Рассмотрено



Скачать 261,37 Kb.
Дата03.09.2017
Размер261,37 Kb.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО Руководитель ШМО ________/_______________

Протокол № от

« »_____________2013 г.


«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР


________/Кушнир Л.В./

« »_____________2013 г.




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор
МБОУ СОШ с.Натальино
___________/ Ревизцева Н.А./
Приказ № от

« »_____________2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Горкун Ирины Владимировны

высшая категория

по мировой художественной культуре 10-11 кл

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от

« » ____________2013 г.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Мировая художественная культура» (10-11 классы средней школы) является завершающим этапом образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК в нашей школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования, соответствует БУПу 2009

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10-11 классах является представленная в нём широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности.

Приоритетными задачами и целями изучения МХК на базовом уровне являются:

--- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

--- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

--- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

--- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

--- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Программа составлена на основе примерной программы, особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной художественной культуры как с уникальным и самобытным явлением, имеющим непреходящее мировое значение.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры XX века). Программа содержит примерный объем знаний за два года (X XI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс X класса включены следующие темы: “Художественная культура первобытного мира”, “Художественная культура Древнего мира”, “Художественная культура Средних веков” и “Художественная культура Ренессанса”. В курс XI класса входят темы: “Художественная культура Нового времени” и “Художественная культура конца XIX- XX веков”.

На преподавание данного курса на базовом уровне выделяется 70 часов (1 урок в неделю) на протяжении двух лет обучения.



Учебно-тематический план

п/п

Содержание учебного материала по разделам

Количество часов

1

Художественная культура первобытного мира

2 часа

2

Художественная культура Древнего мира

10 часов

3

Художественная культура Средних веков

11 часов

4

Художественная культура Ренессанса

12 часов

Художественная культура Нового времени (35 часов)

5

Художественная культура XVII – XVIII веков

12 часов

6

Художественная культура конца XIX века.

10часов

7

Художественная культура XX века

13 часов

Итого:

70 часов

Содержание тем учебного курса

Художественная культура первобытного мира (2 ч)

Роль мифа в культуре (миф — основа ранних представлений о мире, религии, искусстве). Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал — основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Символика геометрического орнамента. Театр, музыка и танец.



Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, TV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (10 часов)

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий — свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет — культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Корнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии — ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. “Скульптурное” мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, “Храм Надписей” как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники — динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава и величие Рима — основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (11 часов)

София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестовокупольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).

Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора СпасАндронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева (“Троица”). Ансамбль московского Кремля — символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приемов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).



Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) — синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиознонравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Сплав философии (дзен-буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии “Восток глазами Запада”.

Художественная культура Ренессанса (12 часов)

Возрождение в Италии. Флоренция — воплощение ренессансной идеи создания “идеального” города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературногуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм религиозно философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира — энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.



Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени (35 часов)

Художественная культура XVIIXVIII веков (12ч)

Стили и направления в искусстве Нового времени — проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.Б. Растрелли) — национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.П. Рубенса. Творчество Рембрандта X. ван Рейна как пример психологического реализма XVII века в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко (“Орфей” К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.С. Бах).

Классицизм — гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.А. Моцарт (ЋДон ЖуанЛ), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Художественная культура конца XIX века. (10часов)

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке (“Лесной царь” Ф. Шуберта) и опере (“Летучий голландец” Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники-передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX века (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни (“реализм без границ”).

Художественная культура XX века (13 ч).

Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, “синтетическая форма” П. Сезанна). Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл “Демон” М. А. Врубеля) и музыке (“Прометей” А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX века: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла “Савой” в Пуасси Ш.Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма, Ф.Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С Станиславского и В. И. НемировичаДанченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).



Синтез искусств — особенная черта культуры XX века: кинематограф (“Броненосец Потемкин” С.М. Эйзенштейна, “Амаркорд” Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (“Иисус Христос — Суперзвезда” Э. Ллойд Уэббер). Рок музыка (Битлз “Желтая, подводная лодка”, Пинк Флойд “Стена”); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике и направлениях.

Культурные традиции родного края.




Календарно-тематическое планирование МХК 10 класс

Количество часов: всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ ___, зачетов ___, тестов 4;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. От истоков до ХVII века. 10 кл.М. Дрофа.2008




Содержание учебного материала

Основные термины и понятия

ИКТ

Дата

Корректиров

1.

Художественная культура первобытного мира. (2ч)

Понятие художественной культуры. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы.



культура, искусство

эуп







2.

Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента.

Менгиры, дольмен, кромлех

эуп







3.

Художественная культура Древнего мира.(10ч)

Древний Египет. Архитектура страны фараонов.



Пирамиды, сфинксы, архитектурный комплекс в Карнаке и Луксоре, храм Амона

эуп







4.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Рельеф, фрески, золотая маска Тутанхамона

эуп







5.

Особенности художественной культуры Месопотамии.

Клинопись, зиккурат

эуп







6.

Искусство доколумбовой Америки.

Искусство инков

эуп







7.

Культура Античности.

Эгейское искусство.



Кносский дворец

эуп







8.

Золотой век Афин.

Парфенон, Акрополь. Пропилеи, храм Ники

эуп







9.

Скульпторы Древней Греции.

Поликлет , Мирон, Скопас, Пракситель

эуп







10.

Архитектура Древнего Рима.

Римский Форум, колонна Траяна, Пантеон, Колизей

эуп







11.

Изобразительное искусство Древнего Рима.

«Капитолийская волчица», фрески, мозаика

эуп







12.

Театр и музыкальное искусство Античности.

Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан

эуп







13.

Художественная культура Средних веков. (11ч)

Мир византийской культуры.



Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись

эуп







14.

Архитектурный облик Древней Руси.

Золотые ворота, собор Св. Софии в Киеве, Новгороде

Эуп

видео








15.

Шедевры архитектуры Московского княжества.

Башни Кремля, Успенский собор, церковь Вознесения мозаики и фрески Киевской Софии

эуп







16.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Творчество Ф.Грека и А.Рублёва.

Мозаики и фрески Киевской Софии, иконы Руси

эуп







17.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Романский стиль, готика

эуп







18.

Изобразительное искусство Средних веков.

Химеры, искусство витража

эуп







19.

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Литургическая драма, фарс, григорианский хорал

эуп







20.

Культура Востока

Индия - «страна чудес».



Ступа, чайтья, рага, ситар

эуп







21.

Художественная культура Китая.

Пагода Даяньта, Храм Неба

эуп







22.

Искусство «Страны восходящего солнца».

Золотой павильон, садово-парковое искусство, гравюра

эуп







23.

Художественная культура ислама.

минарет, мечеть, мавзолей

эуп







24.

Возрождение. (12ч)

Флоренция - колыбель итальянского Возрождения.



Боттичели,, Брунеллески, Донателло

эуп







25.

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения.

Проторенессанс , Раннее Возрождение, Джотто,

эуп







26.

Золотой век Возрождения. Архитектурные творения Браманте.

Браманте

эуп







27.

Мир Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи

Эуп, видео







28.

Бунтующий гений Микеланджело.

Творчество Микеланджело

Эуп видео







29.

Рафаэль – «первый среди великих»

Картины Рафаэля

Эуп видео







30.

Возрождение в Венеции.

Тициан

эуп







31.

Северное Возрождение. Ренессанс в архитектуре Северной Европы.

Замок Шамбор, ратуша в Антверпене

эуп







32.

В мире фантасмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля.

Творчество Босха,Брейгеля

Эуп

видео








33.

А.Дюрер – «художник, достойный бессмертия»

Автопортрет, меланхолия

Эуп

видео








34.

Музыкальная культура Возрождения.

Лассо, мадригал

эуп







35.

Театр Шекспира - энциклопедия человеческих страстей.

Театр актёра, драматург

эуп









Календарно-тематическое планирование МХК 11 класс

Количество часов: всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ ___, зачетов ___, тестов 4;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. От ХVII века до современности. 11 кл. М. Дрофа.2008



Содержание учебного материала



ИКТ


Основные термины и понятия

Дата

Корректиров

1.


Художественная культура Нового времени. (35ч)

Художественная культура XVIIXVIII веков (12ч)

Искусство маньеризма



эуп


Маньеризм, стиль эпохи









2.

Архитектура барокко

эуп

Барокко, диссонанс, асимметрия, Растрелли







3.

Изобразительное искусство барокко.

эуп

Бернини, Лебрен, парадный портрет







4.

Фламандское барокко (П.П. Рубенс)

эуп

Живопись Рубенса







5.

Музыкальная культура барокко.

эуп

Бах, Гендель







6.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

эуп

Версальский дворец







7.

Шедевры классицизма в архитектуре России

эуп

Пашков дом, Адмиралтейство,Александрийский театр, Казанский собор







8.

Изобразительное искусство классицизма и рококо

эуп

Пуссен, Ватто







9.

Реалистическая живопись Голландии.

эуп

Портретная живопись, бытовой жанр, Рембрандт







10.

Русский портрет XVIII века

эуп

Никитин, Рокотов, Левицкий, Боровиковский







11.

Композиторы Венской классической школы.

эуп

Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен







12.

Театральное искусство XVII – XVIII веков.

эуп

Театр барокко






13.


Художественная культура XIX века. (10ч)

Романтический идеал и его отражение в музыке.




эуп

Философия романтизма







14.

Изобразительное искусство романтизма. Портретная живопись.

эуп

Делакруа,Ф.Гойя, Кипренский, Брюллов







15.

Пейзажная живопись романтизма.

эуп

Жерико, Тёрнер, Фридрих, Айвазовский







16.

Реализм – художественный стиль эпохи.

эуп

Реализм, натурализм







17.

Изобразительное искусство реализма.

эуп

Милле, Курбе, Венецианов, Крамской, Федотов, Перов, Шишкин







18.

Живопись импрессионизма.

эуп

Мане, Моне, Дега, Ренуар







19.

Многообразие стилей зарубежной музыки.

эуп

Шуберт, Шуман, Лист, Равель







20.

Русская музыкальная культура. М.И.Глинка – основоположник русской музыкальной классики.

эуп

Основоположник, классическая музыка







21.

Разнообразие творческих интересов композиторов “Могучей кучки”

эуп

Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин, Кюи







22.

«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И.Чайковского.

эуп

Увертюра-фантазия, симфония, опера, балет






23.


Художественная культура XX века (13ч)

Искусство символизма.



эуп

Символ, аллегория, Чюрлёнис, Врубель







24.

Искусство модернизма.

эуп

Климт, Рерих, Андреев







25.

Архитектура: от модерна до конструктивизма

эуп

модерн, конструктивизм, функционализм







26.

Основные направления развития зарубежной живописи. Фовизм Матисса

эуп

Фовизм,







27.

Кубизм Пикассо.

эуп

кубизм







28.

Сюрреализм Дали.

эуп

сюрреализм







29.

Мастера русского авангарда.

эуп

абстракционизм, Кандинский, супрематизм, Малевич







30.

Зарубежная музыка ХХ века.

эуп

Модернизм, Малер, Шёнберг, Гершвин, джаз







31.

Музыка России ХХ столетия.

эуп

Скрябин, Рахманинов, Стравинский







32.

Творчество С.Прокофьева и Д.Шостаковича.

эуп

Прокофьев, Шостакович







33.

Феномен массовой песни.

эуп

Дунаевский, Окуджава, Тухманов,Пахмутова







34.

Театральная культура ХХ века.

эуп

Шоу, Ионеско, Брехт, Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Товстоногов, Ефремов







35.

Становление и расцвет мирового кинематографа.

эуп

Люмьер, Эйзенштейн, экспрессионизм, сюрреализм







Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:



знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
    выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора путей своего культурного развития;

    • организации личного и коллективного досуга;

    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

    • самостоятельного художественного творчества.


Перечень учебно-методического обеспечения

Учебная литература:

  • Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. От истоков до ХVII века. 10 кл.

  • М. Дрофа.2008

  • Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. От ХVII века до современности. 11 кл. М. Дрофа.2008

  • Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. М. Искусство. 1985

  • Атлас Древнего Мира. М. Аст. 2000.

Методическая литература:

  • Г.И.Данилова Мировая художественная культура. Тематическое и поурочное планирование. М. Дрофа. 2008

  • Мировая художественная культура. Уроки учительского мастерства. 10-11 классы. Автор-составитель Н.А.Леухина.Волгоград.учитель.2008

  • Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Составитель И.А.Лескова. Волгоград.Учитель. 2008

  • История мировой художественной культуры. Составители Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова. В. Экстремум. 2006


Библиотека электронных наглядных пособий:

  • Мировая художественная культура. 10-11 кл.

  • История искусства

  • Древнерусская культура. Литература и искусство

  • Азбука искусства

Библейские образы. Единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru

Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru



Учительский портал http://www.uchportal.ru



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница