Развития инновационных процессов в апк россии



страница1/5
Дата19.10.2016
Размер0,55 Mb.
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Проект

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК РОССИИ

Москва – 2002

Проект Концепции развития инновационных процессов в АПК России подготовлен во Всероссийском научно-исследовательском институте экономике сельского хозяйства под руководством вице-президента Россельхозакадемии, академика РАСХН И.Г. Ушачева.

При се подготовке были использовать основные положения "Концепции государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005гг.", научный доклад "Научно-технологическое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы)" и “Основные направления агропродовольственной политики правительства РФ на 2001-2010годы”.

Проект Концепции одобрен на заседании Бюро отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии 18 марта 2002г.



Ответственные за выпуск:

И.С. Санду, заведующий отделом научно-технического прогресса в АПК, доктор экономических наук, профессор

Е.С. Оглоблин, главный научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность, цели и задачи развития инновационных процессов в АПК 5

2. Состояние и оценка инновационной деятельности в АПК России 14

3. Инновационная политика в АПК и ее основные направления 20

4. Методы реализации инновационной политики в АПК 24

5. Экономические механизмы развития инновационных процессов 28

6. Приоритетные направления и ожидаемые результаты реализации инновационной политики в АПК 32




ВВЕДЕНИЕ


Важной особенностью современного периода развития как всего народного хозяйства, так и агропромышленного комплекса является необходимость ускорения научно-техническою прогресса, в основе которого лежат инновационные процессы, позволяющие вести непрерывное обновление производства на базе освоения достижений науки и техники. В то же время, инновационные процессы должны постоянно регулироваться государством при помощи соответствующей инновационной политики, реализация которой будет способствовать систематическому и все более прогрессирующему организационному, экономическому, техническому и технологическому обновлению агропромышленного производства и повышению его эффективности.

Необходимость активизации инновационного процесса во всех сферах народного хозяйства подтверждается практической деятельностью различных правительственных и межгосударственных органов, принявших в последние годы ряд законодательных актов по этой проблеме. В частности, была разработана и одобрена Правительством РФ в июле 1998г. "Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", разработаны проект Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", модельный закон "Об инновациях", одобренный межпарламентским комитетом СНГ, а также в 2001г. разработана "Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2001-2005гг.". В этих документах подчеркивается, что инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку, перейти от стабилизации к этапу научно-технического развития экономики страны.

В то же время следует отметить, что основные положения по формированию и принципам реализации государственной инновационной политики в указанных нормативных документах носят общий характер. Практически же, названные положения и принципы развития инновационных процессов реализуются в конкретных отраслях и сферах народного хозяйства страны с обязательным учетом их организационно-экономических, технических, технологических и других особенностей. Только при этих условиях реализация инновационной политики может достичь желаемого результата и оказать положительное влияние на развитие отрасли.

Поэтому для АПК, как одной из важнейших отраслей народного хозяйства, имеющей принципиальные особенности по сравнению с другими отраслями, возникает необходимость разработки основополагающих законодательных документов, более полно отражающих эти особенности

Целью разработки концепции развития инновационных процессов в АПК является подготовка основополагающего документа, содержащего научные основы, отражающего сущность и содержание данных процессов в их значении для отрасли, а также наиболее приоритетные направления формирования отраслевой инновационной политики в современных условиях с раскрытием методов и механизмов ее реализации применительно к особенностям агропромышленного производства.

Данная концепция является теоретической и практической основой для последующей разработки отраслевых основополагающих программных и нормативных документов, регулирующих развитие и управление инновационными процессами в АПК, а также разработки их конкретных направлений в различных сферах агропромышленного производства, которые отвечали бы современным требованиям, предъявляемым к отрасли, способствовали ускорению научно-технического прогресса и давали максимальный экономический эффект.



1. Сущность, цели и задачи развития инновационных процессов в АПК


В основе инновационной деятельности или процесса лежит инновация (нововведение).

В мировой экономической литературе термин "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В России применение данного термина на протяжении многих лет использовалось в рамках исследования экономических проблем научно-технического прогресса. Понятие "инновация" более активно стало применяться в условиях переходной экономики страны как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс" и т.д.

При этом, термин "инновация" отдельными исследователями трактуется по-разному, в зависимости от объекта и предмета проводимого исследования. Например, некоторые ученые считают, что инновация - это общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий с получением выгоды и добавочного дохода. Ряд исследователей видят сущность понятия "инновация" в том, что это нечто лучшее, чем существовавшее до нее, нечто более эффективное, имеющее только положительный результат. Многие исследователи понимают инновацию как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм и т.д.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭС'Р) была образована Группа национальных экспертов по вопросам науки и техники, которая разработала Руководство Фраскати ("Предлагаемая стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок").

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. В рамках этого процесса производители инноваций в целях получения прибыли создают и продвигают новшества к их потребителям. Начинается он с появления идеи и заканчивается ее коммерческой реализацией.

Инновационный процесс реализуется, когда происходит передача информации и её материальных воплощений из сферы исследований в производство, причем результаты этого процесса находят своего потребителя. Поэтому можно сказать, что исследование, производство и потребление являются основными базовыми элементами структуры инновационного процесса. Каждый его компонент выполняет определенную функцию в общем процессе: в сфере исследований инновация создается, в производстве тиражируется и затем перемешается в сферу производственного или непроизводственного потребления. Из сферы потребления поступает обратная информация о качестве потребляемой продукции, ее достоинствах и недостатках, а также очень важные данные о потребностях в продуктах инновационной деятельности. Инновационный процесс протекает нормально, когда информация относительно свободно, без серьезных препятствий движется в обоих направлениях, когда каждый компонент инновационного процесса соответствует своему назначению.

Различают три логические формы инновационного процесса:



простой внутриорганизационный (натуральный), который предполагает создание и использование новшеств внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы;

простой межорганизаационный (товарный), когда новшество выступает как предмет купли-продажи;

расширенный, проявляющийся в возникновении новых производителей нововведения, т.е. в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует (через взаимную конкуренцию) совершенствованию потребительных свойств выпускной продукции. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. При этом, если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Основными этапами инновационного процесса являются:

аналитические исследования проблем (поиск решений и формирование идей в виде концепций, выбор приоритетных НИР);

разработка НИР и предпроектных предложений (ОКР);

разработка проектов развития (подготовка к освоению научно-технических разработок в производстве);

реализация проектов развития (организация производства и система распределения продукции).

Для создания и тиражирования инноваций нужны не только развитая наука, производство (способное воспринимать ее достижения) и потребитель его продукции, но и стимулы, побуждающие людей создавать и вводить инновацию в действие (финансовые средства, благоприятные социальные условия и т.д.), зависящие от уровня развития общества и его ориентации на научно-технический прогресс. Если эта ориентация положительная, то новшество формирует инновационную систему, которая включает в себя все компоненты структуры инновационного процесса: крупные компании, способные вкладывать значительные средства в развитие у себя исследований и разработок, доводить их результаты до серийного производства, модернизировать оборудование и т.д.; малый инновационный бизнес со специфическими формами его финансирования (рисковый капитал), организации обслуживания; государство с его законодательной базой, научно-технической политикой, направленными на регулирование и стимулирование инновационного процесса с использованием правовых, экономических, организационных средств; рынок новых технологий, обеспечивающий инновационной системе обратную связь и спрос на инновационную продукцию.

Деятельность предприятий в области нововведений весьма многопланова и сопряжена с крупными материальными, финансовыми, трудовыми затратами, с совершенствованием организации и управления, поэтому они могут включаться в инновационный процесс на разных циклах движения новшеств. Одни - начиная от фундаментальных исследований до сбыта на рынке, другие - на стадии производственного освоения новшества или его сбыта. Отнюдь не большинство предприятий являются новаторами, и по этому признаку их можно разделить на: предприятия-“пионеры”, обеспечивающие радикальные нововведения, которые ведут к прорывам, в технике; предприятия-последователи за лидером или имитаторы; предприятия, которые не включаются в инновационную работу.

Как показывает опыт, подавляющая часть нововведений, обеспечивающих стране реальный ощутимый экономический рост, создается группой крупных предприятий, осуществляющих широкомасштабные научные исследования и разработки с последующим распространением новых технологий и товаров. Практика зарубежных стран свидетельствует, что господствующее положение крупного бизнеса в инновационных процессах не приводит к исчезновению средних и мелких предприятий и даже не влечет за собой снижения их значимости. Эго обусловлено основными направлениями в развитии научно-технического прогресса, к числу которых можно отнести: во-первых, развитие специализации при сближении технического уровня крупного, среднего и мелкого производства; во-вторых, развитие и внедрение сравнительно малокапиталоемких технологических методов, производственных линий и систем машин, эффективных при сравнительно небольших масштабах производства.

С 80-х годов за рубежом наметилась тенденция к более тесному взаимодействию предприятий разного размера, максимальному использованию преимуществ, обусловленных их размером.



Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных организаций, финансируемых за счет государственных и частных источников. Среди них - Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук, Национальная техническая академия и Американская ассоциация содействия развитию науки.

Контакт государственных и частных институтов в сфере НИОКР – важная черта инновационного механизма. Являясь выразителем интересов крупнейших производителей, частные организации осуществляют обратную; связь, предоставляя государственным органам информацию об эффективности для бизнеса проводимых ими мер и бизнесу - об экономической политике государства. Эти организации сыграли также не последнюю роль в формировании современной модели государственного управления научно-техническим развитием страны

Экономическим "открытием" США последнего десятилетия можно назвать венчурный бизнес. Бурный рост количества мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и "стартовым" производством, стал характерной особенностью американского инновационного процесса. Государственные органы США способствовали созданию благоприятных налоговых и кредитных условий для функционирования венчурных фирм и образованию единого национального рынка венчурного капитала.

Основы современной концепции научно-технического развития Японии были заложены японским правительством в первые послевоенные годы. Именно в этот период составлялись долгосрочные прогнозы развития национальной экономики, определялись приоритетные отрасли и сферы НИОКР.

На вершине иерархической системы государственного управления научно-техническим прогрессом в Японии находится Совет по делам науки, возглавляемый премьер-министром. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета.

Японская модель государственного регулирования НТП в конце 70-х -начале 80-х гг. базировалась на следующих основных принципах:

наличие долговременной программы научно-технического развития страны;

опора на крупные корпорации в реализации научно-технической политики;

стимулирование, по преимуществу, прикладных исследований и разработок;

поощрение активных закупок лицензий за рубежом.

В ведущих европейских странах (ФРГ, Великобритании, Франции) национальные государственные органы играют существенную роль в формировании национального научно-технического потенциала, в оказании поддержки корпорациям, имеющим возможность повысить конкурентоспособность собственной продукции и национальной экономики.

Несмотря на разнообразие управленческих структур, различия в принципах макроэкономической политики, в тактических целях и т.п., существует много общих для западноевропейских стран моментов. Государственная научно-техническая концепция этих стран базируется на стимулировании "национальных чемпионов" - небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается подавляющая часть государственных средств на промышленные НИОКР.

В 80-х годах в поисках рычагов ускорения процесса технологических нововведений, являющегося условием осуществления структурной перестройки национальных экономик и роста их конкурентоспособности, правительства ведущих европейских стран предприняли меры по усилению внедрения в промышленность результатов НИОКР государственных исследовательских организаций.

Одной из главных особенностей западноевропейской научно-технической политики в 80-е годы стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межевропейском) уровне. Совет ЕЭС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран Сообщества, особенно в новейших отраслях.

Как показывает изучение иностранного опыта, совершенствование инновационного механизма на отдельной стадии не обязательно повышает результативность процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары широкою общественного спроса или находят лишь очень узкое применение в локальных сферах, то потенциал данного направления НТП практически не реализуется для потребительского спроса. "Пионерные" результаты на отдельных стадиях утрачивают свою ценность на других и мало способствуют совершенствованию всего общественного производства.

По этой причине для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом, первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии мог бы служить основой для поступательного движения на следующей. Особую важность приобретает стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса. Ведущие страны мира за последние 10-15 лет накопили значительный опыт организации инновационного процесса. Прежде всего, следует отметить множественность тех путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий, диффузия изобретений, их коммерциализация и т.п.

Приведенные выше понятия инновации и инновационного процесса, их трактовка довольно широко распространены в зарубежной и отечественной литературе. Однако они носят общий характер и раскрывают основополагающие цели, задачи и принципы организации инновационной деятельности на микроэкономическом уровне, не отражая особенностей различных отраслей и сфер народного хозяйства, что не дает возможности определить присущие конкретной отрасли или сфере инновационные приоритеты, способствующие формированию среды и условий для стимулирования и развития инновационной деятельности. Это обстоятельство требует конкретной привязки совокупного понятийного аппарата, связанного с развитием инновационных процессов и осуществлением инновационной деятельности, с учетом особенностей развития отечественного агропромышленного комплекса.

Учитывая изложенное применительно к агропромышленному производству, инновационную деятельность следует понимать как совокупность последовательно осуществляемых действий по созданию нового или усовершенствованного продукта и организации его производства на основе использования результатов научных исследований и разработок или передаваемого производственного опыта.

Постоянное и непрерывное осуществление инновационной деятельности предопределяет формирование инновационного процесса, который определяется как закономерно и последовательно чередуемая система конкретных мероприятий по проведению научных исследований и разработок, созданию инноваций и освоению их непосредственно в производстве в целях создания новой или улучшенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, новой или усовершенствованной технологии производства.

Приведенные определения понятий инновационной деятельности и инновационных процессов весьма близки, но между ними есть и определенные отличия. Если инновационная деятельность - это деятельность конкретных людей (специалистов, работников аппарата управления, предприятий и организаций АПК, отдельных предпринимателей, ученых и т.д.), то инновационный процесс – это объективно происходящие изменения в производстве, связанные с научно-техническим прогрессом, необходимость которого, в свою очередь, определена объективными законами экономического развития.

Тем не менее, основные целевые функции и сущность как инновационной деятельности, так и инновационного процесса едины, в связи с тем, что они направлены на организационно-экономическое и технологическое обновление самого процесса производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки. Инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс являются ключевыми терминами. Кроме них, практика инновационного развития процесса, характер инновационной деятельности обусловили появление многих других терминов. Так, применительно к особенностям агропромышленного производства следует выделить термины:

инновационная политика в АПК - часть аграрной политики государства, направленная на развитие инновационной деятельности в агропромышленном производстве, которая формируется и реализуется в отрасли в целях обеспечения его инновационного развития;

инновационный потенциал АПК (государства, региона, хозяйствующего субъекта) - совокупность различных видов ресурсов: материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и других, необходимых для осуществления инновационной деятельности в агропромышленном производстве;

инновационная активность - степень готовности, стремление и темпы перехода предприятий или регионов к инновационной модели Производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

инновационный проект - экономический документ, определяющий конкретный переход к разработке и освоению или только освоению в агропромышленном производстве инноваций, согласованный по ресурсам и срокам исполнения;

инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий по их реализации, согласованных по ресурсам и срокам исполнения, обеспечивающих эффективность решения задач по освоению и распространению новых видов продукции, технологий, приемов и т.д. в агропромышленном производстве;

инновационная восприимчивость - способность предприятия или отдельных физических лиц быстро осваивать инновации в процессе производства сельскохозяйственной продукции или продуктов ее переработки.

Провозглашение отношения государства к инновационной политике и ее реализации может быть зафиксировано в инновационной доктрине. При определении степени развития инновационной деятельности применяются такие термины как инновационная экономика, инновационная сфера, инновационная инфраструктура, а при выборе методов финансирования – инновационные фонды, инновационно-инвестиционный процесс, инновационно-инвестиционная инфраструктура и т.д.

Применительно к различным отраслям и сферам народного хозяйства сущность инновационной деятельности не имеет принципиальных отличий, в то время как характер и направление инновационного процесса в них могут существенно различаться. В частности, инновационный процесс в АПК имеет свою специфику, обусловленную особенностями агропромышленного производства, и, прежде всего, его главной составной части – сельского хозяйства.

К основным особенностям формирования и развития инновационного процесса в агропромышленном производстве относятся следующие:

множественность видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, существенная разница в технологии их возделывания и производства;

значительная дифференциация отдельных регионов страны по условиям производства;

сильная зависимость технологий производства в сельском хозяйстве от природных и погодных условий;

большая разница в периоде производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки;

высокая степень территориальной разобщенности сельскохозяйственного производства;

обособленность сельскохозяйственных товаропроизводителей (на всех уровнях) от организаций, производящих научно-техническую продукцию;

разный социальный уровень работников сельского хозяйства;

множественность различных форм и связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с инновационными формированиями;

отсутствие четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инноваций в производстве.

Высокий уровень сложности агропромышленного производства как системы и указанные особенности инновационного процесса в нем предопределяют своеобразие подходов и методов его реализации.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница