Разработка урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями фгос на ступени основного общего образования Тема урока: письменность древних египтян. Древнеегипетская школа. Научные познания



Скачать 225,88 Kb.
Дата29.11.2017
Размер225,88 Kb.
МКОУ ТАЛОВСКАЯ СОШ

РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

в соответствии с требованиями ФГОС на ступени основного общего образования

Тема урока:


ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА. НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ.

Выполнила: Ткачева Любовь Ермолаевна

учитель истории и обществознания I КК

2015 год


Задачи урока.

Личностные: 
осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего Египта; 
научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов; 
воспитывать уважение к чужой культуре.

Метапредметные: 

путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся; 


на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления; 
научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Предметные: 

уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,


сформировать представление о школе в Древнем Египте; 
на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки
раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки; 
познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
Оборудование: 

мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР «Древний Египет», презентация «Образование в Древнем Египте» 



Литература:
Учебник: История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.— М.: Просвещение, 2015 г.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали исторические события и явления Древнего Египта. И не задумывались над тем, откуда пришла к нам информация о них. А между тем долгое время в мире ничего не было известно о Древнем Египте. Ведь эта цивилизация погибла накануне наступления новой эры.
Особенно французских исследователей поразило обилие загадочных рисунков на стенах пирамид, каменных стелах, стенах храмов. (Демонстрация слайда с изображением памятников древнеегипетской культуры). (Фиксируем 1-й факт: обилие вещественных и письменных источников по истории Древнего Египта).
(Фиксируем 2-й факт: история Др.Египта оставалась неизвестной ). Какое противоречие обнаруживается при сопоставлении двух сторон ситуации?
Какой возникает вопрос? 
 Обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему: Почему в Древнем Египте была создана столь сложная письменная система ?

Как можно было заставить заговорить исторические источники Древнего Египта? Надо расшифровать загадочную письменность. Но как это сделать? Письменность была слишком сложной. 

Фиксируют главный вопрос урока в тетради.

Регулятивные УУД 

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели. 



II. Версии.

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?  Фиксирует версии на доске ключевыми словами:
1) преимущества для определённых слоёв населения.
2) письменность Др.Египта – первый опыт человечества в развитии письменности

 Учащиеся выдвигают предполагаемые версии.
1.Кому-то было выгодно создать столь сложную письменность, т.к. это давало определённые преимущества перед остальными жителями Египта.
2. У людей ещё не было опыта создания удобной, универсальной и простой письменной системы.

 Регулятивные УУД 

2. Выдвигать версии.

III. Актуализация знаний.

Что мы уже знаем по этой проблеме? (Фиксирует ключевые слова на доске.)

1.Письменность была необходима писцам для учёта собираемых налогов.
2. Письменность использовалась для возвеличивания фараонов.



IV. Планирование деятельности.

Что нам надо узнать для решения проблемы? Опорными словами фиксирует план действий на доске.
Надо узнать:
1.Какой была письменность в Д.Е.?
2. Кто и как мог изучить письменность в Д.Е.? Какие преимущества давало владение письменностью определённым категориям населения?



Определяют план действий по решению проблемы. 

1.Узнать, что из себя представляла древнеегипетская письменность.

2.Выыяснить, каким образом древние египтяне могли изучить письменность. Что давало владение письменностью определённым группам населения?



Регулятивные УУД 
3. Планировать деятельность.

 V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).



1.Какой была письменность в Древнем Египте?
Даётся задание прочесть текст пункта 1 «Загадочные письмена» § 12.
Далее учитель просит учащихся выполнить следующие задания, опираясь на информацию пункта:
1.Что такое иероглиф? Нарисуйте (напишите) в тетради 2-3 египетских иероглифа. 
2.Заполните пробелы в следующем задании: «Египетские иероглифы передавали:
А)…………., 
Б) …………., 
В) ………….».

3. На с.60 даны изображения нескольких др.-ег. иероглифов. Пользуясь ими, напишите следующий текст: «Под жаркими лучами египетского солнца колонна рабов медленно двигалась к колодцу с водой. Воины охраняли колонну и били тех рабов, которые шли слишком медленно». 


Сложно ли вам было выполнить это задание? Смогли ли вы выполнить его полностью? Если нет, почему?
4.В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф «СЛ» – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осёл, если, сел, соло).
5.Почему было трудно овладеть древнеегипетской письменностью? 

Не менее сложным, чем письменность, было и обозначение математических чисел. На с.61 учебники приведены образцы некоторых из них. (Рассматриваем рисунки). Давайте попробуем с их помощью выполнить следующие задания

2.Запишите при помощи египетских цифр год своего рождения.
Вывод на с.60: «Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом».

2. Кто и как мог изучить письменность в Древнем Египте? Какие преимущества давало владение письменностью определённым категориям населения?
Учащиеся получают задание прочесть пункт 3 «Учителя и ученики» и ответить на вопросы:
1.Кто получал образование в школах Древнего Египта
2. Кто обучал детей в школах Древнего Египта? Каким премудростям?
3. Почему учителя были заинтересованы в сокрытии многих знаний от учеников и передаче их только в узкому кругу?

Вывод на с.61: «Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди».


 

Учащиеся выполняют задания.

«Египетские иероглифы передавали:


А) отдельные согласные звуки, 
Б) сочетания согласных звуков, 
В) целые слова».
 Ученик у доски выполняет это задание, пользуясь рисунками учебника:

Учащиеся высказывают своё мнение по поводу степени сложности выполнения данного задания. 


 Чтение пункта 3 «Учителя и ученики».

Ответы на вопросы учителя.

1 этап – «Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали все, что хотели сказать

0 — «солнце», J]— «идти», о — «хлеб», -О-— «рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком».

2 этап – « Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр», и они стали иероглифом-о-обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р».



 Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию из разных источников.

2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Анализировать, обобщать, делать выводы




Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

VI. Выражение решения проблемы.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать

Какие версии подтвердились?



Примерный вывод по проблеме:

В Древнем Египте была создана сложная письменность потому, что во-первых, человечество делало лишь первые шаги в развитии письменной культуры, во-вторых, грамотная часть населения страны была заинтересована в сохранении своего исключительного права владеть письменностью.


Подтвердились обе версии, выдвинутые в начале урока.

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.


VII. Применение нового знания.

Прочтите «Поучения писцов» и обсудите в парах, все ли ученики в древнеегипетской школе прилежно учились. Как учителя поддерживали порядок в классе? Чем была привлекательна для египтян должность писца?






Высказывают свои суждения.


Коммуникативные УУД: 

1.Умение работать в парах, вести диалог



VIII. Домашнее задание.

§1Составить кроссворд по теме «Древний Египет»










Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница