйшая школа», 1968.

  6. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования: учебное пособие для вузов / И. С. Якиманская. - М.: Академия, 2004.

  7. Гнеденко, Б.В. Математика и математическое образование в современном мире / Б.В. Гнеденко. – М: Просвещение, 1985.

  8. Хинчин, А.Я. Педагогические статьи: вопросы преподавания математики / А.Я. Хинчин. – М: КомКнига, 2006.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины используются:

– раздаточный материал для изучения лекционного материала;

– учебный материал в электронном виде;

– контрольные программы по курсу для подготовки к сдаче итоговой аттестации.

При изучении дисциплины используются материалы следующих сайтов:

http://www.exponenta.ru (Образовательный математический сайт);

http://www.allmath.ru (Математический интернет-портал «Вся математика»);

http://www.libserv.tspu.edu.ru (Сайт научной библиотеки ТГПУ);

http://www.knigafund.ru (Сайт ЭБС «КнигаФонд»);

http://www.gumer.info/ (Библиотека гуманитарных наук «Гумер»);

www.book-portal.info (Портал Электронных Книг).


6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

п/п


Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения



Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Методика проведения анализа опыта преподавания, конструирования содержания образования

Набор электронных презентаций

Специализированная аудитория (оснащение: мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, акустическая система, интерактивная доска)

2

Роль исследований К.Ф. Лебединцева, А.Н. Киселева, С.Е. Гурьева, В.Л. Гончарова, Е.С. Березанской и др. в развитии дидактики математики

Набор электронных презентаций

Специализированная аудитория (оснащение: мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, акустическая система, интерактивная доска)

3

Основные тенденции преобразования образования на современном этапе развития математического образования

Набор электронных презентаций, электронный образовательный ресурс «Компетентность. Инициатива. Творчество»

Специализированная аудитория (оснащение: мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, акустическая система, интерактивная доска)


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации преподавателю

Данная дисциплина играет важную роль в развитии обучающихся, так как она должна создавать условия для формирования умений анализировать и обобщать опыт преподавания школьной математики с точки зрения современных подходов к математическому образованию; для конструирования учебных текстов по математике на основе сравнения различных точек зрения по вопросам преподавания основных тем школьного курса математики. Данные цели предполагают, что преподаватель сможет организовать работу магистров с первоисточниками, с современными учебно-методическими комплектами.

Основными методами работы на практических занятиях могут стать следующие: проблемные дискуссии, исследовательская деятельность, презентации (рекламы) результатов деятельности методистов, групповая работа по составлению, опознанию различных текстов с точки зрения психодидактики и создания текстов.
7.2. Методические рекомендации для обучающихся

Дисциплина «История методики преподавания математики» может помочь обучающимся в формировании собственной позиции по отношению к выбору содержания математического образования, методов и форм работы на уроке математики благодаря глубокому анализу ретроспективы и перспективы дидактики математики. Желательно на занятиях и во время самостоятельной работы уделить внимание текстам из истории методики математики, выступить с 1-2 презентациями о деятельности методистов, которые внесли вклад в развитие школьного математического образования. Важно научиться распознавать и сопоставлять учебные тексты с разными функциями, выполняемыми в рамках психодидактики. Такая работа будет способствовать формированию умения конструировать современные учебные тексты.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации аспирантов

8.1. Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Изучите биографию А.П. Киселева и его основные работы. Проанализируйте раздел книги А.П. Киселева «Систематический курс арифметики: «Приведение дробей к общему знаменателю». Анализируя различные современные учебники, подберите задания, которые учили бы школьников опознавать различные случаи приведения дробей к общему знаменателю.

2. Перечислите основные требования к содержанию образования, направленного на формирование метакогнитивного опыта учащихся. Выделите положительный опыт конструирования такого содержания, используя исследования К.Ф. Лебединцева, А.П. Киселева, А.Я. Хинчина и др.

3. Изучите труды К.Ф. Лебединцева. Выделите направление его педагогической деятельности, которые могут быть использованы при организации современного математического образования.

4. Изучите введение правила сложения положительных и отрицательных чисел в книге К.Ф. Лебединцева «Курс алгебры для средних учебных заведений». Какой способ выбран автором? Сравните его с теми, которые предложены в ныне действующих учебниках.

5. В работе «Понятие числа в средней школе» А.Я. Хинчин поднимает вопрос о подходе к решению задач, в которых используются проценты. Подберите систему заданий, чтобы учащиеся увидели связь между решением

задач, в которых используются проценты, и задачами на нахождение части от числа по его части.

6. Прочтите работу А.Я. Хинчина «О формализме в школьном преподавании математики». Какие проблемы, с вашей точки зрения, имеют место и в сегодняшней практике преподавания? Какие бы вы предложили пути их решения?

7. Познакомьтесь с работой Л.В. Гончарова «Начальная алгебра». Изучите раздел «Общие повторительные упражнения». Составьте реферат на тему «Разные подходы к организации повторения». Какой из них реализован в рассматриваемой книге?

8. Изучите требования к организации познавательной деятельности учащихся по усвоению понятий. Изучите положительный опыт учета этих требований в различных учебниках и учебных пособиях.

9. Прочтите документы, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта. Выделите основные блоки универсальных учебных действий. Приведите примеры учебных текстов, которые способствуют формированию УУД.

10. Сравните любые два УМК по теме «Решение неравенств второй степени» с точки зрения создания условий для формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.


8.2. Вопросы для самопроверки, обсуждений, дискуссий

1. На первом съезде преподавателей математики К.Ф. Лебединцев был инициатором рассмотрения проблемы о последовательности изучения обыкновенных и десятичных дробей. Прочтите выступление К.Ф. Лебединцева, проанализируйте различные учебники 5-6 класса. Какая принята в них последовательность изучения? В чем преимущества и недостатки каждой из них?

2. В работе Е.В. Юрченко «Живая методика математики» говорится об индивидуализации обучения на уроках математики и предлагается использовать задания с «изюминкой». Например, при изучении темы «Действия над степенями» такими заданиями могут быть следующие:


  • Какой цифрой оканчивается число 20092010?

  • Что больше: 3400 или 4300?

  • Какое самое большое число можно записать с помощью цифр 2, 4, 8, используя каждую цифру только один раз?

  • Доказать, что число 1917 + 2123 делится на 10.

Проанализируйте учебники разных лет и подберите такие задания по одной из тем школьного курса математики.

3. Подготовьте рекламу методической деятельности одного из методичстов, вошедших в историю методики преподавания математики и защитите ее.


8.3. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к зачету

1. Цели Федерального государственного образовательного стандарта и пути их реализации.

2. Реализация познавательных универсальных учебных действий в одном из УМК.

3. Реализация умений планировать учебную деятельность в УМК «Математика. Психология. Интеллект».

4. Формирование умения контролировать учебную деятельность в истории методики преподавания математики.

5. Проблема индивидуализации обучения математике в истории методики обучения математике.

6. Роль А.П. Киселева в развитии методики преподавания математики.

7. А.Я. Хинчин о роли математики в воспитании обучаемых.

8. Охарактеризуйте УМК, выполненный под руководством А.Г. Мордковича.

9. Особенности книги «Начальная алгебра».

10. Наследие К.Ф. Лебединцева в современных условиях развития школьного математического образования.

11. Охарактеризуйте УМК, подготовленный под руководством М.И. Башмакова.

12. Охарактеризуйте работы Е.С. Березанской. Какова их роль для развития методики обучения математике.

13. Состояние методики преподавания математики в конце XIX – начале XX века.

14. Особенности современного этапа развития математического образования.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259).
Рабочая программа учебной дисциплины составлена:
Д.п.н, профессор кафедры математики,

теории и методики обучения математике ___________________ Э.Г. Гельфман


К.п.н., доцент кафедры математики,

теории и методики обучения математике ___________________ Ю.К. Пенская

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры математики, теории и методики обучения математике, протокол №___ от ____________ 2014 года.
Зав. кафедрой ______________ Э.Г. Гельфман

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией физико-математического факультета, протокол № __ от ____________ 2014 года.


Председатель методической комиссии __________________ З.А. Скрипко



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница