Рекомендации по планированию методической работы



страница1/10
Дата11.10.2016
Размер1,53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

Рекомендации

по планированию

методической работы

на 2015-2016 учебный год

Предложения

по содержанию работы

территориальных методических

объединений работников образования

Курганской области

Курган 2015

Рекомендации по планированию методической работы на 2015-2016 учебный год:Предложения по содержанию работы территориальных методических объединений работников образования Курганской области/ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» – Курган, 2015. – 108 с.


Составитель:Шатных А.В., проректор по организационно-методической

работе, кандидат педагогических наук

© Институт развития образования и социальных технологий, 2015
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ СИСТЕМЫ «СТУПЕНИ РОСТА» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
А.В. Шатных, проректор

по организационно-методической работе ИРОСТ
Институт развития образования и социальных технологий с 2015 года реализует проект «Региональная система методического сопровождения подготовки работников образования к работе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) «Ступени роста»». Целью проекта является создание специально организованного методического пространства педагогического взаимодействия (методической инфраструктуры), обеспечивающего профессиональное становление и развитие педагога.

Проект всесторонне изучен, обсужден и одобрен на областной конференции руководящих работников образования в марте 2015 г.

В рамках проекта разработан комплекс педагогических механизмов, обеспечивающих профессиональную готовность всех субъектов образовательного процесса к введению и реализации ФГОС и профессионального стандарта. В основу работы по достижению этого результата положено объединение (консолидация) кадров, средств, накопленного опыта на всех уровнях методической работы (см. схему 1), создание с этой целью межмуниципальных информационно-методических центров (МмИМЦ) а также использование форм сетевого взаимодействия, Интернет и дистанционных технологий, интерактивных и других форм организации методической работы.

Региональная сетевая модель методической работы, как видно из схемы, представлена четырьмя уровнями.



Первый – региональный. Центральное звено этого уровня – деятельность института развития образования и социальных технологий. Его новыми стержневыми механизмами развития методической работы являются:

а) привлечение федерального и межрегиональных информационно-методических ресурсов для повышения квалификации работников образования Зауралья (сотрудничество с издательствами, посещение вебинаров, участие в Интернет-конференциях, фестивалях, форумах, пользование материалами электронных библиотек, Интернет-сообществ на федеральном уровне и др.);

б) развитие региональной информационно-методической образовательной среды (РИМОС);

в) введение института сетевых научно-методических кураторов, работающих в образовательных округах.



Второй уровень – межмуниципальный. Методическую работу на этом уровне организуют межмуниципальные информационно-методические центры института в образовательных округах области. Стержневыми механизмами развития методической работы являются создание сети межмуниципальных центров, объектов межмуниципальной методической инфраструктуры (внедрение межмуниципальных организационных форм методической работы), взаимодействие с базовым учреждением профессионального образования.

Этот уровень – отличительная черта системы методической работы нашего региона и института.



Схема 1

Региональная система методического сопровождения подготовки работников образования к работе в условиях ФГОС

«Ступени роста»
Цель:Создание специально организованного методического пространства педагогического взаимодействия, обеспечивающего

профессиональное становление и развитие педагога

Привлечение федерального и межрегиональных информационно-методических ресурсов

Развитие региональной информационно-методической среды

Введениеинститутасетевыхнаучно-методическихкураторов

Создание межмуниципального методического ресурса

Создание сети межмуниципальных центров, внедрение межмуниципальных организационных форм методической работы

Создание муниципального методического ресурса

Развитие системы тьюторства и наставничества

Развитие межшкольного сетевого взаимодействия

III уровень:

Муниципальный (ММС)

I уровень:

Региональный

(ИРОСТ)

II уровень:

Межмуниципальный (МмИМЦ)

Включение в «Региональное движение самообучающихся организаций Курганской области»

Выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития

Формирование групп педагогов по профессиональным затруднениям



IV уровень:

Институциональный (ОУ)


Третий уровень – муниципальный. Здесь методическая работа традиционно осуществляется муниципальными методическими службами. Ведущие механизмы совершенствования методической работы – создание муниципального методического ресурса, методический аудит, развитие межшкольного сетевого взаимодействия, развитие системы тьюторства и наставничества.

И четвертый уровень – институциональный. Главный механизм развития методической работы на уровне образовательной организации (ОО) – включение всех образовательных организаций (общего, дополнительного, профессионального образования) в «Региональное движение самообучающихся организаций Курганской области».

В институте разработан комплекс мер по внедрению региональной многоуровневой системы организации методической работы «Ступени роста» (Приложение 1).

Выделим основные концептуальные элементы региональной системы методического сопровождения профессиональной подготовки работников образования области «Ступени роста».

1. Основным, центральным элементом системы является педагог, у которого на основе грамотной внутриучрежденческой диагностики («внутренний педагогический аудит») выявлены методические затруднения, при участии администрации и методистов составлена индивидуальная образовательная траектория и осуществлено его сопровождение по ликвидации этих затруднений.

2. Однако условия и возможности организации деятельности по ликвидации методических затруднений у городских и сельских, больших и маленьких образовательных организаций существенно отличаются. Поэтому вторым важнейшим концептуальным элементом является создание интегративного разноуровневого методического ресурса, доступность использования которого должна быть обеспечена всем педагогам области.

3. Учитывая, что система повышения квалификации (1 раз в 3 года) и переподготовка специалистов гарантирована и определена Федеральной и Региональной нормативно-правовой базой, разработанная система «Ступени роста» предусматривает методическое сопровождение в межкурсовой период.

4. Система – универсальная, она распространяется на методическое сопровождение любых категорий работников образования, педагогов учреждений всех видов и уровней образования: общее (дошкольное, начальное, основное, среднее), дополнительное, среднее профессиональное образование.

5. Система создана на основе сетевого взаимодействия. Теория управления в условиях «образовательных сетей» имеет свою специфику. Она полностью разработана и апробирована. Эту специфику необходимо руководящим и педагогическим работникам изучить и существенно изменить технологии, алгоритмы и содержание деятельности. Только при этом условии система сможет быть эффективной.
Существенное значение в системе играет региональный уровень,представленный прежде всего деятельностью ИРОСТ.

В настоящее время в методической работе на этом уровне происходят некоторые изменения, играющие значительную роль в повышении профессионализма работников образования Курганской области.


I. Большая работа проводится по развитию региональной информационно-методической образовательной среды. Это, прежде всего:

1. Расширение сети сайтов института. К настоящему времени создано и работает 15 сайтов (таблица 1).

Таблица 1

Сайты ГАОУ ДПО ИРОСТ, Курганская область



п/п




Наименование сайта

Наименование структурного подразделения, курирующего сайт


Задачи и деятельность сайта


Год создания

1

Официальный сайт ГАОУ ДПО ИРОСТ http://irost45.ru/

Отдел информации и инновационного опыта

Официальный сайт ГАОУ ДПО ИРОСТ

2011

2

Система электронного обучения ГАОУ ДПО ИРОСТ (г. Курган)http://doirost.ru/

Региональный консультационный центр информационных образовательных технологий и Центр развития социальной сферы

Сайт создан на основе оболочки дистанционного обучения Moodle и предназначен для:

- организации дистанционных курсов повышения квалификации (содержит учебные материалы курсов);

- организации электронного тестирования в рамках аттестации педагогических работников Курганской области (содержит вопросы для тестирования);

- организации работы некоторых сетевых педагогических сообществ;

- проведения ряда дистанционных конкурсных мероприятий.


2013

3

Профориентационный сайт Курганской области http://45profor.ru/

Центр развития социальной сферы

Сайт адресован как для молодых людей, которым предстоит выбор профессии, так и взрослых – родителей, педагогов, психологов, работодателей, которые хотят им в этом помочь.

На сайте размещена информация:

- об учебных заведениях Кургана и Курганской области;

- характеристика основных типов профессий по классификации Е.А. Климова;

on-line тесты;

- материалы о правилах составления резюме;

- о состоянии рынка труда в Курганской области.

Для педагогов могут представлять интерес материалы подразделов:

«Стандарты», «Документы», «Словарь», «Статьи, книги», которые можно использовать при подготовке к урочным и внеурочным мероприятиям по профориентации.

Сайт обеспечивает информационную поддержку региональным проектам «Малая академия наук», «Внедрение региональной модели профориентационной работы», «Профориентационный технопарк «Заураль-ский Навигатор», направленных на реали-зацию региональной профориентационной модели.



2010 (обновлен в 2013)

4

«Региональный интерактивный форум «Человек в мире профес-сий»

http://chelovekprofi.jimdo.com



Центр развития социальной сферы

Минисайтсоздан с целью расширения информационного сопровождения иннова-ционного проекта под мероприятие регионального уровня «Профориентацион-ныйфлешмоб обучающихся 8-10 классов Курганской области».

2015

5

«Веб-квест «Воспитание для всех»

http://vospitanie45.jimdo.com



Центр развития социальной сферы

Сайт создан с целью выявления, обобщения и распространения эффективного педагогичес-кого опыта образовательных организаций Курганской области в сфере воспитания с использованием информационных технологий.

2015

6

Образовательный туризм http://otur45.ru/

Центр развития социальной сферы

Интернет-портал создан в качестве информационной площадки образовательного туризма.

На сайте имеются разделы:

- «образовательные туры»,

- «расписание»,

- «материалы» и другие.

Образовательные туры классифицированы по целям посещения туристских ресурсов (историко-краеведческие, духовно-религиозные, природно-экологические, лечебно-оздоровительные, профессионально-деловые и др.).

Расписание учебных занятий содержит график проведения образовательных туров.

Материалы включают разнообразные сведения, начиная от словаря терминов и завершая праздниками и персоналиями туризма и образования.



2013

7

Региональные инновационные площадки Курганской областиhttp://rip45.ru/

Центр развития социальной сферы

Сайт представляет собой автоматизиро-ванную базу инновационных площадок. Осуществляет обеспечение информацион-ного и научно-методического сопровож-дения инновационной деятельности в системе образования Курганской области.

Сайт адресован образовательным организа-циям, которые проявляют интерес к инновационной деятельности Курганской области, участникам инновационных площадок, научным руководителям, экспер-там и всем желающим познакомится с инновационной деятельностью региона.

Потенциал сайта заключается в следующем:

-обеспечение доступности к информации по инновационной деятельности в регионе;

-обобщение опыта работы инновационных площадок;

-обеспечение возможности научному руководителю систематически отслеживать работу площадки.



2014

8

КурганВики – Интернет-площадка для поддержки творчества учителей

http://wikikurgan.ru/



Региональный консультационный центр информационных образовательных технологий

КурганВики – это сетевая Интернет-пло-щадка для поддержки творчества учителей, методистов и обучающихся Курганской области. Работает на основе программной оболочки для совместного создания контента WikiWiki.

Здесь каждый зарегистрированный пользователь может разместить материалы сетевых образовательных проектов, оставить комментарии, провести семинар, тренинг или конференцию, принять участие в конкурсах и обогатиться материалами, которые создали другие.

Используется для организации методи-ческой работы: работы некоторых сетевых педагогических сообществ, конкурсных мероприятий в рамках ежегодного дистанционного Фестиваля «ИКТ в образовании Курганской области» и др.


2009

9

Система электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий школьников Курганской области http://elschool45.ru/

Региональный консультационный центр ин-формационных образователь

ных технологий



Сайт создан на основе оболочки дистанционного обучения Moodle и предназначен для использования в образовательной деятельности в рамках дистанционного, электронного обучения.

Содержит электронные образовательные ресурсы по общеобразовательным программам основной и средней школы, по программам профильного обучения для средней школы, в т.ч. заданий для проверки качества усвоения обучающимися учебного материала (тестовых заданий) по следующим предметам:

- физика 7, 8, 9, 10-11 кл. - базовый, 10-11 кл. – профильный;

- информатика 7,8,9 кл. – базовый;

- химия 8,9,10,11 – базовый, 10-11 кл. – профильный;

- математика 7,8,9 кл. - базовый, 10-11 кл. - профильный уровень;

- русский язык 7,8,9 – базовый, 10,11 кл. - базовый и профильный;

- литература 7,8,9 кл. – базовый, английский язык 7,8,9 кл. – базовый,

обществознание 10-11 кл. – профильный. Содержит так же электронные образовательные ресурсы по ряду программ элективных курсов и курсов по выбору, методические материалы по организации дистанционного обучения для педагогичес-ких и руководящих работников, инструкции по работе с программной оболочкой Moodle.


2013

10

ГАОУ ДПОИРОСТ Интернет-магазин http://irostizdat-45.nnovo.ru/



Издательский отдел

Интернет-магазин позволяет ознакомиться с широким ассортиментом издаваемой учебной, учебно-методической, научной, методической, информационной и иной, используемой в деятельности образователь-ного учреждения, литературы издательского отдела ГАОУ ДПО ИРОСТ и совершать покупки в кратчайшие сроки.

Интернет-магазин предназначен для организации дистанционного способа продажи товаров через сеть Интернет. Имеет максимально удобную и простую систему навигации, систему заказа и поддержки.

Задачи Интернет-магазина:

- реализация издаваемой ГАОУ ДПО ИРОСТ книжно-брошюрной продукции;

расширение целевой аудитории клиентов и партнеров;

- информационное и документационное обеспечение потребителей;

- консультирование по вопросам приобретения реализуемой продукции.

Каталог Интернет-магазина содержит более 130 наименований книжно-брошюрной продукции, который своевременно пополняется и обновляется.

За период функционирования магазина посредством продаж было реализовано около 150 наименований книжно-брошюрной продукции.


2013

11

Образовательная робототехника

http://www.kurganrobot.ru/



Центр развития научно-технического творчества

Сайт является региональной информацион-ной площадкой по направлению «Робототехника».

Сайт создан для методического сопро-вождения образовательной робототехники в Курганской области.

На данный момент его задачами являются:

- освещение последних событий в области робототехники в России и мире;

- методическая поддержка педагогов;

- информирование о предстоящих мероприятиях;

- размещение отчетов о конференциях, олимпиадах и соревнованиях.


2014

12

Эффективный педагогический опыт Курганской области

http://oiio.ucoz.ru/



Отдел инфор-мации и инно-вационного опыта

Сайт создан с целью обобщения и трансляции педагогического опыта широкой педагогической общественности.

2012

13

Курганский региональный педагогический клуб

https://sites.google.com/site/ll20121974/



Отдел информации и инновационного опыта

На сайте отражается работа муниципальных педагогических клубов, определяются направления их деятельности, осуществляется информирование членов педагогических клубов о важных событиях, связанных с конкурсным и клубным движением в области и России.

2012

14

Сайт педагоги-ческих конкур-сов ГАОУ ДПО ИРОСТ «Педагогическая олимпиада»

https://sites.google.com/site/pedolimpiada/



Отдел информации и инновационного опыта

Сайт – платформа для информирования работников образования о проведении конкурсов для педагогов и их результатах, размещения положений о конкурсах и конкурсных заданий.

2014

15

VIP-град (вирту-альный, интел-лектуальный, игровой город-virtual,intellektual, 'stown) http://vipgrad45.ru/

Региональный консультационный центр ин-формационных образовательных технологий

Сайт – площадка для проведения дистанционных мероприятий для школьников (конкурсов, фестивалей, олимпиад и пр.).

Создан на основе оболочки дистанционного обучения Moodle.



2015

2. Организация деятельности сетевых Интернет-сообществ педагогических работников: ассоциаций учителей-предметников, Интернет-клубов, сообществ творческих учителей и др. Материалы действующих Интернет-сообществ размещены на сайтах: Система электронного обучения ГАОУ ДПО ИРОСТ (г. Курган) /http://doirost.ru;, и КурганВики - Интернет-площадка для поддержки творчества учителей (http://wikikurgan.ru/index.php/). Общее количество сетевых сообществ – 17 (таблица 2).

Таблица 2.

Сетевые Интернет-сообщества педагогических работников

Курганской области


п/п

Наименование

сообщества

Руководитель

Год

создания

1

Учителей истории и обществознания

Н.В.Останина, доцент кафедры гуманитар-ного и эстетического образования (ГиЭО)

2015

2

Учителей географии

А.В. Шатных, проректор, доцент кафедры естественно-математического образования (ЕМО)

2015

3

Учителей информатики

Е.Г. Квашнин, зав. кафедрой ЕМО

2015

4

Специалистов, задей-ствованных в элект-ронном обучении детей с применением дистанционных образовательных технологий

М.В. Войтенко, руководитель регионального консультационного центра информационных образовательных технологий (РКЦИОТ)

2014

5

Педагогических работников учреждений дополнительного образования

Т.П. Воробьева, зав. кафедрой педагогики и профессионального образования (ПиПО)

2014

6

Родителей и педагогов по проблемам воспи-тания детей «Совре-менные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями»

Г.С. Гоголева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения

Л.А. Дементьева, старший преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения




2014

7

Педагогических работников УГПД

Г.С. Гоголева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения,

З.Г. Фролова, методист



2013

8

Учителей биологии и химии

Н.А. Булакова, декан факультета пере-подготовки, доцент кафедры ЕМО

2011

9

Учителей физики

С.Д Жунина, старший преподаватель кафедры ЕМО

2011

10

Учителей математики

О.Т. Кулешова, старший преподаватель кафедры ЕМО

2011

11

Педагогов дошколь-ного образования Курганской области

М.Л. Зайцева, методист отдела начального и дошкольного образования

2011

12

Учителей образовательной области «Искусство»

О.В. Томилко, старший преподаватель кафед-ры гуманитарно-эстетического образования

2011

13

Родителей детей с ограниченными воз-можностями здоровья, детей-инвалидов

Г.С. Гоголева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения,

Л.С.Яговкина, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения (ПиЗ)



2011

14

Ассоциация учителей русского языка и литературы Курганской области

О.Г. Шаврина, зав. кафедрой ГиЭО, доцент

2010

15

Учителей и препода-вателей иностранного языка

О.А. Марфицина, старший преподаватель кафедры ГиЭО

2010

16

Педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Н.Н. Ушакова, ученый секретарь института, доцент

2010

17

Педагогических работников системы профессионального образования

Т.И.Москвина, доцент кафедры ПиПО,

С.А. Жигалко, методист Центра развития профессионального образования ИРОСТ



2010

3. Создание виртуальных методических кабинетов:



  • География. Краеведение,

  • Муниципальный методический кабинет,

  • ОБЖ,

  • Школьные библиотеки. Учебники и учебные пособия,

  • Учреждение государственной поддержки детства,

  • Дошкольное образование,

  • Педагоги-психологи и социальные педагоги,

  • Учителя технологии,

  • Образовательный менеджмент,

  • Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

  • Здоровьесбережение,

  • Физическая культура и спорт.

Размещены на сайте института irost45.ru, в разделе «Виртуальный методический кабинет». В каждом кабинете содержатся нормативные документы, методические рекомендации в помощь педагогу. Размещены материалы эффективного педагогического опыта, видеозаписи вебинаров, презентации преподавателей и др.


4. Организация на сайте doirost.ruработы виртуальной школы.

С 2015 года действует «Школа современного руководителя». В плане ее работы на 2015 год руководителями осваиваются 4 проблемы: «Самообучающаяся организация», «Индивидуальная траектория саморазвития руководителя образовательной организации», «ИКТ в образовании» и «Финансово-экономическая деятельность учреждения». (Детальный план работы школы приведен в Приложении 1).

С сентября 2015 г. - организуется «Виртуальная школа педагога» для обучения учителей предметников математики и физики.
5. Создание виртуальной коммуникативной площадки «Воспитание для всех».



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница