Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета



страница1/2
Дата23.06.2017
Размер0,72 Mb.
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДН(М).Ф.5 Теория языка

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профили 540301 Русский язык и литература

540306 Иностранный язык
(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

англ. языка и англ. филологии

факультета Ф и Ж

(протокол №___от_________20__ г.)
Зав. кафедрой

________________________С.А.Виноградова



Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

Структура программы учебной дисциплины

1.1. Автор программы: С.А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка и английской филологии
1.2. Рецензенты:

Кускова С.В., кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета журналистики МГИ ;

Рахманкулова Людмила Кузьминична, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии Мурманского государственного педагогического университета
1.3. Пояснительная записка


  • Курс теории языка, подводя итог и обобщая теоретико-лингвистические знания, полученные студентами-выпускниками, имеет своей целью выработку общелингвистической перспективы, необходимой молодому специалисту в силу следующих причин: а) наука о языке так обширна, разветвлена и сложно структурирована, что университетский курс не может обхватить полностью даже те дисциплины и теории, которые имеют прямое отношение к его практической работе; б) темпы развития науки о языке так велики, что неизбежно появление новых парадигм языкознания, которые будет необходимо осмысливать самостоятельно.



  • задачи курса предполагают:

-обучение самостоятельному чтению лингвистической литературы

-ознакомление с новыми направлениями лингвистических исследований

-ознакомление с узловыми понятиями современного языкознания

-понимание состояния и сути современных научных проблем в связи с предшествующей историей развития данной науки

-выработка понимания, что сменяющие друг друга научные теории и направления не отменяют друг друга, а находятся в дополнительных отношениях

-формирование методологической основы лингвистического исследования

-развитие эвристических способностей студента и его лингвистической наблюдательности


  • Курс Теории языка является итоговой дисциплиной в ряду предметов, ориентированных на общелингвистическую подготовку студента. Систематическое знакомство с теорией языка начинается с таких базовых дисциплин как введение в филологию: Основы науки о языке; далее идут теоретические дисциплины, такие как История иностранного языка, Контрастивная лингвистика, а также некоторые курсы по выбору и спецсеминары, ориентированные на углубленную трактовку кардинальных языковедческих проблем, течений и теорий.

  • Требования к уровню усвоения курса предполагают, что студенты должны знать:

-историю, современное состояние и перспективы языкознания

-теории, концепции, постулаты, терминологию, персоналии, лингвистические течения и школы

-исторические изменения в комплексе фундаментальных представлений о языке

-современные концепции науки о языке

-основополагающие монографии теории языка

Кроме того, освоив курс Теории языка, студент должен уметь:

- четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической школе (течении)

-кратко формулировать основные черты лингвистических концепций

-иллюстрировать те или иные положения лингвистических теорий анализом языкового материала в рамках методик и технологий, принятых в данной лингвистической теории


  • Курс разработан на основе соответствующих требований государственного стандарта, а также на основе рекомендованных УМО по лингвистике учебников и учебных пособий по Теории языка таких авторов как Н.Ф. Алефиренко, В.И. Кодухов, Ю.С.Степанов, Ф.М.Березин и Б.Н Головин, Б.Ю. Норман, минских авторов А.А. Гируцкого и А.Е.Супруна, академического компендиума «Общее языкознание» под редакцией Б.А.Серебренникова курса, монографий ведущих отечественных и зарубежных лингвистов.


1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требование к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка):

ОПД.Ф.05

Теория языка

Периодизация науки о языке, традиции и новаторство в науке. Язык как система и структура. Единицы языка и уровни языковой системы. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой. Знаковая концепция языка. Отличие языка от других знаковых систем. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке. Язык как конкретно-историческое явление. Объективность законов языкового развития. Язык и речь. Генетическое и онтологическое единство языка и сознания. Отражательная и познавательная функции языка. Типы языковой семантики. Основные лингвистические школы. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.




56


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр




Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности

Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР

Сам.

работа


1.

Направление бакалавриата 540300 Филологическое образование

Профиль 540306 Иностранный язык



3

5

56

42

30

12

14

экзамен


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени



п/п


Наименование раздела, темы




Количество часов

Всего аудит

ЛК

ПР

Сам.

раб


1

Языкознание как гуманитарная дисциплина. Периодизация науки о языке.

2

2







2

Структурная лингвистика.

2

2




2

3

Лингвосемиотика.

4

2

2




4

Современное историческое языкознание.

2

2







5

Сущность языка и речи.

2

2







6

Менталингвистика.

4

2

2




7

Семантическая система языка.

4

2

2




8

Генеративное направление в лингвистике.

2

2




2

9

Герменевтика и проблема понимания

2

2




2

10

Семантика.

4

2







11

Когнитивная лингвистика.

4

2

2




12

Прикладная лингвистика

2

2




2

13

Социолингвистика.

2

2




2

14

Психолингвистика.

4

2

2

2

15

Лингвокультурология.

2

2

2




16

Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.










2



И Т О Г О

42

30

12

14

1.6.2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура языкознания как науки.

Место языкознания в системе культурно-исторических и общественных наук. Связь языкознания с естественными науками. Языкознание, логика и психология.

Причины сложности структуры науки о языке: многоаспектность языка, множественность и многотипность языков, связь языка с другими системами (природа, общество, культура, искусство, наука и т.д.), множественность направлений, школ и течений.

Периодизация науки о языке. Парадигмы языкознания. Деление языковедческих дисциплин на основе деления лингвистики на внешнюю и внутреннюю. Фундаментальное, нормативное и прикладное языкознание. Общее языкознание как теоретическое ядро лингвистики.



Тема 2. Структурная лингвистика. Язык как система и структура. Единицы языка и уровни языковой системы. Система, норма, узус. Речевая деятельность в соотнесении с системой, узусом и нормой.

Тема 3. Лингвосемиотика. Природа и сущность языкового знака. Типология языковых знаков. Знаковая концепция языка. Отличие языка от других знаковых систем.

Тема 4. Современное историческое языкознание. Статика и динамика, синхрония и диахрония как свойства языка и аспекты его изучения. Внешние и внутренние причины (законы) языкового развития. Прогресс и эволюция в языке.

Тема 5. Сущность языка и речи. Гносеологические определения. Онтологические определения. Прагматические определения. Многокачественная природа языка. Основные этапы порождения речи. Единицы языка и единицы речи.

Тема 6. Менталингвистика. Язык и мышление. Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания. Дискуссионные подходы к проблеме соотношения языка, мышления и сознания. Взаимоотношения языка с разными типами мышления.

Тема 7. Семантическая система языка. Сознание, знание и значение. Дискуссионные вопросы теории языкового значения. Типы языковых значений. Семантические универсалии и описание языков.

Тема 8. Генеративное направление в лингвистике. Истоки, цели, задачи., основные положения. Н. Хомский. Современные исследования по теории врожденных идей.

Тема 9. Герменевтика и проблема понимания.

Смысл и значение. Глубина прочтения текста. Когнитивные модели обработки информации. Проблема понимания и перевод



Тема 10. Семантика. Лексическая семантика. Проблемы лексического значения. Семантическая структура слова. Семантическая структура словаря. Теория концептуальной метафоры. Комбинаторная семантика. Элизионные и экспликационные словосочетания.

Тема 11. Когнитивная лингвистика. Основные понятия когнитивной лингвистики. Лингвистические проблемы концептуализации и категоризации знания. Типы концептов и их вербализация. Языковая картина мира. Языковая личность. Вторичная языковая личность. Реальный мир, концептуальная картина мира. Языковое сознание, языковая картина мира, языковой концепт, языковая личность, вторичная языковая личность.

Тема 12. Прикладная лингвистика

Цели и задачи прикладного языкознания. Основные концепты лингвосемиотики. Предмет, проблемы и тенденции лингводидактики. Информационное обслуживание



Тема 13. Социолингвистика. Язык и общество. Социальная дифференциация языка. Языковая ситуация, соотношение языка и нации, социальные функции языка. Языковая политика и актуальные проблемы языковой политики и языкового строительства. Дву- и многоязычие.

Тема 14. Психолингвистика. Современные представления о психофизической основе мышления. Языковая способность и речевая деятельность человека. Идеи методы исследования психолингвистики.

Тема 15. Лингвокультурология. Язык и культура.

Тема 16. Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения

№ п\п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Структурная лингвистика.

Понятие системы и структуры в языкознании. Уровневая модель языковой структуры. Уровни языка и единицы

Тема:

Стратификационная интерпретация организации системы языка



Подготовка докладов и сообщений на семинарах. Выполнение итогового теста

2

Заслушивание докладов и сообщений на семинарах, консультациях и проверка итогового теста

2

Генеративное направление в лингвистике.

Подготовка докладов и сообщений

2

Заслушивание докладов и сообщений на семинарах, консультациях и проверка итогового теста

3

Герменевтика и проблема понимания

Тема:


Герменевтическое понимание межъязыкового перевода как интерпретации

Подготовка сообщений и докладов



Заслушивание сообщений и докладов на семинаре

4

Прикладная лингвистика

Темы:


1.Гипертекст как новый способ письменной коммуникации

2.Пользовательский интерфейс как знаковая система



Подготовка сообщений

2

Заслушивание сообщений на консультациях и во время зачета

5

Язык и общество. Задачи и методы социолингвистики

Тема


Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе

Подготовка сообщений и докладов



Заслушивание сообщений и докладов на семинарах и консультациях

6

Соотношения языка и мышления. Психолингвистика

Темы:


1.Когнитивная модель языка

2.Проблема представления знаний

3.Языковая категоризация

Языковая картина мира. Языковая личность. Вторичная языковая личность

Темы:

1.Гипотеза лингвистической относительности



2.Национальные картины мира

Выполнение итогового теста Подготовка сообщения или доклада, выполнение промежуточного теста

2

Проверка итогового теста Заслушивание докладов и сообщений на семинарах, консультациях и проверка промежуточного теста

7

Основы лингвистических знаний и их отражение в школьных учебниках. Современные дидактические материалы по теории языка.

Подготовка сообщения или доклада, анализ школьных учебников и учебных пособий

2







И Т О Г О




14





1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Нет

1.7.1. Тематика семинарских занятий по дисциплине
Семинар 1. Лингвосемиотика.


  1. Понятие о семиотике как науке о знаках.

  2. Знак и его типы. Два подхода к трактовке термина «знак» и построению знаковой модели (Г.Фреге, Дж.Пирс, Ф. Де Соссюр). Модель знака по Соссюру. Структура означаемого. План выражения и содержания языкового знака.

  3. Язык как знаковая система особого рода. Основные свойства языкового знака. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков.

  4. Природа значения языковых знаков и аспекты их плана содержания.

  5. Вторичные знаковые системы и искусственные языки.

Литература:



  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. Глава 4.

  2. Агеев В.Н.Семиотика. М.,2002

  3. Гируцкий А.А.Общее языкознание. Минск, 2001.

  4. Гринев С.В. К уточнению некоторых основных понятий семиотики // Филол. Науки. 1997. № 3.

  5. Кодухов В.И. Общее языкознание. М.,1974. Глава 7.

  6. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983.

  7. Никитин М.В. Предел семиотики // Вопр. языкознания. 1997. № 1.

  8. Новиков Л.А. Значение эстетического знака // Филол. науки. 1999. № 5. С 83-90.

  9. Общее языкознание /под ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983. С. 122-140.

  10. Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970. С 96-136.

  11. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.

  12. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.,1990

  13. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Мол. Гвардия, 1995.

  14. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.,1975

  15. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.


Семинар 2. Менталингвистика.


  1. Методологические основы проблемы взаимоотношения языка и мышления в аспекте разных философских парадигм.

  2. Подходы к проблеме взаимоотношения языка и мышления в современной менталингвистике. Вербалисты и авербалисты.

  3. Соотношение языка с разными типами мышления.

  4. Внутренняя речь. Основные свойства внутренней речи.

  5. Схема речемыслительного процесса. Концепции А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней и др.

  6. Нейролингвистика. Зоны головного мозга и их функциональная специализация.

  7. Гипотеза Сепира – Уорфа. Достоинства и уязвимые места.

  8. Связь менталингвистики с психолингвистикой и когнитивной лингвистикой.

Литература:



  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. Глава 5.

  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1989.

  3. Гак В.Г. О соотношении языка и действительности //Гак В.Г. Языковые преобразования. М.: Школа: «Языки русской культуры», 1998. С.210-223.

  4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.

  5. Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970. С 96-136

  6. Переверзев К.А. Высказывание и ситуация: об онтологическом аспекте философии языка // Вопр. языкознания. 1998. № 5.

  7. Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

  8. Серебренников Б.А. Язык отражает действительность или выражает ее знаковым способом? //Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 70-85.

  9. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Ин0т языкознания РАН. М., 2000. С.24-32.

  10. Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира: Сб. статей / Ин0т языкознания РАН. М., 2000. С.13-23.

  11. Хамский Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания. /Пер. И.М. Кобозевой, Н. Исаакадзе, А.А. Арефьева; под ред. И.М. Кобозевой. Благовещенск, 1999.


Семинар 3. Семантическая система языка.


  1. Соотношение понятий мышление-сознание-язык. Концепции А.А. Потебни, Н.И. Жинкина, А.И. Смирницикого, Р.О. Якобсона и др.

  2. Лингвофилософские основы современной теории языкового значения.

  3. Понятие семантического треугольника в концепции Огдена – Ричардса.

  4. Значение, значимость и функции языкового знака..

  5. Языковое сознание. Соотношение понятий значение и смысл.

  6. Типы языковых значений (лексическое, грамматическое, словообразовательное, фразеологическое).

  7. Языковое значение как категория языкового сознания.

Литература:



  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. Глава 6.

  2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.

  3. Апресян Ю.Д, Отечественная теоретическая семантика в конце ХХ столетия //Изв. Ран. Сер. лит. и яз. 1999. № 4. С.39-53.

  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Наука, 1999.

  5. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.59-111.

  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

  7. Рахилина Е.В. Основные идеи когнитивной семантики // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сб. обзоров. М., 1997, С.370-389.


Семинар 4. Когнитивная лингвистика.

  1. Базовые понятия когнитивной лингвистики: когниция, концепт, информация, познание, знание.

  2. Место когнитивной лингвистики в ряду других наук. (См. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука //Вопр. языкознания. 1994. № 4. С.34-47.) Предпосылки когнитивной лингвистики в отечественном языкознании.

  3. Предметно-изобразительный код (Н.И. Жинкин), универсально-предметный код (И.Н. Горелов), семантический язык (Ю.Д. Апресян)Типы концептов, способы их вербализации (фрейм, гештальт, концептосхема, скрипт).

  4. Менталитет.

  5. Перспективы когнитивной лингвистики.

Литература:




  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. Глава 8.

  2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической системе языка. Воронеж, 1996.

  3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2000.

  4. Камчатнов А.М. Лингвистическая геременевтика. М., 2000.

  5. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХ111: Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

  6. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.

  7. Дейк Т.А. ванн. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.

  8. Фрумкина Р.М., Звонкин А.К., Ларичев О.И., Касевич В.Б. Представление знаний как проблема // Вопр. языкознания. М., 1990. № 6. С. 14-26.

  9. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходство и различия в теориях и целях // Вопр. языкознания. 1996. №2. С.68-78.


Семинар 5. Психолингвистика.


  1. Направления психолингвистики: ассоциативистское, трансформационистское, речедеятельностное

  2. Предпосылки возникновения психолингвистики. Предшественники психолингвистики в отечественном языкознании.

  3. Истоки психолингвистики в зарубежной лингвистике. Методологическое расхождение отечественной и зарубежной школ психолингвистики.

  4. Психолингвистическая сущность процессов интериоризации и экстериоризации.

  5. Метод лингвистического эксперимента.

  6. Схема порождения высказывания.

Литература:




  1. Горелов И.Н. Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.

  2. Залевская А.А., введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999.

  3. Красных В.В. Основы психолинвистики и теории коммуникации. М.: Гнозис, 2001.

  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвситики. М.: Смысл, 1997.

  5. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

  6. Сахарный Л.В. введение в психолингвистику. Л.: Изд-во Ленингр ун-та, 1989.

  7. Сорокин Ю.А. введение в этнопсихолингвистику. Ульяновск, 1998.

  8. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987.

  9. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  10. Этнопсихолингвистика. М.. 1988.


Семинарр 6. Лингвокультурология.


  1. Проблема соотношения языкового и этнокультурного сознания в языкознании.

  2. Взаимоотношение языка и культуры. Вербалисты и авербалисты.

  3. Образное поле. Мифологическое сознание.

  4. Средства репрезентации культуры в языке.

Литература:



  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. Глава 12.

  2. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова: Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002.

  3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Школы«Языки русской культуры», 2001.

  4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. язык и культура. М., 1983.

  5. Красных В.В. Этнопсихолингвипстика и лингвокультурология. М.: Гнозис, 2002.

  6. Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М., 1984.

  7. Пелепенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Школа «Языки русской культуры», 1988.

  8. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература и учебные издания: учебники и учебные пособия, включая их электронные версии



Основная

  1. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540300 (050300) "Филологическое образование" / Н. Ф. Алефиренко. - М. : Флинта : Наука, 2005. - 416 с. - ISBN 5-89349-573-Х [Гриф УМО]

  2. Амирова Т.А. и др. История языкознания: учеб. пос. для студ. вузов, реализ. лингвистические и филолог. образоват. программы/ Под ред. С.Ф. Гончаренко.- М.: Академия, 2003.- 672 с.

  3. Хроленко А. Т. Теория языка : учеб. пособие для студ. вузов филолог. и гуманит. профилей / А. Т. Хроленко, В. Д. Бондалетов ; под ред. В. Д. Бондалетова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Флинта : Наука,2004, 2006. - 528 с. - ISBN 5-89349-583-7 (Флинта). - ISBN 5-02-032596-1 (Наука) (Гриф МО)



Дополнительная


  1. Актуальниые проблемы современной лингвистики: учеб. Пособие / сост Л.Н. Чурилина. – 3-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 416 с.

  2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.

  3. Агеев В.Н.Семиотика. М.,2002

  4. Березин Ф.М.История лингвистических учений. М.,1975

  5. Бюлер К. Теория языка. М.,2000. Глава 1, §2,3

  6. Валгина Н.С. Теория текста. М.,2003

  7. Гируцкий А.А.Общее языкознание. Минск, 2001

  8. Кобозева И.М. Лингвистическая семантикаМ.,2000

  9. Кронгауз М.А. Семантика. М.: 2001

  10. Мечковская, Н. Б. Общее языкознание : Сущность и истоpия языка:Учеб.пособие для студ.филолог.спец.вузов / Н. Б. Мечковская, Б. А. Плотников, А. Е. Супpун ; Под общ.pед.А.Е.Супpун. - 2 изд.,пеpеpаб и доп. - Минск : Вышэйшая школа, 1993. - 286 с. - ISBN 5-339-00893-2

  11. Норман Б.Ю. Теория языка. М., 2004

  12. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.,2001

  13. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.,2001

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1. Перечень используемых технических средств. Нет

1.9.2. Перечень используемых пособий


  1. В. М. Алпатов. Языковая ситуация в регионах современной России (Отечественные записки. - М., 2005, № 2(23)) (электронный вариант, дан в приложении)

  2. Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем (Теория метафоры. - М., 1990. - С. 387-415) (электронный вариант, дан в приложении)

  3. Контрольные, проверочные и самостоятельные работы по Общему языкознанию кафедры русского языка и общего языкознания Иркутского государственного университета (электронный вариант, даны в приложении)

  4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов (отрывок) (Культура и этнос. Волгоград,2002) (электронный вариант, дан в приложении)

1.10. Примерные зачетные тестовые задания

Тест, первый вариант
1.Укажите, какое утверждение не является универсалией

а. Если местоименный объект следует за глаголом, то за глаголом следует также и именной объект

б. Если язык имеет категорию рода, то он обязательно имеет и категорию числа

в. Если артикль выражает определенность/неопределенность, то он выражает и категорию числа

2. Укажите, что не является единицей текста на композиционном уровне

а. Абзац


б. Глава

в. Высказывание

3.Укажите, кто не принимал участие в разработке оппозитивного метода

а. Ельмслев

б.Соссюр

в. Курилович

4. Укажите, для анализа каких единиц языка применяется трансформационный метод

а. Фонем


б.Предложений

в.Текстов

5. Укажите, что не принадлежит «внутренней» лингвистике

а. этнолингвистика

б.фразеология

в.семасиология

6.Укажите, какие термины не относятся к когнитивной лингвистике

а. Фон и фигура

б. Фамильное сходство

в. Инвариант



7. Укажите, какие жесты имеют знаковую, а не физиологическую природу

  1. Пожимание плечами

  2. Закусывание губы

  3. Почесывание переносицы

8.Укажите, какие тексты не являются креолизированными

  1. Афиши

  2. Анекдоты

  3. Буквари

9. Укажите, какой предмет не имеет знакового характера

  1. Денежные купюры

  2. Гардеробный номерок

  3. Бусы на шее

10. Укажите, сколько слов в следующих строках: ВОРОН К ВОРОНУ ЛЕТИТ, ВОРОН ВОРОНУ КРИЧИТ

  1. 4

  2. 6

  3. 7

11.Укажите, как будет на языке кремба ПРИНЦ, если omuko- ягненок, omucoso – овечий пастух, omute - овца,omufa – пастушок

  1. wanafa

  2. wanate

  3. wana

12. Укажите, какие из функций языка принадлежат теории К.Бюлера

  1. конативная

  2. регулятивная

  3. репрезентативная

13. Укажите, кому принадлежит натуралистическая концепция языка

  1. В. фон Гумбольдту

  2. А. Шлейхеру

  3. Ф.Ф. Потебне

14. Укажите, кто был автором глоссематики

  1. К. Бюлер

  2. А.Мартине

  3. Л. Ельмслев

15.Укажите, в каком случае непрямого значения имеется метонимический перенос

  1. Бумага –«документ»

  2. Шапка –«газетный заголовок»

  3. Раскусить – «понять, разгадать»

16.Укажите, какие связи в сфере лексики не являются парадигматическими

  1. Антонимические

  2. Гипонимические

  3. линейные

17.Укажите, какая система знаков является искусственной

  1. Генетический код

  2. Танец пчел

  3. Язык математической логики

18.Укажите, какая единица языка принадлежит плану выражения

  1. Сема

  2. Значение

  3. слог

19. Укажите, что означает термин ЭПИДИГМАТИКА

  1. Эквивалентность словозначений

  2. Связь словозначений полисеманта

  3. Статутные признаки ЛСВ полисеманта

20. Укажите, относится ли теория референции к

  1. Теории значения

  2. Теории словосочетания

  3. Функциям языка

21. Укажите, какими знаками в норме являются слова естественного языка

  1. Индексальными

  2. Иконическими

  3. конвенциональными

22. Укажите, какой компонент принадлежит не предложению, а высказыванию

  1. Пропозитивный компонент

  2. Модальный компонент

  3. Иллокутивный компонент

23.Укажите, чем отличаются КРОМКА, ОКРАИНА,ОБОЧИНА, ОПУШКА

  1. Сочетаемостью

  2. Коннотативной окраской

  3. Гиперонимической семой

24. Укажите, для какого типа языков характерны слова-прилепы

  1. Агглютинирующих

  2. Изолирующих

  3. Инкорпорирующих

25. Укажите, как речевой акт не является базисным

  1. Экспрессив

  2. Репрезентатив

  3. Менасив

Тест, второй вариант

1.Укажите, чем отличаются ПОЭТ, ПИИТ, ВИРШЕПЛЕТ, ПЕСНЯР



    1. Дифференциальной семой

    2. Коннотациями

    3. Денотативным значением

2. Укажите, что будет ХОРОШИМ КНИГАМ на узбекском, если яхши китоб – хорошая книга, яхши уй –хороший дом, уйлар яхши –дома хороши, яхши уйларга –хорошим домам



  1. китоблар яхши

  2. яхши китоблар

  3. яхши китобларга

3.Укажите, где ТЕЛЕФОН употреблен в прямом значении

  1. У него нет телефона

  2. У нас телефон стоит в прихожей

  3. Запиши мой телефон, позвонишь

4. Укажите, какой текст не является креолизированным

а. Комиксы

b. Субтитры

c. Оглавление

5.Укажите, для какого типа языков характерны инфиксы


  1. Инкорпорирующих

  2. Изолирующих

  3. Флективных

6.Укажите, какой речевой акт не является базисным

  1. Промиссив

  2. Директив

  3. Комиссив

7.Укажите, что появилось ранее ХХ века

  1. Социолингвистика

  2. Семиотика

  3. Текстология

8. Укажите, что не является внешним условием языкового развития

  1. Языковые контакты с другими народами

  2. Влияние художественной литературы

  3. Приспособление языка к особенностям человеческого организма

9. Укажите, какая классификация основана на роли морфемы в слове

  1. Корневые и аффиксальные

  2. Нулевые и материальные

  3. Свободные и связанные

10. Укажите, что не является единицей текста на структурно-содержательном уровне

  1. Межфразовое единство

  2. Параграф

  3. Высказывание

11. Укажите, кто был создателем Естественного Семантического Метаязыка

  1. Дж. Фодор

  2. А. Вежбицкая

  3. Н.Д. Арутюнова

12. Укажите, выделяются ли коммуникативные блоки при анализе

  1. Фонемы

  2. Текста

  3. Лексемы

13. Укажите, что относится к паралингвистике

  1. Язык жестов

  2. Письмо

  3. Машинная лингвистика

14. Укажите, сколько прочтений может иметь предложение А.Г. Лукашенко НАРОД БЕЛАРУСИ БУДЕТ ЖИТЬ ПЛОХО, НО НЕДОЛГО

  1. Одно

  2. Два

  3. Три

15. Укажите, какая из этих категорий не является коммуникативной категорией предложения

  1. Категория целенаправленности

  2. Категория истинности

  3. Категория времени

16. Укажите, что не является материальным свидетельством древнейшей эпохи развития человеческого языка

  1. Данные зоопсихологии и физиологии животных

  2. Данные палеографии

  3. Данные лингвистики

17. Укажите, какая из языковых единиц является знаком

  1. Сема

  2. Слог

  3. Морфема

18. Укажите, какой компонент принадлежит не предложению, а высказыванию

  1. Пропозитивный компонент

  2. Модальный компонент

  3. Иллокутивный компонент

19. Укажите, сколько одинаковых гласных звуков в русском слове ВЫШИТЫЙ

  1. один

  2. два

  3. три

20. Укажите, какие знаки имеют сходство с обозначаемым

a. индексальные

b. конвенциональные

c. иконические

21. Укажите термин, не имеющий отношения к теории референции


  1. автонимный статус

  2. дистинктивный признак

  3. сингулярный терм

22. Укажите, какие связи в сфере лексики не являются синтагматическмим

  1. синонимические

  2. сочетаемостные

  3. линейные

23. Укажите, что такое лексема



  1. слово в совокупности всех его грамматических форм и значений

  2. значимая единица языка, меньшая, чем предложение

  3. лексико-семантический вариант слова

24. Укажите, что не является коммуникативной единицей

  1. Высказывание

  2. Словосочетание

с. Текст

25. Укажите термин, не принадлежащий теории референции



  1. Сингулярный терм

  2. Определенная дескрипция

  3. Прагматический пик

26. Укажите, какое направление оперирует термином «ядерные предложения»

  1. Глоссематика

  2. Трансформационная грамматика

  3. Когнитивная лингвистика


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету. Не предусмотрено
1.12. Комплект экзаменационных билетов.

  1. Место языкознания в системе научного знания о человеке

  2. Структура науки о языке и место Общего языкознания в теории языка

  3. Язык и речь

  4. Язык как система знаков

  5. Функции языка

  6. Социальные характеристики вербальной коммуникации

  7. Компоненты речевого акта

  8. Принципы классификации речевых актов

  9. Текстовые единицы

  10. Связность текста

  11. Герменевтические проблемы понимания и перевод

  12. Социально-терроториальная дифференциация языка

  13. Понятие о языковой политике и актуальные проблемы языковой политики на современном этапе

  14. Мышление и билингвизм

  15. Этнокультурные аспекты языка

  16. Уровни и единицы языка в современных теориях

  17. Методы фонологических исследований

  18. Референциальные аспекты высказывания

  19. Лексическое значение и структура полисеманта

  20. Семантические универсалии

  21. Понятие о лингводидактике

  22. Цели и задачи прикладной семиотики

  23. Гипертекст как вид письменной коммуникации

  24. Ключевые понятия проблемы метода

  25. Методы исследования структурной лингвистики

  26. Методы исследований языковых значений


1.13 Примерная тематика рефератов. Не предусмотрено
1.14. Примерная тематика курсовых работ. Не предусмотрено
1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрено


1.16. Методика исследования. Нет
1.17. Балльно-рейтинговая системав, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

№ п\п

Виды деятельности

Кол-во баллов

за ед. деятельн.



Максимальное кол-во баллов за вид деятельности

1.

Посещение лекций

3 балла за лекцию

3х13=39

2.

Активное поведение на лекции (при проверке обратной связи)

1 балл за лекцию

13 баллов

3.

Наличие толково сделанных записей лекций

1 балл за лекцию

13 баллов

4.

Посещение семинаров

3 балла за семинар

3х10=30

5.

Выступление на семинаре с оценкой 5-4

5 баллов

5х3=15

6.

Выступление на семинаре с оценкой 3

2 балла

2х3=6

7.

Презентация ответа на доске (схемы, примеры, план)


1 балл


1 х 3=3


8.

Добавления на семинаре

1 балл

1х10=10

9.

Предъявление на семинаре иллюстративных примеров

2 балла за каждый пункт плана семинара

2х3 = 6

10.

Наличие от 4 до N рекомендованных учебников и учебных пособий (в том числе ксерокопированных и электронных)




5 баллов

11.

Наличие от 1 до 3 рекомендованных учебников и учебных пособий (в том числе ксерокопированных и электронных)




3 балла

12.

Выполнение итогового теста на 4-5




8 баллов

13.

Выполнение итогового теста на 3




3 балла

14.

Написание реферата (не предусмотренного программой) на 4-5




15 баллов

16.

Написание реферата на 3




5 баллов

Зачтено – от 90 баллов

В случае количества баллов, меньшего, чем 90, оценивается ответ по зачетным вопросам.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница