Рекомендации по подготовке к егэ-2013 по биологии по материалам статьи Г. С калиновой, Р. А. Петросовой «Единый государственный экзамен по биологии : итоги, проблемы и перспективы»



Скачать 108,75 Kb.
Дата29.11.2017
Размер108,75 Kb.
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2013 по биологии

(по материалам статьи Г.С Калиновой, Р.А. Петросовой «Единый государственный экзамен по биологии :итоги, проблемы и перспективы » , журнал «Биология в школе»№ 10, 2012г. )


В 2013 г. модель ЕГЭ по биологии остаётся такой же, как и в 2012 г. При подготовке к экзамену следует ориентироваться на нормативные документы, размещённые на сайт ФИПИ :кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по биологии, спецификации КИМ для проведения в 2013 г. ЕГЭ по биологии , демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ по биологи. Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся , как на уроке , так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Обратить особое внимание на проблемы, выявленные при анализе результатов ЕГЭ 2012 г.
Блок 1. Биология - наука о живой природе
При подготовке к экзамену следует обратить внимание на изучение материала о методах познания живой природы, используемых в биологии. Отдельные задания традиционно вызывают затруднения. К их числу следует отнести следующее:

  • Какая область биологической науки изучает межвидовые взаимоотношения?

  • Какой метод используют в генетике для определения геномных мутаций?

  • С помощью какого метода был установлен характер наследования гемофилии человека?


Блок 2. Клетка как биологическая система

Наибольшие трудности вызвали вопросы о взаимосвязи строении и функций органических компонентов и органоидов клетки, об энергетическом обмене веществ , фотосинтезе, биосинтезе белка , репликации ДНК, различных типах делении клетки.

Слабо сформированными оказались умения сравнивать и соотносить признаки процессов, протекающих на клеточном уровне организации жизни (световой и темновой фазы фотосинтеза, митоза, мейоза, различных этапов энергетического обмена), свойства и функции органических веществ клетки (липидов, белков, углеводов),хромосомный набор соматических и половых клеток.

Примеры отдельных заданий, вызвавших наибольшие затруднения:

Часть А ( базовый уровень)


  • В цитоплазме каких клеток содержится кольцевая молекула ДНК?

  • В какой период жизненного цикла клетки синтезируется наибольшее количество АТФ?

  • При образовании каких клеток наблюдается неравномерное распределение цитоплазмы между делящимися клетками?

  • Сколько хромосом содержит ядро исходной клетки, если при мейозе образуется ядро с 12 хромосомами?

Часть А (повышенный уровень )

  • Какие связи обеспечивают образование третичной структуры белка?

  • Какая связь обеспечивает соединение кодона иРНК с антикодоном тРНК при биосинтезе белка?

  • Нуклеотиды в одной цепи ДНК соединяются друг с другом за счёт взаимодействия (правильный ответ: углевода и фосфорной кислоты).

  • Какую функцию в клетке выполняет белок ДНК – полимераза?

  • Как преобразуется энергия на подготовительном этапе энергетического обмена?

  • На образование АТФ при фотосинтезе используется энергия электронов молекулы (правильный ответ: хлорофилла )?

  • Наибольшее количество энергии запасается в АТФ в процессе (правильный ответ: биологического окисления)?

  • Чем второе деление мейоза отличается от первого деления?

  • В результате какого деления мейоза происходит уменьшения числа хромосом в 2 раза?

Анализ ответов показал, что слабо усвоены знания о строении белков и нуклеиновых кислот, об обмене веществ и преобразования энергии на разных этапах, об особенностях мейоза.

В части В по данному блоку из трёх типов заданий наиболее низкие результаты получены на задания, требующие установления соответствия между характеристиками (признаками ) и органическими веществами клетки (АТФ и РНК), клетками (прокариотической и эукариотической ), органоидами клетки (комплекс Гольджи и лизосома ),обменом веществ в клетке (световой и темновой фазы фотосинтеза ,фотосинтезом и энергетическим обменом ,гидролизам полимеров , гликолизам и биологическим окислением , бескислородным и кислородным этапом обмена), типом деления клетки (митозом и мейозом ).

Внимание следует обратить на выполнение заданий линий С5,в которых предлагались два типа задач по цитологии:

  1. на применение знаний о генетическом коде,

  2. на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках разных организмов.

Сложными оказались задачи на определение числа хромосом в половых и соматических клетках растений разных отделов.

Слабые знания у учащихся о циклах развития водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и цветковых растений; об образовании у растений спор в процессе мейоза, а половых клеток - в процессе митоза, что отличает их от животных; умения сравнивать гаметофит и спорофит у разных групп растений, спор и половых клеток, спор и клеток спорофита; объяснять и аргументировать особенности образования спор, половых клеток, гаметофита у растений.

Допускаются ошибки при выполнении задания, требующего определить фрагмент молекулы тРНК и её антикодон по нуклеотидной последовательности ДНК,а также определить аминокислоту, которую переносит эта т РНК. Поэтому при подготовке к экзамену следует повторить материал о биосинтезе белка, процессе трансляции и роли т РНК в нём.
Блок 3. Организм как биологическая система.

При выполнения заданий базового уровня экзаменуемые затруднились определить систематическую принадлежность бактериофагов, относя их к бактериям, особенности партеногенеза, причины постоянства хромосомного набора организмов при половом размножении, неаллельные и аллельные гены на конкретных примерах (разрез и цвет глаз, длинный и прямой нос), различия между генотипом , геномом и кариотипом .

На повышенном уровне вызвали затруднения задания, требующие устанавливать причины хромосомных мутаций, признаки модификационной изменчивости, значение массового отбора в селекций растений; сравнивать стадии развития зародыша (бластулу и гаструлу) и определять их признаки.

Серьёзные проблемы возникли при решении задачи на моногибридное скрещивание в части 1 (А) базового уровня. В задаче требовалось определить вероятность рождения кареглазых мальчиков (девочек) от гетерозиготных кареглазых родителей. Учащиеся невнимательно прочитали условие и не учли, что требуется определить число не всех кареглазых потомков, а только одного из полов.

Вызывает затруднения задания, контролирующие знания по селекции и биотехнологии .

Аналогичные результаты получены на другое задание из этой линии ; объяснение причин бесплодности межвидового гибрида белуги и осётра (бестера ) и возможности его преодоления .Учащиеся должны были вспомнить классический опыт Г.Д. Карпеченко по преодолению бесплодия межвидового гибрида у растений путём полиплоидизации и пояснить, что для животных этот метод не приемлем .

В заданиях линии С6 предлагались генетические задачи на гибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследования признаков. Кроме составления схем скрещивания и определения генотипов родителей и потомства необходимо установить закон ,который проявится в конкретном случае .

Наибольшие трудности вызвали задачи, в которых один признак был аутосомным, а другой сцеплен с Х-хромосомой, и задачи на сцепленное наследования и нарушение сцепления генов.

В первом случае ошибка была связана с неправильной записи признака, сцепленного с Х-хромосомой. В задачах второго типа при правильном решении появление четырёх фенотипических групп объяснялась не нарушением сцепления генов , а независимым наследованием признаков .



Блок 4. Система и многообразие органического мира .

В работу включены вопросы общебиологического характера из основной школы, проверяющее материал о систематике организмов, особенностях строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и животных.



При выполнении этих заданий учащиеся должны были продемонстрировать умения определять организмы и особенности их строения по рисункам или описанию.

Слабо усвоен материал о жизнедеятельности организмов разных царств, о питании бактерий гниения, и способы их питания (хемотрофный и гетеротрофный), о росте дерева в толщину за счёт деления клеток камбия, о причинах движения воды в растениях, особенностях питания кишечнополостных (коралловых полипов ) и моллюсков разных классов, о роли нервной системы в обеспечении связи организма со средой.

Низкие результаты получены на задания, в которых требовалось определить видоизменения побегов, особенности образования триплоидного эндосперма у покрытосеменных растений, установить ароморфные признаки растений разных групп, приспособленность рыб к передвижению в воде (черепицеобразное расположение чешуи), признаки кишечнополостных (лучевая симметрия и двуслойность), образовании млечных желёз из потовых у млекопитающих.

Сложными были задания на установления соответствия между признаками растений и отделами, для которых они характерны. У учащихся слабо сформированы умения сравнивать и сопоставлять растения разных отделов.



Из заданий (С1) затруднения появились там, где требовалось объяснить, верно ли название «кедровые орешки» для семян сибирской сосны. Учащиеся не смогли указать , что орешек– это плод цветковых растений , а у голосеменных плодов нет.

В ответ на другой вопрос, почему рыбные и мясные продукты необходимо хранить в холодильнике в закрытой посуде, учащиеся указывали, что это делается для предотвращения из порчи. При этом не раскрывалось биологическая сущность процесса, участие в порче продуктов питания бактерий гниения и не обосновывали необходимость использования закрытой посуды для хранения.

Из заданий этого блока в линии С3 вызвали затруднения следующие вопросы:


  • Какие особенности строения колониальных коралловых полипов обеспечивают их питания и пищеварения при прикреплённом образе жизни?

  • Какие особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков способствуют их процветанию и распространению в природе?

  • Почему пресмыкающиеся стали первыми типично наземными позвоночными животными?


Блок 5. Человек и его здоровье.
Заданиями этого блока контролировались знания о строении и функционировании организма человека, составляющие основы санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Вопросы, которые оказались сложными для экзаменуемых – это вопросы о регуляции деятельности организма симпатической и парасимпатической нервной системой, о движении крови по сосудам, иммунитете, его видах и значении. Участники затруднились определить по рисунку, какая кровь находится в определённой камере сердца, строение почки , и указать функции её частей (корковое , мозговое вещество, почечная лоханка).

Проблемными были вопросы об обмене веществ в организме человека, строении и функциях разных отделов кишечника, кожи (эпидермиса и дермы ), особенностях строения соединительной ткани (крови, лимфы , хрящевой и костной ), её развитии и мезодермы .

Выпускники затруднялись определить существенный признак соединительный ткани – наличие большого количества меж клеточного вещества.

Сложными оказались следующие задания:


  • Какие части зуба обозначены на рисунке цифрами 1 , 2 (коронка, шейка). Какая группа животных имеет зубы подобного строения, как они дифференцируются?

  • Какие особенности состава и строения эритроцитов человека обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение крови кислородом?



Блок 6. Эволюция живой природы.

Слабо освоенные выпускниками виды учебной деятельности:



  1. знания о приспособленности организмов как результате действия факторов эволюции, о достижении биологического прогресса путём ароморфоза и общей дегенерации, этапах географического и экологического видообразования, о формах естественного отбора и их роли в эволюции, значение репродуктивной изоляции в обеспечении целостности вида, зависимости генетической разнородности популяции от комбинативной изменчивости;

2) умения выявлять на конкретных примерах типы приспособительной окраски , идиоадаптации и ароморфозы , конвергенцию и дивергенцию признаков , географическая и экологическая видообразования , определять относительный характер приспособленности организмов .

Задания, вызвавшие наибольшие затруднения у экзаменуемых:



Часть А (базовый уровень )

  • Видообразования завершается (правильный ответ: возникновения репродуктивной изоляции).

  • Общая дегенерация, как и ароморфоз, может привезти (правильный ответ: к увеличению численности особей).

  • Пример относительной приспособленности организмов (правильный ответ: в солнечный зимний день белая куропатка выдаёт себя тенью на снегу ).

Часть А (повышенный уровень)

  • Что происходит на первом этапе видообразования? (правильный ответ: изменение генофонда популяции)

  • Отдельные гены и генотипы могут резко сократиться и не проявляться в результате (правильный ответ: популяционных волн) .

В части 2 (В), как и по другим блокам , наибольшие трудности вызвали задания на установление соответствия между признаком и путём достижения организмом биологического прогресса , примером и способом видообразования , приспособленностью и эволюционным процессом (дивергенцией и конвергенцией ), признаками организма и критериями вида.

К типичным ошибкам, следует отнести неумение устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции.



В части 3 (С)затруднения вызвали следующие задания:

  • Под влиянием каких факторов эволюции появляются популяции насекомых, устойчивые к определённому ядохимикату?

  • Обоснуйте принадлежность человека к типу Хордовые, используя эмбриологические доказательства эволюции.

  • Как происходит экологическое видообразование в природе?

  • В чём проявляется приспособленность цветковых растений к жизни в воде?

  • Приведите не менее 3 доказательств биологического прогресса зайца-русака, если в Европе и Азии встречаются около 20 его подвидов?


Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности .

Сложными оказались задания направленные на выявления умений: выявлять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращения энергии, абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме и типы их взаимодействия, антропогенные изменения в биосфере.


Трудности возникли в заданиях на выявления конкурентных взаимоотношений в экосистеме (на конкретных примерах ), на определение причины таяния льдов на Земле в настоящее время (парниковый эффект ), на нахождение верного (неверного) суждения о саморегуляции экосистем и сохранении их стабильности при постоянной численности видов.

В заданиях линии В8 , в которых проверялся материал экологического характера, затруднения вызвали задания на установление последовательности звеньев детритной цепи и этапов круговорота азота в биосфере.

Задания линии С4(высокий уровень) также не вызвали особых затруднений. Однако, с отдельными заданиями справились только 3-5 % участников ЕГЭ. Примеры таких заданий.

  • Какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере?

  • К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками?



Рекомендации подготовил учитель биологии

МАОУ Лицей №1

Образцова Лариса Вячеславовна

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница