Развитие особых экономических зон в рамках проекта «один пояс один путь»



страница1/7
Дата14.06.2018
Размер3.24 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Санкт-Петербургский государственный университет

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению «Экономика»

РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС – ОДИН ПУТЬ»

Выполнил:

Обучающийся 4 курса, 13.Б06-э группы

Дьяченко Виолетта Владимировна
Научный руководитель:

д. э. н., профессор Погорлецкий Александр Игоревич

Санкт-Петербург

2017

Оглавление


Введение 3

1. Международный проект «Один пояс – Один путь»: теоретические и практические аспекты реализации 6

1.1 Теоретические основы международных проектов 6

1.2 Международный проект «Один пояс – Один путь» как успешный глобальный проект экономической экспансии Китая 12

1.3 Экономический Пояс Шелкового Пути: характеристика и направления реализации 20

1.4 Особенности проекта Морской шелковый путь XXI века 23

1.5 Альтернативные варианты проектов – аналогов «Великого шелкового пути» 26

2. Особые экономические зоны: перспективы развития в рамках «Нового шелкового пути» 32

2.1 Особые экономические зоны: определение и характеристика 32

2.2 Практика использования института особых экономических зон в Китае в контексте проекта «Один пояс – Один путь» 41

2.3 Роль и перспективы России в проекте «Один пояс – Один путь»: транспортная инфраструктура и особые экономические зоны 53

Заключение 68

Список литературы 71



Введение


С исторических времен на территории между Востоком и Западом пересекаются интересы многих мировых держав. Территория интересна, с одной стороны, как транзитный путь с другой - располагающиеся на ней страны обладают огромным экономическим потенциалом и мировыми ресурсами. Данный факт приводит к тому, что страны проявляют активность и разрабатывают планы международного сотрудничества, предполагающие создание единого пространства между Востоком и Западом.

Особенно выделяется широкомасштабный проект Китая «Один пояс – один путь», который состоит в подписании международных соглашений и укреплении контактов для осуществления системного сдвига в геополитике. В целом проект предполагает организацию сотрудничества в транспортной, энергетической, торговой, информационной, научно-технической, аграрной и туристической направленности. В рамках проекта планируется сотрудничество Китая со странами Центральной и Южной Азии, Африки, Европы, России и др.

Особые экономические зоны – феномен экономического развития стран, они способствуют решению многих вопросов как во внутренней, так и внешней политике. Опыт Китая в создании особых экономических зон широко известен во всем мире, с помощью данного механизма Китаю удалось превратить отсталые города и провинции в наиболее успешные регионы страны за относительно небольшой промежуток времени. Использование такого инструмента как особые экономические зоны выходят за национальные границы страны, Китай активно осуществляет программы реализации особых экономических зон в странах Африки, Южной и Восточной Азии, а также других регионах с 2006 года. В рамках нового стратегически важного для Китая проекта «Один пояс – Один путь» особые экономические зоны могут стать мощным инструментом для освоения странами-партнерами китайских инвестиций, развития национальных экономик и создания долгосрочных связей между странами в торговой, инвестиционной, инфраструктурной и других областях.

Что касается роли нашей страны в данном сотрудничестве, китайская стратегия предоставляет перспективы для модернизации транспортной инфраструктуры, развития института особых экономических зон, модернизации регионов Дальнего Востока, однако России необходимо помнить, что она является важным партнером для КНР, но далеко не единственным.

Перечисленные обстоятельства указывают на актуальность выбранной темы.

Данное исследование предлагает оценить возможность и перспективы сопряжения глобального проекта Китайской Народной Республики под названием «Один пояс – Один путь» с развитием института особых экономических зон в мире. В качестве теоретической основы выступают работы российских и западных экономистов, востоковедов, данные зарубежной статистики, материалы периодических изданий. Необходимо отметить, что при всем разнообразии как зарубежных, так и отечественных публикаций на тему развития института особых экономических зон, на сегодняшний день, не нашли своего отражения в современных исследованиях аспекты, связанные с сопряжением механизма ОЭЗ с реализацией глобальных экономических проектов. Интересной представляется коллективная монография под редакцией И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, в которой обобщается зарубежный и отечественный опыт, связанный с развитием особых экономических зон в мире, а также выявлена связь особых экономических зон России с инициативой КНР «Один пояс – Один путь». Среди исследователей разным аспектам вопроса функционирования ОЭЗ уделяли внимание такие авторы как Е. Ф. Авдокушин, О. Д. Аверьянов, В. Д. Андрианов, А. С. Булатов, Д. С. Быкасов, А. Г. Володин, Р. Гайнутдинов, Т. П. Данько, В. В. Карлусов, И. Ю. Кархов, Г. М. Костюнина, Н. Н. Ливенцев, А. Локтионов, Е. Мясоедов, П. В. Павлов, В. В. Петрунин, А. И. Салицкий, М. Л. Титаренко, И. П. Фаминский.

Среди отечественных и зарубежных авторов, которые занимаются вопросами развития Китая и уделяют особое внимание проекту «Один пояс – Один путь» можно назвать ученых института Дальнего Востока Российской академии наук А. О. Виноградова, А. В. Островского; В. Я. Портякова и китайских специалистов Ли Цзинъюй, Чжан Чэньяо, Го Шоуджи, Гу Цаолин, Су Дунбин, Сунь Юйсю, Тан Хайпин, Хань Юн, Цзянь Вэньзюнь, Чжао Юйлинь.

Цель данной работы – выявить взаимосвязь между институтом особых экономических зон и международным проектом «Один пояс – один путь».

Задачи работы:


  1. Систематизировать теоретические аспекты реализации международных проектов;

  2. Выявить реализуемые проекты и перспективы сотрудничества Китая и стран-партнеров;

  3. Обобщить теорию и практику создания особых экономических зон в мире;

  4. Акцентировать внимание на опыте Китая в создании особых экономических эон на территории страны и за ее пределами;

  5. Выявить перспективные проекты особых экономических зон, реализуемые Китаем за пределами страны в том числе в рамках проекта «Один пояс - один путь»;

  6. Оценить перспективы России в участии в международном проекте с точки зрения транспортной инфраструктуры и института особых экономических зон.

Для реализации поставленной цели и обозначенных задач структура работы представляется следующим образом. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов реализации международных проектов, их взаимосвязи с особыми экономическими зонами и проектом «Один пояс – Один путь». В данной главе проанализировано положение Китая в мировой экономике, рассмотрены основные мотивы КНР в осуществлении проекта. Также в первой главе выявлены основные направления реализации китайской инициативы, определена специфика проектов – аналогов «Великого шелкового пути», продвигаемых другими странами. Во второй главе будет рассмотрена характеристика института особых экономических зон, представлены основные классификации. В главе будут представлены результаты анализа практики использования института особых экономических зон в КНР в контексте проекта «Один пояс – Один путь», также будет проведена оценка перспектив России в проекте с точки зрения транспортной инфраструктуры и института особых экономических зон.

1. Международный проект «Один пояс – Один путь»: теоретические и практические аспекты реализации

1.1 Теоретические основы международных проектов


На сегодняшний день для мирового сообщества актуальным является вопрос формирования общей рыночной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, в следствии чего конкуренция среди государств - мировых лидеров за рынки и пути транспортировки товаров возрастает, особенно отчетливо данная тенденция характерна для стран, интересы которых пересекаются на территории между Востоком и Западом.

Проекты международного сотрудничества, которые активно разрабатываются и реализуются, предполагают тесное взаимодействие в транспортной, энергетической, торговой, информационной и других отраслях.

Исходя из основных сфер, в рамках которых реализуются проекты международного сотрудничества, в качестве теоретической основы необходимо проанализировать широкий круг теоретических аспектов начиная от классических и неоклассических теорий международной торговли, до альтернативных теорий международной торговли.

Также в качестве теоретической базы могут служить теории международного производства и прямых иностранных инвестиций, теория конкурентных преимуществ и другие. Выявим теории, наиболее актуальные в рамках данной работы.

Как известно, мировая торговля повышает эффективность производства и содействует росту благосостояния в торгующих странах1. Торговля способствует увеличению количества и качества рабочих мест, стимулированию экономического роста и увеличению производительности труда. Перечисленные положительные последствия проявляются во всех странах, участвующих в торговле, но особенно ярко выражены в развивающихся. По оценкам Всемирного Банка резкое увеличение участия развивающихся стран в торговле совпадает со столь же резким снижением условий крайней нищеты во всем мире. Развивающиеся страны, в настоящее время, составляют около 50% в мировой торговле, по сравнению с 33% в 2000 году, а число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось вдвое с 1990 года и достигло чуть менее одного миллиарда2. Что касается проекта «Один пояс – Один путь», заметим, что Китай – страна, которая является инициатором проекта, считается развивающейся страной и, как известно, именно торговля и реформа открытости экономики способствовали ее подъему. В результате, на сегодняшний, день экономика КНР не только самая успешная среди экономик развивающихся стран, а также может стать первой среди всех стран мира.

Важно заметить, что в проекте принимают участие большое количество развивающихся стран Азии, Африки. Инициатива Китая будет способствовать развитию их экономики и инфраструктуры, доступности для этих стран международных транспортных коридоров и увеличению их роли в мировой торговле. Далее исследуем различные теории международной торговли.

Особенную роль в рамках классической школы играют теории абсолютных и относительных преимуществ. Данные теории демонстрируют, что торговля является взаимовыгодной для стран, торгующих между собой и приносит значительные выгоды по сравнению с ситуацией отсутствия торговли.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита, была представлена в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Основная идея теории – торговля может быть одновременно выгодна для обеих участвующих в ней стран. Однако, важно сказать о необходимом базисе – наличии у каждой страны абсолютного преимущества в производстве одного из товаров. Таким образом, выигрывать торгующие страны могут только в том случае, если будут специализироваться на производстве того товара, в котором они обладают абсолютным преимуществом, обменивая часть его на товар, который дает такое преимущество другим странам.

Если применять данную теорию в отношении стран, участвующих в проекте «Один пояс – Один путь» и попытаться выявить абсолютные преимущества, то, например, для Китая можно назвать таковым практически неисчерпаемую рабочую силу, а к абсолютным преимуществам России, вероятно, можно отнести большой запас природных ресурсов.

Теория абсолютных преимуществ была расширена Давидом Рикардо в книге «Принципы политической экономии и налогового обложения» теорией сравнительных преимуществ. Рикардо ответил на вопрос о том, существуют ли выгоды от участия в международной торговле для стран, которые не обладают никакими абсолютными преимуществами. Теория демонстрирует, что базисом для тор­говли между странами служат различия не в абсолютных, а в относительных затратах на производство товара, таким образом, взаимовыгодная торговля существует даже в том случае, если одна из стран не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного из двух товаров. Основной вывод из теории состоит в том, что стране с абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров следует специализироваться на производстве и экспорте того товара, который дает наибольшее абсолютное преимущество, потребность в другом товаре будет удовлетворяться за счет импорта из другой страны, которая специализируется на производстве того товара, по которым ее отставание является минимальным3.

Посредством данной теории можно объяснить участие в международной торговле, которой будет способствовать проект «Один пояс – Один путь», например, для некоторых стран Африки, которые могут обладать только относительными преимуществами. Главный экономист и старший вице-президент Всемирного банка Джастин Ифу Лин считает, что каждая развивающаяся страна может ускорить рост, если поймет, как использовать свои сравнительные преимущества на каждом этапе развития, а также извлечь выгоду из преимущества отставания в технологических инновациях и структурной трансформации.4

В дальнейшем были разработаны новые, практически более применимые теории. Среди неоклассических теорий международной торговли, одной из основных является теория соотношения факторов производства Хекшера – Олина. В рамках данной теории наличие сравнительных преимуществ объяснялось различиями в обеспеченности стран в факторах производства. «Страна будет экспортировать товар, для производства которого требуется интенсивное использование относительно избыточного (и дешевого) для этой страны фактора производства, и импортировать товар, для производства которого требуется интенсивное использование относительно дефицитного (и дорогого) для этой страны фактора производства» - это основное положение данной теории.

В последующем, на базе основной теории такие ученые как П. Самуэльсон, В. Столпер, Г. Рыбчинский, разрабатывали свои теории: «Международная торговля и выравнивание факторных цен», «Влияние товарных цен на факторные цены», «Предложение факторов производства и объём выпуска товаров» и др.

Среди альтернативных теорий можно отметить технологические теории международной торговли, которые исходят из того, что технология – это движущая сила структурных изменений в производстве и международной торговле, например, модель технологического разрыва Познера, концепция жизненного цикла товара Вернона, теории динамического эффекта масштаба, а также некоторые другие теории были посвящены данному вопросу.

Применительно к проекту «Один пояс – Один путь», важно отметить, что одной из важнейших задач инициативы является распространение новых технологий между странами. С одной стороны, новые технологии посредством различных инструментов могут передаваться от развитых стран к развивавшимся, которые в свою очередь так же могут делиться опытом и достижениями в различных отраслях. Например, Китай известен своими успехами в строительстве высокоскоростных железных дорог, технологии страны в этой сфере могут использоваться также и для производства подвижного состава и оборудования для высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Великобритания первой среди развитых стран начала осуществлять совместный проект строительства на своей территории высокоскоростных железных дорог, подписала соглашение с Китаем о сотрудничестве в области атомной энергетики, было подписано соглашение о сотрудничестве в создании спортивных электромобилей «Рапид-С» с применением китайских технологий производства спортивных электромобилей фирмы Geely5. Россия также выражает заинтересованность в использовании китайских технологий, так обе стороны договорились о создании высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург с ее продлением до Урумчи6 (в нынешней версии транспортных коридоров ЭПШП, о которых пойдет речь далее, замыкающий город в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР).

Говоря о распространении современных технологий, нельзя не упомянуть такой инструмент как особые экономические зоны, они играют ключевую роль в распространении инноваций и внедрении новых технологий. Существует огромное множество различных типов особых экономических зон в том числе технико-внедренческого типа, которые направлены на разработку и внедрение новейших технологий. Существуют и другие причины создания странами особых экономических зон, одна из наиболее важных - привлечение инвестиций в экономику.

По этой причине, следующая группа теорий, которую необходимо проанализировать – теории международного производства и прямых иностранных инвестиций. К данной группе относится теория Стивена Хаймера о специфических преимуществах фирмы в условиях несовершенства рынков. Основной идеей этой теории является предположение о том, что фирма, которая действует в условиях несовершенных рынков, должна обладать специфическими преимуществами, которые отсутствуют у местных производителей, что дает ей возможность выдерживать конкуренцию на зарубежном рынке. Наличие подобных преимуществ является предпосылкой для прямых иностранных инвестиций.

Теории транзакционных издержек и интернализации. Теория транзакционных издержек была сформирована Р. Коузом. В неоклассической школе существовала предпосылка о том, что издержки международного обмена равны нулю, однако данное положение не соответствует действительности. На практике фирма сталкивается с издержками, связанными с заключением контрактов, переговорами и др.

Теория интернализации была разработана на основе теории транзакционных издержек Р. Коуза. Данной теорией объяснялась деятельность ТНК. Основная идея состоит в том, что на пути сокращения транзакционных издержек фирмы стремятся сократить количество транзакций путем их объединения, сужая границы рыночного обмена, в результате становятся крупными транснациональными компаниями.

Эклектическая парадигма Д. Даннинга занимает особое место среди подобных теорий. Основная идея заключается в выделении трех условий, которые должны выполняться чтобы фирма начала осуществлять прямые иностранные инвестиции. К данным условиям относятся:


  • преимущества собственности – заключаются в наличии кого-либо превосходства транснациональной компании – иностранного инвестора наряду с местными производителями, функционирующими на одном рынке;

  • преимущества местоположения - к ним можно отнести наличие определенных местных факторов, которые могут наилучшим образом раскрыть отличительные конкурентные особенности иностранных инвесторов;

  • преимущества интернализации – это преимущества осуществления определенных сделок внутри фирмы между ее подразделениями по сравнению с осуществлением этих сделок на рынке.

Данные условия осуществления инвестиций в мировой экономике можно продемонстрировать через институт особых экономических зон и опыт КНР в их создании, например, в странах Африки, где подобная практика активно применялась Китаем с 2006 года, а также будет осуществляться в рамках проекта «Один пояс – Один путь». Что касается первого типа преимуществ, которые связаны с превосходством инвестора по сравнению с местными производителями, можно выделить такие как наличие значительных финансовых ресурсов, новых технологий, превосходство в технике и оборудовании, используемых в производстве китайскими компаниями, а также опыт и знания компаний работы на развивающихся рынках. Пример следующего преимущества – местоположения заключается в способе для китайских компаний обойти торговые споры и барьеры на экспортируемые товары путем производства в особых экономических зонах иностранных государств китайской продукции и последующий их экспорт в развитые страны, также в рамках этого преимущества можно упомянуть доступ к природным ресурсам. Последнее преимущество – интернализация, заключается в стремлении компаний обеспечить себе монопольное положение на важных рыках сбыта, а также установить контроль над всей цепочкой создания стоимости при производстве каких-либо продуктов.

Еще одна теория, рассмотрение которой представляется интересным в рамках данной работы – теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера. В конце 80-х годов он провел исследование, в результате которого сформировались основные положения теории о том, что конкурентная макросреда, в которой функционируют фирмы данной страны состоит из четырех главных параметров экономики, которые определяют условия развития международной торговли:



  • Факторные условия;

  • Условия спроса;

  • Близкие и обслуживающие отрасли;

  • Стратегия фирмы и конкуренция

По мнению М. Портера, конкурентные преимущества – результат эффективного сочетания и использования обстоятельств, которые происходят в стране и стратегии, которая избрана конкретной фирмой. Условия той или иной страны могут создать обстановку, в которой фирмы могут достичь конкурентных преимуществ в международном плане. Данному обстоятельству может способствовать создание особых экономических зон и кластеров, в результате концентрации на определенной территории компаний, исследовательских и финансовых центров, благодаря наличию специальной инфраструктуры и других выгодных условий удается получить эффект взаимодополнения участников друг другом и, как следствие, усилению конкурентных преимуществ.

Важно заметить, что все существующие теории рассматриваются в условиях определенных предпосылок, таким образом являются исходными моделями, на практике все механизмы функционируют намного сложнее. Однако они позволяют понять принцип работы того или иного явления.

После рассмотрения теоретических аспектов можно перейти к детальному рассмотрению основных вопросов работы, которые касаются проекта «Один пояс – Один путь» и института особых экономических зон в непосредственной связи с ним.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «социальная антропология»
11701 -> Магистерской диссертации
11701 -> Дипломатическая поддержка инвестиционной деятельности кредитных и финансовых организаций
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Общая социология»
11701 -> Импичменты и парламентская культура в англии первой половины
11701 -> Дуализм современной политики китая в юго-восточной азии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал