Расходы на образование в Казахстане: межстрановое сопоставление, структура, дифференциация финансирования



Скачать 133,97 Kb.
Дата30.10.2016
Размер133,97 Kb.
Расходы на образование в Казахстане: межстрановое сопоставление, структура, дифференциация финансирования

Во многих развитых странах мира затраты на образование являются приоритетной статьей расходов государственного бюджета. Сопоставляя отношение государственных расходов на образование к ВВП за 2009г., заметим, что в Дании, Исландии, Швеции и Новой Зеландии государственные расходы на образование составляли от 6% до 9% ВВП. Во Франции, Великобритании, Швейцарии, США это значение достигало 6%. В Мексике, Австралии, Германии, Испании и Канаде колебалось в пределах 5%. Согласно статистике Всемирного Банка, в 2009г. этот показатель для Индонезии и Республики Казахстан в 2009г. превысил 3%1 (рис.1).






Примечание: рассчитано на основе данных Всемирного Банка http://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS/countries
Рисунок 1 – Государственные расходы на образование (в % к ВВП) и численность населения в возрасте от 0 до 14 лет (в % от общего числа) в 2009г.
В структуре расходов государственного бюджета Республики Казахстан за последние 10 лет расходы на образование составляли 16,4% или 3,5% ВВП. В 2012г. заметна положительная динамика их увеличения по сравнению с показателем 2011г. и 2010г., так в 2012г. расходы на образование составили 19,3%, в 2011г. -18,2%, в 2010г.-16,9% от общего объема государственных затрат (рис.2).
Примечание: рассчитано на основе данных Министерства финансов РК http://www.minfin.gov.kz.
Рисунок 2 – Динамика государственных расходов на образование в Республике Казахстан.
За последние пять лет значительную часть государственных расходов на образование составляют затраты бюджета на развитие высшего и послевузовского образования, в среднем 0,46% от ВВП, а также на прочие услуги в сфере образования, составляя в среднем 0,56% от ВВП. Далее идут расходы на начальное, основное среднее и общее среднее образование (0,089% от ВВП), дошкольное воспитание и обучение (0,088% от ВВП), а также повышение квалификации специалистов (0,050% от ВВП), техническое и профессиональное обучение (0,027% от ВВП) (рис.3).
Примечание: рассчитано на основе данных Министерства финансов РК http://www.minfin.gov.kz.
Рисунок 3 – Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан в сфере образования (в % к ВВП).


Дошкольное образование.

Расходы на дошкольное образование из Республиканского бюджета Казахстана в 2010г. составили 0,04%, в 2011г. - 0,08% в 2012г.-0,14% от ВВП. В таких странах, как Дания, Исландия отношение суммы расходов на дошкольное образование в 2009г. к ВВП составляло 1%, средний показатель по странам ОЭСР-0,48% к ВВП. Во Франции и Швеции, этот показатель превышает 0,6% к ВВП (рис.4).



Источник:EducationToday 2013TheOECDPerspective, http://dx.doi.org/10.1787/edu_today-2013-en

Рисунок 4 – Расходы на дошкольное образование в процентах к ВВП (2009г.)

Несмотря на существующие социальные нормы и нормативы, согласно данным МОН РК, на 1 января 2012 года охват дошкольным воспитанием и обучением в Казахстане составлял 47,5% детей, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 90-100%2.

В результате для 52,5% детей в Казахстане не обеспечены возможности получения дошкольного воспитания и обучения. Увеличение объемов финансирования дошкольного образования за 2005-2010г.г. практически в 6,6 раз обеспечило лишь частичное удовлетворение потребность населения в дошкольных учреждениях.

В целях расширения сети дошкольных учреждений, была разработана программа дошкольного образования «Балапан».

В основном, программа нацелена на расширение сети дошкольных учреждений и обеспечение потребностей в дошкольном образовании, увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 6 лет, а также от 5 до 6 лет.



В рамках данной программы в сентябре 2012 г. Министерство образования и науки Республики Казахстан запустило пилотный проект применения метода подушевого финансирования, в соответствие с которым предполагается выделять порядка 176,4 тыс. тенге на одного ребенка(табл.1).
Таблица 1 – Затраты на одного воспитанника дошкольных организаций, тыс. тенге.

2010

2011

2012

Численность детей

Затраты на одного воспитанника,

тыс. тенге



Численность детей

Затраты на одного воспитанника,

тыс. тенге



Численность детей

Затраты на одного воспитанника,

тыс. тенге



446 465

140,3

538 527

163,7

631 489

176,4

Источник: Данные МОН РК
Согласно данным МОН РК, в 2012г. численность детей, охваченных дошкольным образованием, увеличилась на 41,4% по сравнению с показателем 2010г. Объем финансирования на одного ребенка вырос в 2012г. относительно 2010г. на 25,7%. Общая сумма финансирования 2012г. дошкольных учреждений составила 42 717 млн. тенге.

Источник: Данные МОН РК
Рисунок 5 – Затраты на одного воспитанника дошкольных организаций, 2011-2012 учебный год, тыс. тенге
В среднем по Республике Казахстан затраты на одного воспитанника дошкольного учреждения сельской местности составляли в 2011-2012 учебном году 185,1 тыс. тенге, в городской местности-167,6 тыс. тенге. Разница между средними расходами дошкольных учреждений в сельской местности и в городской составляла 17,5 тыс. тенге. При этом наибольшее число затрат на одного воспитанника приходилось на Актюбинскую, Кызылординскую, Мангыстаускую и Павлодарскую области (рис.5).

Среднемесячная заработная плата в дошкольных учреждениях по Республике Казахстан составляла в 2011-2012 учебном году 49,6 тыс. тенге. В сельской местности заработная плата педагогического работника дошкольной организации была выше заработной платы городского педагогического работника на 8,5 тыс. тенге. При этом максимальный объем оплаты труда как в сельской, так и в городской местности наблюдался в 2011-2012 учебном году в Кызылординской, Мангыстауской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областях, превышая средний республиканский показатель на 8,7 тыс. тенге (рисунок 6).



Источник: Данные МОН РК
Рисунок 6 – Среднемесячная заработная плата педагогического работника в государственных дошкольных организациях, 2011-2012 учебный год, тыс. тенге
При этом, согласно данным статистики МОН РК при ежегодном росте заработной платы работников государственных дошкольных учреждений на 16% в период с 2008 по 2012г.г., затраты на одного воспитанника ежегодно возрастают на 9,7%.

Максимальный размер среднегодового размера родительской оплаты за содержание ребенка в дошкольных организациях образования наблюдался в Актюбинской (15 159 тенге), Восточно-Казахстанской (13 500 тенге), Мангыстауской (7 280 тенге), Южно-Казахстанской (15 584 тенге) областях и г. Астана (10 080 тенге) и г. Алматы (16 700 тенге). При этом, Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области лидировали в 2012г. по числу дошкольных организаций, суммарно составляя 28,3% от количества дошкольных учреждений Республики Казахстан.

Структура затрат капитального характера в 2011-2012 учебном году для государственных организаций дошкольного образования, финансирующийся за счет бюджетных средств включала затраты на капитальный ремонт - 87%, затраты на приобретение основных средств -13%. При этом, 58,3% суммы затрат капитального характера пошло на капитальный ремонт и приобретение основных средств в Алматинской области и г.Алматы.
Среднее и дополнительное образование.

На сегодняшний день система среднего образования является наиболее проблемной в Республике Казахстан. Потребность в педагогических кадрах среднего образования составляет 1883 человека. Согласно нормам и требованиям в Республике Казахстан, только 67,6 % учреждений среднего образования расположены в типовых зданиях. При этом,65,7 % школ работают в две смены, а 71 школа – в три. До 1990 года были возведены 82,4 % школ, а 33,9 % – до 1970 года. Капитального ремонта требует 21 % школ.

Помимо этого, в республике функционируют 4 221 малокомплектных школ (далее – МКШ), что составляет 56,2 % от всего количества школ. Охват детей с ограниченными возможностями в развитии специальными образовательными программами составляет только 51,5 %. Обеспеченность специальных организаций образования современным мультимедийным оборудованием составляет от 35 до  60 %.



При этом с 2009 по 2011г.г. фактические расходы в расчете на одного учащегося выросли в 1,66 раз (рис.7).Значительные колебания расходов организации программы среднего образования являются следствием неэффективности, недостаточной прозрачности системы финансирования системы среднего образования.

Источник: Данные МОН РК

Рисунок 7– Затраты бюджета на получение среднего образования (в расчете на одного обучающегося в год), тыс. тенге/чел.
Согласно статистике Министерства образования Республики, затраты бюджета на получение среднего образования одного учащегося Республики Казахстан в 2010г. увеличились на 24,9% по сравнению с показателем 2009г, составив 163,1 тыс. тенге на человека. В 2011г. рост объема финансирования вырос на 32,9% по сравнению с показателем 2010г, составив 216,9 тыс. тенге (1479 долларов США). В результате, несмотря на принимаемые меры по стандартизации услуг образования, в последние три года заметно усиление колебаний финансирования среднего образования, что сказывается на доступности и конкурентоспособности сферы образования Республики Казахстан.

Обращаясь к мировому опыту, необходимо отметить, что согласно официальной статистике Финляндии затраты на одного обучающегося в 2007г. составляли в среднем 7 100 евро в год. За период с 2002 по 2007г. увеличение общих затрат финансирования образования на одного человека в среднем не превышало 0,9%. Амплитуда колебания показателей финансирования образовательных программ Финляндии составила менее 1% в год.3.



В Казахстане разница финансирования учащегося МКШ в городской местности и полнокомплектной школы (далее-ПКШ) составляет 95,1 тыс. тенге. В сельской местности, этот разрыв сокращается до 74,7 тыс. тенге. То есть, содержание учеников МКШ в городской местности обходятся государству дороже, чем сельской местности.

Разница среднемесячной суммы оплаты труда педагогов городской и сельской местности в 2011г. составила 10,8 тыс. тенге в сторону сельских работников государственных организаций среднего образования РК.

Источник: Данные МОН РК
Рисунок 8 – Затраты бюджета на получение среднего образования (в расчете на одного обучающегося в год) и среднемесячная заработная плата педагогов в 2011-2012 учебном году, тыс. тенге
Структура затрат капитального характера в 2011-2012 учебном году на 60,6% состояла из расходов, направленных на капитальный ремонт, и на 39,4% из приобретения основных средств. Суммарно, в Алматинской, Костанайской, Южно-Казахстанской областях было затрачено 52,5% затрат капитального характера, направленных на капитальный ремонт и приобретение основных фондов.

Капитальные затраты и затраты на всеобуч организаций среднего образования Республики Казахстан в 2011г. составили 31 470,3 млн. тенге, соответствуя 6,8% бюджетных средств, направленных в сферу среднего образования. При этом, объем платных услуг в государственных организациях образования в 2011г. составил 1 997,9 млн. тенге.

Помимо среднего образования необходимо рассмотреть сферу получения дополнительных знаний. Согласно данным МОН РК, на одного учащегося в государственных организациях дополнительного образования, без учета капитальных затрат, приходится 82,2 тыс. тенге. При этом в сельской местности эти затраты больше на 20,6 тыс. тенге, нежели чем в городе, где на одного обучающегося приходится 71,9 тыс. тенге. Среднемесячная заработная плата педагогов в государственных организациях дополнительного образования в сельской местности больше на 8 тыс. тенге, составляя 59,7 тыс. тенге. Объем платных услуг на дополнительное образование в государственных организациях дополнительного образования в 2011г. составила 1 537,2 млн. тенге.
Техническое и профессиональное образование.

В системе ТиПО в 2011г. расходы на одного студента составили 245,4 тыс. тенге. В среднем, по Казахстану, расходы на одного студента ТиПО в сельской местности на 29,7 тыс. тенге. В Актюбинской и Акмолинской областях, а также в г. Астана и г. Алматы затраты на одного студента в ТиПО наиболее высокие, составляя порядка 294, 1 тыс. тенге.

Средняя заработная плата в 2011г. преподавателей ТиПО, располагающихся в городской местности, составляла 55,8 тыс. тенге, в сельской местности- 65, 7 тыс. тенге.

В структуре затрат бюджета на капитальные расходы в сфере ТиПО приходилось 9,4%. При этом, 59,6% этих расходов приходится на капитальное строительство и 40,4%- на приобретение основных средств. Объем платных услуг в организациях ТиПО в 2011г. составлял 7 014,9 млн. тенге.

В системе высшего образования с 1999г. в Казахстане функционирует система подушевого грантового финансирования государственного образовательного заказа в вузах. Финансирование производится исходя из численности обучающихся и размера образовательного гранта, утверждаемого Правительством. Аналогичный подход финансирования действует в колледжах.
Высшее и послевузовское образование.

Согласно данным Министерства Финансов Республики Казахстан в 2012г. на обеспечение расходов высшего и послевузовского образования было выделено 126 213 млн. тенге, что соответствует 28,8% от суммы государственного финансирования сферы образования. Из общей численности обучающихся(629,5 тысяч студентов), около 77% (484,3 тысяч человек)получили платное высшее образование, и 23% (145,2 тыс.человек)- за счет Государственного заказа Республики Казахстан.

Стипендии студентов в 2011-2012 учебном году возросли на 30% по сравнению с предыдущим периодом (2010г.). Размер стипендий магистрантов и докторантов вырос на 29,9% соответственно (табл. 2).


Таблица 2 – Стипендии обучающихся организаций высшего и послевузовского образования.

Обучающиеся

Размер стипендии, тенге

2008

2009

2010

2011

2012

Студенты

7500

9375

11719

15235

15235

Магистранты

19166

23958

29974

38931

38931

Докторанты

29359

36699

45847

59635

59635

Источник: Данные МОН РК

По данным Всемирного Банка на высшее образование в 2009г. на одного учащегося Дании тратилось 31 924 долларов, Швейцарии-30 422 долларов, в Швеции и Франции -19 180 долларов и 16 180 долларов соответственно. В США данный показатель был равен 8 859 долларов. Согласно официальному курсу валют Национального Банка, в 2009г. расходы бюджета Республики Казахстан на получение высшего образования составили 2 218 долл. США на 1 студента, в 2010г.-1107 долл.США на 1 учащегося, в 2011-1480 долл.США на 1 учащегося, за 4 мес. 2012г.-1408 долл. США.



Средние годовые расходы на обучение одного магистранта и докторанта в вузах, финансируемых из республиканского бюджета, составляют (таблица 33):
Таблица 3 – Средние расходы на обучение одного магитсранта и докторанта в вузах, финансируемых из республиканского бюджета РК, тыс. тенге.

Наименование вузов

магистратура

докторантура

4 мес. 2012г.

8 мес.2013г.

4 мес. 2012г.

8 мес.2013г.

Национальные вузы

215,4

430,9

435,7

871,3

Другие вузы

132,0

264,0

Назарбаев Университет

2 023,2

3 339,0

Казахстанский филиал МГУ им. М.В.Ломоносова

375,6

751,2

Источник: Данные МОН РК
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что анализируя государственное финансирование сферы образования Республики Казахстан, необходимо выделить следующий блок проблем:

  • Большая часть норм и нормативов имеет натуральное выражение, и их соблюдение напрямую зависят от цен в конкретном регионе, что усиливает различия потребностей финансирования.

  • Законодательно не установлены нормативы финансирования видов образовательных учреждений.

  • Доля учебных расходов имеет тенденцию необоснованного увеличения.

  • Принцип распределения финансирования не прозрачен и во многом определяется фактическими расходами, сложившимися за предыдущие периоды.

В результате, размер затрат на одного учащегося зависит от заработной платы педагога и социально-экономического развития региона. Помимо этого значительное влияние оказывает развитость сети учреждений и растущая потребность в них, учитывая демографическую ситуацию в регионах Республики Казахстан.

Также в Казахстане необходимо рассмотреть механизм доведения бюджетных средств до каждого образовательного учреждения, применяя процедуры согласования целей и сумм финансирования. В результате, одним из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан должен стать переход от гарантий сохранения сети организаций и учреждений к гарантиям предоставления качественных услуг гражданам.

Обеспечение доступности и качества социальных услуг для различных групп населения требует четкого нормативно-правового регулирования, условий привлечения внебюджетных средств и их использования, обеспечения защиты прав потребителей, перехода к конкурентным и контрактным механизмам финансирования учреждений и организаций образования.

Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами должна способствовать переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых услуг на основе достижения поставленных целей. Достичь этого можно по средствам увязки показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня.

Минимально допустимая стоимость государственных услуг, относящихся к сфере образования должна закладываться в бюджеты соответствующего уровня. Объемы финансирования в новых условиях бюджетного законодательства должны определяться подушевым нормативом, умноженным на количество обучающихся по образовательным программам в соответствии с государственными стандартами, с поправкой на особенности развития региона.

В рамках повышения прозрачности финансирования, повышения доступности образования и реализации государственных гарантий необходимо разработать единый подход финансирования системы образования Республики Казахстан



1http://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS/countries

2 Education Today 2013The OECD Perspective, http://dx.doi.org/10.1787/edu_today-2013-en


3http://www.ncee.org/programs-affiliates/center-on-international-education-benchmarking/top-performing-countries/finland-overview/finland-system-and-school-organization/


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница