Рабочая учебная программа дисциплины



Скачать 271,42 Kb.
Дата16.12.2017
Размер271,42 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

дисциплины Б3. ДВ2. Организационное проектирование


по направлению (специальности) 080200.62 Менеджмент
квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная

Уфа 2014
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Организационное проектирование» являются: обеспечить усвоение методологических основ, методических приемов и технологии проектирования системы управления организации.

Для реализации поставленной цели в процессе освоения учебной дисциплины «Организационное проектирование» решаются следующие задачи:

- изучение теоретических и методологических основ оргпроектирования и организационного развития системы управления;

- освоение понятийного аппарата, терминологии, определений и формулировок, используемых в современной практике организационного проектирования;

- выработка практических навыков сбора, обобщения, систематизации и анализа фактических данных об управленческих системах, их структуре, свойствах и законах развития в условиях рыночной экономики;

- изучение методических основ и практики внедрения инноваций.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Организационное проектирование» - Б3.ДВ2. относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент». Данная дисциплина изучается в течение 8 семестра. Итоговой формой контроля результатов освоения курса является экзамен.


3. Перечень формируемых компетенций

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных (ПК) компетенций –ПК – 2, 17, 18, 19, 35, 48, 50:

- способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК 18);

- способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

- умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);


- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- изучение теоретических и методологических основ оргпроектирования и организационного развития системы управления;



- основные понятия, термины, определения и формулировки, используемые в современной практике организационного проектирования;

- методы исследования и анализа систем управления;

- методы проектирования систем управления.

Уметь:


- планировать и организовывать проектные работы;

- формулировать задачи исследовательской работы;

- планировать и выбирать пути и методы их реализации;

- оценивать эффективность тех или иных методов исследования и проектирования для конкретного проекта;

- планировать и организовывать работу исследовательской группы;

- анализировать и обобщать первичные данные;

- выполнять экономические расчеты в данной области;

- составлять и вести проектную документацию;

- оценивать экономическую эффективность проектов и результатов их внедрения.

Владеть:

- методологией системного и ситуационного подходов в оргпроектировании;

- различными подходами решения оргпроектировочных задач;

- альтернативными вариантами организационного моделирования и проектировочного процесса.

5.Перечень и объем активных и интерактивных

форм учебных занятий

В процессе проведения дисциплины применяются следующие интерактивные формы занятий:

Лекция – визуализация – 8 часов (тема 1, 2, 3, 4).

Метод анализа практических ситуаций - 10 часов (тема 4, 5, 6, 9, 11).


6. Содержание дисциплины

Занятия по дисциплине предусматривается проведение на 4 курсе 8 семестрах.


6.1 Объем дисциплины и виды учебной работ
Таблица 1 - Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего (часов)

Распределение по семестрам (часов)

8 семестр



Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕ/часы)

4/144

4/144

Аудиторные занятия, всего в т.ч.

лекции (Л)

практические занятия (ПЗ)

семинары (С)

лабораторные работы (ЛР)

другие виды аудиторных занятий


24


36


24


36



Самостоятельная работа студента (СРС) в.т.ч. подготовка к семинарским и практическим занятиям

57

57

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

(27 часов)



Экзамен

(27 часов)





6.2 Разделы и темы дисциплины и их краткое содержание

Наименование разделов,

тем дисциплины



Содержание разделов,

тем дисциплины



Тема 1. Организация как объект исследования и проектирования

Понятие организации. Теория систем. Организационный процесс и его результаты. Концепции и подходы в изучение организации: М.Вебер, Т.Парсонс, А.И.Пригожин, Я.Щепанский. Типы организаций. Форма организаций. Цели организаций: внешняя и внутренняя цель. Цели и средства. Государство и корпорация как высшие типы организации. Функции и факторы деятельности организации. Социальная среда организации. Формальная и неформальная организации. Неформальные механизмы и образцы, их функции. Феномен самоорганизации. Бюрократия и бюрократизм.

Тема 2. Методология оргпроектирования и социальное проектирование


Научное и техническое проектирование. Проектирование в архитектуре и машиностроении. Проектирование систем управления. Новые виды проектирования. Социальное проектирование. Сущность проектирования. Проектирование как элемент цикла управления. Проектирование и реорганизация. Социальное конструирование и социальная инженерная методология оргпроектирования. Условия проектирования. Системный подход. Оргпроектирование как форма реализации социального прогноза. Методы проектирования: аналогия, матрица идей, вживание в роль, ассоциация, адаптация, реорганизация, мозговой штурм, метод синектики. Этапы и стадии проектирования: анализ потребности, формулировка цели, сбор информации, техническое задание, управленческое решение. Виды проектирования: проектирование новых производств и организаций, социальное проектирование городов. Результативность оргпроектирования. Оргпроект как документ. Планирование и организация проектных работ.

Тема 3. Понятие и цели проектирования организации


Понятие оргпроектирования. Организационная рационализация. Цели проектирования организации. Композиция. Структуризация. Регламентация. Ориентация. Организационный анализ. Графический профиль организации. Подходы к оргпроектированию. Содержание процесса проектирования. Требования к цели проектирования. Классификация целей: функциональная цель, цель-аналог, цель-развития. Проектирование организации и тип цели.

Тема 4. Оргпроектирование: факторы и результаты


Методы проектирования управленческих систем. Риски в процессе проектирования : модель Р.Бускирса. Критерии риска. Методы корректировки оргсистем: метод аналогий, экспертно-аналитический метод, структуризация целей, организационное моделирование, автоматизированные системы. Структура оргпроекта организации и нормативные документы. Методы проектирования оргструктур. Требования к оргпроекту. Проектирование организации труда. Научная организация труда.

Тема 5. Проектирование подсистем управления

Понятие информационной подсистемы управления. Информация и информационный подход в оргпроектировании. Структура информации. Информационный поток и его аспеты. Информационные технологии проектирования. Новые информационные технологии. Электронные и информационные технологии. Научная информация как технология оргпроектирования и принятия управленческого решения. Информационная обеспеченность СУ. Объем и качество переработки информации. Методы выявления проблем коммуникаций в системах управления. Методы построения информационно коммуникативных систем в организации. Технология проектирования эффективного информационного обмена в организации. Методика конструирования эффективной информационно - коммуникативной среды в организации. Уровень используемой информационной базы. Роль информации в достижении соответствия развития СУ и объекты управления. Проектирование технологической подсистемы управления. Понятие организации процесса проектирования. Понятие координации процесса исследования СУ. Организация и координация проектирования силами самой фирмы. Консультирование как форма исследования СУ. Организация как бюрократическая система. Организация как система. Организация как социальная технология. Организационная подсистема управления. Основные методы проектирования организационное подсистемы. Организационная структура аппарата управления. Показатели оргструктуры управляющей системы. Взаимодействие органов управления. Иерархическая структура организации. Функциональная структура организации. Оценка соответствия сложившегося типа структуры проектному и нормативному. Эволюция общества и проектирование оргструктуры. Понятие нормативной подсистемы управления. Соотношение нормативности и инновационности в проектировании систем. Место нормативной подсистемы в оргразвитии. Эффективность и нормативность в исследовании и проектировании СУ. Параметры эффективности. Формирование нормативных критериев выборы варианта решения. Применение системного анализа для контроля хода реализации проекта. Нормативное прогнозирование сроков разработки технических новшеств. Организация диагностического анализа в нормативной подсистеме управления. Типовые представления и типологический анализ как теоретико-методическая основа деятельность нормативной подсистемы управления.

Тема 6. Проектирование подсистемы организации труда персонала

Понятие организации труда персонала. Порядок учета выполнения работ. Условия труда. Содержательность работ. Анализ социальной подсистемы. Эргономическое проектирование. Понятие эргономического нормирования. Критерии психофизиологических возможностей человека. Методы определения утомления и напряженности труда. Физиологически и психологические методы определения функционального состояния. Активные методы снятия утомления. Методика измерения работоспособности. Определение времени и продолжительности перерывов и микроперерывов. Режим работы. Оптимизация трудовой деятельности. Эргономичность информации. Оптимизация предоставляемой информации. Организация рабочего места служащих. Нормы рабочего пространства. Особенности оптимизации деятельности человека при работе с видеотерминалом. Определение основных направлений и функций подсистемы управления персоналом. Разработка процедур планирования и мониторинга персонала. Определение требований к персоналу (профессиограммы). Разработка системы найма и отбора персонала. Разработка системы оценки персонала. Разработка системы обучения и продвижения персонала. Разработка систем оплаты и мотивации персонала.

Тема 7. Организационные изменения и их виды


Природа организационных изменений. Структурные изменения. Технология, задачи и люди. Управление изменениями. Меры эффективного проведения изменений: модель Л. Грейнера. Делегирование полномочий. Преодоление сопротивления переменам. Понятие организационного развития. Этапы организационных преобразований. Объекты организационных реформ. Причины сопротивления.

Тема 8. Управление инновациями в административной организации


Диагностическое исследование административного учреждения. Стратегия, человеческие ресурсы. Административная деятельность и ее эффективность. Культура организации и связи с общественностью. Инновации и реформирование государственной служба. Этапы реформирования. Пилотные схемы проведения реформы. Разработка дерева решений для инноваций. Управление нововведениями.

Тема 9. Методы оценки эффективности оргпроектирования


Методы комплексной оценки организационных проектов совершенствования системы управления организацией. Использование методов экономико-математического моделирования в оценке эффективности проектов совершенствования систем управления. Выбор оптимальных решений с учетом экономических, социальных и других критериев, ограничений по ресурсам, срокам. Расчет ожидаемых технико-экономических результатов совершенствования системы управления. Методы исследования и анализа систем документационного обеспечения управления.

Тема 10. Проблема исследования эффективности оргструктур


Эволюция-инволюция организаций в зависимости от внешних факторов. Факторы времени и пространства. Характеристики оргструктур в условиях социальной статики и социальной динамики. Проблема социальной адекватности организаций. Социальные технологии формирования оптимальных орг.структур.

Тема 11. Типологический анализ и оргпроектирование

Тип организации и социально-адекватное управление. Типология и дихотомический под ход. Критерии классификаций. Типология как совокупность эмпирических и логических черт. Типология и моделирование организаций: статиность и динамичность. Организация как энергоинфрмационная система. Человеческий фактор и информационный аспект. Внешняя среда и динамика организаций. Типы организаций: корпоративная, индивидуалистическая, закрытая, открытая, случайная и синхронная.

Тема 12. Параметры оптимизации деятельности оргструктур


Идентификационная модель для оптимизации деятельности оргструктур. Критерии, параметры, интегрирование признаки организаций. Основные параметры: нормативность, креативность, интегративность, дифференциальность, целостность. Степень и высота - как меры системы. Процессы концентрации и иррадиации. Иерархичность. Открытость системы. Адаптивность системы. Стабильность системы. Типологический подход .А.Овчарова к оргпроектированию.

Тема 13. Модели оргструктур.


Линейная оргструктура. Функциональная оргструктура. Линейно-штабная оргструктура. Дивизиональная оргструктура и ее разновидности. Стратегические бизнес-группы. Стратегические хозяйствующие центры. Проектная структура. Матричная структура и ее разновидности. Адаптивные структуры.

Тема 14. Методология проектирования: системный анализ


Системный подход: система, элемент, цель. Целеполагание и ценностные ориентиры. Классификация, таксономия, стратификация, типология. Системный анализ в исследовании управления. Структура и совместимость. Сложная система и ее свойства. Эмергентность. Декомпозиция. Синергические системы. Рефлекторные системы оргпроектирования. Нерефлекторные системы.

Тема 15. Методы социологического исследования в оргпроектировании


Человеческий фактор и роль социологический исследований. Классификация социологических исследований: по периоду проведения, внешние и внутренние, комплексные и целевые, функциональные, структурные, параметрические. Специфика социологического исследования анализ организации как целостной системы в ее динамике. Цель исследований. Диагностика типа организаций. Риски внешней среды. Социальные риски и оргпроектирования. Проектирование и социальные факторы. Ключевые социальные факторы в анализе организации. Формы социологических исследований: обследование внешней среды организации, наблюдение, изучение документов, экспертные оценки и анкетирование, построение сценариев развития, социальный эксперимент.

Тема 16. Частнонаучные методы оргпроектирования

Метод экспертных оценок. Корреляционный анализ. Факторный анализ. Детерминационный анализ. Латентно-структурный анализ. Статистика в оргпроектировании. Проективные методы исследования. Прогнозные и плановые ис следования.

Тема 17. Оргпроектирование и оргкультура


Понятие структура оргкультуры. Параметры культуры. Корпоративная и организационная культура. Функции культуры. Элементы культуры. Типы оргкультур. Национальны особенности оргкультур. Диагностика оргкультуры и ее учет в процессе оргпроектирования.

Тема 18. Социальная диагностика организации


Типовые представления в оргпроектировании. Кибернетические типовые представления и некибернетические. Основные требования к объему информации при типизации. Функциональная декомпозиция. Агрегатное представление. Типовые представления в социальной диагностике организации. Социальные факторы. Социальный портрет организации. Социальная диагностика и интегральный тип организации. Реальные и идеальные типы организации.


7. Перечень примерных контрольных вопросов заданий

для самостоятельной работы

1. Какие требования предъявляются к оргпроекту системы управления организацией?

2. Назовите основные объекты организационного проектирования

3. Какие основные этапы оргпроектирования вы знаете?

4. Сформулируйте основные критерии выбора методов исследования системы управления

5. Назовите основные группы методов проектирования системы управления.

6. Как можно использовать матричные методы для анализа технологии?

7. Что такое диагностика системы управления? Методы ее проведения.

8. Как использовать методы моделирования в оргпроектировании?

9. Использование материалов обследований для анализа организации управ ления.

10.Как использовать экспертные оценки в оргпроектировании?

11.Какие графические методы исследования и проектирования вы знаете?

12.Дайте классификацию статистических методов исследования. Какие статистические модели чаще всего используются?

13.Как распределить полномочия и ответственность в аппарате управления?

14.Назовите основные требования к рациональной оргструктуре.

15.Какие критерии при выборе варианта оценки оргпроекта могут быть использованы?

16.методы регламентации труда руководителей и специалистов.

17.Каково содержание положений о подразделении и должностных инструк ций?

18.Как можно снизить сопротивляемость персонала внедрению инноваций?

19.Назовите основные разделы технического задания на оргпроектирование.

20.Каковы особенности этапа внедрения оргпроекта?

21.Использование структурных средних (мода, медиана) в оргпроектировании.

22.Методика использования дисперсионного анализа в оргпроектировании.

23.Методика и организация проведения не сплошных выборочных наблюдений.

24.Использование средних величин в оргпроектировании. Виды средних величин.

25.Использование выборочных методов при проектировании управленческих процессов.

26.Область применения средней геометрической и средней гармонической при оргпроектировании.

27.Матричные методы и оргпроектировании.

28.Методы корреляционного аппарата в оргпроектировании?

29.Что такое мониторинг персонала?

30.Использование математико-статистических методов в оргпроектировании.

31.Аналитические методы в проектировании и исследовании системы управ ления.

32.Использование корреляционных моделей в оргпроектировании.

33.Оптимизация трудовых процессов в системе управления на базе психофизиологических исследований.

34.Анализ и проектирование организации рабочих мест на базе эргономических исследований.

35.Проектирование кадрового состава системы управления организацией.

36.Проектирование требований к кадрам системы управления.

37.Какие критерии оптимизации можно использовать при проектировании организации труда работников?

38.Оценка и проектирование условий труда в системе управления.

39.Анализ и проектирование документационного обеспечения системы управления.

40.Применение профессиограмм в оргпроектировании.

41.Сущность и функции нормирования труда.

42.Классификация затрат рабочего времени.

43.Классификация норм труда.

44.Классификация нормативных материалов.

45.Понятие и задачи обоснования норм труда.

46.Классификация методов исследования трудовых процессов.

47.Регламентация труда работников системы управления.

48.Типовые нормы времени. Область их применения.

49.Как используют нормы труда при распределении работ?

50.Методы исследования трудовых процессов работников аппарата управления.

51.Особенности нормирования труда работников сферы управления.

52.Единые нормы времени. Область их применения.

53.Фотография рабочего времени. Область применения и методика проведения.

54.Формы и методы комплексной регламентации труда работников аппарата управления.

55.Методика разработки нормативов численности.

56.Нормы соотношений и нормы управляемости.

57.Оптимизация численности работников аппарата управления на базе изучения и анализа их загрузки.



8. Виды самостоятельной работы

1. Подготовка к практическим занятиям.

2. Подготовка к экзамену.
9. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1.Цели проектирования организации.

2.Риски в процессе проектирования.

3.Проектирвоание и методы корректировки организационных систем.

4.Сущность социального проектирования.

5.Методология оргпроектирования.

6.Виды оргпроектирования.

7.Результативность оргпроектирования.

8.Концепции и подходы в изучении организации.

9.Типы организаций, их функции и факторы деятельности.

10.Система формальных и неформальных отношений в организации.

11.Бюрократия и бюрократизм.

12.Дисфункции бюрократии.

13.Мафия и бюрократия.

14.Организация как элемент социальной системы.

15.Типы и модели оргструктур.

16.Типология власти в организации.

17.Параметры оптимизации деятельности оргструктур.

18.Идентификационная модель организации.

19.Типы организаций: идентификационные модели.

20.Проблема исследования эффективности оргструктур.

21.История научного исследования проектирования оргструктур.

22.Организация как элемент глобального и локального сообщества.

23.Системный подход и системный анализ в проектировании.

24. Классификаций исследований в процессе оргпроектирования.

25.Частонаучные методы проектирования.

26.Оргпроектирование и целеполагание.

27.Прогнозные и плановые методы оргпроектирования.

28. Механизм проектирования организационных систем.

29.Принципы последовательности и параллельности в оргпроектировании.

30.Основные виды работ при создании оргсистем.

31.Специфика формирования оргсистем компаний, имеющих бизнес за рубежом.

32.Основные документы при регистрации компаний в РФ.

33.Приемы и этапы создания организаций в РФ.

34.Методы социологического исследования в оргпроектировании.

35.Анализ и интерпретация социологической информации.

36.Метод эксперимента в оргпроектировании.

37.Экспертные методы исследования и проектирования.

38.Статистика в оргпроектировании.

39.Проективные методы в оргпроектировании.

40.Социологические исследования в оргпроектировании.

41.Типодиагностика организаций.

42.Диагностика оргкультуры.

43.Организационный проект и его структура.

44.Проектирование организации труда.

45.Тиологический анализ и оргпроектирование.

46.Модели оргструктур: бюрократическая и диалектическая организация.

47.Механический и органический типы структур.

48.Корпоративная и индивидуалистическая организация.

49.Закрытая/открытая и синхронная/случайная типы организаций.


10. Распределение часов дисциплины по темам и видам работ
10.1 Тематический план лекционных занятий

п/п


Наименование лекций

Объем, час

6 семестр

1

Тема 1. Организация как объект исследования и проектирования

2

2

Тема 2. Методология оргпроектирования и социальное проектирование

2

3

Тема 3. Понятие и цели проектирования организации

2

4

Тема 4. Оргпроектирование: факторы и результаты

2

5

Тема 5. Проектирование подсистем управления

2

6

Тема 6. Проектирование подсистемы организации труда персонала

2

7

Тема 7. Организационные изменения и их виды

2

8

Тема 9. Методы оценки эффективности оргпроектирования

2

9

Тема 11. Типологический анализ и оргпроектирование

2

10

Тема 12. Параметры оптимизации деятельности оргструктур

2

11

Тема 13. Модели оргструктур.

2

12

Тема 14. Методология проектирования: системный анализ

2

ИТОГО__36____10.3_Тематический_план_самостоятельной_работы_студентов'>ИТОГО__24___10.2_Тематический_план_практических_занятий'>ИТОГО

24


10.2 Тематический план практических занятий

п/п


Наименование лекций

Объем, час

6 семестр

1

Тема 1. Организация как объект исследования и проектирования

2

2

Тема 2. Методология оргпроектирования и социальное проектирование

2

3

Тема 3. Понятие и цели проектирования организации

2

4

Тема 4. Оргпроектирование: факторы и результаты

2

5

Тема 5. Проектирование подсистем управления

2

6

Тема 6. Проектирование подсистемы организации труда персонала

2

7

Тема 7. Организационные изменения и их виды

2

8

Тема 8. Управление инновациями в административной организации

2

9

Тема 9. Методы оценки эффективности оргпроектирования

2

10

Тема 10. Проблема исследования эффективности оргструктур

2

11

Тема 11. Типологический анализ и оргпроектирование

2

12

Тема 12. Параметры оптимизации деятельности оргструктур

2

13

Тема 13. Модели оргструктур.

2

14

Тема 14. Методология проектирования: системный анализ

2

15

Тема 15. Методы социологического исследования в оргпроектировании

2

16

Тема 16. Частнонаучные методы оргпроектирования

2

17

Тема 17. Оргпроектирование и оргкультура

2

18

Тема 18. Социальная диагностика организации

2

ИТОГО

36



10.3 Тематический план самостоятельной работы студентов

№п/п

Вид СРС (наименование задания, темы для СРС)

Формы контроля

Объем, час

6 семестр

1

Подготовка к практическим занятиям, изучение литературы

выступление на практическом занятии, устный опрос

57

2

Подготовка к зачет

зачет

27

ИТОГО

84


11. Формы контроля (текущего промежуточного и итогового)

В течение семестров, по ходу освоения учебного материала, знания студентов оцениваются в рамках текущего контроля в виде оценки устного выступления студента и качества его ответов по изучаемой теме.

Итоговый контроль осуществляется путем проведения экзамена.

12. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

п/п


Наименование литературы

Основная литература

1.

Баринов В.А. Организационное проектирование. Учебник (Гриф МО РФ). – Изд-во ИНФРА-М, 2012.

Дополнительная литература

1.

Джордж Дж.М. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов / Дж.М. Джордж, Г.Р. Джоунс ; пер. Е.А. Климов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 463с.

2.

Карташова Л.В. Организационное поведение : Учеб. / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 220с.

3.

Маршев В.И. История управленческой мысли: Учеб.для вузов.- М.:ИНФРА-М, 2012.-731с.

4.

Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение : Учеб.пособие / Е.Г. Молл. - М. : Финансы и статистика, 1999. - 160с.

5.

Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение : Учеб.пособие / Е.Г. Молл. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 160с.

6.

Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций.-М.; Новосибирск: ИНФРА-М:Сиб. соглашение,2004.-176с.

Интернет – ресурсы

1

www.consultant.ru

2

www.edu.consultant.ru

3

http:www. ed. gov.ru.

4

http:www.edukuban.ru.

5

http:www.rg.ru.

6

http:// www.lexed.ru/pravo/theory.

7

http: www.garant.ru

8

http://www.rg.ru



13. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования (учебная доска, экран для мультимедиа презентаций). Для проведения лекций используется мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций.



Для проведения практических занятий, а также организации самостоятельной работы студентов используется компьютерный класс ауд. 15, 16 с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет.

Реализация учебной программы обеспечивается доступом каждого студента к информационным ресурсам – институтскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал