Рабочая учебная программа по дисциплине м б 2 методология научной и проектной деятельности для направления 270100. 68 Архитектура



Скачать 263,91 Kb.
Дата31.08.2017
Размер263,91 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра философии



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

качеству образования – первый

проректор

________________А.Г. Иванов

«___» _______________ 2011 г.



Рабочая учебная программа по дисциплине
М 1.Б.1.2 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для направления 270100.68 Архитектура

Магистерская программа «Архитектура жилых и общественных зданий»
Степень выпускника – магистр

Форма обучения - очная

Краснодар 2011

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки 270100.68 – Архитектура, утверждённых приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 772 и примерной ООП

Рецензенты: Кожевников С.Б., доктор философских наук, профессор

Ковелина Т.А., доктор философских наук, профессор


Составитель – Ермоленко Г.А., доктор философских наук, профессор

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

философии «31» августа 2011 г., протокол № 1
Заведующий кафедрой _______________ Сидоров В.Г.,

профессор, доктор философских наук

Рабочая программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии

ФИСМО «12» сентября 2011 г., протокол № 1


Председатель Учебно-методической комиссии ФИСМО

профессор, доктор исторических наук ________________ Вартаньян Э.Г.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА




Семестр

Трудоем-

кость, час.

Лек-

ций,

час.

Практич.

занятий,

час.

Лаборат.

работ,

час.

СРС,

час.

Форма промежуточного

контроля

(экз./зачет)

1

72

8

24

-

40

зачёт

(2 час.)

2



















Итого

72

8

24

-

40

зачёт

(2 час.)

Разделы рабочей программы
1. Организационно-методический раздел

1.1 Цель и задачи курса

1.2 Требования к уровню подготовки

1.3. Коды формируемых компетенций


2. Содержание и структура дисциплины

2.1 Тематический план курса

2.2 Содержание курса
3. Материально-техническое обеспечение курса

4.1 Оборудование

4.2 Образовательные технологии
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1 Основная литература

4.2 Дополнительная литература
5. Формы промежуточного и итогового контроля

5.1 Примерная тематика рефератов

5.2 Итоговый зачёт (примерный перечень вопросов).
Приложение 1. Аннотация рабочей учебной программы


СОДЕРЖАНИЕ





  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Курс «Методология научной и проектной деятельности» направлен на формирование специальных практических навыков и освоение основ философской культуры. Круг проблем, рассматриваемых в этом курсе, выходит за пределы поверхностной характеристики средств и способов философского познания. Учитывая специфику философского метода, первостепенное значение приобретает выявление того, что обуславливает появление разнообразных методологических программ и сохранение при этом единства философского знания. Методология характеризуется как совокупность ключевых проблем, от особенностей решения которых зависит содержание методологических принципов и формирование концептуальных оснований философских теорий. Выявление общих методологических характеристик в различных когнитивных установках позволяет говорить о целостности и многогранности философской культуры.

К числу методологических проблем философии прежде всего относится определение её предмета. Особенности понимания предмета философии становятся своеобразными векторами философского познания, от них зависят не только изначальные планы и цели исследования, но и его потенциальные возможности. Методологической проблемой является определение самого понятия «метод». Это обусловливает формирование общей концептуальной схемы философского исследования. Например, если «метод» определяется как средство, инструмент, как то, что отвечает на вопросы как, каким образом , то неизбежной становится позитивистски ориентированная программа исследования. Если «метод» представляется как совокупность теоретических положений и отвечает на вопрос что, то программа исследования приобретает совершенно иную когнитивную окраску.

Она предполагает обнаружение специфики значения термина «метод» - выявление его значения в естественных науках и в ряде гуманитарных наук, имеющих собственное поле референции (истории, социологии, политологии и т.п.). Очевидной становится невозможность инструментальной характеристики философских методов, что в свою очередь накладывает отпечаток на методологические принципы и содержание концепции, так как новое знание прежде всего является новой методологией. Каждая философская концепция не только осуществляет свою интерпретацию предмета познания, но и предлагает методологическую программу – то, каким образом и в каком направлении можно развивать познание, каковы координаты познания. При этом важно, что отказываясь от инструменталистского понимания метода философия называет такими координатами ценностные установки учёного и концептуальный аппарат философского знания.

К числу ключевых методологических проблем относится проблема истины, так как возникшие в современной философии многочисленные подходы, определяющие понятие «истина» имеют, несомненно, как свои методологические следствия так и последствия. Ставшие уже традиционными, корреспондентная, когерентная и прагматическая концепции истины в чистом виде уже практически не встречаются в философских теориях. На смену им приходят или их более современные варианты (например, концепция истины А.Тарского – вариант корреспондентной теории истины) или же совершенно новые подходы (например, внутренний реализм Х.Патнэма).

Методологическое значение имеет изучение процессов вербализации и артикуляции философских идей - проблема языка. Прибегая к языковому выражению мысль подчиняется законам языка, фиксируется в языковых рамках, что обусловливает необходимость исследования выразительных возможностей языка философии. При этом роль языка в философии не исчерпывается функциями выразительности: язык определяет не только форму выражения мыли, но и содержание мысли. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования эпистемологического потенциала метафорических структур, присутствующих в философских текстах.

К числу методологических проблем относится и проблема рациональности. Современная попытка выйти за рамки абсолютистской и релятивистской концепций рациональности является методологической задачей, от решения которой зависит то, какой будет философия завтра. Названные проблемы (определение предмета и метода философии, формулирование концепции истины и рациональности, изучение языка философии) образуют содержание курса «Методология философского познания» и формируют методологический облик той или иной философской концепции.
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

  • способность корректно определять предмет семиотики, специфику различных ценностей и особенности их выражения в культуре;


  • знание истории возникновения семиотики и истории концепций символа;

  • знание условий и обстоятельств формирования современной теории ценностей, способность давать компетентную оценку аксиологическим концепциям ХХ века;

  • знание семиотических закономерностей искусства;

  • знание аксиологических принципов морального сознания;

  • знание современных концепций рациональности, понимание особенностей постмодернистской ситуации в культуре;

  • понимание значения творчества в истории культуры, видение тенденций художественного процесса;

  • знание особенностей моральной рефлексии, умение адекватно оценивать выразительные характеристики эстетических объектов;

  • умение определять сферы применения аксиологического дискурса и аксиологической методологии;

  • способность идентифицировать ценностный смысл явлений;

  • умение высказывать аргументированные оценочные суждения;

  • способность самостоятельно анализировать семиотические проблемы с использованием категориального аппарата философии;

  • знание специфики нравственной жизни и эстетической деятельности и их видов;

  • видение прикладного значения семиотических проблем.



Место дисциплины в структуре ООП:

Специальные требования и условия к исходным знаниям, умениям и компетенциям магистранта, необходимым для изучения дисциплины «Философские проблемы науки и техники», предполагают изучения ряда специальных дисциплин: визуальные коммуникации, дизайн проектирования, коммуникативный дизайн, коммуникативный дизайн проект.


В результате изучения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» студент должен освоить специальные знания и умения:
Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

    1. КОДЫ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК-

3 Свободно владеет русским и иностранными языками как средством делового общения.

Под компетенцией ОК-3 понимается  способность грамотно, стилистически и терминологически точно излагать результаты своих профессиональных занятий на русском и на основном  изучаемом иностранном языке применительно к разной ситуации и аудитории как с научными, так и с просветительскими целями.

ОК-

5 Способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные  решения.

Под компетенцией ОК-4 понимается  умение анализировать и оценивать  поставленные задачи,  находить новое и ответственное решение задач в сфере профессиональной деятельности,   давать оценку избранному способу действия.

ОК-

6 Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Под компетенцией ОК-5 понимается высокий уровень владения современными технологиями, в частности умение пользоваться в своей профессиональной деятельности разнообразными, в том числе электронными, носителями и источниками информации, владение основами компьютерной грамотности, способны помочь освоить дополнительные области знания и практической деятельности.

ОК-

9 Способен порождать новые идеи (креативен), адаптироваться к новым ситуациям, пересматривать накопленный опыт, анализировать свои возможности.

Под компетенцией ОК-6 понимается способность находить разнообразные формы и области применения полученных знаний и навыков, умение аккумулировать достигнутый культурный и образовательный уровень в решении поставленных задач,  стремление к творческому и профессиональному расширению и углублению поля своей научной и практической деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-

1 Способен к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований.

Под компетенцией ПК-1 понимается способность и готовность постоянно знакомиться с новыми публикациями в области филологического и общегуманитарного знания, оценивать их статус и качество, извлекать информацию, необходимую для реализации собственного исследования, проанализировать результаты применения новых знаний в своем исследовании.

ПК-

2 Владеет навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной  коммуникации с изложением аргументированных выводов.

Под компетенцией ПК-2 понимается способность проводить самостоятельное научное исследование в сфере современной русской литературы с учетом историко-литературного и социокультурного контекста.

ПК-

3 Владеет навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

Под компетенцией ПК-3 понимается способность критически воспринимать и анализировать публикации по профилю подготовки, в том числе новейшие и на иностранных языках, умение аргументированно изложить свою оценку публикации и мнение по затронутых в ней проблемам в письменном виде в формате научной статьи, рецензии или комментария.

 ПК-



4 Владеет навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовке и редактирования научных публикаций.

Под компетенцией ПК-4 понимается способность работать в коллективе, осознавать свою роль и значимость в рабочей группе, в срок исполнять свои обязанности и реализовывать проектные задачи, ориентироваться в общекультурном и научном контексте деятельности научно-исследовательского коллектива, постоянно повышать свой профессиональный уровень за счет профессиональной коммуникации с другими участниками рабочей группы.




ПК-

5 Умеет выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций.

Под компетенцией ПК-5 понимается способность правильно анализировать ситуации, возникающие при реализации профессиональных задач, находить направления и варианты для улучшения условий деятельности и более успешной реализации проектной деятельности, оценивать деятельность других участников проекта и внешних партнеров.

ПК-

6 Знает теории и владеет практическими навыками проектирования, конструирования и моделирования структуры и содержания образовательного процесса в филологии.

Под компетенцией ПК-6 понимается ответственное отношение к образовательному процессу во всех его аспектах, способность анализировать и оценивать качество образовательных услуг, предлагать инновационные приемы и методы обучения, форм контроля и оценки знаний, апеллировать к истории образования в области филологии, использовать накопленный опыт.

ПК-

7 Способен и готов к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов.

Под компетенцией ПК-7 понимается способность определить сферу и направления проектной деятельности, оценить контекст появления нового проекта, создать оригинальную концепцию проекта, разработать все уровни и аспекты проектной деятельности, собрать рабочую группу для реализации проекта, распределить обязанности и зоны ответственности между участниками проекта, найти источники финансирования, грамотно оформить заявку на предоставление финансирования, выполнить в срок обязательства перед спонсорами, составить отчетные документы по реализации проекта.

II. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА


2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Тема


Количество часов Лекции Семинары

  1. Природа философского метода и проектирование

2 2

2. Предмет методологии философского познания


2 2

3. Предмет философии как методологическая проблема


2 2

4. Методологические основания рациональности в классической философии


2 2

5. Проблематизация разума в философии на рубеже XIX – XX вв.


4

6. Методологические модели научной и философской рациональности


4

7. Концепции истины как методологические координаты в философии


2

8. Построение теоретических моделей в науке и философии


2

9. Язык философии


2

  1. Стилистические особенности философских текстов




2



    1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. Природа философского метода и проектирование




  1. Значение метода в философии.

  2. Понятие метода в античной и средневековой философии.

  3. Понятие метода в философии нового времени.

  4. Учение о методе Гегеля.

  5. Диалектико-материалистическая теория метода.

  6. Учение о метода Г.Риккерта и В.Виндельбанда.

  7. Проблема метода в эпистемологии П.Фейерабенда.

  8. Учение о методе в эпистемологии К.Поппера.

  9. Специфика философского метода.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Ленинград, 1988.

  2. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  3. Бэкон Ф. Новый органон. Ленинград, 1935.

  4. Декарт Р. Избр. произв. М., 1950.

  5. Гегель Г. Соч.: В 15 Т. Т.1. М., 1930.

  6. Гегель Г. Соч.: В 15 Т. Т.6. М., 1939.

  7. Бэрнал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

  8. Клаус Г. Сила слова. М., 1967.

  9. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

  10. Кузина Е.Б. Учение о методе в эпистемологии К.Поппера // Логико-методологические исследования / Отв. ред. А.А.Старченко. М., 1980.

  11. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

  12. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904.

  13. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

  14. Барт Р. Критика и истина // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С.319 – 374.

  15. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. М., 1996. С.365 – 375.

  16. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. С.24.

  17. Андреев И.Д. Проблемы логики и методологии. М., 1972.

  18. Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. М., 1983.

  19. Ивин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

  20. Проблема метода в современной буржуазной философии. М., 1986.

ТЕМА 2. Предмет методологии философского познания




  1. Понятие «методология». Разграничение значений понятий «метод» и «методология».

  2. Методологическая рефлексия в философии.

  3. Методология как стиль философского мышления.

  4. Основные методологические проблемы философии.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Андреев И.Д. Проблемы логики и методологии М., 1972.

  2. Андреев И.Д. Научная теория и методы познания. М., 1975.

  3. Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. М., 1983.

  4. Методологические проблемы теоретического познания. М., 1986.

  5. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М., 1985.

  6. Дорожкин А., Касьян А. Методологическое сознание и методологическая культура // Alma mater. 1991. № 4.

  7. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992.

ТЕМА 3. Предмет философии как методологическая проблема




  1. Понятие философии в эпоху античности и средневековья.

  2. Понятие философии в эпоху нового времени.

  3. Неметафизические определения философии (О.Конт, Дж.Милль и др.).

  4. Метафизические определения философии 2-ой половины XIX – XX вв. (В.Дильтей, Г.Риккерт, П.Рикёр, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, М.Мамардашвили).

  5. Философия как единство научного и вненаучного познания.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

  2. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С.14 – 15.

  3. Ортега-и-Гассет Х. Почему мы вновь пришли к философии? // Ортега-и-Гассет Х. Антология литературно-эстетической мысли. М., 1991. С.9 –39.

  4. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.327 – 345.

  5. Ойзерман Г.И. Философия как единство научного и вненаучного познания //Разум и экзистенция. СПб., 1999. С.35 – 44.

  6. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.

  7. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории её учений. Ленинград, 1982.

  8. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993. С.6 – 18.

  9. Анисов А.М. Концепция научной философии В.А.Смирнова // Философия науки. Вып.2. М., 1996. С.5 – 27.

ТЕМА 4. Методологические основания рациональности в классической философии




  1. Понятия «логос» и «рацио» как смыслообразующие формы рациональности.

  2. Принципы классического рационализма в философии Р.Декарта.

  3. Логико-онтологический рационализм Гегеля.

  4. Критика разума И.Кантом.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Автономова Н.С. Разум, рассудок, рациональность. М., 1988.

  2. Рутманис К.В. Генезис идей рациональности в философии // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.21 – 39.

  3. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М., 1985.

  4. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное в средневековой теории познания // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С. 40 – 55.

  5. Новиков А.А. Рациональность в её истоках и утратах // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995. С.30 – 55.

  6. Исторические типы рациональности. Т.2. М., 1996.

  7. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988.

  8. Швырев В.С. Рациональность в спектре её возможностей // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995. С. 7 – 29.

ТЕМА 5. Проблематизация разума в философии на рубеже XIXXX вв.




  1. Предпосылки расширения традиционных границ рациональности.

  2. Формальная концепция рациональности М.Вебера.

  3. Понятие «новый образ рациональности»: эстетический, этический и гносеологический компоненты.

  4. Рациональность как центральная тема Всемирных философских конгрессов второй половины XX в.

  5. Разумное в экзистенциальной философии К.Ясперса.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Автономова Н.С. В поисках новой рациональности // Вопросы философии. 1981. № 3.

  2. Автономова Н.С. Разум, рассудок, рациональности. М., 1988.

  3. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопросы философии. 1991. № 6.

  4. Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трёх всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.209 – 224.

  5. Стёпин В.С. Философская мысль на рубеже двух столетий // Философия и жизнь. Философия в современном мире (размышления советских философов о XVIII Всемирном философском конгрессе в Брайтоне). Вып. 11. М.:Знание, 1990.

  6. Касавин И.Т., Сокулер З.Д. Рациональность в познании и практике. М., 1989.

  7. Касавин И.Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.187 – 208.

  8. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М., 1985.

  9. Мудрагей Н.С. Рациональное – иррациональное: взаимодействие и противостояние // Исторические типы рациональности. Т.1. М.,1995. С. 71 – 87.

  10. Трубников Н.Н. Кризис европейского научного разума. Философия науки и философия жизни // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С. 143 – 170.

ТЕМА 6. Методологические модели научной и



философской рациональности


  1. Прагматико-функциональный и ценностно-гуманитарный подходы к проблеме рациональности.

  2. Методологические модели научной рациональности.

  3. Методологические модели философской рациональности.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.56 – 90.

  2. Гурвич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трёх всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.209 – 224.

  3. Апресян Р.Г. Нормативные модели моральной рациональности // Мораль и рациональность. М., 1995. С.94 – 119.

  4. Порус В.Н. Парадоксы научной рациональности и этики // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995. С. 317 – 335.

  5. Никитин Е.П. Спецрациональность // Исторические типы рациональности Т.1. М., 1995. С.56 – 70.

  6. Когнетивные аспекты научной рациональности. Фрунзе, 1989.

ТЕМА 7. Концепции истины как методологические



координаты в философии


  1. Понятие истины в философии. «Философия критериев».

  2. Критический метод К.Поппера.

  3. Предикаты истинности (гипотетичность предикатов истинности).

  4. Корреспондентная концепция истины.

  5. Когерентная концепция истины.

  6. Прагматическая концепция истины.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Никифоров А.Л. Понятие истины в философии науки XX в.// Проблема истины в современной западной философии науки. М., 1987. С.24 – 33.

  2. Селиванов Ф. Истина и заблуждение. М., 1972.

  3. Гарин И. Что такое истина и что такое заблуждение ? –М: Терра-Книжный клуб, 2001. – 750 с.

  4. Гончаров И.А. Практические основания истины в античном платонизме. - Сывтывкар: Сывтывкарский государственный университет, 1998. – 157 с.

  5. Догалаков А.Г. Истина как проблема научного познания. Монография. - Балашов: Изд-во Балашовского государственного педагогического университета, 1999. – 165 с.

  6. Копцева Н.П. Основные теории истины: историко-философские и религиоведческие очерки: Монография. – Красноярск: Изд. Центр Красноярского государственного университета, 2000. – 312 с.

  7. Кураев В.И., Лазарев Ф.В. Точность, истина и рост знания. М., 1988.

  8. Лукманова Р.Х. Проблема истины: Гносеологический и экзистенциальный аспекты: Автореф дис. канд наук: 09. 00. 01. Башкирский государственный университет. Уфа, 1995. – 28 с.

  9. Муравьёв Ю.А. Истина: история, теория, методология. – М: Прометей, 1994. – 192 с.

  10. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

  11. Патнэм Х. Как нельзя говорить о значении // Логика и методология науки. Структура и развитие науки. М., 1978. С. 396 – 418.

  12. Патнэм Х. Значение и референция // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1982. С. 377 – 390.

  13. Макеева Л.Б. Философия Х.Патнэма. М., 1996.

  14. Буржуазная философия XX в. / Под ред. Л.Н.Митрохина.

  15. Баранова Ю.П. Прагматическая концепция истины У.Джеймса. Автореф. дис. на соиск. учён. Степ. кан. Филос. наук: 09.00.03. Вильнюсский государственный университет им. Капсукаса. – Вильнюс, 1986. – 22 с.

  16. Канке В.А. Философия. М., 1996. С.186 – 189.

  17. Корнев Г.П. Идеонормативная концепция истины. Дис. док. Филос. наук: 09.00.01. Н.Новгород, 1997. – 410 с.

  18. Позер Х. Правила как формы мышления // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С.63 – 73.

  19. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т.2.

  20. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.

  21. Селиванов Ф. Истина и заблуждение. М., 1972.

  22. Кудрин А.К. Логика и истина. М., 1980.

  23. Родчанин Е.Г. Научное и художественное познание истины. Киев, 1982.

  24. Шарвадзе Б.А. В поисках уверенности вместе с Джоном Дьюи и без её обретения. Тбилисси, 1995. – 85 с.

  25. Хазиев В.С. Философское понятие истины: Дис докт. филос. наук: 09.00.01. – Уфа, 1993. – 312 с.

ТЕМА 8. Построение теоретических моделей в науке и философии




  1. Понятие «научная теория» в классической философии.

    1. Основные характеристики научных теорий.

    2. Этапы становления научной теории (роль гипотез).

    3. Истинность как свойство научной теории.

  2. Структура и функции теорий.

    1. Общая абстрактно-логическая структура терий.

    2. Виды теорий.

    3. Функции теорий.

  3. Критерии выбора научной теории.

  4. Внетеоретические средства теории.

    1. Ослабление познавательного статуса опытной проверки.

    2. Применение концептуальных средств в науке и философии.

    3. Специфика построения философских теоретических моделей.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Смирнов В.А. О логических отношениях между теориями. Язык, логика, теория // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. С.341 – 360.

  2. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и её объект. М., 1973.

  3. Кураев В.И., Лазарев Ф.В. Точность, истина и рост знания. М., 1988. С.108 – 130.

  4. Логика научного исследования. М., 1965.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

  6. Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М., 1996.

  7. Хакуз П.М. Проблемный анализ как направление изучения науки и философии. Екатеринбург, 1997.

  8. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978.

  9. Целищев В.В. Логика и язык научной теории. Новосибирск, 1982.

  10. Андреев И.Д. Научная теория и методы познания. М., 1975.

  11. Ворожцов В.П. Гносеологическая природа и методологическая функция научной теории. Новосибирск, 1990.

ТЕМА 9. Язык философии




  1. Понятие языка. Виды языков. Понятие «язык философии».

  2. Структура языка философии.

  3. Формирование философских понятий.

  4. Метафоры в языке философии.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Целищев В.В. Логика и язык научной теории. Новосибирск, 1982.

  2. Деррида Ж. Есть ли у философии свой язык.

  3. Анкин Д.В. К семиотике философии.

  4. Авоян Р.Г. Значение в языке. Философский анализ. М., 1985.

  5. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

  6. Поляков И.В. Проблема референции языка философии // Философские основания научной теории. Новосибирск, 1985. С.154 – 177.

  7. Брутян Г.А. Природа языка философии // Философские науки. 1976. № 1. С.24 – 30.

  8. Брутян Г.А. Концептуализация философского знания // Вопросы философии. 1980. № 11. С.87 – 95.

  9. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., 1981.

  10. Рябцева Н.К. Интеррогативность научного языка // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М., 1989. С.241 – 258.

  11. Петров В.В. От философии языка к философии сознания (Новые тенденции и их истоки) // Философия. Логика. Язык. М., 1987. С.3 – 17.

  12. Даммит М. Что такое теория значения? // Философия. Лгика. Язык. М., 1987. С. 127 – 212.

  13. Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 259 – 273.

  14. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры. М., 1990. С. 387 – 415.

ТЕМА 10. Стилистические особенности философских текстов.





  1. Понятие стиля. Виды стилей.

  2. Природа стиля в философствовании.

  3. Разновидности философских стилей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

  2. Парахонский Б.А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев, 1982.

  3. Стили в математике. Социокультурная философия математики. СПб., 1999.

III. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1 ОБОРУДОВАНИЕ

Для практических занятий необходим ноутбук с установленной программой Akrobat Reader 9.0 и проектор.


3.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация активных, инновационных образовательных технологий, которые способствуют развитию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся:

- интерактивных лекций;

- компьютерных стимуляций;

- анализу деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей;

- деловых и ролевых игр;

- психологических и иных тренингов;

- групповых дискуссий и проектов;

- обсуждению результатов работы студенческих исследовательских групп;

- участию в телеконференциях;



- иных технологий (в соответствии со спецификой программы подготовки).



IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Метаморфозы разума в европейской культуре/Рос.ин-т культурологи, О.К. Румянцев, М.Б.Туровский. М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 647 с.

  2. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик: из истории эпистемологии и философии наук. М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с.

  3. Спектр антропологических учений. Вып.3. М.: ИФ РАН, 2010. – 194 с.

  4. Стросон П.Ф. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики. Калининград: Из-во Рос. гос. ин-та им. И.Канта, 2009. – 327 с.

  5. Феномен человека в эволюции и динамике. М: ИФ РАН, 2009. – 287 с.

  6. Язык. Личность. Культура. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. – 461 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М., 2010.

  2. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 46 – 54.

  3. Черняк В.С. Ценностные аспекты коперниканской революции // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998. С. 214 – 237.

  4. Петров М.К. Научная революция XVII столетия (Обзор) // Методология историко-научных исследований. М., 1978.

  5. Катасонов В.Н. Методизм и прозрение. О границах декартовского методизма // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997. С. 84 – 101.

  6. Катасонов В.Н. Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техноки // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 27 – 40.

  7. Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1995.


5. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

5.1. ИТОГОВЫЙ ЗАЧЁТ (ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ)



  1. Предмет философии как методологическая проблема.

  2. Проблема демаркации философии и науки, философии и религии, философии и искусства.

  3. Понятие «логос» в древнегреческой философской традиции. Понятие «разум» в древнеримской философской традиции. Истоки рационализма.

  4. Принципы классического рационализма в философии Р.Декарта.

  5. Логико-онтологический рационализм Гегеля.

  6. Критика разума И.Кантом.

  7. Предпосылки расширения содержания классических границ рациональности.

  8. Формальная концепция рациональности М.Вебера.

  9. Содержание понятия «новый образ рациональности»: эстетические, этические и гносеологические компоненты.

  10. Проблема рациональности на Всемирных философских конгрессах второй половины XX века.

  11. Разум и экзистенция в философии К.Ясперса.

  12. Разум и проблема непознаваемости в философии К.Ясперса.

  13. Прагматико-функциональный и ценностно-гуманитарный подходы к проблеме рациональности.

  14. Методологические модели научной рациональности.

  15. Методологические модели философской рациональности.

  16. Методологическое значение понятия истины в философии.

  17. Понятие истины в «философии критериев».

  18. Критический метод К.Поппера.

  19. Гипотетичность предикатов истинности.

  20. Корреспондентная концепция истины.

  21. Когерентная концепция истины.

  22. Прагматическая концепция истины.

  23. Интерналистская концепция истины Х.Патнэма. «Внутренний реализм».

  24. Понятие «научная теория» в классической философии.

  25. Этапы становления научных теорий.

  26. Истинность как свойство научной теории.

  27. Общая абстрактно-логическая структура теории.

  28. Виды теорий. Функции теорий.

  29. Критерии выбора теории.

  30. Внетеоретические средства теорий.

  31. Специфика построения философских теоретических моделей.

  32. Понятия «язык». Виды языков. Понятие «язык философии».

  33. Структура языка философии.

  34. Формализация понятий в теоретических конструкциях.

  35. Метафоры в языке философии.

  36. Понятие «стиль». Природа философских стилей.

  37. Понятие метода в философии Р.Декарта.

  38. Понятие метода в философии Гегеля.

  39. Учение о методе в эпистемологии К.Поппера.

  40. Понятие метода в философии Г.Риккерта и В.Виндельбанда.

  41. Учение о методе П.Фейерабенда.

  42. Эпистемический потенциал метода в философском познании.

  43. Специфика философских методов.

  44. Применение в философии методов из других отраслей знания (логики, истории, лингвистики, математики).

  45. Понятие «методология». Специфика методологии философского познания.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 072500.68 Графический и коммуникативный дизайн




Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Методология научной и проектной деятельности»

Аннотация рабочей учебной программы
Дисциплина «Методология научной и проектной деятельности» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по магистерской программе «графический и коммуникативный дизайн». Дисциплина реализуется на факультете архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета (ФГБОУ ВПО «КубГУ») кафедрой философии.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-11 профессиональных компетенций ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13, ПК-15 выпускника. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с научной характеристикой знакового и символического многообразия языковых средств выразительности в рамках различных дискурсивных практик.

Методологические вопросы научной и проектной деятельности рассматриваются на материале культурной (Э. Тейлор, Фр. Фрезер, Дж. Леббок, Ю. Липперт), когнитивной (Ф. Лаунсбери, Х. Конхлин, С. Брунер), символической (К. Леви-Стросс, Э. Лич, В. Тэрнер) и социальной антропологии (М. Бейтс, Дж. Стюард, М. Салинс, М.Г. Левин, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров). Язык культуры рассматривается не только в контексте общих проблем символической деятельности. Культурные смыслы характеризуются сквозь призму логической и лингвистической семантики. Это актуализирует проблему понимания значений языка культуры и возможности описания одного языка средствами другого. Акцентировано изучаются семиотические концепции М.М. Бахтина, А.А. Потебни, Л.С. Выготского, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, В.Я. Проппа, М.А. Эйзенштейна, О.М. Фрейденберг, Д.С. Лихачёва, В.Н. Топорова, Ю.С. Степанова, П.Г. Богатырёва.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: практические занятия и самостоятельную работу студента. Все практические занятия включают в себя элементы интерактивных образовательных технологий: доклады и эссе с использованием презентации, обсуждение докладов, рефератов, эссе, проведение коллоквиумов.



Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного и письменного опроса (тестирование), итоговый контроль в форме зачёта.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 час.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница