Развития ювелирной промышленности Кыргызской Республики до 2018 года



Скачать 136.62 Kb.
Дата29.10.2016
Размер136.62 Kb.

Приложение 1

Концепция

развития ювелирной промышленности Кыргызской Республики

до 2018 года

1. Современное состояние ювелирной промышленности

Кыргызской Республики


В Кыргызской Республике в настоящее время насчитывается около 255 месторождений золота, общие запасы которых составляют 2 тысячи 149 тонн. Основная часть золота добывается на высокогорном руднике Кумтор, который занимает 3 место по добыче золота в Содружестве Независимых Государств и 22 место в мире. В последние годы добыча золота устойчиво сохраняется на уровне 18-20 тонн золота в год.

Динамичное развитие и подъем ювелирной отрасли Кыргызской Республики были отмечены в период с 1998 года по 2009 год.



В течение последних семи лет наблюдается спад производства ювелирных изделий из драгоценных металлов отечественного производства, и, соответственно, значительный рост импорта ювелирных изделий. По официальным данным Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, объем производства кыргызских ювелирных изделий из золота составил:


Годы

Золото, местное

пр-во кг

Золото, иностр.

пр-во (импорт) кг

Серебро, местное

пр-во кг

Серебро, иностр.

пр-во, (импорт) кг




2009

231

25

195

349

2010

34

42

131

1226

2011

62

52

99

5 946

2012

90

203

75

8393

2013

87

2055

103

15 771

2014

62

2831

87

11 654

2015

79

1281

89

9701

Как видно из таблицы, производство ювелирных изделий из серебра отечественного производства в 2015 году по сравнению с 2009 годом упало в 2,2 раза, при этом импорт ювелирных изделий из серебра за этот же период вырос в 28 раз. Объемы производства ювелирных изделий из золота отечественного производства в 2015 году по сравнению с 2009 годом упали в 2,9 раз, в то время как импорт ювелирных изделий из золота в эти годы вырос в 50 раз.

Увеличение импорта привело к резкому сокращению экспорта и вытеснению из рынка ювелирных изделий отечественных производителей, что создало угрозу потери в будущем ювелирной промышленности в целом.

Недопоступление сборов за апробирование и клеймение в 2013 году по усредненным расчетам составляет более 36 млн сомов, без учета других косвенных налогов.

Экспорт отечественной ювелирной продукции составляет менее 5 % от общего объема произведенной продукции. В теневом обороте этот показатель значительно выше.

По официальным данным Департамента драгоценных металлов при Министерстве финансов Кыргызской Республики, в 2015 году ювелирную промышленность Кыргызской Республики представляли 594 субъекта предпринимательства, в том числе 156 юридических лиц и 438 физических лиц, 14 специализированных ювелирных магазинов, более 1500 человек, занятых в производстве и торговле ювелирными изделиями.

В ювелирной отрасли Кыргызской Республики созданы некоммерческие объединения участников ювелирного рынка. Малые и средние предприятия в основном заняты в сфере услуг и торговли, гораздо меньше - в сфере производства. Подобный путь развития малого и среднего предпринимательства ведет к нерациональному использованию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.

Сдерживающими факторами развития ювелирной промышленности являются:

- неконкурентоспособность отечественных ювелирных предприятий из-за более высокой себестоимости их продукции, по сравнению с изделиями зарубежных производителей, вызванная действующими кредитными ставками и не отвечающими уровню современного развития страны требованиями нормативных правовых актов;

- высокая цена на аффинированное золото в виде сырья;

- недостаточная защита ювелирного рынка страны от импорта и подпольного производства, который составляет более 70 % годового объема розничных продаж;

- нормативные правовые акты Кыргызской Республики, касающиеся ювелирной отрасли, требуют гармонизации с законодательством ведущих стран - изготовителей ювелирных изделий, а также государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), которые увеличивают себестоимость выпускаемой продукции;

- существующий технический и технологический уровень производства ювелирных изделий, не позволяющий внедрять в производство новые сложные дизайн-модели украшений;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров по рабочим специальностям для ювелирной промышленности;

- низкий уровень обеспеченности ювелирного производства ювелирными камнями;

- недостаточное продвижение отечественных торговых марок (брендов) на внутреннем и внешних рынках.


2. Основные цели Концепции
Настоящая Концепция ставит следующие цели, достижение которых будет способствовать развитию сектора в ближайшие два года:

- совершенствование нормативной правовой базы путем создания правовых, сопоставимых с общемировыми, условий для эффективного и цивилизованного ведения предпринимательской деятельности на ювелирном рынке. Действующее законодательство в области оборота ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов необходимо максимально гармонизировать с законодательством ведущих стран по производству ювелирных изделий;

- легализация теневого оборота на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;

- защита внутреннего рынка страны в целях обеспечения устойчивого функционирования и развития отечественной ювелирной промышленности в рамках вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС;

- развитие внутренней сырьевой базы для обеспечения отечественных производителей ювелирной продукции;

- активизация социального диалога, партнерства предприятий и государственных органов по вопросам разработки проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие ювелирной промышленности Кыргызской Республики.


3. Приоритетные задачи и направления развития ювелирной промышленности до 2018 года
Для достижения целей Концепции и осуществления государственной политики в области развития ювелирной отрасли должны быть выполнены следующие задачи и меры:

- создание для отечественной ювелирной промышленности конкурентной среды, обеспечивающей возможность продвижения кыргызской продукции на мировые ювелирные рынки;

- увеличение объемов производства и расширение рынков сбыта отечественной ювелирной продукции, создание новых рабочих мест;

- создание равных условий для добросовестной конкуренции;

- сохранение и дальнейшее развитие традиций национального ювелирного искусства;

- стимулирование спроса на отечественные ювелирные изделия из драгоценных металлов путем организации рекламных кампаний и выставок как на внутреннем рынке, так и на международном уровне;

- обеспечение условий для расширения объемов рынка ювелирных изделий за счет создания системы гарантий, повышающих доверие потребителей к изделиям с драгоценными металлами отечественного производства;

- сокращение сырьевой направленности экспорта драгоценных металлов, максимально возможное использование добываемых в стране драгоценных металлов в ювелирных и других изделиях;

- обеспечение потребности кыргызских ювелирных предприятий в ювелирных камнях;

- формирование оптимального баланса интересов государства, бизнеса и потребителя путем формирования постоянно действующей диалоговой площадки под эгидой государственного органа, курирующего вопросы политики развития ювелирной отрасли, с привлечением общественных объединений и организаций товаропроизводителей. Это позволит в оперативном порядке обсуждать проблемы данного сектора и принимать решения, в том числе по вопросам разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов.


4. Механизмы и степень участия государства в деятельности

субъектов производства и реализации ювелирных изделий


Назрела необходимость оказания действенной поддержки данному сектору экономики, что обуславливает целесообразность включения его в число приоритетных направлений развития промышленности в Кыргызской Республике, большую часть которой составляют субъекты малого и среднего предпринимательства.

Необходимо обеспечить на территории Кыргызской Республики условия для развития специальных экономических зон в местах, имеющих соответствующую инфраструктуру для производства ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.

Исходя из национальных интересов страны и учитывая, что Кыргызская Республика, являясь золотодобывающим государством, в лице уполномоченного государственного органа должна регулировать вопросы, связанные с операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Кыргызской Республики, а также повышать эффективность реализации политики государства по осуществлению государственного регулирования и контроля операций, проводимых с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

1. Область действия государственного контроля:

- государственный контроль за законностью происхождения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;

- государственный контроль за ввозом (вывозом) на территорию Кыргызской Республики драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;

- государственный контроль за исполнением торгующими организациями постановления Правительства Кыргызской Республики «Об упорядочении торговой деятельности на территории Кыргызской Республики» от 30 сентября 2014 года № 560;

- опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных изделий в целях защиты отечественного ювелирного рынка от некачественной продукции.

2. Совершенствование нормативной правовой базы:

- укрепление института частной собственности при одновременной либерализации рынка - освобождение его от избыточного регулирования со стороны государства;

- внесение соответствующих изменений в некоторые нормативные правовые акты Кыргызской Республики;

- участие представителей некоммерческих организаций (Ассоциации ювелиров, Союза ювелиров и т.д.) в обсуждении проектов нормативных правовых актов, регулирующих развитие ювелирной промышленности Кыргызской Республики.



3. Государственная поддержка продвижения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов на мировые ювелирные рынки:

- освобождение и введение добровольного клеймения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, экспортируемых из Кыргызской Республики;

- содействие государственных органов участию отечественных ювелирных предприятий на выставках, проводимых внутри страны и за рубежом;

- максимальное сокращение сроков оформления лицензий, разрешений, проведения государственного контроля;

- привлечение зарубежных торговых представительств и диаспор Кыргызской Республики к продвижению отечественной ювелирной продукции на рынки других стран;

- создание благоприятных условий для переработки на территории Кыргызской Республики ввезенных драгоценных металлов и ювелирных камней, принадлежащих иностранным собственникам, в ювелирные и другие бытовые изделия с последующим их вывозом по заказам собственника.



4. Защита внутреннего рынка:

- установление порядка выпуска в свободное обращение импортных ювелирных изделий только после их опробования и клеймения государственным пробирным клеймом;

- ратификация Соглашения об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на таможенной территории ЕАЭС, разработанного Евразийской экономической комиссией, предусматривающего действие национальных пробирных клейм государств-членов на территории ЕАЭС;

- ужесточение ответственности за нарушение правил торговли и сокрытие страны-производителя ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.



5. Формы и методы повышения конкурентоспособности ювелирной продукции Кыргызской Республики:

- наращивание объема продукции отечественной ювелирной промышленности;

- внедрение и повсеместное применение энергосберегающих технологий;

- внедрение передовых технологий моделирования и изготовления ювелирных изделий.



6. Внедрение и широкое использование механизмов саморегулирования ювелирного рынка страны путем:

- разработки и внедрения соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к ювелирным изделиям, вставкам и лигатурным сплавам;



- преобразование Ассоциации ювелиров и других организаций в саморегулируемые организации;

- взаимодействие бизнес-сообществ и государственных органов в целях обеспечения доверия потребителей к отечественным ювелирным изделиям.

7. Научно-техническое и кадровое обеспечение ювелирной промышленности:

- формирование в отрасли кадрового потенциала, отвечающего потребностям ее развития, путем подготовки рабочих кадров и специалистов всех уровней отрасли. В этом направлении требуется усиление потенциала учебных заведений разного уровня. Особая роль должна быть отведена вопросам координации и взаимодействия учебных заведений и предприятий в сфере кадрового обеспечения предприятий ювелирной отрасли. Необходимо увеличение количества обучаемых по соответствующим специальностям в системе профессионально-технического образования по краткосрочной программе, рассмотрение возможности создания учебно-производственных комплексов на базе существующих профессиональных лицеев и производств. Необходимо увеличение количества студентов, направляемых на учебу в вузы России, Турции по соответствующим направлениям;

- совершенствование стандартизации и сертификации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- разработка национальных и отраслевых стандартов на ювелирные изделия и ювелирные вставки.


5. Механизм и условия реализации Концепции
Опыт многих стран показывает, что развитие национальной ювелирной промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Проведение активной государственной политики в области развития ювелирной отрасли предполагает осуществления следующих основных мер:

- изучение практики государственной поддержки ювелирной промышленности в странах, активно поддерживающих ее развитие (Китай, Индия, Турция);

- создание условий и обеспечение экономической заинтересованности в расширении экспортных поставок предприятиями ювелирных изделий на мировые рынки;

- повышение конкурентоспособности отечественных ювелирных изделий путем применения стандартов, отвечающих международным требованиям;

- противодействие незаконному ввозу ювелирных изделий на территорию Кыргызской Республики;

- ужесточение ответственности за нарушение правил торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов: фальшивые пробирные клейма, несоответствие характеристик драгоценных камней, заявленных в сопроводительной документации.
6. Ожидаемые результаты от реализации Концепции развития ювелирной промышленности до 2018 года
В целях реализации Концепции разработан План мероприятий, предусматривающий решение задач по дальнейшему развитию ювелирной отрасли.

В качестве основных результатов реализации Концепции ожидается:

- доведение к 2018 году годового объема потребления золота и серебра в ювелирных изделиях до 2 тонн, увеличение объемов розничных и экспортных продаж;

- создание дополнительных рабочих мест, имеющих необходимые условия;

- доведение численности занятых в отрасли до 2500 человек.

Проведение мероприятия в рамках Концепции направлено на улучшение производственных, социально-бытовых, образовательных направлений экономики страны.

7. Благоприятные предпосылки и риски Концепции
Успешная реализация Концепции зависит от ряда благоприятных предпосылок. К ним относится быстрая адаптация к условиям ЕАЭС, так как в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены ЕАЭС не применяют ввозные и вывозные таможенные пошлины, меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

В целях создания условий для свободного обращения драгоценных металлов и драгоценных камней на территории ЕАЭС Евразийской экономической комиссией разработан проект Соглашения об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на таможенной территории ЕАЭС.

Успех реализации Концепции также зависит от активного участия отраслевых объединений, ведущих предприятий сектора и эффективной координации усилий государственных органов, оказывающих влияние на состояние сектора.

В ближайшей перспективе присутствуют факторы риска, которые могут затруднить или предотвратить исполнение мероприятий Концепции или снизить ее результативность. Такие процессы, как продолжение спада экономической активности в государствах-членах ЕАЭС, что может повлиять на покупательскую способность как на внутреннем рынке, так и на основных рынках ЕАЭС, условия доступа к капиталу и инвестициям. Как взаимосвязанный фактор, возможно ухудшение некоторых конкурентных преимуществ Кыргызской Республики как производственной базы с низкими издержками, например, по тарифам на электроэнергию для промышленных потребителей в сторону повышения и другие факторы.







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал