Решением областного маслихата от 12 декабря 2014 года №40-226 программа развития алматинской области



страница1/13
Дата19.10.2016
Размер2,12 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

С изменениями внесенными

Решением областного маслихата

от 12 декабря 2014 года № 40-226





ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

АЛМАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2011-2015 годы

Талдыкорган, 2014г.



Структура




Наименование

стр.

1.

ПАСПОРТ

4-8

2.

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

9

2.1.

Оценка позитивных и негативных сторон состояние региона, а так же их влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны

9-10

2.2.

Анализ социально-экономического развития территории

10

2.2.1.

Экономическое развитие

10-11




Промышленность

11-13




Индустриально-инновационное развитие

13-15




Развитие казахстанского содержания

15-16




Сельское хозяйство

17-26




Малый и средний бизнес

27




Инфляция

27




Торговля и сфера услуг

28




Инфокоммуникации

28




Внешнеэкономическая деятельность

28-29




Инвестиционная деятельность

29




Экологические проблемы региона

30

2.2.2.

Социальная сфера

30




Демографический потенциал

30




Рынок труда

31-32




Уровень жизни населения

32-33




Здравоохранение

33-35




Образование

36-40




Культура

41




Языки

42




Туризм

42-44




Cпорт

44-46

2.2.3.

Инфраструктурный комплекс

46




Строительство

46-47




Жилищно-коммунальное хозяйство

47-48




Электроснабжение

48-49




Водоснабжение и водоотведение

49-51




Теплоснабжение, газоснабжение

51-53




Автомобильные дороги

54




Транспорт

55-56

2.2.4.

Территориальное (пространственное) развитие

56-59

2.2.5.

Система государственного местного управления и самоуправления

58




Государственные услуги

59-60




Местное самоуправление

60-61




Общественная безопасность и правопорядок

61-62




Гражданская защита

63-64

2.3.

Комплексная характеристика основных проблем, рисков, сдерживающих факторов, конкурентных преимуществ и возможностей устойчивого социально-экономического развития территории в среднесрочной перспективе

65-71

3.

ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

72




Ключевые индикаторы

73

4.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ

74




НАПРАВЛЕНИЕ 1. Экономика

74




Цель 1. Обеспечение качественного и стабильного роста экономики

74




Цель 2. Структурные сдвиги в промышленности путем форсированного индустриально-инновационного развития с созданием высокотехнологичных, экспортоориентированных производств

74-77




Цель 3. Рост конкурентоспособности агропромышленного комплекса

77-80




Цель 4. Развитие малого и среднего предпринимательства и торговли

80-81




Цель 5. Развитие инноваций и привлечение инвестиций

81-84




НАПРАВЛЕНИЕ 2. Социальная сфера

84




Цель 1. Обеспечение качества и доступности образования, повышение эффективности системы охраны и защиты законных интересов детей. Повышение эффективности государственной молодежной политики.

84-88




Цель 2. Улучшение здоровья населения

88-90




Цель 3. Создание эффективной системы социальной защиты граждан

91-93




Цель 4. Развитие культуры, государственного языка и лингвистического капитала населения.

93-94




Цель 5. Развитие массового спорта и устойчивое развитие индустрии туризма

94-95




Цель 6. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка

96-97




НАПРАВЛЕНИЕ 3. Инфраструктура

97




Цель 1. Развитие связи и коммуникаций

97-98




Цель 2. Развитие строительства

98




Цель 3. Развитие АО «Алатау» по развитию Алматинской области»

98-99




Цель 4. Улучшение транспортной инфраструктуры

100-101




Цель 5. Развитие жилищно-коммунального хозяйства

101-103




НАПРАВЛЕНИЕ 4. Развитие сельских территорий, экология

104




Цель 1. Создание условий для нормального жизнеобеспечения села и увеличение потенциала сельской местности

104-105




Цель 2. Устойчивое социально-экономическое развитие города Текели в средне и долгосрочной перспективе.

105-106




Цель 3. Улучшение экологического состояния области

106-107




НАПРАВЛЕНИЕ 5. Государственные услуги

107




Цель 1. Повышение эффективности деятельности органов государственного местного управления и самоуправления

107-108

5.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

108

6.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

108-109



1. ПАСПОРТ


Наименование

Программа развития Алматинской области на 5 лет


Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан «О системе государственного планирования» от 18 июня 2009 года № 827, Указ Президента Республики Казахстан «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года» от 1 февраля 2010 года № 922, Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы» от 19 марта 2010 года № 958.

Основные характеристики региона

Территория области составляет 223,8 тыс. км² (8,2% общей площади территории Казахстана), расположена на крайнем юго-востоке республики и граничит на востоке с Китаем, на юге - с Кыргызской республикой, на севере - с Восточно-Казахстанской областью, на северо-западе примыкает к озеру Балхаш, а на западе – к Жамбылской области.

В состав области входят 2 города областного значения (Талдыкорган и Капшагай), в том числе 1 моногород (Текели), 7 городов районного подчинения, 16 районов, 760 сельских населенных пунктов.

Численность населения на 1 октября 2014 года составила 1915 тыс. человек, плотность населения в среднем на 1 кв.км территории составляет 7,6 человек. Население представлено 103 национальностями и народностями.

Алматинская область относится к регионам аграрной направленности. Важным фактором является близость расположения культурного и финансового центра Казахстана - г.Алматы.

Направления

Развитие экономики региона;

Развитие социальной сферы и человеческого потенциала;

Развитие инфраструктурного комплекса;

Развитие территориального (пространственного) устройства;



Развитие системы государственного местного управления и самоуправления

Цели программы

Структурные сдвиги в промышленности путем форсированного индустриально-инновационного развития с созданием высокотехнологичных, экспортоориентированных производств;

Развитие агропромышленного комплекса, направленное на создание развитой системы переработки сельскохозяйственной продукции;

Улучшение бизнес-среды;

Повышение уровня жизни населения за счет развития социальной сферы и трудовых ресурсов, обеспечение всеми видами качественных социальных услуг;

Развитие инфраструктурного комплекса для удовлетворения потребностей экономики и населения;

Выравнивание уровней социально-экономического развития административно-территориальных образований области за счет динамичного развития территорий;

Совершенствование деятельности местных исполнительных органов по реализации политики государства и повышение эффективности работы аппарата;

Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на улицах и других общественных местах, развитие системы профилактики правонарушений.

Задачи

Развитие обрабатывающей промышленности и повышение ее конкурентоспособности;

Формирование СЭЗ, ИЗ, индустриально-логистических парков с размещением в них основных производительных сил;

Создание промышленных площадок для размещения производств, в том числе по переработке сельхозпродукции;

Развитие строительной индустрии и производства строительных материалов;

Обеспечение продовольственной безопасности, повышение качества сырьевой базы агропромышленного комплекса;

Создание развитой системы переработки сельскохозяйственной продукции с ориентацией на экспорт;

Обеспечение устойчивого развития малого и средного предприниматьельства в инновационной, производственной и других сферах экономики региона;

Развитие торговли, сферы услуг и туризма;

Создание благоприятного инвестиционного климата и условий для привлечения инвестиций на развитие новых перспективных направлений;

Укрепление здоровья женщин и детей; снижение бремени социально-значимых заболеваний; развитие здорового образа жизни; повышение доступности и качества медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения; внедрение новой модели лекарственного обеспечения; обеспечение медицинских оранизаций квалифицированными кадрами;

Увеличение числа трудовых ресурсов; содействие эффективной занятости; совершенствование социального обеспечения граждан; внедрение государственных стандартов оказания специальных социальных услуг;

Увеличение сети дошкольных организации и улучшение качества предоставляемых услуг дошкольного воспитания;

Повышение качества услуг школьного образования; внедрение механизма подушевого финансирования средних школ, создание попечительских советов школ; создание условий для повышения качества подготовки и конкурентоспособности кадров в системе технического и профессионального образования;

Обеспечение государственной поддержки молодежи патриотическим воспитанием;

Развитие массового спорта и спорта высших достижений;

Расширение сети культуры; сохранение и развитие объектов историко-культурного наследия; стимулирование роста востребованности отечественного продукта сферы культуры; повышение уровня профессионализма работников культуры; расширение доступа населения к культурным ценностям с использованием новых информационных технологий;

Создание и поддержание развитой инфраструктуры туристской индустрии; продвижение туристского продукта и формирование положительного туристского имиджа; повышение качества туристских услуг;

Сохранение и укрепление межэтнического и межконфессионального согласия; расширение социально-коммуникативных и консолидирующих функций государственного языка; сохранение лингвистического капитала казахстанцев; расширение участия институтов гражданского общества в реализации Стратегии развития страны;

Достижение энергетической независимости региона и проведение жесткой политики ресурсосбережения;

Развитие транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала области;

Модернизация и развитие систем теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения;

Снижение уровня загрязнения окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

Развитие «опорных территорий» и формирование на их базе точек роста, включая прилегающие территории области;

Обеспечение комплексного подхода развития сельских территорий;

Повышение эффективности и результативности работы местных исполнительных органов, развитие местного самоуправления;

Укрепление общественного порядка и поддержание необходимого уровня безопасности жизни, здоровья, конституционных прав и свобод граждан; увеличение профилактической составляющей в противодействии преступности. Обеспечение дорожной безопасности.

Повышение эффективности борьбы с преступностью и розыска преступников, борьба с наркоманией и наркобизнесом.

Этапы реализации

I этап – промежуточный (3 года) – 2011-2013 – реализация первоочередных мероприятий.

II этап – заключительный (2 года) – 2014-2015 годы – реализация запланированных мероприятий для решения поставленных в Программе задач и формирование основы для дальнейшего социально-экономического развития области.

Целевые индикаторы

- ВРП в 2015 году по отношению к уровню 2009 года возрастет в 2,3 раза;

- Индекс физического объема выпуска продукции обрабатывающей промышленности в 2015 году составит – 100,8%;

- Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства в 2015 году составит – 102,6%;

- Индекс физического объема розничного товарооборота в 2015 году составит – 110,0%;

- Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство в 2015 году составит – 104,4%;

- Охват детей дошкольным воспитанием и обучением в 2015 году составит – 70,0%;

- Доля учащихся, успешно (отлично/хорошо) освоивших образовательные программы по естественно-математическим дисциплинам в 2015 году составит – 52,0%;

- Доля охвата молодежи типичного возраста (14-24 лет) техническим и профессиональным образованием в 2015 году составит – 9,4%;

- Ожидаемая продолжительность жизни населения в 2015 году – 72 лет;

- Уровень безработицы в 2015 году – 4,7%;

- Доля населения, владеющего государственным языком к 2015 году составит - 79,2%;

- Увеличение охвата населения всех возрастов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2015 году составит – 26,0%;

- Удельный вес преступлений, совершенных на улицах в 2015 году сосьавит – 25,0/16,9%;

- Индекс физического объема строительных работ в 2015 году составит – 100,2%;

- Доля автомобильных дорог местного значения находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии в 2015 году составит – 77,6%;

- Снижение доли объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта, в 2015 году составит – 67,6%;

- Увеличение доли населения имеющего доступ к централизованному водоснабжению в 2015 году составит – 72,3%;

- Увеличение уровня обеспеченности услугами теплоснабжения в 2015 году составит – 21%;

- Увеличение уровня обеспеченности населения услугами водоотведения в 2015 году составит – 7,5%;

- Увеличение количества сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития в 2015 году составит – 145 единиц;

- Увеличить объем собственных доходов бюджета в общих доходах города в 2015 году составит – 152,4 млн. тенге;

- Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в 2015 году составит – 68,4 тыс. тонн;

- Уровень удовлетворенности населения качеством оказания услуг в 2015 году составит - 90%.

Источники и объемы финансирования

Источники финансирования: республиканский и местный бюджет, собственные средства инвесторов, иностранные инвестиции, заемные средства.

Объемы финансирования:

2011 г. – 124,3 млрд. тенге, из них РБ – 39,2, МБ – 35,6, ДИ – 49,5 млрд. тенге.

2012 г. – 179,3 млрд. тенге, из них РБ – 66,6, МБ – 40,2, ДИ – 72,5 млрд. тенге.

2013 г. – 345,4 млрд. тенге, из них РБ – 86,9 МБ – 44,3, ДИ – 214,1 млрд. тенге.

2014 г. – 455,8 млрд. тенге, из них РБ – 198,7, МБ – 50,1, ДИ – 207,0 млрд. тенге.

2015 г. – 350,3 млрд. тенге, из них РБ – 102,8, МБ – 46,2, ДИ – 201,3 млрд. тенге.

Всего: 1 455,1 млрд. тенге.


2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
2.1. Оценка позитивных и негативных сторон состояния региона, а также их влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны.

Алматинская область относится к ярко выраженным аграрно-индустриальным регионам со значительным производственно-экономическим потенциалом.

Географическое расположение области в благоприятной природно-климатической зоне, наличие плодородных земель и водных ресурсов, прохождение по ее территории транспортных коридоров, а также близость к территориям других стран определяет текущую специализацию области.

Потенциал сельского хозяйства позволяет обеспечить продовольственную безопасность области и г.Алматы и выход на внешние рынки с экологически чистыми продуктами.

Наличие обширной сырьевой базы способствует формированию плодоовощного и молочного кластеров, продовольственного пояса вокруг г.Алматы.

Наличие минерально-сырьевых ресурсов и производственных мощностей способствует развитию кластера «Строительные материалы».

Область располагает половиной запасов гидроресурсов Казахстана в виде сотен горных рек, где возможно строительство гидроэлектростанций. Имеется значительный потенциал ветровой энергии, особенно в районе Джунгарских ворот и Шелекского коридора.

Природно-рекреационные ресурсы (ландшафты Заилийского и Джунгарского Алатау; озера Алаколь, Балхаш, Капшагайское водохранилище, горные озера, реки, источники минеральной воды и лечебной грязи и другие) создают благоприятные условия для развития туризма.

Одной из позитивных сторон является развитие транзитного потенциала региона и усиление роли приграничных территорий как важнейших зон международного экономического сотрудничества путем развития транспортных маршрутов, транспортно-логистических услуг и инфраструктуры центров приграничной торговли.

Интенсивное развитие экономических реформ и территориального устройства привели к росту экономически активного населения области на 10%, денежных доходов на душу населения в 1,3 раза, снижению уровня безработицы до 4,9%. Значительно улучшилось материально-техническое состояние объектов образования, здравоохранения, спорта и культуры.

Организации образования предоставляют академические знания и развивает навыки, способствующие формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству.

За период с 2010 по 2013 гг. сеть детских дошкольных организаций возросла на 353 (178-мини-центров, 175-детских садов), сеть школ на 25 на 8461 ученических мест, что способствовало в доступности образования.

Вместе с тем, имеются негативные стороны, которые не позволяют полностью использовать имеющийся потенциал и сдерживают развитие экономики области.

Негативные стороны сферы образования проявляются в низком охвате детей в возрасте от 1 до 6 лет услугами дошкольного образования, значительном физическом и моральном износе зданий образования, низком уровне обеспеченности объектов дошкольного, среднего и профессионально-технического образования соответствующим оборудованием и инвентарем.

В области более 76% населения проживают в сельской местности, что предопределяет невысокий уровень жизни населения, недостаточный уровень квалификации трудового потенциала, отрицательные миграционные потоки из села в город, замедляется развитие сельских территорий.
2.2 Анализ социально-экономического развития территории
2.2.1 Экономическое развитие

В течение ряда лет отмечается устойчивый рост основных показателей социально-экономического развития и индекса человеческого развития. Валовый региональный продукт области ежегодно растет в среднем на 14% и за 2013 год составил 1 749,4 млрд. тенге. При этом, доля области в валовом внутреннем продукте республики составила 4,9%.

Изменение валового регионального продукта области за 2009-2013 годы характеризуется следующими данными.
Валовой региональный продукт, млрд. тенге


Оценка данных вклада отраслей в темпы роста экономики Алматинской области показывает, что лидерами среди отраслей являются промышленность, сельское хозяйство и строительство (Таблица 1).

Таблица 1


Вклады отраслей в прирост ВРП, %


Отрасли

2009

2010

2011

2012

2013

Сельское хозяйство

18,6

14,6

13,9

13,1

14,8

Промышленность

19,6

20,3

20,2

19,8

22,9

Строительство

10,8

12,9

11,9

14,5

8,9

Торговля

9,7

9,2

9,3

10,4

9,0

Транспорт и связь

8,9

8,0

8,1

9,2

9,3

Прочие отрасли

32,4

35,0

36,6

33,0

35,1

Итого

100

100

100

100

100

Наибольшую долю в структуре ВРП занимают промышленность – 22,9%, сельское хозяйство – 14,8%, строительство – 8,9%.

Экономические реформы, проведенные в республике, способствовали интенсивному развитию реального сектора экономики области.

В 2013 году среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили 44657 тенге, что на 29,5% выше, чем в 2011 году, реальные денежные доходы составил - 5,1%.


Промышленность

В области действует 136 крупных и средних промышленных предприятий, на долю которых приходится около 80,0% объема производимой продукции.

В 2013 году в структуре промышленного производства 1,6% приходится на горнодобывающую промышленность и разработку карьеров, 81,7% - на обрабатывающую промышленность, 16,0% - электроснабжение, подачу газа, пара и воздушное кондиционирование, 0,7% - на водоснабжение; канализационную систему, контроля над сбором и распределением отходов.
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

Добыча угля и лигнита занимает 0,1%, прочие отрасли - 1,5%.

В отрасли действует 89 предприятия, из них 13 крупные и средние.

Имеются крупные месторождения облицовочного камня, габбро, мрамора, известняков, минеральных солей и другие. В области зарегистрировано 443 контракта на право недропользования общераспространенных полезных ископаемыемых. Из них: по общераспространенным полезным ископаемым - 369, подземным водам – 55, твердым полезным ископаемым - 19. Деятельность по добыче и разведке углеводородного сырья в области не осуществляется.



Обрабатывающая промышленность

В отрасли действует 604 предприятия, из них 99 крупные и средние.

Производство продуктов питания занимает 18,8%, напитков – 17,1%, табачных изделий – 19%, текстильных изделий – 0,3%, одежды и кожаных изделий – 0,7%, бумаги и бумажной продукции – 1,7%, химическая промышленность – 0,9%, фармацевтические продукты – 0,1%, пластмассовые и резиновые изделия – 3,5%, продукция металлургической промышленности – 4,1%, машиностроение – 4,9%.

Область занимает доминирующее положение в республиканском товарном производстве табачных изделий (100%), вина виноградного (89,0%), мяса птицы (62,1%), стеклотары (86,9%), упаковки из картона гофрированного (71,3%).

Является единственным производителем в республике солода, электрических аккумуляторов, гипсокартонных изделий, железобетонных и металлических опор для высоковольтных линий электропередач, противопожарных гидрантов, силикона и синтепона, металлоконструкций с их горячей оцинковкой.

За период с 2011 по 2013 годы объем промышленного производства вырос в 1,3 раза и составил 588,5 млрд. тенге. Введено в эксплуатацию 138 новых объектов, расширено 61 действующее производство, создано 6324 рабочих мест.

Диверсификация ключевых предприятий определила специализацию промышленности области в секторе переработки сельскохозяйственной продукции, ее доля в общем объеме промышленного производства достигла 54,9%. Действуют 35 крупных и средних производств по переработке сельскохозяйственного сырья, выпущено продукции на 323,5 млрд. тенге с ростом к 2011году на 32,3%.

Доля области в общереспубликанском товарном производстве в 2013 году к 2011 году выросла с 2,8 до 3,3 процентов, но является одной из наименьших среди областей.

В этом периоде отмечается и снижение индекса физического объема промышленной продукции с 110,1% в 2011 году до 102,7% в 2013 году, что объясняется общим спадом потребления и сокращением рынков сбыта, связанных с мировым финансовым кризисом. Кроме того, наблюдается высокий износ основных средств из-за недостатка инвестиций и низкий уровень инновационной активности на промышленных предприятиях.

В разрезе районов и городов промышленное производство неравномерно: в Аксуском, Коксуском, Уйгурском, Карасайском, Кербулакском, Райымбекском, Илийском районах и г.Талдыкорган выросло от 1,3 до 5 раз.

На развитие регионов области оказывают влияние существующие территориальные диспропорции в размещении производительных сил. Основные производственные мощности размещены в районах непосредственно прилегающих к г.Алматы - Илийском, Карасайском, Енбекшиказахском, Талгарском, Жамбылском районах, г.Капшагай, а также городах Талдыкорган и Текели. На эти регионы приходится 85% промышленной продукции области.

В соответствии с Указом Президента РК № 798 от 16 апреля 2014 года 26 населенных пунктов области переданы в г. Алматы, потери от переданных 60 предприятий за 9 месяцев 2013 года составили 54,9 млрд. тенге, по итогам 2013 года потери составят порядка 73 млрд. тенге (данные статистики).


Основными проблемами развития промышленности являются:

  • низкое оснащение технологическим оборудованием, значительное старение прозводственных фондов большинства предприятий;

  • неполная загруженность имеющихся производственных мощностей;

  • инвестиции в отрасль носят не стабильный характер;

  • низкий уровень инновационной активности предприятий;

  • наличие недостающих звеньев в формировании региональных кластеров;

  • отсутствие четкого механизма по созданию индустриальных зон.


Индустриально-инновационное развитие

В 2011 – 2013 годы были реализованы меры по вводу новых мощностей, направленых на увеличение производства пищевой продукции, бытовой химии, строительных материалов, медицинских препаратов и строительство объектов электроэнергии.

Запущены ТОО «Stinorgi Grop» по выпуску металлоизделий» на 102 рабочих места, ТОО «Алматинский продукт» и ТОО «Текели кондитер» по выпуску кондитерских изделий на 122 рабочих места, ТОО «Нуртау-А» по выпуску строительных материалов на 130 рабочих мест, ТОО «Kasteell» по выпуску железобетонных изделий на 540 рабочих мест, ТОО Munar –Мунар» по выпуску металлоконструкций на 40 рабочих мест и другие.

Введен ряд новых предприятий, использующих инновационные технологии:

ТОО «КазГеоСинтетика» - первое производственное предприятие, специализирующееся на внедрении современных, инновационных и высокоэкономичных технологических решений по производству и применению современных геосинтетических материалов в различных областях строительного сектора страны;

ТОО «PRO Med» - высокотехнологическое производство, использующее последние достижения в области обработки листового металла. Установлено оборудование известных компаний – лидеров в области станкостроения - FINN POWER и BYSTRONIC;

ТОО «RG BRANDS Kazakhstan» - завод по выпуску напитков и снеков с применением в производстве технологических и организационных инноваций на каждом участке производственно-торговой цепочки.

Однако, многолетнее доминирование на казахстанском рынке продукции китайского, российского и других зарубежных производителей не позволяют предприятиям наладить поставки в республике.

С использованием особенностей местной специфики и имеющегося потенциала в области формируются кластеры – плодоовощной, молочный и строительных материалов.
Инновационная деятельность

В 2013 году на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области направлено 1117,3 млн. тенге, что на 10,9% больше чем в 2011 году (1007,8 млн. тенге).

Инновации имели 126 предприятий области (в 2011 году – 28). Уровень инновационной активности предприятий составил 9,5% (в 2011 году – 4,6%).

Объем инновационной продукции по сравнению с 2011 годом увеличился в 2,4 раза и составил 13153,8 млн. тенге (2011 год – 5498,1 млн. тенге).

Наиболее высокая активность в области инноваций наблюдалась среди крупных предприятий и составила 37,2% (из 78 предприятий, инновационную деятельность осуществляли 29).

Вместе с тем, из 1318 обследованных предприятий, внедрением инноваций было занято только 126, остальные 1192 предприятия внедрением инноваций не занимались.

Основными причинами неосуществления инновационной деятельности на предприятиях в течение последних лет являются снижение рыночного спроса на производимую продукцию и как следствие - отсутствие оборотных средств на внедрение инноваций.
Реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию.

В рамках региональной Карты индустриализации Алматинской области за 2010 – 2013 годы реализовано 45 инвестиционных проектов, создано 6481 рабочее место.

Из них в 2010 году введены в эксплуатацию 9 инвестиционных проектов на сумму 17,9 млрд. тенге, создано 682 рабочих места, в том числе: заводы по производству молочной продукции ТОО «Danone Berkut», детского питания на молочной основе ТОО «Завод Казахской академии питания «Амиран», переработке сои ТОО «Экстра» и ТОО "Компания Сарыбулак", плодоконсервный завод и выращивание плодоовощной продукции по технологии капельного орошения ТОО «Иссыкский плодоконсервный завод», переработке природного камня ТОО "TASKOM KZ", Каратальская ГЭС-4 ТОО «АСПМК – 519», строительство установки по переработке нефти» ТОО «Достык Рифайнери» и многопрофильный логистический комплекс АО «ЮСКО Логистикс Интернешнл».

В 2011 году реализовано 12 проектов на общую сумму 198 млрд. тенге, создано 2829 рабочих мест.

Запущены производственные мощности заводов по производству премиксов и концентратов ТОО «Кормовик-Евротехнология», профильных труб ТОО «Компания Sonik», выпуску асфальта ТОО «ЮрИнвестСтрой», по переработке рыбы ТОО «Компания «Женис 2006», молочного завода и мясоперерабатывающего комплекса ТОО «Байсерке Агро».

Освоены индустриальные свинцово – кислотные аккумуляторные батареи ТОО «Кайнар – АКБ», ранее не выпускавшиеся в Казахстане, Завершено строительство Мойнакской ГЭС мощностью 300 МВт и другие.

Завершено строительство железнодорожной линии «Коргас-Жетыген» АО «НК» Казахстан Темир Жолы» стоимостью 139,4 млрд. тенге.

В 2012 году реализовано 14 проектов на сумму 19,5 млрд. тенге, создано 1631 рабочее место, среди них: заводы по выпуску полипропиленовых мешков ТОО «Универсал», фильтров для автомобильного транспорта ТОО «Казфильтр», вентиляторов ТОО «Алматинский Вентиляторный завод», растительных масел ТОО «Саркан Май», по переработке молока ТОО «JLC Сут». Введены фармацевтические заводы ТОО «Султан» и ТОО «ПКФ «Элеас». Запущена Мойнакская ГЭС на реке Чарын мощностью 300 МВТ, завершена схема выдачи мощностей Мойнакской ГЭС и другие.

В 2013 году запущены 10 проектов на 1339 рабочих мест. Это - заводы по выпуску соевого масла и шрота «Уыз Май Industry» в Коксуском районе, глубокой переработке зерна кукурузы в крахмалопродукты ТОО «Жаркентский Крахмалопаточный завод» в Панфиловском районе; ТОО «Алматинские краски», домостроительный комбинат на базе ТОО «Темірбетон» в г. Талдыкорган.

Проведена модернизация фармзавода ТОО «Dolce» в Илийском районе и швейного производства ТОО «Glasman» в Талгарском районе, реконструкция Сарканской ГЭС-2.

Построена солнечная электростанция мощностью 2 Мвт в г. Капшагай.

Введен оздоровительный туристический комплекс «Premium Spa Resort» в Уйгурском районе.

Создана современная молочно-товарная ферма на 750 голов ТОО «Медеу Коммерц» в Карасайском районе.

В рамках республиканской Карты индустриализации намечена реализация 3 крупных инвестиционных проектов на сумму 1 950,9 млрд. тенге с созданием 33270 рабочих мест (Балхашская ТЭС, Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» и 4 города-спутника города Алматы «G4 City»).

Ведется строительство инфраструктуры международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» на сумму 382,9 млрд. тенге, строительство Балхашской ТЭС стоимостью 875,8 млрд. тенге.
Развитие казахстанского содержания

На постоянной основе ведется работа по увеличению доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ услуг нацкомпаний, госорганов, системообразующих предприятий.

Подготовлен Каталог товаропроизводителей области, где имеется полная информация о видах выпускаемой продукции и производственных мощностях крупных, средних и малых предприятий. Данный Каталог постоянно обновляется и используется в качестве раздаточного материала при проведении мероприятий.

Область является единственным производителем в республике аккумуляторов, солода, железобетонных и металлических опор для высоковольтных линий электропередач, противопожарных гидрантов, силикона и синтепона.

Швейные предприятия области обеспечивают спецодеждой и другими швейными изделиями подразделения Минобороны, МВД, КНБ, других силовых структур, нацкомпании.

АО «Бент» осуществляется поставка шпал со скреплениями Фоссло и железобетонных шпал для нужд АО «НК «КТЖ», производственные мощности предприятия позволяют полностью выполнить данный объем.

Два единственных в республике аккумуляторных завода, действующие в области, полностью обеспечивают потребности нацкомпаний, крупных предприятий республики, министерств и ведомств своей продукцией.

ТОО «АСПМК-519» имеет большой потенциал электромонтажных работ, осуществляется сотрудничество с АО «КЕГОК» в строительстве объектов электроснабжения на любых напряжениях сети, начиная от 0,4 КВ до 500 КВ.

Фабрика головных уборов «Медиатекс» обеспечивает своей продукцией силовые структуры республики, производственные мощности предприятия позволяют обеспечить потребность данного вида продукции в количестве 40 тыс. штук в год, планируется дальнейшее расширение предприятия.

Вместе с тем, из-за отсутствия в республике, системообразующие предприятия области ТОО «Кайнар АКБ», табачные фабрики ТОО "Филип Моррис Казахстан" и ТОО "Джей Ти Ай Казахстан" закупают за рубежом сырье, материалы и услуги, такие как: полипропилен, сепараторы-конверты, расширитель Hammond, пастонамазочную бумагу, нетабачные материалы, услуги по определению содержания никотина в сигаретах и маркетинговые исследования.

В 2013 году по мониторингу казахстанского содержания предприятиями области заключены договора на 58,1 млрд.тенге, в том числе 47,2 млрд.т. с нацкомпаниями.

Государственными органами проведены государственные закупки на общую сумму 10,9 млрд.тенге, при этом объем казахстанского содержания в общем объеме госзакупок области составил 83,3%.


Проблемные вопросы:

  • нехватка оборотных средств у предприятий на внедрение инноваций;

  • низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий;



  • Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница