Развитие и современное значение управления качеством. А. Степанов, А. Ю. Щербаков



Скачать 436,29 Kb.
страница1/3
Дата31.10.2016
Размер436,29 Kb.
  1   2   3
Глава 1. Развитие и современное значение управления качеством

. А. СТЕПАНОВ, А. Ю. ЩЕРБАКОВ

Терминологический словарь в области

управления качеством

Глава 1. Развитие и современное значение

Базовые понятия в области качества высшего профессионального образования (далее – качество образования), на которых базируется концепция управления качеством образования в Нижегородском государственном техническом университете.

1. Нормативные ссылки и источники

  1. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.

  2. Берлинская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 19 сентября 2003 года.

  3. Бергенская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 года.

  4. Перечень ключевых понятий и терминов для терминологического словаря по обеспечению качества высшего образования Российской Федерации, разработанного в соответствии с обязательствами Российской стороны по Болонскому процессу/ Составитель Н.Б. Саханский. — М.: Федеральная служба по надзору в области образования и науки, Информационно-методический центр государственной аккредитации, 2004.

5. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266–1 в редакции Федеральных законов от 13.01.96 № 12–ФЗ, от 16.11.97 № 144–ФЗ.

6. ГОСТ Р ИСО 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 26 с.

7. ГОСТ Р ИСО 9001–2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Изд-во стандартов, 2001. — 21 с.

8. Международный стандарт ISO 8402. Управление качеством и обеспечение качества — Словарь/ Пер. с англ. — 2е издание, 1994–04–01. — 50 с.




Термины и определения в области качества образования



А

Академический аудит - см. Аудит качества, Внешняя оценка, Внутренняя оценка и Самооценка.

Анализ проекта - документированная, всесторонняя и систематическая проверка проекта (например, новой образовательной программы) с целью оценки возможности его реализации и выполнения требования по качеству, обеспеченности ресурсами, а также выявления проблем и определения способов их решения. Анализ проекта может проводиться на любом этапе процесса проектирования и разработки, но в любом случае он должен быть осуществлен до завершения процесса проектирования образовательной программы.

Анализ результатов обучения - исследование результатов обучения, выраженных в оценках и рейтинге обучающихся, с целью определения качества обучения и качества полученных знаний, умений и навыков и определения проблемных областей для корректирующих действий и улучшения качества образования.

Анализ СК ОУ со стороны руководства - деятельность высшего руководства ОУ, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности системы качества ОУ и ее соответствия политике и целям ОУ в области качества образования.

Анкетирование - опрос потребителей образования и других заинтересованных сторон по установленной форме относительно различных аспектов качества образования, предоставляемого данным ОУ. Опрос проводится на основе разработанных и утвержденных анкет, отражающих отношение потребителей к различным аспектам предоставляемого образования (содержание, учебные материалы, преподаватели, технологии обучения, проверка знаний и навыков и др.). Возможно анкетирование студентов, профессорско-преподавательского состава, руководителей вузов, организаций работодателей и др.

Анкетирование (опрос) студентов - метод оценки, который использует опросы и интервью, чтобы установить, насколько студенты удовлетворены образовательными программами, услугами и другими аспектами своей учебной деятельности. Студентов обычно просят заполнить анкеты открытого или закрытого типа или ответить на вопросы по телефону. Обзор может состоять из анкетных опросов в классе, почтовых, телефонных опросов и/или бесед (стандартных, индивидуальных или групповых). Студенческие опросы относительно дешевые, просты в проведении и могут охватывать большое количество участников. Некоторые наблюдатели подвергают сомнению валидность и надежность этих опросов, а также их значимость в образовательной политике.

Аудит институциональный - процесс изучения экспертной комиссией процедур и механизмов, гарантирующих качество образования, основанный на анализе представленных данных. Если объектом изучения являются обязанности по повышению качества управления и стандарты, за которые ответственно учреждение в целом, подобный процесс называется институциональным обследованием.

Аудит качества - 1) систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки);

2) процесс экспертизы ОУ, его подразделения, процессов или отдельных образовательных программ на основе представленных документов и установление соответствия объекта исследования определенным критериям аудита, целям и задачам (объекты исследования: подразделения ОУ, процессы, образовательные программы, учебные планы, персонал, инфраструктура и т. д.).

П р и м е ч а н и я. 1) Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые «аудиты (проверки) первой стороной», проводятся обычно самим ОУ или от его имени для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии образовательным стандартам.

2) Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые «аудиты (проверки) второй стороной» или «аудиты (проверки) третьей стороной».

3) Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности ОУ, например потребителями или другими лицами от их имени.

4) Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют аттестацию или аккредитацию на соответствие требованиям, например требованиям Стандартов и Директив ENQA, ГОСТ Р ИСО 9001 и др.



Аудитор - лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки).
Б

Бенчмарк предметный - бенчмарк, дающий академической общественности возможность описать природу и характеристики программ по определенному предмету и ожидаемый стандарт для присвоения квалификации на данном уровне в специфической предметной области. Бенчмарки являются большими ориентирами в структуре гарантии качества, чем предписания учебных планов.

Бенчмаркинг внутренний - сравнение выполнения однотипных программ в различных областях ОУ. Обычно проводится в крупных децентрализованных образовательных учреждениях, имеющих несколько факультетов (кафедр, филиалов), реализующих похожие программы.

Бенчмаркинг общий - сравнение организаций по основным критериям практической деятельности образовательных учреждений (например, процессы передачи информации, доля отчисленных и т. д.). Общий бенчмаркинг сравнивает основной уровень активности с подобными процессами в других ОУ, которые занимаются аналогичной деятельностью.

Бенчмаркинг функциональный внешний совместный - сравнение процессов, инструкций и действий однотипных учреждений, принадлежащих к одной группе и не являющихся конкурентами.

Болонский процесс - процесс интеграции и гармонизации систем высшего образования в странах Европы, ставящий конечной целью построение к 2010 году Европейской зоны высшего образования, в которой студенты и преподаватели вузов будут активно участвовать в академической мобильности и получать быстрое и правильное признание своей академической и профессиональной квалификации
В

Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

П р и м е ч а н и я. 1) Термин «подтверждено» используется для обозначения соответствующего статуса. 2) Условия применения могут быть реальными или смоделированными.



Валидация образовательной программы - процесс оценки образовательной программы с точки зрения выполнения определенных требований к знаниям, навыкам и умениям (компетенциям) лица, прошедшего данную образовательную программу.

Верификация (проверка) - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

П р и м е ч а н и я: 1) Термин «верифицировано» используется для обозначения соответствующего статуса.

2) Деятельность по подтверждению может включать:

- осуществление альтернативных расчетов;

- сравнение научной и технической документации по новому проекту с аналогичной документацией по апробированному проекту;

- проведение испытаний и демонстраций;

- анализ документов до их выпуска.

Видение - краткая формулировка желаемого состояния ОУ по всем его основным параметрам на обозримую перспективу, обычно на 3 или 5, 10 и 20 лет. Часто при формулировке видения определяются наиболее важные для ОУ области развития, о которых необходимо заботиться для достижения долговременного успеха. Видение должно вдохновлять сотрудников и мотивировать их на достижение заявленных перспектив.

Внешнее обследование или оценка - процесс сбора (при помощи специализированного агентства) данных, информации и фактов об ОУ, его структуре и основной деятельности, для подготовки подробного отчета о качестве образовательной деятельности. Внешнее обследование проводится комиссией, состоящей из внешних экспертов, специалистов или инспекторов, и обычно состоит из трех отдельных этапов:

- анализ отчета по самообследованию,

- посещение ОУ,

- составление отчета на основе полученных результатов обследования.



Внешняя экспертиза, см. также Внешнее обследование или оценка - 1) процедура оценки качества и эффективности академических программ ОУ, его профессорско-преподавательского состава и/или его структуры. Процедура проводится внешними экспертами/наблюдателями (эксперты - это преподаватели одной дисциплины; но на практике существуют различные типы экспертов, однако они все должны быть высококвалифицированными специалистами, как в рассматриваемой области, так и в высшем образовании вообще). Экспертиза может иметь различные варианты полномочий экспертов, типы экспертизы, способы их подбора и обучения, места посещения, стандарты и оценки. Экспертная оценка обычно основана на отчете по самообследованию, представленном учреждением, и служит основой для показателей и/или методом оценки (внешнего) обследования в высшем образовании;

2) процедура экспертного оценивания деятельности ОУ, полноты и достоверности информации, представленной в заявительных документах (отчете о самообследовании) и переданных в централизованный банк данных.



Внутреннее обследование или самооценка - всестороннее обследование ОУ, основанное на систематическом сборе данных, итогом которого является тщательно обсужденное персоналом ОУ мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне развития, организованности, упорядоченности и совершенства основных рабочих процессов ОУ. Самооценка обычно проводится при непосредственном участии руководства ОУ. Цель самооценки заключается в подготовке отчета по самообследованию и предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах и данных, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Самооценка может использоваться ОУ для сравнения своей деятельности с лучшими в определенном классе достижениями других ОУ или показателями мирового уровня в данной области, а также может быть полезной при сравнении с поставленными ранее целями при повторных оценках степени достижения этих целей.

Внутренний аудит - внутренние аудиты (проверки), иногда называемые «аудиты (проверки) первой стороной», проводятся обычно самим ОУ или от ее имени для внутренних целей могут служить основанием для декларации о соответствии предоставляемых образовательных услуг существующим стандартам образования.

П р и м е ч а н и е. Существуют три основных метода внутреннего аудита в сфере высшего образования, проводимого:

1) внутренними комиссиями, членами которых являются эксперты, работающие в данном ОУ;

2) консорциумный аудит (предоставляет услуги большому количеству клиентов одновременно как в области образования, так и вне данного сектора);

3) бухгалтерские фирмы, занимающиеся проведением внутреннего бухгалтерского аудита.

Всеобщий менеджмент качества - интегрированный метод менеджмента, целиком ориентирующий деятельность организации на полную удовлетворенность потребителей (внешних и внутренних), сотрудников и общества в целом, охватывающий все процессы организации, вовлекающий в деятельность по непрерывному улучшению качества всех ее сотрудников и направленный на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации.

П р и м е ч а н и я. 1) «Все сотрудники» означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры.

2) При всеобщем менеджменте качества концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления.

3) «Выгоды для общества» подразумевают выполнение требований общества.



Всеобщее руководство качеством - подход к управлению организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

П р и м е ч а н и я. 1) "Все члены" означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры.

2) Сильное и настойчивое руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенным моментом для успешной реализации приведенного подхода.

3) При всеобщем руководстве качеством концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления.

4) "Выгоды для общества" подразумевают выполнение требований общества.

5) Total quality management (TQM) ( всеобщее руководство качеством) или его составные части иногда называют "total quality" ("всеобщее качество"), "CWQC" (company wide quality control) ("управление качеством в масштабах компании") "TQC" (total quality control) ("всеобщее управление качеством") и т.д.



Выводы по результатам аудита - результаты оценки собранных подтверждающих документов по аудиту по сравнению с критериями аудита.
Г

Гарантии качества в образовании - все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению ОУ применительно к качеству.

П р и м е ч а н и я. 1) Руководство и управление ОУ применительно к качеству включает: разработку политики и целей в области качества образования, планирование качества, управление качеством, оценку качества и улучшение качества образования (см. определения этих терминов далее).

2) Гарантии качества в образовании является аналогом термина «менеджмент качества», принятого в стандартах по качеству серии ISO 9000:2000. Введение этого термина было обусловлено требованиями документа «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», разработанного Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования

Государственный образовательный стандарт (ГОС) - документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню под готовки выпускников.

Группа по аудиту (проверке) - один или несколько аудиторов, проводящих аудит (проверку).
Д

Данные по качеству - документы, содержащие объективные свидетельства выполненной деятельности ОУ, но не имеющие статуса записей по качеству.

Деловое совершенство - передовая практика управления организацией и достижения результатов, основанная на комплексе основополагающих концепций, включающих ориентацию на результат, особое внимание к потребителю, лидерство руководства и постоянство целей, менеджмент на основе процессов и фактов, вовлеченность персонала, постоянное улучшение и инновации, взаимовыгодное партнерство, корпоративную социальную ответственность. Модель делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) имеет четыре критерия результатов: результаты для потребителя, результаты для сотрудников, результаты для общества и ключевые результаты деятельности. При этом под ключевыми результатами деятельности понимаются ключевые результаты, которых должна достичь организация, чтобы соответствовать своим деловым намерениям и требованиям стратегии. Однако некоторые из этих результатов могут быть уже отражены в результатах деятельности для потребителей, сотрудников и общества и не должны повторяться в ключевых результатах деятельности. Только результаты, которые еще не отражены, но являются ключевыми для организации, фиксируются в ключевых результатах деятельности.

Должностная инструкция - ДИ - документ, описывающий требуемую квалификацию, обязанности, права, задачи и сферы ответственности сотрудника, занимающего какую либо должность.

Е

Европейская система зачетных единиц (European Credit Transfer System - ECTS) - система зачетных единиц, введенная в университетах Европы в рамках программы ERASMUS и ставшая эффективным средством признания образования, полученного студентами в другом вузе (возможно, за границей), а также инструментом предоставления детальной информации об учебных планах, присваиваемой степени и т. д.
З

Заинтересованные стороны - лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе ОУ. Примеры: потребители, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество.

П р и м е ч а н и е. Группа может состоять из организации, ее части или из нескольких организаций.



Заключение по результатам аудита - документ по итогам аудита, содержащий выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита.

Записи по качеству - документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

П р и м е ч а н и я. Записи могут использоваться, например для документирования прослеживаемости, свидетельства проведения верификации, предупреждающих действий и корректирующих действий.



Зачетные единицы (кредиты, пункты кредита, кредиты ECTS) - величина, отражающая затраты времени среднего студента на обучение. Учитываются лекции, практические занятия, семинары, работа с обучающими программами, практика, самостоятельная работа в библиотеке или дома, экзамены и иные процедуры аттестации. Таким образом, зачетные единицы учитывают все виды затрат времени студента, относящихся к учебному процессу, а не только время аудиторной нагрузки. Это скорее относительная, чем абсолютная мера студенческой рабочей нагрузки. Они определяют, какая часть годовой рабочей нагрузки студента сопоставлена учебной дисциплине или ее части. Это сопоставление относится к компетенции образовательного учреждения. В ECTS 60 кредитов представляют рабочую нагрузку академического года, 30 - семестра, 20 - триместра (трети учебного года). Кредиты ECTS гарантируют, что данная программа будет разумна по рабочей нагрузке в период обучения за границей. Кредиты ECTS должны размещаться по нисходящей. Отправной точкой должна быть полная структура учебного плана и программ учебных дисциплин, которые студент должен освоить за академический год. Сопоставление кредитов отдельным частям учебного плана «снизу вверх» достаточно сложно и может привести к тому, что объем годовой нагрузки студента превысит 60 кредитов. Это, очевидно, затруднит перенос кредитов из одного образовательного учреждения в другое.

И

Идентификация документов - процесс и свидетельство того, что документы СК могут быть распознаны и соотнесены с целями их использования и процессами их порождающими. Это достигается путем однозначной и четкой маркировки (обозначения) документов, которая отражается в Руководстве по качеству ОУ и документированной процедуре управления документацией.

Индивидуальная программа обучения - состав и порядок изучения дисциплин учебного курса студентом, формируемый с учетом его пожеланий в рамках ГОС. Обеспечение индивидуальной программы - одно из базовых положений Болонского процесса.

К

Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.

П р и м е ч а н и я. 1) Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или отличное.

2) Термин «присущий» в отличие от термина «присвоенный» означает имеющийся в чем-то. Прежде всего, это относится к постоянным характеристикам.

Качество образования - сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам). Раскрывается в таких понятиях, как:

– качество преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности);

– качество научно-педагогических кадров;

– качество образовательных программ;

– качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;

– качество студентов, учащихся, абитуриентов;

– качество управления образованием;

– качество научных исследований и др.



Качество подготовки специалиста с высшим образованием (качество высшего образования в узком смысле) – это сбалансированное соответствие подготовки специалиста с высшим образованием (как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, требованиям, нормам, стандартам.

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение. Ком-петентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Она проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).

Компетенция - способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции в широком смысле относятся к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. Компетентный человек - это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области

Конкурентоспособность ОУ - способность ОУ обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающее требованиям личности и запросам организаций работодателей, в сравнении с другими аналогичными образовательными учреждениями.

Конкурентоспособность специалиста - наличие у специалиста высокого качества подготовки, отвечающего требованиям и запросам работодателей, в сравнении с другими специалистами

Контроль - 1) деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик;

2) процедура оценивания соответствия путем наблюдения и выводов, сопровождаемых, при необходимости, измерениями, испытаниями или калибровкой;

3) составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наб-людении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, другими нормативными актами, а также прог-раммами, планами, договорами, проектами, соглашениями.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница