Различия и сходства в системе образования России и Германии



Скачать 93,87 Kb.
Дата30.10.2016
Размер93,87 Kb.
ТипРеферат
Николай Зонов

Различия и сходства в системе образования России и Германии

Специальность Русская культура

Письменная работа студента 1-го курса очной формы обучения

Содержание:


Структура системы образования и особенности образовательного процесса в России 1

Преобразования системы образования в России 3

Структура системы образования и особенности образовательного процесса в Германии 4

Интеграция мигрантов посредством образования в Германии 5

Заключение 6


Введение

Тема моего доклада звучит «Различия и сходства в системе образования России и Германии». При выборе темы меня заинтересовала возможность противопоставления двух образовательных концепций российской и немецкой. В ходе доклада я обращу внимание на структуру систем образования и особенности образовательного процесса, а также на эффективность обеих систем в плане репрезентации полученных знаний и их последующего применения в профессиональной деятельности. Кроме того будут затронуты темы преобразования системы образования в России и интеграция мигрантов посредством образования в Германии.


Структура системы образования и особенности образовательного процесса в России


Российская система образования представляет собой диференцированую модель, включающую в себя несколько уровней образовательного процесса. Система образования включает в себя следующие этапы: дошкольное образование, общее среднее образование, профессионально – техническое образование, высшее образование и послевузовское профессиональное образование. Дошкольное образование осуществляется в учреждениях дошкольного образования и общего образования (предшкола), в центрах и объединениях раннего развития ребёнка а также родителями дома в семье. Возраст детей дошкольного образования составляет от 3 до 6 – 7 лет. Цель этой ступени образования заключается в подготовке детей к поступлению в начальную школу, а также способствование их интеллектуальному и физическому развитию. Наряду с основами и простейшими навыками в математике, письме и чтении, дети получают музыкальное и физическое развитие. В детских садах очень развита традиция подготовки праздников детьми для родителей, а также изготовление костюмов для праздников и подарков для родителей, что развивает креативное мышление и способности у детей.

Общеобразовательная средняя школа включает в себя начальную школу и условно подразделяется на средние и старшие классы. Целью школьного образования является дать учащимся основы знаний, а также умения и навыки для дальнейшей учёбы в вузе. Образовательные учреждения, дающие среднее образование, включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии, обучение в них продолжается 11 лет. Лицеи включают в себя программу общего среднего образования, но при этом имеют более углубленное изучение одного или двух предметов с направленностью в определённые вузы, в которых абитуриентам могут быть предоставлены преференции при поступлении. В гимназии также основу составляет общий федеральный стандарт обучения. Отличием от общеобразовательных школ и лицеев является углубленная специализированная подготовка по нескольким направлениям, которые учащиеся выбирают сами на основании своих склонностей и предпочтений. В последнее время в школьное образование вводятся новые предметы, восновном гуманитарные такие как культурология или риторика.1Это связано со стремлением увеличить потенциал среднего образования для более широкопрофильной подготовки учащихся к следующей ступени образования. Кроме того происходит отток преподавателей высокого уровня в лицеи и гимназии, что «свидетельствует о повышении научного потенциала, средних образовательных учреждений».2 Относительно недавно, порядка последних нескольких лет в практику среднего образования введён единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является последним экзаменом для получения общего среднего образования. Особенность ЕГЭ заключается в его двойной функции выпускного экзамена в школе и вступительного экзамена в вузы. Введение единого государственного экзамена вызвало напряжённую полемику о целесообразности такого решения. Особая критика исходит от родителей и учеников, но её также поддерживают некоторые преподаватели вузов и учителя школ.

После получения аттестата о среднем общем образовании абитуриент выбирает между обучением в профтехучилищах на какую – либо специальность или же поступлением в вуз для получения высшего образования. Среднее специальное образование возможно получить главным образом в техникуме (училище) либо в колледже. При этом техникум и училище дают базовое профессиональное обучение, а колледж профессиональное обучение повышенного уровня. После получения среднего специального образования возможно в краткие сроки обучения за 1 - 2 года получить высшее профессиональное образование.

Вузовское образование включает в себя бакалавриат, подготовку специалиста и магистратуру. Получение степени бакалавра является условием для продолжения обучения по программе подготовки специалиста или магистратуры. При этом если учащийся получает степень специалиста и продолжает обучение на магистра, то это расценивается как получение второго высшего образования. Вся программа высшего образования по какой либо специальности находит своё отражение в учебном плане, с помощью которого координируется посещение занятий и их длительность, а также сдача экзаменов. Кроме того учебный план включает в себя прохождение практики. В России принята система курсов или потоков, когда студенты после поступления на одну и ту же специальность, продолжают учиться вместе в рамках одного курса или потока на протяжении всего времени обучения, за исключением случаев, если кого – то отчисляют например по неуспеваемости. Поступление в вуз возможно на бюджетное или на платное обучение с очной, вечерней или заочной формой обучения. Как правило число буджетных мест в вузах ограничено и предусмотренно для особо одарённых студентов или студентов льготной категории. Вечерняя и очная формы обучения характерны для людей получающих второе высшее образование или же для тех, кто по семейным обстоятельствам или в силу каких – либо причин не имеют возможности обучаться по очной форме. По окончании программ высшего образования возможна дальнейшая научная работа на соискание степени кандидата наук.


Преобразования системы образования в России


Система образования в России претерпевала изменения на протяжении всей своей истории, однако в настоящее время рассматривается главным образом период с 1992 года, когда была изменена политическая структура страны. Самым последним обновлением явилось принятие в 2013 – м году нового закона «об образовании в РФ». Основные наиболее существенные изменения: ежегодный обязательный контроль эффективности как частных так и государственных вузов, продление действительности сдачи ЕГЭ до 5 лет (ранее 1, 5 год), улучшение возможностей поступления для льготных категорий граждан.3 В новом законе также особое внимание уделяется «независимой оценке качества образования», которая должна будет проходить регионально на основе определённой методики с учётом особенностей региона. Такая оценка призвана опираться не на мнение многочисленных рейтингов со стороны, а проводить собственные исследования качества образования на местах посредством определённых методик, размещённых на сайте Минобрнауки России.4

Структура системы образования и особенности образовательного процесса в Германии


Образовательная система в Германии имеет много сходств с российской образовательной системой в плане структурного устройства, но при этом имеет много отличий в плане методики образовательного процесса. Структурная схожесть связана прежде всего со стремлением министерства образования РФ внедрить западные стандарты в российскую систему образования. Методика отчасти претерпевает изменения, например с введением ЕГЭ, который характерен для Германии и других западных стран. Также градуация высшего образования претерпела изменения всвязи с мировыми стандартами.

Итак в Германии всё также начинается с дошкольного образования, которое дети получают либо в детских садах, либо в семье, для того чтобы подготовить ребёнка к поступлению в начальную школу в возрасте 6 – 7 лет. Детские сады занимаются физическим и интеллектуальным развитием детей, происходит подобное российскому деление детей на группы по возрасту. Специфика проведения досуга детей также очень подобна.



Во время обучения в начальной школе дети в течении 4 – х лет получают основы математики, немецкого и английского языков, кроме того осваиваются такие предметы как искусство, спорт, музыка и католическая или протестанская религия на выбор. Основной особенностью немецкой начальной школы является тот факт, что уже на столь раннем этапе фиксируется картина успеваемости учеников и последующее их распределение по школам. После начальной школы учащиеся могут быть определены в основную или реальную школу, которые готовят как правило будущих абитуриентов для получения средне - специального образования. При хорошей успеваемости учащиеся попадают в общую школу или гимназию, которые готовят будущих абитуриентов для поступления в вузы. Не исключён и переход например из реальной школы в гимназию при хорошей успеваемости. Наиболее значимыми предметами являются математика, немецкий и английский языки. В последние 3 года из 12 – 13 лет обучения в основной школе или гимназии идёт подготовка к сдаче экзаменов на приобретение аттестата зрелости для вузов (абитур). Полугодовые оценки в этот период уже входят в общую систему подсчёта итогового колличества баллов, высчитываемых после сдачи всех экзаменов. Абитуриент получив аттестат имеет право поступить в вуз на факультеты, на которые ему позволяет поступить его итоговые баллы. Некоторые факультеты такие как медицинский или экономический имеют ограничения проходного балла, некоторые например инженерные направления или гуманитарные не имеют. Также это может варьировать от вуза к вузу. Вузы в Гурмании подразделяются на узкоспециализированные (Fachhochschule) и университы (Universität). Для узкоспециализированных вузов характерно обучение студентов по курсам, составление плана занятий, меньшая аудитория студентов и углубленное изучение конкретной специализации. В университете студенты сами составляют план занятий, выбирают понравивишиеся семинары или предметы в рамках расширения квалификации. Для университетов нехарактерна потоковость обучения, так как при индивидуальном для каждого студента графике учебного процесса, сроки продвижения по программе различны. Первой ступенью высшего образования является бакалавриат (Bachelor), затем магистрат (Master) и послевузовское образование включает в себя написание диссертации с последующей исследовательской работой.

Интеграция мигрантов посредством образования в Германии


Всвязи с процессами глобализации во всём мире, возникает проблемма интеграции приезжего населения в общество той или иной страны. Для Германии с её мультикультурной политикой и большим колличеством мигрантов, вопрос их интеграции в общество стоит наиболее остро. Система образования является очень важным если не основным элементом интеграционных процессов, так как в первую очередь хорошее знание немецкого языка и высокий уровень образования дают шансы мигрантам на полноценную жизнь в новом для них обществе.5 Всвязи с этим в Германии государством поддерживаются программы изучения немецкого языка как иностранного, такие организации как Arbeitsamt или Volkshochschule предлагают курсы немецкого языка для взрослых или способствуют их посещению. Школы выделяют специальные классы для детей мигрантов, которые первое время усиленно изучают немецкий язык и впоследствии постепенно интегрируются в обычные классы. В вузах имеются центры для изучения немецкого языка как иностранного, а также поддержка иностранных студентов при написании курсовых и дипломных работ. Недавние нововведения коснулись признания иностранных специалистов в Германии. Теперь иностранные дипломы стало легче подтвердить, достаточно подтвердить знание немецкого языка и можно работать по специальности с иностранным дипломом.

Заключение


При сравнении россиийской и немецкой систем образования были выявлены как различия так и сходства. Пожалуй очевидным является то, что российская система образования находится в более выраженном процессе изменения и развития чем система образования в Германии, где структура устоявшаяся и изменения незначительны, например постепенный переход с 13 на 12 классов в гимназиях и общих школах. Ещё одним важным неупомянутым фактором является в среднем большая продолжительность обучения в Германии чем в России, всвязи с чем человек с несколькими высшими образованиями в России противопоставлен человеку с одним высшим образованием в Германии за одинаковый период времени обучения и в одинаковом возрасте. Абсолютно различна при этом картина дальнейшего трудоустройства, которая говорит вобщем о необязательном перевесе шансов обладателей нескольких российских дипломов перед обладателями всего одного немецкого. Возможно такое положение вещей связано с рейтинговой позицией российских и немецких университетов а также с представлениями о качестве полученного образования.

Список литературы:

Книга:

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.



Инетрнет:

http://www.ug.ru/article/674

http://ria.ru/spravka/20130826/958263873.html

http://www.bpb.de/gesellschaft/migration/dossier-migration/56490/bildung


1См. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М., 2000. С. 70.

2 Там же. С. 77.

3 См. URL: http://ria.ru/spravka/20130826/958263873.html , Дата обращения: 08.04.14


4 См. URL: www.ug.ru/article/674, Дата обращения: 09.04.14


5 См. URL: http://www.bpb.de/gesellschaft/migration/dossier-migration/56490/bildung, Дата обращения: 10.04.14


Каталог: upload -> main -> vshek -> binary
main -> Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов составлена для чу оо «Международная школа
main -> Перечень научных командировок, финансируемых из средств Программы поддержки научно-образовательных проектов рггу в 2017 г
main -> Программа: «Восточноевропейские исследования»
main -> История евреев Волынской области в 1939-1944 гг. По материалам Чрезвычайной государственной комиссии и на основании устных свидетельств
main -> Программа: «Анализ и экспертное комментирование международных процессов»
main -> Государство Израиль и израильская диаспора за рубежом в XXI веке: реалии и перспективы взаимодействия
binary -> К и. н., мл н. с. Лапкина Н. А. Публикации, отражающие основные научные интересы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал