Рекомендации по управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения



Скачать 71,81 Kb.
Дата28.10.2016
Размер71,81 Kb.


Рекомендации по управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения
Министерство по налогам и сборам (далее – МНС) информирует, что с 4 января 2014 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон). Принятие Закона обусловлено необходимостью приведения базового закона в сфере борьбы с «отмыванием» денег и финансированием терроризма в соответствие с международными стандартами по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения, установленными Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Закон также направлен на устранение недостатков и замечаний, отмеченных предыдущей оценкой национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, состоявшейся в декабре 2008 года.

Справочно. ФАТФ является независимым межгосударственным органом, который разрабатывает и содействует распространению документов, направленных на защиту международной финансовой системы отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения. Рекомендации ФАТФ признаны в качестве международного стандарта в области противодействия отмыванию денег и борьбы с финансированием терроризма.

Законом расширены правовые и организационные основы государственной политики, которые теперь распространяются также на сферу предотвращения распространения оружия массового поражения, ранее – на сферу предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В соответствии с частью второй статьи 1 Закона организаторы азартных игр относятся к лицам, осуществляющим финансовые операции. В силу части второй статьи 5, части первой статьи 6 Закона лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны утверждать и выполнять правила внутреннего контроля. Требования, подлежащие включению в правила внутреннего контроля, определены частью третьей статьи 5 Закона.

Новеллой Закона является применение лицами, осуществляющими финансовые операции, мер внутреннего контроля с учетом риск – ориентированного подхода (подхода, основанного на оценке риска), который является центральным элементом стандартов ФАТФ. Так, согласно части первой статьи 5 Закона внутренний контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, предполагающего разработку и реализацию лицами, осуществляющими финансовые операции, процедур управления (выявления, оценки, мониторинга, контроля, ограничения (снижения)) рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Риск-ориентированный подход предполагает применение расширенных мер внутреннего контроля при наличии высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, и применение упрощенных мер внутреннего контроля при наличии низкой степени такого риска в порядке, установленном правилами внутреннего контроля.

Преимуществами риск-ориентированного подхода являются:

наличие возможности построения эффективной стратегии управления потенциальными рисками и осуществления по отношению к участникам финансовых операций дифференцированного контроля, основанного на оценке риска;

эффективное использование и распределение ресурсов, в том числе финансовых, технических, людских, имеющихся в распоряжении у лиц, осуществляющих финансовые операции;

акцентирование внимания на реальных и потенциальных угрозах, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

маневренность при применении мер внутреннего контроля с учетом изменения рисков.

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона правила внутреннего контроля, в том числе должны включать процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.

Исходя из положений части первой статьи 5 Закона в целях управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения лицами, осуществляющими финансовые операции, должны реализовываться следующие процедуры управления рисками:

выявление и оценка рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

мониторинг и контроль рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

ограничение (снижение) рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.

Таким образом, при установлении процедур управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, лицам, осуществляющим финансовые операции, необходимо будет:

определять и классифицировать риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;

осуществлять оценку рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения по шкале риска, с учетом факторов, влияющих на повышение (понижение) степени рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения.

С учетом требований части первой статьи 5 Закона, шкала риска должна состоять не менее чем из двух степеней (низкой, высокой). При наличии высокой степени риска должны применяться расширенные меры внутреннего контроля, направленные на ограничение (снижение) риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. При наличии низкой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения должны применяться упрощенные меры внутреннего контроля. Так, к расширенным мерам внутреннего контроля, в частности, можно отнести обновление (актуализация) информации об участниках финансовых операций, проведение повторной идентификации участников финансовой операции, представление в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, приостановление или отказ в осуществлении финансовой операции, и т.д.

Факторы риска, влияющие на повышение (понижение) степени риска работы с клиентом, могут классифицироваться по типу клиента и совокупности сведений о нем, видам осуществляемых им финансовых операций, географическим регионам места жительства (места нахождения), места осуществления деятельности клиента и другим факторам. Так, например, к факторам, влияющим на повышение степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, могут относиться следующие факторы:

участник финансовой операции является иностранным публичным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации, лицом занимающим должность, включенную в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь, членом семьи таких лиц либо приближенным к ним лицом;

участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, а также, если финансовые операции осуществляются с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве (на территории), и, если сумма финансовой операции равна или превышает 500 базовых величин;

участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства в государстве (на территории), о котором (которой) из международных источников известно, что оно (она) является иностранным государством (территорией) с повышенным уровнем коррупции, незаконным оборотом оружия, торговлей людьми, незаконной миграцией или в нем (на ней) незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также разрешен свободный оборот наркотических веществ, кроме использования наркотических веществ исключительно в медицинских целях;

участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства в государстве (на территории), в (на) котором(й) действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях;

участник финансовой операции является лицом, участвующим в террористической деятельности, финансирующим террористическую деятельность, распространяющим или финансирующим распространение оружия массового поражения, либо если участник финансовой операции находится под контролем таких лиц;

наличие оснований полагать, что представленные участником финансовой операции в целях идентификации документы (сведения) являются недостоверными;

наличие ранее принятого в отношении участника финансовой операции решения об отказе в осуществлении финансовой операции;

сумма финансовой операции равна или превышает 2000 базовых величин и т. д.

Учитывая изложенное, лицам, осуществляющим финансовые операции, в том числе и организаторам азартных игр, необходимо будет определить перечень мер внутреннего контроля в зависимости от степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, и привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с положениями Закона.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница