«Развитие музыкальных способностей детей средствами театрализованной деятельности»



Скачать 60,17 Kb.
Дата26.10.2016
Размер60,17 Kb.
МБДОУ детский сад №33 «Светлячок»

Методическое объединение для музыкальных руководителей по теме: «Развитие музыкальных способностей детей средствами театрализованной деятельности»


Мастер-класс по теме: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных навыков через театрализованную деятельность»


Подготовила и провела музыкальный руководитель

МБДОУ детского сада №33 «Светлячок» Винокурова Е.А.


ст. Егорлыкская

апрель 2016 год.

Музыкальный слух есть у всех без исключения здоровых людей, но уровень развития музыкального слуха у всех разный, от очень слабого до абсолютного. Необходимо отметить, что музыкальный слух, как и любая другая способность, поддаётся тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая работа, тем большего результата можно ожидать. По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, врачей – фониаторов, решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести «вокальной моторике», то есть пению. Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти.

Маленькие дети чаще всего показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – не правильное голосообразование. Исправление голосообразования ведёт к быстрому развитию музыкального слуха. Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объёме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку возможность, сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Таким образом, состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует  жизненные силы организма. Из сказанного можно сделать ясный, научно обоснованный вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет своё физическое  и психическое здоровье.

Формировать основы вокальных умений, повышать уровень певческих способностей дошкольников возможно через развитие эмоциональной сферы и ее интеграцию с другими образовательными областями (познание, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое). Поговорим о театрализации, вернее музыкальной театрализации.

Музыкальная театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. Процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребенка, в частности с песенным творчеством. Природная предрасположенность дошкольников к напеванию и пританцовыванию объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нем.

В этом направлении необходимо решать много сложных задач в развитии дикции и артикуляции, певческого дыхания, силы голоса, интонационной выразительности, высоты звука, ладотонального чувства и т.д. Все они решаются в игровой форме через музыкально-дидактические игры, речевые игры с голосом, игровые упражнения, задания на развитие речевого и певческого дыхания, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, народные прибаутки, песни с короткими фразами и др.

Например: пение колыбельных песен помогает выработке ласкового, льющегося голоса, пение без сопровождения развивает ладовое чувство.

«Люли, люли»

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Формированию красивого звука и развитию диапазона способствуют песни с игровым содержанием - например - «Эхо».



«Эхо»

1.Воспитатель: Эхо

Дети: Эхо

2.Воспитатель: Отзовись

Дети: Отзовись

3.Воспитатель: Чисто петь

Дети: Чисто петь

4.Воспитатель: Научись

Дети: Научись

5.Воспитатель: Слышишь

Дети: Слышишь

1.Воспитатель: Не зевай

Дети: Не зевай

2.Воспитатель: Всё за мной

Дети: Всё за мной

3.Воспитатель: Повторяй

Дети: Повторяй.

Для развития ладотонального слуха используются творческие задания: сочини мелодию, как на заданный текст, так и самостоятельно.



Творческое задание. Сочинить на заданный текст соответствующую мелодию.

  1. «Солнце ярко светит, весело на свете» (весело).

  2. «Дождик льёт, как из ведра, загрустила детвора» (грустно).

Для развития интонационной выразительности, мимики также способствуют разные упражнения.

Например.

Упражнение «Такие разные ребята».

Дети напевают несколько раз звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, меняя тональность и интонацию. На междометие «ах» - радость, восхищение; на «ох» - растерянность, огорчение; на «эх» - удивление; опаской – ой. Что детям очень нравится.

Исполнение детей без музыкального сопровождения способствует формированию устойчивого ладотонального слуха. Эффективный прием. Когда играется музыкальное вступление, а далее дети поют без сопровождения. И лишь в заключении проверяется точность попадания в тональность игрой на инструменте. Такой подход к развитию певческих навыков приучает детей слушать себя, своих сверстников, оценивать качество их исполнения.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.

Предлагаю вашему вниманию маленькие песенки и игры предназначенные для вокально – интонационной работы с детьми дошкольного возраста. Они, также, развивают интонационную речь, внимание, память, дикцию, творческую активность, сообразительность детей и помогает им раскрепоститься.



«Загадки».

Они – необычные, музыкальные, поэтому их нужно не только загадать, но и пропеть, допеть, сымпровизировав свой вариант завершения мелодии. Ее начало исполняет взрослый, а кто-либо из детей поет окончание.

Тексты можно использовать и в качестве считалок. В этом случае допеть мелодию должен тот, на ком закончится счет.

Куда ведет подземный ход? Об этом знает только ….. крот

Тики - тики, тики - таки, ходят в нашей речке………раки.

Трух – тух – тух, трух – тух – тух, ходит по двору…….петух.

Могут в речке плавать сутки непоседливые…….утки.

«Что это такое?»

Педагог, показывая детям картинку (дом, юла, облако…) пропевает вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Что это такое?»….. Дети индивидуально или вместе должны спеть ответ: «Это дом», «Это юла», «Это облако»….на тех же звуках, но с другим ритмом. Картинки можно подобрать так, чтобы в ответах детей прозвучало несколько пар рифмующихся слов. В этом случае получится небольшая песенка.



Что это? Это дом. Кто это? Это слон,

Что это? Ложка. Кто это? Кошка.

«Магазин игрушек».

Среди участников игры выбираются продавец и первый покупатель. Остальные дети – игрушки. Они могут сидеть или стоять в какой- либо позе. Продавец предлагает покупателю игрушки, а тот просит послушать, что каждая игрушка может спеть. Дети, изображающие игрушки, поют на определенных звуках (одном или нескольких), свое имя или какие-либо слова (мама, здравствуй, хорошо…). Ребенок, играющий роль выбранной игрушки, становится покупателем и игра продолжается.

Данная игра может быть проведена иначе. В этом случае дети, исполняющие роли игрушек, импровизируют под музыку разного жанра движения головой, руками, ногами, корпусом. В качестве музыкального материала, в этом варианте игры, используются польки, вальсы, народная музыка, марши.

«Птичьи голоса»

Педагог исполняет песенку, а дети импровизируют мелодию эпизодов, подражая голосам разных птиц.



Все: слышат рощи и леса птиц веселых голоса (повтор после каждого куплета).

1.Воспитатель: Рано голуби проснулись:

Ребенок: гули, гули, гули, гули.

2.Воспитатель: Черный ворон очень стар.

Ребенок: Кар, кар, кар.

3.Воспитатель: Воробей на ветку прыг:

Ребенок: Чик – чи – рик, чик –чи - рик.

4.Воспитатель: Филин ухает в лесу:

Ребенок: У – гу, у – гу.

5.Воспитатель: Дятел долбит крепкий сук:

Ребенок: Тук- тук, тук-тук, тук-тук-тук.

Все: Слышат рощи и леса птиц веселых голоса.

2. Русская народная сказка «Теремок» с имитацией голосов персонажей с изменением интонации в сопровождении фортепиано.

3. Русская народная сказка «Колобок». Придумать текст, мелодию и соответствующую героям сказки интонацию.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница