Рабочая учебная программа по дисциплине «Методы диагностики развития в норме и патологии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»



Скачать 177,05 Kb.
Дата23.12.2017
Размер177,05 Kb.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования­­­­­­­­­­­­­­­­

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

Профессор Ярыгин Н.В.

____________________________

«___»___________________2011 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Методы диагностики развития в норме и патологии»

для студентов дневного факультета клинической психологии

для специальности 030302 - «Клиническая психология».




Кафедра Клинической психологии


Курс 4 Семестр 7
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«____» ______________2011г., протокол № ______

Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота


Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология»

«___» _________ 2011г., протокол № ______
Председатель комиссии:

Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота


Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета

(ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2011 г., протокол №_____
Председатель ЦМС:

Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич


Введение.
Проблемы, связанные с диагностикой развития в условиях нормы и аномалии всегда были и остаются в центре внимания психологов и смежных специалистов. Конструктивное решение таких проблем способствует совершенствованию социальных технологий воздействия в сфере педагогики, психологии и медицины. Поэтому появление за последнее время большого количества публикаций психологов и смежных специалистов (врачей, педагогов), посвящённых теоретическим и практическим вопросам психодиагностики развития, является естественным и не может не учитываться в системе подготовки будущего специалиста-психолога.


  1. Цель и задачи дисциплины:

Цель:

Способствовать созданию у студента целостного и устойчивого представления о

методологии, теоретических основах, принципах и методах диагностики развития

ребёнка в норме и патологии.



Компетентность

Знание принципов и методов диагностики развития ребенка в норме и патологии


Коммуникативность


Умение психологически-грамотно вступать в коммуникацию с детьми и их родителями

Задачи:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



  • Обеспечить формирование устойчивых знаний об основных отечественных и зарубежных подходах к оценке нормального и аномального развития.

  • Способствовать усвоению основных понятий данной предметной области.

  • Обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения, способствуя формированию первичных умений и навыков использования методов диагностики развития в условиях нормы, аномалии и патологии.

  • Формирование у студентов профессиональных качеств мышления, необходимых при оценке развития в условиях нормы, аномалии и патологии.

  • Способствовать профессиональному самоопределению студентов.

  • Способствовать повышению уровня компетентности студентов-психологов в вопросах, находящихся в ведении смежных специалистов.



  • Содействовать формированию коммуникативных черт личности студентов, необходимых для развития навыков профессионального общения.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) Студень должен знать и уметь использовать:

  • Ориентироваться в теоретических проблемах диагностики развития.

  • Овладеть знаниями, достаточными для диагностики различных вариантов
    структуры психических нарушений при аномальном развитии у детей.

  • Ориентироваться в существующих методах диагностики развития.

б) Студент должен иметь навыки:

  • Использования и интерпретации психодиагностических методик.

  • Проведения патопсихологического и нейропсихологического обследования ребенка любого возраста.

  • Уметь формулировать гипотезу патопсихологического обследования ребенка,
    построить план обследования с использованием набора методических средств (с
    учетом возрастных нормативов).

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

в) Студент должен иметь представление о:

  • Принципах диагностики развития в норме.

  • Возрастных особенностях развития в норме и патологии.

  • Профилях развития и картах развития.

  • О принципах построения психологического обследования в зависимости от возраста ребенка.

  • Методах диагностики раннего развития.

  • Способах диагностики и анализа детско-родительских отношений.

  • Диагностике нарушений привязанности.

  • Принципах проведения и интерпретации проективных методов в детском возрасте.

  • Принципах построения и проведения патопсихологического и нейропсихологического обследования в детском возрасте.

  • Принципах качественной и количественной диагностики интеллекта.

  • Принципах диагностики депрессий у подростков и другой подростковой проблематики.


г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Общая психология, Основы клинической психологии, Нейро- и патопсихология, Возрастная психология, Психология аномального развития, Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры














VII

Общая трудоемкость дисциплины

60







60

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

34

10

24









34

10

24



Самостоятельная работа (СР)

26







26

Формы текущего контроля

Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Предоставление рефератов, схем, выполненных студентом самостоятельно.


Вид итогового контроля

Зачет


Экзамен






+



  1. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

ПЗ

СР




1.

Введение. Теоретические принципы диагностики развития в норме и патологии. Диагностика раннего развития.

2

4

4

10

2.

Диагностика детско-родительских отношений, диагностика привязанности.

2

6

6

14

3.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников. Проективные методы, игра и рисунок в диагностике развития.

2

4

6

12

4.

Диагностика интеллектуальной сферы

2

6

6

14

5.

Специальные вопросы диагностики подростков

2

4

4

10




Зачет



















10

24

26

60


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение. Теоретические принципы диагностики развития в норме и патологии. Диагностика раннего развития.

Принципы диагностики развития. Клиническая диагностика в детском возрасте. Принципы и методы ранней диагностики.

Раздел 2. Диагностика детско-родительских отношений, диагностика привязанности.

Основные направления и методы диагностики детско-родительских отношений и привязанности.

Раздел 3. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников. Проективные методы, игра и рисунок в диагностике развития.

Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников. Проективные и рисуночные методы.

Раздел 4. Диагностика интеллектуальной сферы.

Качественная и количественная диагностика интеллекта. Патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика познавательных процессов у детей.

Раздел 5. Специальные вопросы диагностики подростков.

Диагностика подростковой депрессивности. Проблематика подростковых суицидов. Оценка развития личностной и половой идентичности.
Тематический план лекций.

4курс, 7 семестр

1. Теоретические принципы диагностики развития в норме и патологии. Закон единства нормы и патологии. Понятие профиля развития. Возрастной фактор в диагностике. Различия клинической и статистической диагностики. Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Модель принятия решения в клинической диагностике детей, принципы построения патопсихологического и нейропсихологического обследования. Дифференциально-диагностическое исследование больных детей в психоневрологических учреждениях. Принципы и методы ранней диагностики. Карты развития.

2. Параметры анализа детско-родительских отношений и семейного стиля воспитания. Основные направления и методы диагностики детско-родительских отношений. Методы диагностики привязанности (различные подходы: экспериментальный, структурированное наблюдение, опросники). Типы нарушений привязанности. Взаимосвязь привязанности с другими сферами развития.

3. Методы диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников. Параметры анализа эмоционально-волевой сферы дошкольников. Диагностика страхов и тревожности у дошкольников. Диагностика агрессивности. Проективные и рисуночные методы. Общие принципы анализа и интерпретации рисуночных методов. Игра как инструмент диагностики.

4. Качественная и количественная диагностика интеллекта. Патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика познавательных процессов у детей. Диагностика мышления. Экспериментальное обучение как метод диагностики нарушений развития. Психологические тесты. Синтетические тесты. Принципы их построения. Психологическая диагностика школьных трудностей у детей с эмоциональными и интеллектуальными нарушениями. Патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика познавательных процессов.

5. Специфика подросткового возраста. Обзор основной проблематики пубертатного кризиса. Диагностика подростковой депрессивности. Проблематика подростковых суицидов. Оценка развития личностной и половой идентичности. Проблемы сексуального насилия и злоупотребления, их выявление.
4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.
4 курс, 7 семестр


  1. Отличия диагностики развития от других видов психологической диагностики. Принципы построение психологического обследования ребенка в зависимости от возраста и задач. Принципы сбора и анализа анамнестических сведений. Специфика проведения обследования в зависимости от возраста. Профили и карты развития (принципы построения, виды, возможности использования) Шкалы Геззела, диагностика первого года жизни Баженовой.

  2. Методика экспериментальной оценки привязанности М.Эйнсворт (strange situation), использование пробы «still face» для ранней диагностики привязанности. Структурированное наблюдение и этолгический подход к оценке привязанности. Психоаналитический подход к оценке привязанности. Опросники на оценку привязанности и детско-родительских отношений (Waters, АВС Эйдемиллера)

  3. Методы исследования личности дошкольника. Проективные методы (ТАТ, КАТ), тест фрустрации Розенцвейга. Игра и рисование как диагностические методы. Рисунок семьи и его модификации. Сравнительный анализ различных рисуночных методик.

  4. Методы диагностики интеллекта. Тест Бине-Симона и его модификации. Критика синтетических тестов. Аналитические тесты. «Психологический профиль» Россолимо. Схема построения теста Векслера. Критика аналитических тестов. Дифференциальная диагностика задержки и умственной отсталости. Качественная диагностика мышления. Нарушения мышления при шизофрении.

  5. Специфика психологической диагностики в подростковом возрасте. Депрессии у подростков. Диагностика подростковой депрессивности. Проблематика подростковых суицидов. Оценка развития личностной и половой идентичности. Проблемы сексуального насилия и злоупотребления, их выявление.


4.5. Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы



Вид контроля

Часы

1.

Введение. Теоретические принципы диагностики развития в норме и патологии. Диагностика раннего развития.


1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

Собеседование.

4

2.

Диагностика детско-родительских отношений, диагностика привязанности.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Диагностика привязанности».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

6

3.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников. Проективные методы, игра и рисунок в диагностике развития.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Рисуночные методы диагностики».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

6

4.

Диагностика интеллектуальной сферы

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Метод Векслера».




6

5.

Специальные вопросы диагностики подростков

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).

3. Подготовка к контрольной работе по теме «Депрессии у подростков».

Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

4

Всего

26



  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  1. Умение ориентироваться в методах оценки развития и выбирать методы, адекватные задачам диагностики.

  2. Проведения психодиагностических методик, направленных на оценку развития.

  3. Проведение патопсихологического обследования ребенка. Уметь формулировать гипотезу патопсихологического обследования ребенка,
    построить план обследования с использованием набора методических средств (с
    учетом возрастных нормативов).

  4. Проведение нейропсихологического обследования ребенка.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. –М.,1994.-С.126.

  2. Баженова О.В. Диагностика психического развития ребенка первого года жизни. М., 1985.

  3. Бардышевская М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.2003.

  4. Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Мтодическое пособие. – СПб., 2003.

  5. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. – СПб., 2005.

  6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.,2001.

  7. ВенгерА.Л. Психологические рисуночные тесты, М. 2003.

  8. Голик А.Н. Лекции по психопатологии детского возраста. – М., 2005.




  1. Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология /Под общ. ред. Проф. Ю.С.Шевченко, проф, А.Л.Венгера. – М., 2006.




  1. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. – М., 2004.

  2. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.

  3. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

  4. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2006.

  5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., Просвещение, 1991.

  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.,2003.

  7. Левченко Н.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М., 2000.

  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.

.

  1. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.,1989.

  2. Лусканова Качественный анализ метода Векслера

  3. Максимова Н.Ю., Милютина Н.Л. Курс лекций по детской патопсихологии.- Ростов н\Д., 2000.

  4. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.

  6. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. – М., 2007.

  7. Практикум по патопсихологии. / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского. – М.,1987.

  8. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М., 1997.

  9. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.,2001.

  10. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.,2002.

  11. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.Н. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д., 2003.

  12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 2004.

  13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы- психолога. - М.,2001.

  14. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / Под общ. ред. М.М.Семаго. – М., 2006.

  15. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

  16. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

  17. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

  18. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальнеой психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2007.

  19. Фотекова Т.А.., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М., 2002.

  20. Хрестоматия. Диагностика в дошкольном возрасте. М, 2004

  21. Яссман Л.В., ДанюковВ.Н. Основы детской психопатологии. – М.,1999.


б) Дополнительная литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. т.1, гл.9, 10. М., Педагогика.

  2. Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития. //Вопросы психологии, 1977, №1.

  3. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи

  4. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. //Собр. соч. в 6-ти т., т.5. – М., 1983.

  5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч. в 6-ти т., т.3.- М., 1983.

  6. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. – М., 1999.

  7. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2003.

  8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.,1985.

  9. Исаев Д.Н. Психосоматическая медцина детского возраста. С-Пб, 1996.

  10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979.

  11. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1977.

  12. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.,1990.

  13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.,1985.

  14. Маховер К. Проективный рисунок человека

  15. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.

  16. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. – М.,1996.

  17. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

  18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1999.

  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 1990.


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.

  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 экзамен (в конце 7 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.



Рабочая учебная программа по дисциплине «Методы диагностики развития в норме и патологии» составлена И.П.Крохиным, доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница