«развитие речи : современные формы и методы обучения как средство формирования коммуникативных способностей и умений учащихся»



страница1/4
Дата30.10.2016
Размер0,69 Mb.
  1   2   3   4


МОУ Нагаевская СОШ


Методическая работа

Тема : « РАЗВИТИЕ РЕЧИ : СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ»

Автор : Меннибаева А.М. – учитель русского языка и литературы

МОУ Нагаевской СОШ


Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется в ходе деятельности и общения, вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной письменной форме является сегодня приоритетной.

К сожалению, практика показывает, что далеко не все выпускники общеобразовательных школ умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, адекватно воспринимать чужие высказывания. На мой взгляд, существует ряд причин низкого уровня владения школьниками коммуникативными умениями .

Во-первых, работе по формированию коммуникативных умений уделяется недостаточное внимание в начальной школе, в результате создается база для дальнейшего развития коммуникативных умений учащихся в среднем звене.

Во-вторых , в работе по развитию речи не в полной мере учитываются возрастные особенности школьника , который как правило , мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом . Несоответствие между сферой образного и логического у школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития .

Поэтому , я думаю , одной из серьёзнейших проблем сегодняшней школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и , как следствие , снижение грамотности , косноязычие , неумение правильно, логично выразить свою мысль . И решить эту проблему нельзя , даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую . Это лишь форма . А для нас важно внутреннее , что выражается через форму .

Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему- либо.

Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать его основы.

Если идти именно по этому пути , то многое приходится как бы открывать заново , выходя за рамки традиционного понимания урока словесности .

Нужен ли ребенку успех в учении ? «Безусловно!» - скажет любой педагог , и сам ученик , и его родители . «Интерес к учению , - писал В. А. Сухомлинский,- появляется только тогда , когда есть вдохновение , рождающееся от успеха … » В этой фразе названы два главных ключа , которые открывают дверь к успеху : интерес и вдохновение .

Создавая условия для усиленного учения , каждый педагог ищет свои приемы и средства : один используют комментированное управление , метод опережающего обучения , создание атмосферы сотворчества . Мне показалось , что разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогут нетрадиционные уроки развития речи : во –первых , они могут отличаться высокой эмоциональностью; во-вторых , совершенствуя речь учащихся – инструмент познания, средство общения и зеркало мышления , - мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам ; в - третьих , организуя ситуацию успеха на уроках развития речи, мы можем более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий .

Многие учителя спрашивают , почему я решила реализовать нестандартную ситуацию, именно на уроках развития речи. Попробую подойти к этому вопросу с методической и научной точки зрения .

Известно, что язык – это система средств человеческого общения, а речь –функционирование этой системы , её использование в ходе общения. Такое разграничение важно для методики : из него вытекает , что изучение языка и развития речи - процессы , тесно связанные друг с другом , но различные. Обучая языку, мы знакомим детей с системой лексических , грамматических и других средств , имеющихся в распоряжении говорящих . Развивая же речь, мы учим владению языком , правильному и умелому использованию его в своей практике . По словам Ладыженской Т.А., в методической науке речевое развитие понимается “как движение вперед в овладение связной речью , в овладение умениями создавать отдельные тексты , определенные речевые произведения .”

Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи, следует иметь в виду ведущие положения тех наук , которые изучают речь , а потому питают собой данную область методики . Таких дисциплин в современном языкознании три: функциональная стилистика, культура речи и лингвистика текста . Сделать «скучные» термины и понятия «живыми» для ребят можно не только вниманием к самому слову , но и созданием «живой» ситуации на уроке .

Реализуя нестандартную ситуацию на уроках развития речи , я стараюсь сделать их эмоционально привлекательными для учащихся, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом , научить школьников осознанно относиться к продуктам своего учебного труда (сочинениям, изложениям и т.д.), чтобы достижение одного урока становилось стимулом для работы на следующих занятиях .

Характеризуя психологические основы необычных «живых» уроков развития речи , хочется обратить внимание на следующие моменты . В современной психологии речь рассматривается как один из видов специфической для человека деятельности , как речевая деятельность . К ней обращаются люди , вступая в процесс общения , или , как принято говорить , в коммуникацию . Понятие деятельности связано с понятием мотива . Одного без другого не бывает . При порождении любого высказывания учащимся должно быть обеспечено понимание целей и условий использования текста : учащихся следует тренировать не просто в настроении монологов , а в осуществлении общения с их помощью («живая» ситуация на уроке и после него).

Обучение речи как деятельности предполагает формирование всего комплекса на фоне специально организованной практики общения (создание ситуаций общения), т.к. процесс речи непосредственно связан с процессом мышления .

Мною сделана попытка научить школьников ориентироваться в речевых ситуациях , учитывая задачу общения. Особенно важным показалось для меня организовать нестандартную ситуацию для учащихся 5 х классов.

Дело в том , что при переходе в среднее звено обучения ученик сталкивается с тем , что все факторы , которые обеспечивали стабильность учебного процесса, претерпевают изменения . Пятиклассники переходят к новой форме обучения ; от классно-урочной к предметной, где сталкиваются с новыми преподавателями , у каждого их которых свой стиль общения , свои приемы преподавания. все это зачастую приводит к тому , что дети теряют интерес к учебе, а родители жалуются на потерю прилежания. Вывод однозначен: V класс является для учащихся переломным. Тем важнее повышенное внимание к этому периоду школьной жизни со стороны педагогов, тем нужнее приемы и средства , помогающие детям скорее адаптироваться в новых условиях . На мой взгляд , нетрадиционные формы обучения относятся именно к таким средствам .

Стремясь «оживить» уроки развития речи , я начала с «эмоциональных поглаживаний» (термин америк, психотерапевта Э.Берна) : обращения по имени ко всем учащимся , опоры на похвалу , на одобрение , акцента на позитивное построение фраз : вместо угрозы : «Прекратите шум !»- предлагаю : «Давайте посмотрим , как это у нас получится , если … » и т.д.

Другим приемом , придающим эмоциональную привлекательность урокам развития речи , стало необычное начало занятия . Каждый учебный предмет должен обладать в глазах учащихся своеобразной визитной карточкой . Можно начать урок со скороговорок , легких в заучивании , вызывающих улыбку и смех . Например : Не вы ли, львы, выли у Невы ? и др.

Или веселого стихотворения :

Облака , облака.

Пышные. белые,

Расскажите. облака



Из чего вас сделали ?

Может вас , облака.

Делали из молока ? …

Любая речевая разминка настраивает ребят на соответствующую тему, расширяет и углубляет их представление о разных стилях , типах речи, знакомит её звукозаписью и цвет описью и т.д.

Например, при изучении темы «Разговорный стиль речи в 5 кл. урок начинается речевой разминкой: И вдруг – река.

-Какая?


-Чу.

-Река?


-Да , если захочу, возьму.

штаны вам засучу,

И эту Чу перескочу ,

И даже ног не замочу .

(А. Леднев).

Двое произносят диалог у доски , на которой веселая схема :

ЦЕЛЬ - ОБЩЕНИЕ

Чтение по ролям и схема помогают детям сразу определить , как оформлен разговор , услышать звукозапись ( частое использование сочетание звуков «чу» ), обратить внимание на интонацию, цель общения.

Конечно, параллельно на уроках вводились такие понятия, как «чистота и ясность речи», «четкая дикция» и прочие , которые впоследствии использовались как критерии при оценке ответов учащихся .

Однако одним, даже эмоционально привлекательным воздействием педагога трудно удерживать интерес учащихся. Я стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса.

К примеру, чтобы научить детей воспринимать как живое существо, мир вокруг нас, чтобы сделать общение с природой насыщеннее , можно проводить фрагменты уроков развитие речи за пределами класса = в саду , на аллее, в лесу. Такие необычные уроки привели к тому, что поверхностная описательность в сочинениях постепенно сменилась поэтической образностью . Если в начале года описание осени сводилось в основном , к перечислению её примет («темное небо, льют дожди, опадают листья … »), то уже к III четверти большая часть авторов использовала в своих работах художественные средства выразительности .

/ Из сочинения/

«Сначала я представляла себе Зиму сварливой старухой, которая хочет быть хозяйкой Земли. Она завидует красоте и молодости Весны, шагающей по шелковому ковру из зеленой травы навстречу ледяной бабушке … Но потом мне стало жаль её, ведь когда Зима грустит , целый день падают её слезинки – снежинки на землю» .

(5 кл. Уздинова Л.)

На уроках развития речи учащихся была представлена возможность испробовать свои силы не только в прозе , но и в стихах . Внутренняя целостность этих первых попыток определялась прежде всего наличием образности . Вот строки из сочинений школьников :


Каталог: sites -> default -> files -> webform
files -> Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3
webform -> Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
webform -> Угольная промышленность Сибири в условиях мирового экономического и финансового кризиса (2008-2011 гг.) Тезисы
webform -> Программа курсовой подготовки слушателей «Казахский язык для начинающих и культура родного народа»
webform -> "всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский 2016" Эссе "Мои методические находки"
webform -> «Битва коалиций»: проблемы оценки экономической эффективности проекта Нижне-Обской гэс в 1962-1963 гг.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал