Республиканским органам государственного управления, имеющим в подчинении учреждения высшего образования



страница1/4
Дата25.10.2016
Размер0,63 Mb.
  1   2   3   4


15.09.2015 № 08-17/2077

Республиканским органам государственного управления, имеющим в подчинении учреждения высшего образования


Руководителям учреждений высшего образования


Об организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования в 2015/2016 учебном году



Функционирование и развитие системы высшего образования осуществляется на основе реализации принципов государственной политики в области образования, которые отражены в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, Национальной стратегии устойчивого социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года.



1. Приоритетные направления развития высшего образования:

1.1. повышение конкурентоспособности высшего образования в мировом образовательном пространстве;

1.2. повышение качества подготовки специалистов на основе эффективной практико-ориентированной подготовки и расширения связей с организациями-заказчиками кадров;

1.3. расширение сетевого взаимодействия учреждений высшего образования с целью совместной реализации образовательных программ, совместного использования материально-технических и кадровых ресурсов организаций-партнеров;

1.4. формирование современной информационно-образовательной среды, обеспечивающей высокий уровень информационно-коммуникационных услуг и базирующейся на современных технических средствах;

1.5. развитие кадрового потенциала системы высшего образования;

1.6. повышение экономической эффективности системы высшего образования.
2. Приоритетные задачи развития высшего образования:

2.1. участие учреждений высшего образования в разработке механизмов реализации инструментов Европейского пространства высшего образования;

2.2. совершенствование системы планирования и оптимизация структуры подготовки кадров с высшим образованием;

2.3. развитие системы непрерывного образования, основанного на принципе «образование через всю жизнь», путем расширения подготовки специалистов по интегрированным образовательным программам среднего специального и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации;

2.5. развитие электронного образования, дистанционных интерактивных форм и методов обучения;

2.6. активизация взаимодействия с организациями – заказчиками кадров и формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений;

2.7. участие в формировании новых специальностей I и II ступеней высшего образования для разработки новой редакции Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации»;

2.8. создание университетских учебных, учебно-научных и учебно-научно-производственных комплексов (консорциумов), ресурсных центров с учетом направлений инновационного развития экономики и социальной сферы;

2.9. увеличение объемов подготовки на II ступени высшего образования (в магистратуре), в том числе для обеспечения собственных потребностей в профессорско-преподавательских кадрах;

2.10. обеспечение свободного доступа обучающихся и педагогических кадров к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам;

2.11. формирование системы грантовой поддержки одаренных и талантливых обучающихся в целях профессионального самоопределения и жизнеустройства;

2.12. расширение рынка образовательных услуг, академической мобильности обучающихся и педагогических кадров, их участие в международных образовательных, научно-исследовательских программах, профессиональных семинарах;

2.13. проведение регулярных мониторингов качества образовательного процесса.
3.  Реализация в 2015/2016 учебном году поручений Главы государства и Правительства по системе высшего образования

3.1. Реализация поручений Президента Республики Беларусь в 2015/2016 учебном году по вопросам развития высшей школы должна быть направлена на совершенствование системы высшего образования, обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов для удовлетворения потребностей страны, приведение качества подготовки специалистов с высшим образованием в соответствие с требованиями современного уровня инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы, а также обеспечение развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.



В целях подготовки доклада Главе государства необходимо не позднее 25 июля 2016 г. предоставить информацию (на бумажном носителе и по электронной почте mihs@minedu.unibel.by) в Министерство образования о приеме на II ступень высшего образования по форме согласно приложению 1.

В соответствии с пунктом 8 протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 8 мая 2012 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 14 июня 2012 г. № 9 в 2015/2016 учебном году учреждениям высшего образования необходимо продолжить реализацию мер по совершенствованию системы формирования заказа на подготовку специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы, для чего:

− выпускающим кафедрам ежегодно проводить исследования текущих и перспективных потребностей потенциальных заказчиков кадров, как по количеству и качеству выпускаемых специалистов, так и по содержанию их подготовки;

− активизировать заключение договоров о взаимодействии при подготовке специалистов с организациями-заказчиками кадров;

− обеспечить наличие минимум одной – двух базовых организаций по каждой специальности;

− осуществить взаимодействие с организациями-заказчиками кадров в части их информирования о необходимости уточнения до 1 октября сведений в автоматизированной системе заказа на подготовку кадров;

− при формировании в соответствии с законодательством проектов контрольных цифр приема по специальностям (Положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку специалистов, рабочих, служащих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 972) оптимизировать структуру и объемы подготовки, в том числе на платной основе, на основании заказа на подготовку специалистов (количество мест трудоустройства по договорам и заявкам на подготовку специалистов) с учетом итогов распределения и трудоустройства выпускников – уменьшить или прекратить прием на невостребованные специальности и, за счет высвободившихся мест, увеличить прием на специальности, обеспечивающие подготовку востребованных экономикой специалистов.

В целях подготовки доклада Главе государства необходимо не позднее 15.11.2015 предоставить итоговый отчет (на бумажном носителе и по электронной почте r51303@minedu.unibel.by) в Министерство образования и учредителю о работе, проделанной по указанным направлениям в 2012 – 2015 годах, а также сведения о заключении договоров (заявок) на подготовку специалистов по форме согласно приложению 2.

В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 19 апреля 2013 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 10 июня 2013 г. № 11 в 2015/2016 учебном году учреждениям высшего образования необходимо обеспечить модернизацию образовательного процесса при получении высшего образования, нацелив его на связь с производством, существенно обновить содержание образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики, продолжить практику создания на базе учреждений высшего образования учебно-научно-производственных центров (комплексов), максимально используя при этом ресурсы предприятий, для чего:

а) при разработке образовательных стандартов и учебных программ дисциплин ориентироваться на усиление практической подготовки специалистов;

б) организовать работу по созданию учебно-научно-производственных центров (комплексов) с максимальным использованием имеющихся ресурсов организаций – заказчиков кадров.



В целях подготовки доклада Главе государства необходимо:

по подпункту, а) – не позднее 15.11.2015 предоставить информацию на бумажном носителе и по электронной почте rivsh_nmc@bsu.by в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – РИВШ);

по подпункту б) – не позднее 25.11.2015 предоставить информацию на бумажном носителе и по электронной почте r51303@minedu.unibel.by в Министерство образования.

3.2. В соответствии с протоколом поручений Премьер-министра Республики Беларусь от 19 марта 2012 г. №01/10пр на ректоров УВО возложена персональная ответственность за повышение позиции УВО в международных рейтингах. Необходимо один раз в полгода (сразу после оглашения результатов рейтингов) информировать Министерство образования письмом и по электронной почте tamarisk@minedu.unibel.by об участии УВО в международных рейтингах (с указанием рейтинга и позиции УВО в нем). Особое внимание необходимо обратить на участие УВО в международных рейтингах QS, SIR, Webometrics.



Учреждениям высшего образования необходимо предоставить в Министерство образования письмом и по электронной почте tamarisk@minedu.unibel.by до 20 декабря 2015 г. планы мероприятий УВО на 2016 год, направленные на расширение подготовки на иностранных языках, привлечение к осуществлению образовательного процесса сотрудников ведущих зарубежных университетов, опытных руководителей и специалистов-практиков наиболее успешных отечественных организаций.

Необходимо поддерживать в актуальном состоянии информацию на сайтах учреждений высшего образования о возможностях обучения на английском языке в УВО.

Учреждениям высшего образования необходимо активно включиться в работу, проводимую ГУО «Республиканский институт высшей школы», по пересмотру Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации», руководствуясь письмом Министерства образования Республики Беларусь (исх. № 08-19/132-ПР от 27.07.2015 «О пересмотре ОКСК»). Обновляемая номенклатура специальностей и квалификаций должна быть ориентирована на прогнозы и программы социально-экономического развития страны в среднесрочной и краткосрочной перспективах, а классификация образовательных программ – на международные стандартные классификации образования (МСКО 2011, 2013) и видов экономической деятельности (в ОКРБ 005-2011).
4. Нормативное обеспечение учебного процесса за прошедший период, утвержденные Министерством образования рекомендации, критерии и другие документы

За период октябрь 2014 года – август 2015 года введены в действие следующие новые документы:



постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2015 № 12 «Аб унясеннi змяненняў у пастанову Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 5 чэрвеня 2014 г. № 72»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.03.2015 № 13 «Об утверждении Инструкции о порядке использования средств семейного капитала на получение образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.06.2015 № 45 «О предоставлении учреждению образования «Белорусская государственная академия искусств» статуса ведущего учреждения образования в отрасли»;

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 01.12.2014 № 878 «Об установлении перечня и форм ведомственной отчетности Министерства образования Республики Беларусь на 2015 год»;

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30.04.2015 № 376 «О выполнении плана научных исследований и разработок, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь в 2015 году»;

методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь от 22.07.2015 «Методические рекомендации по организации питания, обучающихся в учреждениях образования в 2015/2016 учебном году»;

по организации приемной кампании:

указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2015 № 226 «Об организации вступительной кампании в учреждениях образования в 2015 году»;

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2015 № 338 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08.04.2015 № 17 «Об определении отметок, приравниваемых к неудовлетворительным по результатам централизованного тестирования в 2015 году»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08.04.2015 № 18 «О сроках проведения в 2015 году вступительной кампании для получения высшего образования I ступени»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.04.2015 № 19 «О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2015 году»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.04.2015 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 23 марта 2006 г. № 23»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.04.2015 № 22 «Об установлении перечня международных олимпиад, победители (дипломы I, II, III степени) которых имеют право на зачисление без вступительных испытаний в учреждения образования для получения высшего образования I ступени, среднего специального образования в 2015 году»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.06.2015 № 72 «О вступительных испытаниях при поступлении на I ступень высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2015 № 103 «О признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.04.2015 № 323 (ред. от 30.04.2015) «Об организации централизованного тестирования в 2015 году»;

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30.04.2015 № 374 «О внесении дополнений в приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.04.2015 № 323»;

письмо Министерства образования Республики Беларусь от 6 мая 2015 № 06-22/6698/дс «Рекомендации по созданию специальных условий при получении профессионального образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидами»;

по образовательным стандартам высшего образования I ступени:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2014 № 148 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.10.2014 № 152 «Об утверждении, введении в действие образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-26 05 01 «Государственное строительство»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.11.2014 № 155 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 87»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.11.2014 № 159 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов высшего образования I ступени»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.12.2014 № 178 «Об утверждении, введении в действие изменений образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2014 № 197 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2015 № 2 «О внесении дополнений и изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 марта 2014 г. № 19»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2015 № 4 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 88»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.04.2015 № 23 «Об утверждении, введении в действие образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-25 01 15 «Национальная экономика»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.04.2015 № 35 «Аб зацвярджэннi, увядзеннi ў дзеянне адукацыйнага стандарта вышэйшай адукацыi I ступенi па спецыяльнасцi 1-23 01 11 «Бiблiятэчна-iнфармацыйная дзейнасць (па напрамках)»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2015 № 39 «Об утверждении, введении в действие образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-98 01 03 «Программное обеспечение информационной безопасности мобильных систем»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.05.2015 № 40 «Об утверждении, введении в действие образовательного стандарта высшего образования I ступени по специальности 1-47 01 02 «Дизайн электронных и веб-изданий»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08.07.2015 № 79 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь»;

по образовательным стандартам высшего образования II ступени:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2014 № 144 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10.09.2014 № 145 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.09.2014 № 146 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.09.2014 № 149 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.12.2014 № 170 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.12.2014 № 175 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09.12.2014 № 177 «Об утверждении, введении в действие образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.12.2014 № 194 «Об утверждении, введении в действие образовательного стандарта II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.05.2015 № 41 «Об утверждении образовательного стандарта II ступени высшего образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 08.06.2015 № 48 «Об утверждении образовательных стандартов II ступени высшего образования»;

по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2015 № 3 «Об утверждении Изменения № 16 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.04.2015 № 21 «Об утверждении Изменения № 17 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2015 № 104 «Об утверждении Изменения № 18 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».

Указанные документы следует довести до сведения всех заинтересованных, проработать в педагогических коллективах, ознакомить с ними выпускников и потенциальных заказчиков кадров.


5. Реализация в национальной системе высшего образования инструментов Европейского пространства высшего образования

Республика Беларусь 15 мая 2015 г. на Конференции министров образования государств-участников Европейского пространства высшего образования (г. Ереван) стала 48 членом Болонского процесса (Ереванское коммюнике министров образования государств-участников Европейского пространства высшего образования, 15 мая 2015 г.).

В соответствии с Дорожной картой развития системы высшего образования для Республики Беларусь (http://www.ehea.info/Uploads/SubmitedFiles/5_2015/144839.pdf), наша страна в период 2015-2018 гг. должна продемонстрировать внедрение в национальную систему образования ключевых элементов Европейского пространства высшего образования. В частности, предусматривается продолжить разработку и внедрение национальной системы квалификаций, создать условия для формирования многоуровненвой системы высшего образования (бакалавр-магистр-исследователь), сформировать независимую систему контроля качества образования, ввести новое и более информативное приложение к диплому о высшем образовании, развивать академическую мобильности студентов и преподавателей и т.д.

В целях реализации положений Дорожной карты развития системы высшего образования для Республики Беларусь утвержден приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2015 № 628 «О принятии мер по внедрению в национальную систему образования инструментов Европейского пространства высшего образования на период 2015-2018 г.».

Информация о реализации в национальной системе высшего образования инструментов Европейского пространства высшего образования (далее – ЕПВО) размещена на сайте РИВШ по адресу − http://nihe.bsu.by/index.php/ru/belarus-european-higher-education-area.

Министерством образования обеспечена подготовка и внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании в части:

изменения структуры высшего образования и введения общего высшего образования, реализующего образовательную программу бакалавриата, углубленного высшего образования, реализующего образовательную программу магистратуры, специального высшего образования, реализующего непрерывную образовательную программу высшего образования, научно-ориентированного высшего образования, реализующего образовательную программу аспирантуры (адъюнктуры);

введения измерения трудоемкости образовательного процесса в зачетных единицах в соответствии с Европейской системой перевода кредитов (ECTS);

введения приложения к дипломам о высшем образовании в соответствии с общеевропейским образцом «Diploma Suplement».

Для имплементации в национальную систему высшего образования инструментов ЕПВО учреждениям высшего образования необходимо:

выполнить анализ действующей нормативной правовой базы и практики в сфере финансовой поддержки обучающихся УВО (совместно с РИВШ, до 1 января 2016 г.);

выполнить анализ действующей нормативной правовой базы и практики в сфере реализации прав обучающихся и профессорско-преподавательского состава на создание и регистрацию организаций (совместно с РИВШ, до 1 июля 2016 г.);

разработать план законодательных мер и мер в сфере образовательной политики, направленных на реализацию прав обучающихся и профессорско-преподавательского состава на создание и регистрацию организаций (совместно с РИВШ, до 1 октября 2016 г.);

принять участие в разработке подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих измерение трудоемкости образовательного процесса в зачетных единицах в соответствии с ECTS (совместно с РИВШ, в течение 2016 г.);

выполнить анализ действующей нормативной правовой базы и практики в сфере распределения выпускников УВО (совместно с РИВШ, до 1 января 2017 г.);

осуществить проектирование образовательных программ бакалавриата, магистратуры, непрерывной образовательной программы высшего образования, научно-ориентированного высшего образования (совместно с РИВШ, 2017-2018 гг.);

пересмотреть учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования в соответствии с нормами, регламентирующими измерение трудоемкости образовательного процесса в зачетных единицах, ввести в образовательные стандарты описания результатов обучения (совместно с РИВШ, до 2018 г.).

Обращаем внимание руководителей УВО о необходимости обсуждения на Советах учреждений образования вопросов, посвященных участию каждого УВО в реализации инструментов ЕПВО, а также сформировать на официальных сайтах УВО отдельные интернет-страницы по данной тематике.

Также обращаем внимание на необходимость активизации работы по присоединению УВО к Великой хартии университетов. В 2015 г. заявки на присоединение к Великой хартии университетов подали 7 университетов Республики Беларусь. Информация о процедуре присоединение к Великой хартии университетов размещена по адресу http://www.magna-charta.org.
6. Некоторые аспекты организации учебного процесса
6.1. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин
В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь, данным по итогам совещания с педагогическим активом страны, разработаны Концепция оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.03.2012 № 194), рекомендации по ее реализации в текущем учебном году (Рекомендации по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, 22.05.2014) и Образовательный стандарт высшего образования «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (15 июля 2014 г.).

Преподавание социально-гуманитарных дисциплин для наборов 2012-2015 годов осуществляется на основе Рекомендаций по реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, утвержденных Министром образования Республики Беларусь 22.05.2014, Образовательного стандарта высшего образования «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (15.07.2014) и с учетом типовых учебных программ по обязательным модулям цикла социально-гуманитарных дисциплин для учреждений высшего образования, утвержденных 30.06.2014:

«Философия» − ТД-СГ.020/тип.;

«Экономика» − ТД-СГ.021/тип.;

«Политология» − ТД-СГ.022/тип.;

«История» − ТД-СГ.023/тип.

Преподавание социально-гуманитарных дисциплин для наборов до 2011 года включительно осуществляется на основе Образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (РД РБ 02100.5.227-2006) и с учетом типовых учебных программ по учебным дисциплинам цикла социально-гуманитарных дисциплин для учреждений высшего образования, утвержденных в 2004-2011 гг.:

«История Беларуси» − ТД-СГ.009/тип.;

«Основы идеологии белорусского государства» − ТД-СГ.007/тип.;

«Философия» − ТД-СГ.010/тип.;

«Экономическая теория» − ТД-СГ.012/тип.;

«Социология» − ТД-СГ.008/тип.;

«Политология» − ТД-СГ.011/тип.;

«Основы психологии и педагогики» − ТД-СГ.006/тип.;

«Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) (на белорусском языке)» − ТД-СГ.001/тип.;

«Физическая культура» − ТД-СГ.014/тип.;

«Логика» − ТД-СГ.016/тип.;

«Религиоведение» − ТД-СГ.017/тип.;

«Основы права» − ТД-СГ.018/тип.

Примеры успешной практики реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования, а также типовые учебные программы по обязательным модулям цикла социально-гуманитарных дисциплин размещены на сайте РИВШ (http://www.nihe.bsu.by).

Особое внимание в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин необходимо обратить на формирование социально-личностных компетенций выпускника, которые отражены в образовательном стандарте, включая принцип интегративности социально-гуманитарного знания. Реализация этого принципа должна обеспечивать целостность гуманитарного знания и его взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника. Этот принцип предполагает новый подход к разработке содержания учебной литературы.

Учреждениям высшего образования необходимо разработать на 2015/2016 учебный год комплекс мер по совершенствованию преподавания социально-гуманитарных дисциплин с учетом вышеназванных документов. В комплексе мер рекомендуется предусмотреть разработку учебно-методических комплексов, учебных программ специализированных модулей по выбору студента, организацию семинаров с проведением мастер-классов, мониторингов качества преподавания, обеспечение преподавания социально-гуманитарных дисциплин современными техническими средствами и др.

В преподавании социально-гуманитарных дисциплин необходимо шире использовать активные формы и методы, которые способствуют приобретению коммуникативного, организаторско-управленческого опыта, опыта самостоятельного разрешения ситуаций и социальных проблем профессиональной деятельности.

Обращаем внимание, что при преподавании специализированных модулей учреждение высшего образования в обязательном порядке должно предоставить каждому студенту возможность выбора одного из нескольких специализированных модулей.

В целях повышения качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин рекомендуется привлекать к преподаванию лекторов из числа профессорско-преподавательского состава УВО и известных ученых научных учреждений для чтения лекций для студентов и преподавателей, специализированных модулей, проведения мастер-классов и др.

Банк данных «приглашенный профессор» размещен на сайте государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы».

Преподавательская деятельность «приглашенных профессоров» как высококвалифицированных специалистов может быть оплачена на условиях договоров гражданско-правового характера, заключение которых регулируется соответствующими положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь.
6.2. Планирование и организация самостоятельной работы обучающихся

В 2015/2016 учебном году планирование и организация самостоятельной работы обучающихся осуществляется на основе Положения о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей), утвержденного Министром образования Республики Беларусь 6 апреля 2015 г.

Управляемая самостоятельная работа, как важная составная часть образовательного процесса, должна обеспечиваться мотивацией, доступностью и качеством научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.

6.3. Организация приема иностранных граждан, граждан Луганской и Донецкой областей Украины для получения (продолжения) образования и организация учебного процесса для иностранных студентов.

Прием иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранных государств (далее – иностранные граждане) в УВО в 2015/2016 учебном году проводится в соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 01.06.2015 № 13-31/3045 «Об организации приема иностранных граждан для получения высшего образования I ступени в 2015 году» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Обращаем внимание, что приемные комиссии учреждений высшего образования должны устанавливать принадлежность гражданина к категории «иностранные граждане» на основании предъявленного гражданином документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство иного государства. Наличие у гражданина дополнительно к паспорту иностранного гражданина вида на жительство в Республике Беларусь не может служить основанием для отказа в приеме документов у гражданина, как у иностранного гражданина, если он выразил желание поступать в УВО как «иностранный гражданин».

В целях реализации подпункта 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2014 г. № 420 «О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь» в отношении лиц, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года, и прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание, учреждениям образования необходимо руководствоваться письмом министерства образования от 15.09.2014 № 08-07/1637.

При обучении иностранных граждан на I ступени высшего образования изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» может осуществляться за счет исключения иностранного языка, белорусского языка, физической культуры, безопасности жизнедеятельности человека, обязательного модуля «Политология», специализированных модулей по выбору цикла социально-гуманитарных дисциплин, а также учебных дисциплин «Основы экологии и энергосбережения», «Основы современного естествознания», «Основы управления интеллектуальной собственностью», «Охрана труда», «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность», если эти дисциплины не являются профильными.

Учреждения высшего образования в целях оптимизации процесса обучения иностранных граждан могут изменять перечень учебных дисциплин компонента учреждения высшего образования с учетом специфики будущей профессиональной деятельности иностранных граждан в странах их постоянного проживания.

Изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» осуществляется иностранными студентами нефилологических специальностей в соответствии с типовой учебной программой № ТД-283/тип., утвержденной 20.05.2003, иностранными студентами филологических специальностей – в соответствии с типовой учебной программой № ТД-D.009/тип., утвержденной 03.07.2005.

Изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» иностранными слушателями подготовительных факультетов и отделений учреждений высшего образования рекомендуется осуществлять в соответствии с программой № ТД-D.026/тип., утвержденной 27.04.2006.

Изучение учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» иностранными студентами I ступени высшего образования планируется в объеме 700 аудиторных часов, иностранными студентами II ступени – соответственно, 280 аудиторных часов.

Учреждения высшего образования в целях повышения качества подготовки иностранных студентов могут изменять объем аудиторных часов, отведенных на изучение дисциплины «Русский язык как иностранный», в следующих случаях:

для иностранных студентов, владеющих русским языком на начальном уровне (увеличение объема часов, организация дополнительных и (или) факультативных занятий);

для иностранных студентов, владеющих русским языком на достаточном для обучения уровне (уменьшение объема часов либо освобождение от изучения дисциплины);

для иностранных студентов, обучающихся на иностранном (английском) языке (уменьшение объема часов либо освобождение от изучения дисциплины).
6.4. Активизация внедрения студенческих электронных билетов, обеспечивающих доступ к университетским сервисам, электронных форм документов при организации учебного процесса, электронного документооборота

Повторно (см. письмо Министерства образования от 22.09.2014 № 08-19/09-20/П-446/4) обращаем внимание на недостаточную активность УВО по внедрению студенческих электронных билетов и развитию электронных услуг. Обеспечение функционирования электронных студенческих билетов Министерство образования рассматривает как важный аспект создания положительного имиджа учреждений высшего образования Республики Беларусь, что в свою очередь позитивно отражается на повышении конкурентоспособности отечественных университетов (академий, институтов).

Использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий, оказание обучающимся услуг с предоставлением разнообразных информационно-коммуникационных сервисов является, по сути, демонстрацией способности конкретного УВО отслеживать современные тенденции и использовать новейшие достижения.

Кроме этого обращаем внимание на необходимость до 1 января 2016 г. приобретения УВО сертификатов открытых ключей Республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь для взаимодействия с ведомственной системой электронного документооборота и с системой межведомственного документооборота (Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2013 г. № 157).


7. Основные аспекты организации научно-методического обеспечения учебного процесса

Важной задачей является обеспечение оптимального баланса фундаментальной, специальной и практической составляющих в подготовке специалистов. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию структуры специальностей и квалификаций высшего образования в соответствии с потребностями инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы.

Учреждениям высшего образования необходимо обеспечить должное учебно-методическое сопровождение образовательного процесса на I ступени высшего образования и в магистратуре в соответствии с образовательными стандартами.

В РИВШ издан Перечень действующих типовых учебных программ для учреждений высшего образования на 2015/2016 учебный год (далее – Перечень). В Перечень включены все действующие типовые учебные программы для специальностей высшего образования по состоянию на 01.06.2015.

Информация по изменениям к данному Перечню размещается на сайте http://www.nihe.bsu.by.

По вопросам приобретения типовых учебных программ необходимо обращаться в соответствующие учебно-методические объединения, которые определяются на основе приказа Министерства образования Республики Беларусь от 07.03.2013 № 145а «Об учебно-методических объединениях в сфере высшего образования». Контактные адреса и телефоны, по которым можно получить информацию о типовых учебных программах, в том числе по вопросам их приобретения, указаны в Приложении 1 указанного Перечня.

Проекты типовых учебных программ размещаются на сайте http://www.nihe.bsu.by. Не реже одного раза в месяц осуществляется размещение на указанном сайте новых проектов типовых учебных программ и обновление Перечня проектов.

По размещенным на сайтах проектам программ в течение одного месяца с момента их размещения можно отправить замечания и предложения в отдел учебно-программной документации РИВШ по электронному адресу: rivsh_nmc@bsu.by, факсу 222-83-12, телефонам: 222-83-12, 224-84-24.

На основании приказа Министра образования Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 432 и Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования, утвержденной постановлением Министерства образования 06.01.2012 № 3 в целях совершенствования организации подготовки и выпуска национальных учебников для системы образования, а также улучшения их качества, рекомендуется из выпускаемых в республике учебных изданий использовать в образовательном процессе учреждений высшего образования официально утвержденные или допущенные в качестве соответствующего вида учебных изданий Министерством образования или рекомендованные учебно-методическими объединениями учреждений высшего образования по профилям (направлениям образования, специальностям) подготовки специалистов.

При этом следует обратить внимание на необходимость более тщательной и качественной подготовки авторских текстов будущих учебников и учебных пособий для учреждений высшего образования кафедрам и советам УВО, рекомендующим тексты к изданию с грифом Министерства образования, не допускать несанкционированных заимствований из Интернета и плагиата.

Обращаем внимание на нерациональное расходование средств при издании учебной литературы на базе издательских центров учреждений высшего образования. При их планировании рекомендуется учитывать потребности других учреждений высшего образования по аналогичным специальностям, а тираж изданий формировать, с учетом заявок других учреждений образования.

С перечнем учебников и учебных пособий, получивших гриф Министерства образования Республики Беларусь, можно ознакомиться на сайте РИВШ: http://nihe.bsu.by/index.php/ru/uchebniki-i-posobiya.

Новым явлением в подготовке учебных изданий для УВО стала экспертиза и грифование электронных учебных пособий, которые проводит РИВШ (для технической и дизайн-эргономической экспертизы привлекаются специалисты ГИАЦ).

В целях повышения качества образования с использованием ИКТ в учреждениях образования готовятся учебные пособия на электронных носителях. В 2015/2016 учебном году всем учреждениям высшего образования необходимо продолжить разработку и внедрение в учебный процесс электронных средств обучения, создание электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), расширение доступа студентов и преподавателей к электронным средствам обучения.

Структура ЭУМК, порядок создания ЭУМК регламентируются Положением об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.07.2011 № 167), Инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.01.2012 № 3).

Обращаем внимание, что в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования формирование и утверждение плана создания УМК (ЭУМК) учреждения высшего образования на учебный год осуществляется руководителем (заместителем руководителя) учреждения высшего образования по учебной работе на основании сводных предложений от факультетов. В плане определяются учебные дисциплины, по которым планируется создание УМК (ЭУМК), сроки создания и внедрения УМК (ЭУМК) в образовательный процесс, ответственные за это лица, орган самоуправления учреждения высшего образования либо орган самоуправления факультета, утверждающие УМК (ЭУМК). План утверждается до 1 июля. Копия утвержденного плана на бумажном и электронном носителях должна быть предоставлена в РИВШ до 1 сентября (письмом и по электронной почте rivsh_inf@bsu.by). РИВШ размещает представленные планы на сайте http://www.nihe.by для ознакомления с ними заинтересованных лиц.

При оформлении ЭУМК необходимо руководствоваться требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.83-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения», введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 22 августа 2002 г. № 37.

Информацию о закупках УВО социально значимой литературы необходимо представлять в Министерство образования дважды: до 10 июля и до 10 декабря письмом и по электронной почте tamarisk@minedu.unibel.by.
8. Распределение и направление на работу выпускников

В начале 2015/2016 учебного года необходимо проанализировать результаты трудоустройства выпускников в 2014/2015 учебном году и обеспечить перераспределение (последующее направление на работу) не трудоустроившихся выпускников. Особое внимание следует уделить вопросам получения полной и достоверной информации о выпускниках, не прибывших к месту работы по направлению, а также не отработавших установленный законодательством срок. До конца календарного года необходимо выявить этих выпускников и обеспечить взыскание средств, затраченных государством на их подготовку, в полном объеме.

В 2015/2016 учебном году УВО следует активизировать работу выпускающих кафедр и деканатов по обеспечению выпускников, подлежащих распределению, первым рабочим местом в соответствии с полученной ими специальностью и присвоенной квалификацией (статья 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании), учитывая текущее состояние рынка труда.

Необходимо не позднее, чем за два месяца до распределения провести работу с заказчиками кадров в целях предотвращения фактов отказа в трудоустройстве заявленного ранее количества выпускников при распределении, уточнить предлагаемые выпускникам условия и соответствие предлагаемых рабочих мест полученным выпускниками специальностям и присвоенным квалификациям. Также следует проработать возможности трудоустройства выпускников в иные организации, для чего можно пользоваться Общереспубликанским банком вакансий, обращаться за содействием в территориальные органы по труду, занятости и социальной защите, в исполкомы и т.п.

Оставшиеся после распределения незанятые рабочие места необходимо предложить для трудоустройства выпускникам, обучавшимся за счет собственных средств, и неработающим выпускникам, получавшим образование в заочной форме.

При распределении (перераспределении), направлении (последующем направлении) на работу следует:

исключить формализм и волокиту при решении возникающих у выпускников проблем при распределении, перераспределении, направлении на работу, последующем направлении на работу;

неукоснительно придерживаться порядка, установленного Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение), в том числе:

не позднее чем за месяц до начала распределения знакомить выпускников с планами распределения, составленными по форме согласно приложению 3 к указанному Положению на основании поданных в учреждение образования организациями – заказчиками кадров заявок на подготовку специалистов, рабочих, служащих, заключенных с организациями – заказчиками кадров договоров о взаимодействии при подготовке специалистов, рабочих, служащих, письменных запросов иных организаций о распределении к ним выпускников;

в планах распределения, направлениях на работу и справках о самостоятельном трудоустройстве заполнять все предусмотренные поля и указывать всю предусмотренную информацию, в том числе указывать место нахождения структурного (обособленного) подразделения юридического лица, в котором после распределения (направления на работу) будет выпускник, в случае если данное структурное (обособленное) подразделение расположено вне места нахождения юридического лица.

УВО необходимо обеспечить эффективное функционирование системы персонального учета распределения, направления на работу и трудоустройства всех выпускников (приложение 5 к Положению) на протяжении двух лет после окончания учреждения образования (по целевикам – на протяжении пяти лет), наладить централизованный компьютерный учет заявок (договоров) на подготовку кадров и письменных запросов организаций о распределении выпускников, внедрить автоматизированные системы персонального учета распределения, направления на работу и трудоустройства выпускников.

Для обеспечения мониторинга распределения (направления на работу), трудоустройства выпускников в течение учебного года УВО следует направлять в Министерство образования оперативные данные о выпуске, ходе распределения (направления на работу), трудоустройства и возмещения средств, включающие сведения по филиалам УВО:

о планируемом выпуске из УВО согласно приложению 3 (до 1 февраля);

о сроках работы комиссий по распределению выпускников учреждения образования согласно приложению 4 (до 30 марта);

о выпуске и предварительных итогах распределения и направления на работу выпускников согласно приложению 5 (до 15 мая);

об итогах распределения и направления на работу выпускников и обеспечении кадровых потребностей отраслей экономики согласно приложению 6 (до 15 августа);

о трудоустройстве выпускников согласно приложению 7 (до 1 октября);

о выпускниках, не прибывших к месту работы и (или) не отработавших установленный срок работы, и принятых мерах по взысканию средств, затраченных на их подготовку согласно приложению 8 (до 15 декабря).



Указанные оперативные данные необходимо представлять по электронной почте r51303@minedu.unibel.by, контактный телефон 200-95-55.

Обращаем внимание, что руководители органов управления образованием, учреждений и организаций образования несут персональную ответственность за надлежащую организацию работы по недопущению фактов нарушения действующих нормативных правовых актов Республики Беларусь по распределению и трудоустройству выпускников, возмещению средств в республиканский и (или) местный бюджеты.

Руководители учреждений образования должны обеспечить жесткий контроль за ходом распределения, направления на работу и трудоустройства выпускников, соблюдение их законных прав и интересов.
9. Развитие научно-исследовательской работы студентов

В 2015/2016 учебном году необходимо обеспечить эффективную подготовку современных специалистов на основе неразрывной связи образовательного процесса с научными исследованиями, предпринимательской и инновационной деятельностью.

С этой целью необходимо сконцентрировать внимание на работе по формированию у студентов исследовательских умений, навыков работы в научных коллективах, оказывать помощь молодежи в научно-исследовательской и инновационной деятельности, создавать условия по вовлечению студентов в инновационную деятельность путем участия в выполнении инновационных проектов, заданий Государственной программы инновационного развития, работе на производственных участках университетов и малых предприятий, обеспечивать ориентацию научной деятельности студенческой молодежи на потребности реального сектора экономики (участие в работе отраслевых научно-исследовательских лабораториях, выполнении хозяйственных договоров), усилить продвижение научно-технических работ студентов через выставочную деятельность.

Необходимо продолжить развитие стратегически важного направления в деле создания инновационного потенциала – научно-исследовательской работы студентов. Государственным учреждением «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА») подготовлен и размещен Сводный тематический план проведения научных и научно-технических мероприятий в Республике Беларусь в 2015 году, в котором размещена информация о научных и научно-технических мероприятиях (выставках, конференциях, семинарах), запланированных к проведению НАН Беларуси, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, концернами, предприятиями и организациями Республики Беларусь (адрес доступа − http://belisa.org.by/ru/actions/republican).


10. Организация социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях высшего образования

Вопросы реализации государственной молодежной политики и организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования в 2015/2016 учебном году изложены в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь о современных подходах в реализации государственной молодежной политики, организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях высшего образования в 2015/2016 учебном году.


11. Основные подходы в планово-экономической деятельности

В своей работе УВО должны руководствоваться нормами бюджетного законодательства, обеспечивать рациональное использование бюджетных средств, не допускать их нецелевого расходования, направлять бюджетные средства только на решение актуальных задач в целях обеспечения качества образования, сокращать непервоочередные бюджетные расходы.

В процессе исполнения бюджетных смет необходимо обеспечивать полное освоение бюджетных средств, в том числе по государственным программам, исполнителями которых являются учреждения высшего образования, не допускать необоснованных корректировок плановых назначений в течение финансового года.

Работа УВО должна быть направлена на расширение внебюджетной деятельности за счет развития не только образовательной деятельности, но и научно-исследовательской, консалтинговой, туристской, а также других приоритетных направлений, увеличение объемов платных услуг, привлечение иных источников финансирования.

Определять стоимость обучения на платной основе в соответствии постановлениями: Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2014 № 761), Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2011 № 210 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4.11.2013 № 105), писем Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2015 № 14-02-23/2803/дс «О стоимости обучения на первом курсе с 01.09.2015» и от 30.06.2015 № 14-02-23/2803/дс «О стоимости обучения в 2015/2016 учебном году» и от 27.08.2015 № 14-02-23/4140/дс «Об уровне цен за обучение на платной основе с 1 сентября 2015 г.».

При определении стоимости обучения обязательным является применение норм (нормативов), установленных для бюджетных организаций. Руководители учреждений образования несут персональную ответственность за необоснованное повышение стоимости обучения.

В целях выполнения показателей внешней торговли услугами, установленных Министерству образования Национальной программой развития экспорта на 2011-2015 годы, под персональную ответственность руководителей УВО обеспечить ежегодное выполнение установленных заданий по внешнеэкономической деятельности.

При определении штатной численности руководителей, специалистов, других служащих (за исключением специалистов из числа профессорско-преподавательского состава, заведующих кафедрами) следует руководствоваться нормами постановления Министерства образования Республики Беларусь от 10 июля 2013 г. № 43 «О типовых штатах и нормативах численности отдельных категорий работников учреждений высшего образования» и подходами, установленными приказом Министерства образования от 26 августа 2013 г. № 672 «Об оптимизации штатной численности работников учреждений высшего образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь». Особое внимание следует уделить оптимизации структуры учреждения высшего образования, рациональному использованию трудовых ресурсов.

Первый заместитель Министра В.А. Богуш

08 Романюк 200-60-62

08 Михневич 222-64-90

Титович 224-66-95


Приложение 1 к письму
Министерства образования
от ___.___.2015 №_______

_______________________________________________________________

(наименование учреждения образования)
Информация о приеме на II ступень высшего образования





За счет средств бюджета

На платной основе

дневная

вечерняя

заочная

всего

дневная

вечерняя

заочная

всего

Зачислено в магистратуру, чел.
























Приложение 2 к письму


Министерства образования
от ___.___.2015 № _______

_______________________________________________________________


(наименование учреждения образования)
Сведения о заключении договоров (заявок) на подготовку специалистов по профилям образования
(на дату предоставления отчета)
1. Перечень базовых организаций (организаций, в установленном порядке заключивших договор о взаимодействии учреждения образования с организацией – заказчиком кадров при подготовке специалистов)

№ п.п.

Наименование базовой организации

Адрес базовой организации

Номер и дата договора о взаимодействии УО с организацией – заказчиком кадров при подготовке специалистов

Заказ на подготовку в учреждении образования для последующего трудоустройства в базовой организации специалистов, кол. чел. (по годам)

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Профиль образования










































































Всего имеется базовых организаций – _____ (в 2014 г. было – ____).

В 2015 г. заключено ____ договоров о взаимодействии (в 2014 г. – ___).

2. Перечень иных организаций – заказчиков кадров (организаций, подавших в установленном порядке заявки на подготовку специалистов)




№ п.п.

Наименование организации – заказчика кадров

Адрес организации – заказчика кадров

Номер и дата заявки на подготовку специалистов

Количество подготавливаемых по заявке специалистов (по годам)

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Профиль образования










































































Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница