«рассмотрено» «утверждено»



Скачать 410,7 Kb.
страница1/3
Дата03.08.2017
Размер410,7 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет



«РАССМОТРЕНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании кафедры социологии государственного управления

Протокол № 8 от 10декабря 2015 г.



Решением

Ученого совета факультета Протокол №11 от 24 декабря 2015



Рабочая программа дисциплины

Социология государственной службы

Направление подготовки кадров высшей квалификации

по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре:

Социологические науки

Направленность (профиль) подготовки - 22.00.05. Политическая социология



Присваиваемая квалификация:

«Исследователь. Преподаватель-исследователь»
Москва

2015

  1. Характеристика учебной дисциплины

Государственная служба является тем социальным институтом, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства. Нельзя не признать, что именно государственная служба удовлетворяет общественно значимые потребности в управлении. Поэтому столь важно изучение теоретических и практических аспектов построения и функционирования системы государственной службы, взаимодействия с другими социальными институтами, особенностей и тенденций её развития в различных странах.

Теоретическое исследование проблем государственной службы с позиции социологии представляется не менее актуальной, чем с позиций других научных дисциплин (данная тематика на протяжении ряда лет разрабатывалась главным образом юристами).

Данный курс включает в себя последовательное рассмотрение научных подходов к исследованию института государственной службы как связующего звена между государством и обществом, от которого зависит эффективность государственного управления и успешное функционирование гражданского общества.
2. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью курса является формирование у аспирантов целостного представления о государственной службе как о социальном институте и виде профессиональной деятельности на основе социологического подхода.

Задачи курса:


  • проанализировать и систематизировать ключевые проблемы и теоретические дискуссии в сфере социологии государственной службы;

  • изучить механизмы взаимодействия органов государственной власти с общественными структурами;

  • проанализировать социальный статус государственного служащего в общей социально-профессиональной стратификационной системе общества;

  • изучить основные классические и современные теории мотивации трудовой деятельности; особенности мотивации профессиональной деятельности в системе государственной службы;

  • проанализировать основы организации государственной службы (в т.ч. зарубежный опыт);

  • ознакомить аспирантов с проблемой урегулирования конфликта интересов в системе государственной службы; его причинами и последствиями;

  • проанализировать эффективность социального контроля в системе государственной службы; институты и формы социального контроля за ходом реализации чиновниками государственной политики во всех отраслях жизни страны.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Универсальные компетенции:

способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);



Профессиональные компетенции

владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области социологии государственной службы (ПК-1);

способность адаптировать и обобщать результаты современных социологических исследований для целей преподавания социальных дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-3);

способность использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для совершенствования социальных институтов, методов управления, разработки социальных программ и стратегий деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций (ПК-5).




4. Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы

Дисциплина «Социология государственной службы» относится к вариативной части блока дисциплин по выбору. Дисциплина изучается в 4 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины - 2 зачётных единицы (72 академических часа). Аттестация – зачёт.



5. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы


Формируемые компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Cпособность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);


  • ЗНАТЬ: основные классические и современные зарубежные и отечественные концепции социологии государственной службы, содержание современных дискуссий, новейших тенденций и направлений в ее развитии, включая междисциплинарные исследования.

УМЕТЬ: аргументировано отстаивать сформировавшуюся собственную позицию по различным проблемам и темам социологии государственной службы, критически оценивать результаты вторичных исследований, вне зависимости от их источника, применять теоретико-методологические социологические подходы для самостоятельной разработки методического инструментария планирования, организации, проведения и мониторинга исследовательских проектов в проблемном поле научной дисциплины.


Способность использования методологии теоретических и прикладных исследований в области социологии государственной службы (ПК-1)

________________________________

Cпособность адаптировать и обобщать результаты современных социологических исследований для целей преподавания социальных дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-3)
________________________________

Cпособность использовать результаты исследований, знание закономерностей и тенденций развития для совершенствования социальных институтов, методов управления, разработки социальных программ и стратегий деятельности государственных и частных предприятий, общественных, политических, культурных организаций (ПК-5)




ВЛАДЕТЬ: навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач в процессе

исследования социальных механизмов власти и влияния в обществе на разных этапах его развития и в разных фазах его функционирования.


УМЕТЬ: применять существующие концептуальные и эмпирические методы и процедуры при разработке и проведении исследований в предметном поле социологии государственной службы

________________________________________



  • ЗНАТЬ: основные направления современных социологических исследований в области политической социологии; содержание учебных планов и рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров и магистров по направлению «Социология», включая соответствующие разделы социологии государственной службы.

УМЕТЬ: анализировать результаты современных социологических исследований в области социологии государственной службы.

________________________________________



  • ЗНАТЬ: закономерности и тенденции развития социальных и политических институтов в современных условиях; механизмов взаимодействия институтов политической системы, гражданского общества.

УМЕТЬ: анализировать информацию о состоянии и тенденциях развития механизма функционирования политической системы, в сравнительном анализе критически оценивать опыт развития различных политических систем.

6. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:



Объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 академических часа, из которых 18 часов составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (занятия лекционно-семинарского типа), 54 часа составляет самостоятельная работа аспиранта.

7. Форма обучения – очная.

8.Используемые образовательные технологии.

А. Образовательные технологии:

  • Проведение лекционных занятий дискуссионного формата с использованием мультимедийных технологий;

  • использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода с использованием ситуационного анализа;

  • применение интерактивных обучающих технологий: групповые дискуссии, круглые столы;

  • использование творческих заданий (эссе) и разработка индивидуальных и групповых аналитических разработок;

  • формирование индивидуальных образовательных траекторий посредством проведения учебных исследований и подготовки аналитического доклада.

  • групповые и индивидуальные проекты, направленные на освоение основных методов анализа внутренней и внешней среды института государственной службы;

  • ролевые игры.

Б. Научно-исследовательские технологии:

  • стимулирование поиска дополнительной информации для подготовки к групповым дискуссиям по темам дисциплины;

  • стимулирование работы аспирантов с материалами периодических изданий; интернет-источников; международных научных электронных баз для поиска информации о современной управленческой практике в сфере государственной службы.

9. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),
форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего___(часы'>Всего

(часы)

В том числе

Контактная работа (часы)


Самостоятельная работа обучающегося, часы


Занятия лекционного типа

Занятия семинарского типа

Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные задания и др.).

Всего

Всего

Тема 1.

Институт государственной службы как предмет научного анализа.

6

2

-




2

4

Тема 2 .

Эволюция классических теоретических представлений о понятии бюрократии.

8

2

-




2

6

Тема 3. Развитие теории бюрократии в современной социологической и политической науке.

6

-

2




2

4

Тема 4. Становление и развитие государственной службы в России.

6

-

-




-

6

Тема 5. Государственная служба как социальная организация.


6

-

2




2

4

Тема 6.

Зарубежный опыт организации государственной службы.

6

-

2




2

4

Тема 7.

Социальный статус государственного служащего.

6

2

-




2

4

Тема 8.

Конфликт интересов в системе государственной службы.

6

-

-




-

6

Тема 9. Организационная культура государственной службы.

6

-

-




-

6

Тема 10. Государственная служба как вид профессиональной деятельности.

6

2

-




2

4

Тема 11.

Социальный контроль в системе государственного управления.

6

-

2




2

4

Тема 12.

Лоббизм и коррупция в органах государственного управления.

6

2

-




2

4

Итого

72

10

8




18

54


Содержание дисциплины
Тема 1. Институт государственной службы как предмет научного анализа.

Теоретические и прикладные задачи социологии государственной службы. Объект, предмет и функции социологии государственной службы. Особенности применения социологических методов в исследовании проблем государственной службы. Информационно-аналитическое обеспечение госу­дарственной службы.

Государственная служба в системе государственного управления: роль и функции. Государственная служба как социальный институт. Основные функции государственной службы.
Тема 2. Эволюция классических теоретических представлений о понятии бюрократии.

Понятие и определения бюрократии. Многозначность термина «бюрократия». Методы и подходы в изучении бюрократии.

Эволюция концепций бюрократии. Имперская («азиатская») модель бюрократии. Китайская бюрократия как «идеальный тип» данной модели. Возникновение бюрократического аппарата управления в западноевропейских монархиях. Французская бюрократия периода абсолютизма. Становление теорий бюрократии в XIX в. Бюрократия в «Философии права» Гегеля. Характеристика власти бюрократического аппарата в работах А.Токвиля. Сравнительный анализ бюрократии и парламентской демократии в труде Дж. С.Милля «Размышления о представительном правлении».

В. Вильсон и модель «административной бюрократии». Ф.Дж. Гуднау и разработка теории бюрократии.

Доктрина бюрократии как «абсолютного зла» К.Маркса. Отношение В.И. Ленина к бюрократии как особому социальному слою, её роли в развитии общества («Государство и революция»)

Анализ бюрократии в трудах М.Вебера. М.Вебер о типах бюрократии. Идеальный тип рациональной бюрократии и общая концепция бюрократии («Хозяйство и общество»). Специфические черты идеальной бюрократии. Критика концепции «рациональной бюрократии». Американская – вильсоновская – версия веберовской концепции. Её практическое воплощение и эволюция в системе государственной службы ряда стран. Господство веберовской модели бюрократии в первой половине XX в.


Тема 3. Развитие теории бюрократии в современной социологической и политической науке.

Применение структурного функционализма Т.Парсонса в исследовании бюрократии. Р.Мертон об особенностях бюрократии. Исследование тенденций развития бюрократического аппарата в теории политического поля П.Бурдье. Представительная и авторитарная бюрократия А.Голднера.

Идеология «постбюрократической революции» (поствеберовская модель государственной службы). Ведущие тенденции реформ 90-ых годов – «новый менеджеризм» и акцент на этические проблемы госслужбы.

Трактовка бюрократии Р.Дарендорфом как наиболее влиятельной группы интересов. М. Крозье о взаимодействии бюрократии и общества.

Роль государства как центра принятия решений в XXI веке. Проблема баланса между административной иерархией и требованием участия граждан в управлении.

Тема 4. Становление и развитие государственной службы в России.

Особенности государственного управления в XI-XII вв. Государственная служба в период образования единого русского централизованного государства: генезис элементов государственной службы и его особенности. Реформа государственного управления при Петре I: становление государственной службы как самостоятельного социально-правового института. Основные достоинства и недостатки табели о рангах. Гипертрофия чина. Практика формирования корпуса госслужащих, их социальный статус, порядок прохождения службы, факторы карьерного движения чиновников. Реформы М. Сперанского («административный романтизм»). Общая оценка дореволюционного российского чиновничества. Причины низкой эффективности аппарата. Проблемы формирования государственного аппарата в первые годы Советской власти. Советское чиновничество.


Тема 5. Государственная служба как социальная организация.

Понятие «организация государ­ственной службы». Компоненты государственной службы как организации. «Внут­ренняя» и «внешняя» среда организации государственной службы. Свойства государственной службы как социальной организации.

Структура государственной служ­бы как системы: основные компо­ненты и взаимосвязи между ними. Общие принципы построе­ния организационных структур органов государственной власти. Деятельностная структура государ­ственной службы. Специфика объ­екта, целей, средств и способов де­ятельности государственного слу­жащего. Государственный служа­щий как субъект деятельности. Структура целей государственной службы. Виды и уровни государ­ственной службы. Классификация государственных служащих.

Комплексный, функцио­нальный и отраслевой подходы в


организации органов государ­ственной власти и управления. Понятие и система долж­ностей государственной службы, распределение их по категориям и группам.

Принципы и механизм и функцио­нирования государственной служ­бы. Противоречия и проблемы функ­ционирования государственной службы.


Тема 6. Зарубежный опыт организации государственной службы.

Государственная служба Франции. Особенности государственного строя. Реализация концепции рациональной бюрократии М.Вебера в системе государственной службы Франции. Социокультурные основания концепции карьеры в системе французской госслужбы. Понятие и категории госслужащих. Структура госслужбы. Социальный статус госслужащего во Франции.

Государственная служба Германии. Особенности государственного строя. Место социально-профессиональной группы государственных служащих в структуре современного немецкого общества. Эволюция принципа «верности». Политические чиновники. Классификация госслужащих. Социальные гарантии госслужащих Германии. Социальный статус госслужащего.

Государственная служба США. Особенности государственного строя. Американская специфика становления института государственной службы. «Добыча – победителю». Ориентация на «клиента». «Прозрачная» бюрократия. Новые тенденции в организации государственной службы США. Специфика социального статуса чиновника в США: социокультурные основания.

Проблемы адаптации зарубежного опыта организации государственной службы в российских условиях.
Тема 7. Социальный статус государственного служащего.

Государственная служба и гражданское общество. Социальный и правовой статус государственного служащего. Система должностей государственной гражданской службы РФ. Виды поощрения и награждения на государственной службе. Дисциплинарные взыскания. Права, обязанности, ограничения, запреты, требования к служебному поведению, гарантии и ответственность как основные составляющие правового статуса государственного служащего. Особенности социальных гарантий на государственной службе. Система оплаты труда государственных служащих. Оценка социального статуса государственных служащих в РФ. Место социально-профессиональной группы государственных служащих в структуре современного российского общества.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница