Региональная политика Европейского Союза: принципы, тенденции развития, сложности



Скачать 148,24 Kb.
Дата31.10.2016
Размер148,24 Kb.
Региональная политика Европейского Союза: принципы, тенденции развития, сложности.

В состав Европейского Союза входит в настоящее время 27 государств, уровень социально-экономического развития которых неодинаков. Преодолению различий в экономическом потенциале отдельных частей ЕС служит региональная политика ЕС. Осуществляя региональную политику, ЕС “стремится сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях, включая сельские районы”.

История формирования региональной политики ЕС крайне насыщена и напряжена, хотя и не слишком длинна: зародившись в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера, фактически активно она стала проводиться только с середины 70-х годов. И сегодня региональная политика превратилась в постоянно действующий фактор, без которого немыслима полноценная интеграция.

К сожалению, объем данной работы не позволяет остановиться на всех аспектах развития региональной политики, но, тем не менее, считаю необходимым акцентировать внимание на радикальной реформе структурных фондов (Секция гарантий Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства; Европейский социальный фонд; Европейский фонд регионального развития) 1989 года, поскольку именно тогда были выработаны четкие принципы деятельности не только этих фондов, а, фактически, самой региональной политики. Так, эта реформа базировалась на четырех основных принципах:



    • всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;

    • программный, а не проектный подход;

    • партнерство на всех уровнях: от национального до местного;

    • дополнительность, то есть совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.

Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающих помощь через структурные фонды. А несколько позже Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения – специально для “подтягивания” четырех беднейших стран – Испании, Португалии, Греции и Ирландии.

В самое последнее время можно отметить новые тенденции в развитии региональной политики:



    • Можно заметить, что в текстах ЕС термин региональная политика все чаще замечается понятием политика сплочения. Таким образом, происходит изменение понятийного аппарата: фактически политика сплочения означает переплетение региональной политики и социальной политики, когда они уже не рассматриваются изолированно друг от друга. Политика сплочения предполагает одновременное сплочение по горизонтали (между регионами – региональная политика) и по вертикали (между слоями общества – социальная политика).

    • Новые вызовы ставит перед региональной политикой глобализация экономики. В новом глобальном контексте перед региональной политикой ставится задача не просто искать и мобилизировать внутренние ресурсы региона для повышения его конкурентоспособности в масштабах ЕС, но и повышение конкурентоспособности этого региона в мировом масштабе.

Однако региональная политика имеет и свои сложности. Во-первых, за время своего существования ЕС пережил четыре расширения. Понятно, что постоянное подключение новых стран неизбежно несло с собой не только разрастание межрегиональных диспропорций, но и появление новых типов региональных проблем. Во-вторых, региональная политика подразумевает необходимость вложения огромных финансовых средств, на что ЕС был готов далеко не всегда, особенно в первые годы своего существования, когда считалось, что интеграция автоматически ведет к выравниванию межрегиональных диспропорций. Соответственно, и мероприятия региональной политики считались второстепенными. В-третьих, сложность заключается в том, что каждое направление региональной политики имеет территориально выраженный эффект. Выяснилось, что понять, каким будет этот эффект в регионах разного типа, а тем более этот эффект учесть и попытаться сгладить его возможные отрицательные последствия, крайне сложно, практически невозможно. В-четвертых, региональное развитие вообще – процесс сложнейший, многофакторный, поэтому задать ему определенное направление удается редко. Такая особенность ведет к тому, что результат мероприятий региональной политики всегда будет отличаться от запланированного. И в-пятых, сложность заключается в том, что первые результаты появляются спустя довольно продолжительное время после начала мероприятий региональной политики. В этом отношении региональная политика крайне неблагоприятна, поскольку люди, ответственные за проведение тех или иных решений в данной области, как правило, профессионально не доживают до того момента, когда они могут воочию увидеть результаты своего труда. Эта же особенность имеет и обратную сторону: люди недобросовестные имеют все шансы избежать ответственности за принятые решения, поскольку нести ответственность будут уже их приемники.

Вышеперечисленные сложности, тем не менее, не могут явиться основанием для отказа от проведения региональной политики, что прекрасно демонстрируют ее итоги. В самом общем виде можно констатировать, что региональной политике удается держать диспропорции приблизительно на одном уровне, не давая им возможности “расползаться”. Казалось бы, результат не очень утешительный, однако при подобного рода оценках следует задаваться вопросом: а что было бы без мероприятий региональной политики?

Интересно, что резкое повышение к этой проблеме характерно и для России: тема регионального развития не превратилась в тему-однодневку. Возможно, дело в том, что российские реформы последних лет в глазах населения явно несправедливы, и разные итоги реформ по регионам выражены крайне ярко. Средством для сглаживания чувства территориальной несправедливости в России как раз и призвана стать национальная региональная политика.

Какой же опыт в области проведения региональной политики может оказаться полезным для России?

Первое. На опыте ЕС Россия может оценить преимущества и недостатки того или иного концептуального подхода к сущности регионального развития. Очевидно, что наиболее оптимальным для сегодняшней России был бы подход стимулирования внутреннего потенциала регионов, к которому ЕС перешел после кризисов 70-80-х годов.

Второе. Тексты ЕС, посвященные региональной политике, позволяют получить прекрасное представление о понятийном аппарате, которым Союз пользуется в этой области. Вообще вопрос о дефинициях представляется крайне актуальным для России – без его решения вряд ли возможно дальнейшее развитие региональной политики. На сегодняшний день ситуация, к сожалению, такова, что практически каждый пишущий или говорящий о региональной политике, имеет в виду какое-то свое определение, не всегда понятное даже самому автору. Сейчас в России “ходит” по меньшей мере 8 определений региональной политики. Таким образом, необходимо срочно выработать договоренность по этому поводу.

Третье. Типология регионов и критерии районирования – здесь опыт ЕС просто бесценен. В России было предпринято уже несколько попыток районирования территории страны, однако они были либо неполными, то есть выделяли лишь какой-то тип регионов, либо проводились не для целей региональной политики.

Четвертое. Определение принципов и приоритетов региональной политики. Возможно, принципы региональной политики, которыми руководствуется ЕС, не совсем годятся для России, однако ключевой момент в данном случае заключается в том, что эти четкие и единообразные для всех регионов принципы обязательно должны существовать и неукоснительно соблюдаться. В России же сегодня средства выделяются в зависимости от близости того или иного региона к “верхам”, что просто недопустимо. Примером здесь может служить выделение средств Москве на “выполнение столичных функций”.

Пятое. Наконец, важным моментом является изучение российского регионального развития, российских регионов и последующее опубликование этих результатов. Данные региональных исследований долгое время считались секретными, сегодня же не изученность региональных проблем ведет к тому, что мы просто не знаем как следует, что происходит в стране на уровне регионов, не говоря уже о местном уровне.

Региональная политика ЕС

Многие страны мира, как экономически развитые, так и развивающиеся, в современных условиях сталкиваются с проблемой неравномерности развития регионов, которая порождает региональные проблемы долгосрочного характера. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения. Не исключение и ЕС, диспропорция в уровнях развития регионов которого, довольна значительна. Практически невозможно резко сократить подобные диспропорции в короткие сроки, тем не менее деятельность направленная на оптимизацию территориальной структуры крайне необходима.

Зародившись в послевоенное время в форме мероприятий чрезвычайного характера, РП в настоящее время приобрела характер постоянно действующего и крайне важного фактора, она подразумевает все политические мероприятия, целью которых является воздействие на региональное развитие таким образом, чтобы учитывались экономические, социальные и экологические интересы регионов. РП в ЕС направлена, главным образом, на подтягивание, относительно отсталых регионов, до уровня средних с акцентом на территории с наихудшими экономическими и социальными показателями, т.е стремиться сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях. История развития РП в ЕС насыщенна событиями, хотя не слишком длинна. Реально масштабная РП начала проводиться с 1975г., когда был создан Европейский фонд регионального развития. В настоящее время финансовыми инструментами РП ЕС являются Структурные фонды, такие как ЕФРР, Европейский социальный фонд, Секция координации сельскохозяйственного координационного и гарантийного фонда.

В 1988г была проведена реформа структурных фондов, опиравшаяся на четыре основных принципа:

- концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах

- комплексный программный подход к развитию территорий

- партнерство всех властных уровней

- использование средств ЕС в дополнение к национальным средствам, но не в место них

Для предотвращения распыления средств ЕС определил экономические и социальные приоритеты РП, выделив в ней шесть направлений, шесть групп получателей помощи:

- регионы отстающие в развитии

- кризисные промышленные регионы

- уязвимые аграрные территории

- северные, климатически неблагоприятные, регионы с низкой плотностью населения

- безработные в течение длительного периода времени

- рабочие, которым угрожают увольнения

Таким образом, отчетливо заметна тенденция к усилению селективного характера мероприятий РП: помощь предоставляется более избирательно. Реформа неокончательно определила организацию деятельности Структурных фондов. В апреле 1997г прошла конференция, посвященная будущим очертаниям РП, в ходе конференции было вынесено предложение, упростить организацию деятельности фондов, сократить категорию регионов получающих помощь, но ввести новую категорию регионы, которым необходима активизация людских ресурсов. Помимо средств из Структурных фондов, кризисные регионы получают льготные займы из Европейского инвестиционного банка.

В целом на решение региональных проблем Союз тратит около трети своего бюджета, причем прослеживается тенденция к увеличению средств на эти цели. Рассматривая эволюцию РП, нельзя не заметить, насколько более гибкими становятся ее инструменты в последние годы, изменение самого подхода к РП. Для ЕС в настоящее время характерно устойчивое повышение интереса к региональной проблематике вообще и к РП, как средству сглаживания социально-экономических различий в уровнях развития между регионами, в частности. ЕС полностью осознал, что без решения проблем регионов, смягчения диспропорций между ними, полноценное развитие интеграционных процессов в Европе не может быть достигнуто. Анализ данных о динамике израсходованных в рамках ЕС средств на РП свидетельствует о ее важной роли, как правило, эти средства сконцентрированы на следующие направления:

- межрегиональное сотрудничество

- развитие сельских территорий

- развитие периферийных районов

- проблемы занятости

- структурные сдвиги в промышленности

- развитие городских территорий

Из Структурных фондов финансируются и инициативы, т.е пакеты программ, направленных на комплексное решение проблем определенных территорий.

Однако предоставление финансовой помощи - только одно из основных направлений РП ЕС. Еще одно из важных направлений это координация и контроль над РП отдельных стран. Если, предоставляя средства для развития тех или иных регионов, Союз пытается исходить из интересов ЕС как целого, то функция координации и контроля позволяет совместить интересы страны и Союза, тем самым усиливая поддержку интеграции со стороны населения.

РП присуще сложности:

- за время своего существования ЕС предлагал расширения, понятно, что постоянное подключение новых стран несло за собой разрастание межрегиональных диспропорций и появление новых типов региональных проблем

- РП подразумевает необходимость вложения огромных финансовых средств, на что ЕС был готов не всегда

- региональное развитие процесс многофакторный и задать ему определенное направление крайне сложно

- результаты появляются спустя довольно продолжительный период времени после начала мероприятия РП, в связи с этим понять какой будет эффект в довольно трудно, здесь нужно учитывать, что уже на этапе выработки решения следует принять во внимание их влияние на региональное развитие

XXI век ставит перед РП ЕС крайне серьезный вызов:

Он связан с новой парадигмой регионального развития, подход к которому меняется кардинальным образом. Неизменной целью остается как и прежде уменьшение межрегиональных контрастов. Меняются лишь инструменты РП. На первый план выходит понимание того, что регионы это части пространственной экономической системы, формируемой силами конкуренции, т.е сила движущая регионы вперед это конкурентоспособность, которая зависит от таких факторов как инфраструктура, качество рабочей силы, научно исследовательский потенциал. Совокупность этих факторов делает регион более или менее привлекательным для внешних инвесторов, при этом следует помнить, что конкуренция все дальше выходит за пределы национального государства. Такой подход к региональному развитию означает, что под вопросом оказывается теория уменьшения региональных различий, осуществляемая по средствам распределения средств от богатых регионов к бедным. Подобное распределение способствует выравниванию жизненных условий, однако почти не поддерживает динамику регионального развития. Почувствовав это ЕС стал подходить к региональному развитию и формированию региональной политики с точки зрения мобилизации внутреннего потенциала региона. От раздачи субсидий ЕС постепенно переходит к мероприятиям формирующим благоприятный инвестиционный климат в регионах, т.е способствующим повышению их конкурентоспособности.

Очевидно, что углубление интеграции не ведет автоматически к выравниванию контрастов между регионами, более того, преимущества от интеграции в первую очередь усваиваются более развитыми странами. Другими словами, интеграция ведет скорее к обострению межрегиональных диспропорций, нежели к их выравниванию. Таким образом мы видим что без решения проблем регионов, полноценное развитие интеграционных процессов в Европе не может быть достигнуто. На сегодняшний день можно констатировать что РП удавалось и удается удержать диспропорции между регионами на одном уровне и даже сглаживать их. Существующие сложности не могут служить основанием для того, чтобы оставлять без должного внимания РП, более того РП в наше время является неотъемлемой частью и играет важную роль интеграционных процессах.


Региональная политика ЕС  

Региональная политика ЕС направлена на объединение национальных хозяйств, обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва между отдельными территориями путем оказания содействия депрессивным районам с помощью Европейского фонда регионального развития и других фондов.



Региональная политика ЕС  
Многие страны мира, как экономически развитые, так и развивающиеся, в современных условиях сталкиваются с проблемой неравномерности развития регионов, которая порождает региональные проблемы долгосрочного характера. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения. Не исключение и ЕС, диспропорция в уровнях развития регионов которого, довольна значительна. Практически невозможно резко сократить подобные диспропорции в короткие сроки, тем не менее деятельность направленная на оптимизацию территориальной структуры крайне необходима. Зародившись в послевоенное время в форме мероприятий чрезвычайного характера, РП в настоящее время приобрела характер постоянно действующего и крайне важного фактора, она подразумевает все политические мероприятия, целью которых является воздействие на региональное развитие таким образом, чтобы учитывались экономические, социальные и экологические интересы регионов. РП в ЕС направлена, главным образом, на подтягивание, относительно отсталых регионов, до уровня средних с акцентом на территории с наихудшими экономическими и социальными показателями, т.е стремиться сократить разрыв между уровнями развития различных регионов и уменьшить отставание регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях. История развития РП в ЕС насыщенна событиями, хотя не слишком длинна. Реально масштабная РП начала проводиться с 1975г., когда был создан Европейский фонд регионального развития. В настоящее время финансовыми инструментами РП ЕС являются Структурные фонды, такие как ЕФРР, Европейский социальный фонд, Секция координации сельскохозяйственного координационного и гарантийного фонда. В 1988г была проведена реформа структурных фондов, опиравшаяся на четыре основных принципа: - концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах - комплексный программный подход к развитию территорий - партнерство всех властных уровней - использование средств ЕС в дополнение к национальным средствам, но не в место них Для предотвращения распыления средств ЕС определил экономические и социальные приоритеты РП, выделив в ней шесть направлений, шесть групп получателей помощи: - регионы отстающие в развитии - кризисные промышленные регионы - уязвимые аграрные территории - северные, климатически неблагоприятные, регионы с низкой плотностью населения - безработные в течение длительного периода времени - рабочие, которым угрожают увольнения Таким образом, отчетливо заметна тенденция к усилению селективного характера мероприятий РП: помощь предоставляется более избирательно. Реформа неокончательно определила организацию деятельности Структурных фондов. В апреле 1997г прошла конференция, посвященная будущим очертаниям РП, в ходе конференции было вынесено предложение, упростить организацию деятельности фондов, сократить категорию регионов получающих помощь, но ввести новую категорию регионы, которым необходима активизация людских ресурсов. Помимо средств из Структурных фондов, кризисные регионы получают льготные займы из Европейского инвестиционного банка.В целом на решение региональных проблем Союз тратит около трети своего бюджета, причем прослеживается тенденция к увеличению средств на эти цели. Рассматривая эволюцию РП, нельзя не заметить, насколько более гибкими становятся ее инструменты в последние годы, изменение самого подхода к РП. Для ЕС в настоящее время характерно устойчивое повышение интереса к региональной проблематике вообще и к РП, как средству сглаживания социально-экономических различий в уровнях развития между регионами, в частности. ЕС полностью осознал, что без решения проблем регионов, смягчения диспропорций между ними, полноценное развитие интеграционных процессов в Европе не может быть достигнуто. Анализ данных о динамике израсходованных в рамках ЕС средств на РП свидетельствует о ее важной роли, как правило, эти средства сконцентрированы на следующие направления: - межрегиональное сотрудничество - развитие сельских территорий - развитие периферийных районов - проблемы занятости - структурные сдвиги в промышленности - развитие городских территорий Из Структурных фондов финансируются и инициативы, т.е пакеты программ, направленных на комплексное решение проблем определенных территорий. Однако предоставление финансовой помощи - только одно из основных направлений РП ЕС. Еще одно из важных направлений это координация и контроль над РП отдельных стран. Если, предоставляя средства для развития тех или иных регионов, Союз пытается исходить из интересов ЕС как целого, то функция координации и контроля позволяет совместить интересы страны и Союза, тем самым усиливая поддержку интеграции со стороны населения. РП присуще сложности: - за время своего существования ЕС предлагал расширения, понятно, что постоянное подключение новых стран несло за собой разрастание межрегиональных диспропорций и появление новых типов региональных проблем - РП подразумевает необходимость вложения огромных финансовых средств, на что ЕС был готов не всегда - региональное развитие процесс многофакторный и задать ему определенное направление крайне сложно - результаты появляются спустя довольно продолжительный период времени после начала мероприятия РП, в связи с этим понять какой будет эффект в довольно трудно, здесь нужно учитывать, что уже на этапе выработки решения следует принять во внимание их влияние на региональное развитие XXI век ставит перед РП ЕС крайне серьезный вызов:Он связан с новой парадигмой регионального развития, подход к которому меняется кардинальным образом. Неизменной целью остается как и прежде уменьшение межрегиональных контрастов. Меняются лишь инструменты РП. На первый план выходит понимание того, что регионы это части пространственной экономической системы, формируемой силами конкуренции, т.е сила движущая регионы вперед это конкурентоспособность, которая зависит от таких факторов как инфраструктура, качество рабочей силы, научно исследовательский потенциал. Совокупность этих факторов делает регион более или менее привлекательным для внешних инвесторов, при этом следует помнить, что конкуренция все дальше выходит за пределы национального государства. Такой подход к региональному развитию означает, что под вопросом оказывается теория уменьшения региональных различий, осуществляемая по средствам распределения средств от богатых регионов к бедным. Подобное распределение способствует выравниванию жизненных условий, однако почти не поддерживает динамику регионального развития. Почувствовав это ЕС стал подходить к региональному развитию и формированию региональной политики с точки зрения мобилизации внутреннего потенциала региона. От раздачи субсидий ЕС постепенно переходит к мероприятиям формирующим благоприятный инвестиционный климат в регионах, т.е способствующим повышению их конкурентоспособности.Очевидно, что углубление интеграции не ведет автоматически к выравниванию контрастов между регионами, более того, преимущества от интеграции в первую очередь усваиваются более развитыми странами. Другими словами, интеграция ведет скорее к обострению межрегиональных диспропорций, нежели к их выравниванию. Таким образом мы видим что без решения проблем регионов, полноценное развитие интеграционных процессов в Европе не может быть достигнуто. На сегодняшний день можно констатировать что РП удавалось и удается удержать диспропорции между регионами на одном уровне и даже сглаживать их. Существующие сложности не могут служить основанием для того, чтобы оставлять без должного внимания РП, более того РП в наше время является неотъемлемой частью и играет важную роль интеграционных процессах.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница