Развитие системы дополнительного



Скачать 96,44 Kb.
Дата22.07.2017
Размер96,44 Kb.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТГУ В 2012 г.


Директор Института дистанционного образования Г.В. Можаева
Система дополнительного профессионального образования (ДПО) ТГУ в 2012 г. включала программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, реализуемые на базе Института дистанционного образования, факультета повышения квалификации, НОЦ «Институт инноваций в образовании» и в центрах ДПО, созданных на факультете психологии, международном факультете управления, факультете иностранных языков, в юридическом институте, в биологическом институте и в высшей школе бизнеса. В систему ДПО в 2012 г. оказались вовлечены все учебные и значительная часть научных подразделений университета.

В 2012 г. подготовка осуществлялась по 163 программам дополнительного образования – по очной, очно-заочной и заочной формам, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

Разработаны 4 новые программы профессиональной переподготовки (объемом от 500 часов), 35 программ повышения квалификации (объемом от 72 часов). При разработке программ ДПО в 2012 г. использован опыт создания совместных российско-шведских программ, который предполагает тесное взаимодействие с работодателями по содержанию программ и привлечению их к разработке программ ДПО, сотрудничество с бизнес-сообществом по организации стажировок (практик) для слушателей, применение дистанционных образовательных технологий, которые помогают встраивать в очное и очно-заочное обучение вебинары и другие опосредованные технологии обучения, включение в учебные планы преимущественно практических занятий.

Характерными особенностями программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки ТГУ являются модульная структура программ; возможность формирования индивидуальной траектории обучения; включение стажировочных программ; применение современных образовательных технологий, активных методов обучения (деловых игр, метода проектов, кейс-стади, портфолио и пр.); применение электронных образовательных ресурсов (дистанционное, электронное, комбинированное обучение и пр.); использование информационных и коммуникационных технологий, в том числе современных систем технологической поддержки процесса обучения, обеспечивающих комфортные условия для обучающихся и преподавателей; участие в программах ведущих преподавателей ТГУ и специалистов-практиков.

Особенностью 2012 г. стал переход ТГУ на собственные документы о дополнительном профессиональном образовании – дипломы, свидетельства и удостоверения не государственного, а установленного в ТГУ образца. Это связано с изменением правил аккредитации российских вузов и постепенным отказом Минобрнауки РФ от документов государственного образца для системы ДПО и вызвало определенные трудности в продвижении программ ДПО, привлечении слушателей, участии в открытых конкурсах и аукционах.

В 2012 г. повышение квалификации (ПК) и профессиональную переподготовку (ПП) в ТГУ прошли 3809 человек, в том числе 2470 специалистов из сторонних организаций (ООО «НИОСТ», ОАО «СНХЗ», ОАО «Научно-производственный центр «Полюс», ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», ЗАО «Красноярская буровая компания», ЗАО «ТомскЭкоСервис», ЗАО «Томсктелеком»и др.).

Среди программ ДПО особый интерес представляют программы профессиональной переподготовки «Электронный бизнес» и «Управление проектами в инновационной сфере», на которых обучаются специалисты ЗАО «ДМС», ЗАО «Альдомер», ООО «Интервеб», НОУ «УЭЛЦ», ОАО «Томскгазпром», ООО «РосБизнесИнвест», Детского развивающего центра «Алтын бала» и др. предприятий Томской и Челябинской областей, Красноярского края, республики Башкортостан и Казахстана.

В 2012 г. в рамках обучения по программе профессиональной переподготовки «Электронный бизнес», разработанной в 2011 г. совместно с Фолькуниверситетом (г. Упсала, Швеция), двухнедельную стажировку (практику) в г. Гетеборге (Швеция) на предприятии электронного бизнеса прошли 7 слушателей ИДО ТГУ. По итогам защиты проектных работ и обучения 8 слушателей получили двойные дипломы – о профессиональной переподготовке ТГУ и о профессиональном образовании


Фолькуниверситета.

Важными партнерами университета по-прежнему остаются российские вузы. В 2012 г. ТГУ подтвердил свой статус базового вуза по повышению квалификации научно-педагогических работников вузов, который университет уверенно поддерживает с 2005 г. В течение 2012 г. ПК в ТГУ прошли 305 преподавателей из 73 вузов 39 регионов России (8 федеральных округов) и 40 научно-педагогических работников из вузов Казахстана, Таджикистана, Кыргызской Республики, Узбекистана, Монголии, Чехии и США, в том числе молодые аспиранты и преподаватели из Ховдского государственного университета (Монголия), Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова (Казахстан), Самаркандского государственного университета (Узбекистан), Нарынского государственного университета (Кыргызская республика).

В 2012 г. ТГУ продолжил работу по участию в социальном проекте «Профессиональное обучение безработных граждан и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет» и сотрудничество с центрами занятости населения г. Томска и г. Северска, проводя обучение по программам повышения квалификации для безработных граждан.

Дистанционное обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли 373 человека из 42 населенных пунктов 25 регионов 8 федеральных округов РФ (Московская, Курганская, Новосибирская, Архангельская, Ростовская, Белгородская, Иркутская, Оренбургская, Омская, Кемеровская, Волгоградская, Томская области, Красноярский, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский края, Республики Коми, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), а также Республики Казахстан (г. Усть-Каменогорск, г. Караганда, г. Балхаш).

Основой развития системы ДПО в университете является повышение квалификации, развитие кадрового потенциала самого университета. В 2012 г. сотрудники ТГУ прошли повышение квалификации 1700 раз, в том числе в ТГУ 1339 раз, около половины – неоднократно. Среди обучавшихся около 30 % от общего числа составили молодые ученые.

В ТГУ повысили свою квалификацию 756 сотрудников университета, в том числе научно-педагогические работники – 712 чел., административно-управленческий персонал – 25 чел., инженерно-технический и учебно-вспомогательный персонал – 7 чел., аспиранты – 12 чел.

Краткосрочное тематическое обучение по программам повышения квалификации объемом от 72 до 100 час. в ТГУ прошли 212 сотрудников университета, длительное обучение по программам повышения квалификации ТГУ объемом свыше 100 час. прошли 29 чел., в семинарах повышения квалификации объемом от 8 до 72 час. приняли участие 515 человек. Около половины сотрудников прошли обучение по двум и более программам.

Основной формой повышения квалификации стали стажировки научно-педагогических, инженерно-технических работников университета, аспирантов и докторантов в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, на предприятиях, производящих оборудование и программное обеспечение для научных исследований, с целью повышения их квалификации и обеспечения работы на высокотехнологичном оборудовании.

Сотрудники ТГУ прошли 361 стажировку в России и за рубежом, в том числе молодые сотрудники составляют 31% от общего числа прошедших стажировки. В ведущих зарубежных научных и образовательных центрах проведено 253 стажировки, 108 стажировок и повышений квалификации (от 72 часов) – в ведущих вузах и НИИ России. В общей сложности стажеры прошли обучение или научные стажировки в 35 странах мира, среди которых: Австралия, Австрия, Белоруссия, Бельгия, Великобритания, Вьетнам, Германия, Гонконг, Греция, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, республика Куба, Литва, Малайзия, Нидерланды, Польша, Португалия, Республика Казахстан, США, Тайвань, Украина, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Япония и др.

Важным направлением стало приглашение ученых и педагогов из ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров для повышения квалификации научно-педагогических работников университета с целью формирования научно-педагогических кадров, обеспечивающих элитарное образование. 61 семинар повышения квалификации сотрудников ТГУ провели 86 приглашенных специалистов из Института физики твердого тела Болгарской академии наук, Института Карно университета Бургундии (Франция, Дижон), Национальной Лаборатории им. Лоуренса (США), Института прикладных проблем механики и математики (Украина), Флорентийского университета (Италия), Индийского технологического университета, университета Франсуа Рабле (Франция), Института символьных вычислений при университете Иоганна Кеплера (Австрия), университета Дж. Вашингтона (США), Технического университета Граца (Австрия), Шеффилдского университета (Великобритания), Института географии университета г. Берна (Швейцария), Дрезденского университета прикладных исследований (Германия), университета г. Вроцлав (Польша), университета Токио (Япония), Института химической кинетики и горения СО РАН (Россия), Свободного университета Брюсселя (Бельгия), Института славистики университета им. Карла и Франца (Австрия), Пенсильванского университета (США), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института системного анализа РАН, Института катализа СО РАН, Института проблем экологии и эволюции РАН, Зоологического института РАН, Института механики УроРАН, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и др.

На развитие системы дополнительного образования ТГУ направлено выполнение комплексного проекта Министерства образования и науки РФ «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах», в рамках которого Томский государственный университет стал победителем конкурса по 5-ти лотам. Разработанные в 2011 г. модели прошли успешную апробацию в 2012 г. В сетевое взаимодействие с ТГУ вступили более 45 школ, обучается 405 школьников, организовано повышение квалификации педагогов.

В 2012 г. продолжилась работа по совершенствованию управления университетской системы ДПО. В 1 полугодии 2012 г. введена в опытную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Дополнительное профессиональное образование» (АИС «ДПО») (исполнитель по контракту – ООО «Контек-Софт»). В АИС перенесена информация из предыдущей версии базы данных слушателей за 2012 г., начата работа в новой системе по материалам 2012 г. На данный момент в базе содержится около пяти тысяч записей.

АИС «ДПО» – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для ввода, хранения и предоставления актуализированной информации, необходимой для поддержки и сопровождения бизнес-процессов системы дополнительного профессионального образования, построения комплексной отчетности университета перед вышестоящими организациями. Разработанная АИС объединяет в себе информацию из разработанных ранее баз данных программ ДПО и слушателей ДПО, позволяет брать некоторые данные из других разработанных в ТГУ информационных систем (например, АИС «Бухгалтерия» и АИС «Управление научной деятельностью») и предполагает интеграцию внесенных в АИС данных в другие информационные системы портала ТГУ.

В 2012 г. разработана автоматизированная система сбора заявок на стажировки сотрудников ТГУ и на приглашение ведущих российских и зарубежных ученых для проведения повышения квалификации сотрудников ТГУ в рамках реализации программы развития ТГУ. Система позволила организовать внутренний конкурс на стажировки и повышение квалификации сотрудников ТГУ.

Работа ТГУ по развитию системы дополнительного образования была представлена на более 15-ти конференциях и выставках различного уровня и отмечена Большой золотой медалью и дипломом выставки «ITE Сибирская Ярмарка» Международного образовательного форума «Учсиб-2012» за проект «Электронный бизнес: российско-шведская программа профессиональной переподготовки» в номинации «Система дополнительного профессионального образования (взрослых) в современных экономических условиях»; Малой золотой медалью и дипломом выставки «ITE Сибирская Ярмарка» в номинации «Программы и проекты взаимодействия разных уровней образования» за проект «Взаимодействие вузов и школ по развитию одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальном исследовательском университете» (Новосибирск, 2012) и медалью и дипломом XII межрегиональной выставки-ярмарки «Образование. Карьера. Занятость», ОАО «ТМДЦ «Технопарк» (Томск, 2012) за проект «Взаимодействие вузов и школ по развитию одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальном исследовательском университете» в номинации «Программы и проекты разных уровней образования»; дипломом выставки за проект «Российско-шведская программа профессиональной переподготовки «Электронный бизнес» в номинации «Программы и проекты взаимодействия системы образования и реального сектора экономики (программы, проекты и технологии в области профессиональной ориентации, профессионального роста и трудоустройства молодежи)».

Наиболее активно в системе ДПО в 2012 г. работали коллективы факультета повышения квалификации, факультета иностранных языков, факультета психологии, Томского регионального центра коллективного пользования научным оборудованием, НОЦ «Институт инноваций в образовании».

Результаты работы имеют большое значение для развития социально-экономической сферы Томской области, совместной деятельности образовательных учреждений в области дополнительного профессионального образования, являются показателем успешной и продуктивной совместной деятельности образовательных учреждений в области дистанционного и дополнительного образования.

Вместе с тем, дальнейшее развитие системы ДПО как одного из важнейших направлений непрерывного образования требует активизации деятельности всех подразделений университета, усиления работы с предприятиями-партнерами, потенциальными работодателями, заинтересованными в дальнейшем профессиональном развитии своих сотрудников, разработки новых программ – преимущественно профессиональной переподготовки, дистанционных программ ДПО, программ по заказу предприятий. Важным направлением развития системы ДПО ТГУ должно стать расширение международной деятельности, выполнение совместных проектов, привлечение иностранных специалистов на стажировки в наш университет.



Одной из серьезных проблем в организации системы дополнительного образования в ТГУ по-прежнему остается слабость в планировании этой деятельности в подразделениях университета, отсутствие среднесрочных и долгосрочных планов на факультетах, низкая мобильность в части реагирования на потребности работодателей.

В 2013 г. планируется продолжить систематическую работу по организации повышения квалификации сотрудников ТГУ, по разработке и реализации программ профессиональной переподготовки, по развитию дистанционных образовательных программ дополнительного профессионального образования во всех подразделениях университета, по вхождению в европейское пространство ДПО.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница