Республики казахстан



страница1/5
Дата16.06.2018
Размер1,01 Mb.
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-18.1.32/03-2013



УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Анализ музыкальных произведений»



Редакция №1 от 28.08.2013 г.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ




«Анализ музыкальных произведений»



для специальности 5В010600 – «Музыкальное образование»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей

2013





УМКД 042-18.1.32/03-2013

Ред. № 1 от 28.08.2013 г.

Страница 2 из 62


Содержание





1

Глоссарий




2

Лабораторные занятия




3

Самостоятельная работа студента

































































































УМКД 042-18.1.32/03-2013

Ред. № 1 от 28.08.2013 г.

Страница 3 из 62


1 ГЛОССАРИЙ

Аккорд – cозвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Альтерация - повышение или понижение ступени, не входящей в тоническое трезвучие.

Ария – пьеса для соло с оркестром лирического содержания, ее сюжет – выражение какого-либо чувства, обращение к кому или чему-либо, размышление, описание. Возвратное (ракоходное) движение – проведение построения от конца к началу.

Вспомогательный звук - прилегающий на секунду к другому звуку и вводимый между двумя его появлениями.

Вступление – построение, предшествующее части, отделенное от нее.

Вторгающаяся каденция – каденция, которая завершается в первом такте следующего построения.

Вычленение – заимствование отрезков из предшествующего материала.

Гармонический мажор – отличается от натурального шестой пониженной ступенью.

Гармонический минор – отличается от натурального повышенной седьмой ступенью.

Гетерофония – (от греч. гетерос – другой, фоне – звук, голос) – подголосочная полифония, главный голос сочетается с мелодическими голосами, являющимися его вариантами (подголосками).

Главные трезвучия лада - построенные на первой, четвертой и пятой ступенях лада.

Главная партия – первая часть экспозиции сонатной формы, посвящена изложению первой темы.

Гомофония – фактура, в которой имеется один главный голос с аккомпанементом. Гомофония (от греч. хомос – равный, фоне – звук, голос) – имеет главный голос и мелодически нейтральные голоса, складывающиеся в гармоническое сопровождение.

Двухчастная форма без репризы - двухчастная форма, во втором периоде которой не содержится отчетливое повторение элементов из первого периода.

Динамическая реприза – повторение измененное.

Диапазон - общий объем звукоряда, выражающийся в расстоянии от самого нижнего, до самого верхнего его звука.

Диатоника – область натуральных семиступенных ладов.

Диссонансы – интервалы, звучащие более резко, неблагозвучно.

Дополнение (каденционное) – построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция.

Дробление – сопоставление построения со следующим за ним более короткими построениями, часто равными ему в сумме.

Заключение – построение, следующее за концом всей основной формы или присоединенное к какой-нибудь из частей.

Заключительный тип изложения – такой тип, который создает утверждение уже достигнутой тоники в главной или подчиненной тональности.

Заключительная партия – последний раздел экспозиции сонатной формы, служащий дополнением к побочной партии.

Звукоряд – звуки музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке.

Звуковысотная линия мелодии – последование звуков мелодии.

Зеркальная реприза – обмен местами главной и побочной партий.

Изложение темы - первоначальное ее проведение.

Имитация- прием изложения, состоящий в повторении каким либо голосом мелодии, непосредственно перед тем прозвучавшей в другом голосе.

Интервал – сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.

Каденция – последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение.

Кантата – вообще форма довольно неопределенная; когда-то так называлась всякая вокальная музыка, в противовес инструментальной. Чаще всего кантата предназначена для одного или нескольких солистов, хора и оркестра (органа). Иногда бывают кантаты для хора без солистов, иногда – для солистов без хора. От оратории кантата отличается меньшими размерами, при однородности содержания и отсутствии драматической разработки сюжета.

Качественная величина интервала – количество заключенных в нем тонов и полутонов.

Кварта – сочетание данной ступени с лежащей от нее через две.

Кводлибет - (кто что любит) – сочетание в одновременности нескольких голосов с различными текстами.

Квинта – сочетание, как бы складывающееся из двух терций, взятых одна за другой.

Кода – заключение всего произведения.

Кода – часть, вводимая после того, как окончилось полной, а иногда прерванной каденцией повторение материала экспозиции.

Количественная величина интервала – количество охватываемых им ступеней.

Комплементарная ритмика (взаимодополняющая) – избегание совпадающих точек отдыха и пауз в ритме.

Консонансы – интервалы, звучащие более мягко, благозвучно.

Контраст сопоставления – образуется от введения новой темы, предполагаемой теме, изложенной ранее и образующей с ней художественное единство, несмотря на различие, иногда очень значительное.

Комплементарная ритмика (взаимодополняющая) – избегание совпадающих точек отдыха и пауз в ритме.

Контрастный вид полифонии - одновременное звучание различных мелодий. Здесь разное движение линий, ритма, регистра, тембра. Суть вида – в сопоставлении. Контрапунктическая полифония – сочетание эквиритмичных (одинаковых ритмически) голосов.

Кульминация или вершина – высшие точки, достигаемые подъемами.

Куплетная форма – типичная форма песенных жанров, ее основной принцип – неизменное повторение музыки при постоянном обновлении текста.

Куплетно-вариационная форма – форма, где вокальная мелодия остается без изменений, варьируется только сопровождение.

Куплетно-вариантная форма – форма, где варьированию подвергается именно вокальная мелодия.

Лад – совокупность звуков, которые на основе родства между ними объединены в систему, имеющую тонику.

Ладотональность в мелодии – это система взаимодействия функционально различных звуков – устойчивых и неустойчивых.

Либретто – текст оперы, составляется посредством переработки драматического произведения, приспособленного к требованиям музыкального искусства.

Мажорный лад – в котором на тонике образуется мажорное трезвучие.

Малое или минорное трезвучие – состоит из малой и большой терции.

Мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Мелодия – основное средство выражения музыкальной мысли. Ее общие закономерности выражают звуковысотная линия, метроритм и ладотональность.

Мелодический мажор - отличается от натурального шестой и седьмой пониженными ступенями.

Мелодический минор – отличается от натурального повышенными шестой и седьмой ступенями.

Мелодический рисунок - совокупность движений мелодии вверх, вниз и на месте.

Мелодическая орнаментация (украшение) – привлечение близлежащих неаккордовых звуков, а также аккордовых звуков с их окружением.

Мелодическая фигурация – обработка проходящими, вспомогательными и задержаниями.

Мелизмы – украшения, часто применяющиеся мелодические фигуры, из которых одни обозначаются особыми условными знаками, другие же мелкими нотами.

Метр – периодически повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени.

Минор – лад, в котором на тонике образуется минорное трезвучие.

Мнимая реприза – проведение начального отрезка первого периода в подчиненной тональности.

Модуляция – переход от одной тональности в другую без смены или со сменой лада. Модулирующий период – который закончен не в той тональности, в которой начат.

Монодия (от греч. монос – один, оде - пение) – одноголосное изложение

Мотив – однотактные построения, из которых складываются фразы.

Мотив – ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу.

Музыкальная ткань – совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения.

Музыкальная форма – строение музыкальных произведений. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени.

Наложение – совпадение заключительного такта одного построения с начальным тактом следующего.

Неделимость построения – его полная внутренняя слитность, или слитность большая, чем в том построении, которое ему противопоставлено.

Неустойчивые звуки – в которых выражается незавершенность музыкальной

мысли.


Обращение – придание интервалам противоположного направления.

Одноименные тональности – тональности мажора и минора, имеющую общую тонику.

Однотональный или замкнутый период – когда период начинается и кончается в главной тональности.

Опера – музыкально-драматическое произведение для исполнения в театре, при сценической обстановке.

Оратория – музыкально-драматическое произведение для голоса и оркестра, предназначенное для исполнения в концертной обстановке.

Особые виды ритмического деления – дробление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным их делением.

Параллельные мажор и минор – имеют в натуральном виде одинаковый звуковой состав и, следовательно, одинаковые ключевые знаки.

Пауза – перерыв в звучании.

Переменные метры – в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части.

Период – относительно законченная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

Периоды неквадратного строения – периоды, предложения которых имеют иное количество тактов и равны друг другу (не 4, 8, и 16 тактов).

Предложения – основные части периода.

Пентатоника – звукоряд, состоящий из пяти звуков, которые могут быть расположены на расстоянии больших секунд и малой терции друг от друга.

Побочная партия – отдел экспозиции сонатной формы, посвященный изложению новой темы, противопоставляемой главной партии.

Подголоски – разветвления основного напева, которые то сливаются с ним в унисон или октаву, то звучат как самостоятельные голоса.

Полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Полифония – фактура, в которой голоса, будучи объединены гармонией, самостоятельны и равноправны.

Полифония – (от греч. поли – много, фоне – голос, звук) или контрапункт (от лат. пунктум контра пунктум – нота против ноты, точка против точки) – совместное звучание контрастных, мелодически развитых голосов.

Побочные трезвучия - трезвучия лада, построенные на всех ступенях, кроме главных.

Повторение – принцип развития, это буквальное повторение, с тем же каденционным окончанием.

Подголосочный вид полифонии – одновременное звучание сходных мелодий. Суть вида – выявление мелодического вариантного многоголосия.

Попурри – последование частей (отрывков из опер, народных песен, танцев), или вовсе не связанных непрерывным развитием, или с элементами связки между ними. Здесь случайный тональный план, расположение частей, их меньшая развитость.

Построение – часть формы, ограниченная цезурами.

Предыкт – накопление доминантового напряжения в ожидаемой тональности.

Производный контраст – превращение исходной темы в новую.

Простая трехчастная форма – форма, первая часть которой представляет собой период; вторая, то есть средняя часть – также период или ряд построений серединно-разработочного характера; третья часть, в большинстве случаев, является репризой первой части.

Простые метры и размеры - имеющие две или три доли при одном акценте.

Простой интервал – не превышающий своей величиной чистой октавы.

Простая имитация - если имитирующий голос повторяет сравнительно небольшую часть мелодии начального голоса.

Простой контрапункт – если соединение голосов не заключает в себе возможность совместного звучания их в ином порядке.

Простая двухчастная форма – форма, состоящая из двух периодов.

Противосложение – мелодически развитый голос, контрастный основному.

Проходящий звук – заполняющий промежуток между двумя разными звуками движением не больше чем на целый тон.

Размер – нотное изображение метра посредством обозначения его доли определенной длительностью, а всей метрической группы долей – дробью.

Разработка – проведение частиц темы (тем), ранее изложенных полностью.

Разработка – вторая часть всей сонатной формы, имеет черты срединности.

Растяжение или сжатие каких-либо интервалов - . замена прежних интервалов более широкими или узкими.

Расширение – повторное проведение какого-нибудь построения с увеличением его длины, это внутреннее расширение.

Регистр - отличающаяся характерной звуковой окраской часть всего музыкального диапазона отдельного голоса или инструмента.

Реприза - повторное проведение темы после какой-нибудь иной музыки.

Реприза сонатной формы – часть, являющаяся итогом развития, повторяющая материал экспозиции с тональными изменениями.

Рефрен или главная тема – это повторяющаяся тема рондо.

Ритм – организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.

Ритмический рисунок – последовательность звуковых длительностей, взятая отдельно от высотных отношений звуков.

Рондо - форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержания и, притом, чаще всего, каждый раз – нового.

Рондо зрелого классицизма (простое рондо) – форма, состоящая из пяти частей, где есть стремление к более широкому сквозному развитию и преодолению разобщенности частей формы.

Рондо – соната - форма, в которой имеется основной признак рондо – проведение главной партии не менее трех раз; среди эпизодов, расположенных между ее проведениями, первый и третий тематически одинаковы; при этом тот, который помещен раньше, идет в подчиненной тональности, другой же – в главной.

Связующая партия – построение, расположенное между двумя основными темами сонатной формы.

Секунда – сочетание данной ступени с ближайшей к ней сверху или снизу.

Середина (средняя часть) - построение, расположенное между другими, чаще сходными по содержанию частями, и более самостоятельная чем связка.

Синкопа – звук, начинающийся на легкой доле и выдерживаемый на следующей за ней более тяжелой.

Синтетический тип многоголосного изложения или сложное многоголосие – это многоголосное изложение, где гомофония, гетерофония и полифония постоянно чередуются во времени и объединяются в совместном звучании.

Скрытое голосоведение – ведение звука в звук не непосредственно, а на расстоянии.

Сложные метры и размеры - образуются от слияния в последовательности одинаковых простых метров.

Сложные смешанные метры и размеры - образуются от слияния простых метров и размеров в различных возможных сочетаниях.

Сложный период – это такой период, каждое предложение которого пригодно для существования в качестве самостоятельного периода.

Сложная трехчастная форма – форма, крайние части которой, тематически одинаковые, представляют собой простую двух- или трехчастную форму; средняя же часть, строение которой бывает различным, ярко контрастирует с крайними частями.

Соединительная интонация – разрешение неустойчивого звука на некотором расстоянии.

Созвучие – одновременное сочетание нескольких звуков

Сокращение – повторное проведение какого-нибудь материала с уменьшением его длины.

Соната – циклическое произведение, в котором, обычно, хотя бы одна часть сочинена в сонатной форме.

Сонатная форма – форма, основанная на противопоставлении двух тем, которые при первом изложении контрастируют тематически и тонально, а после разработки повторяются обе в главной тональности, то есть тонально сближаются.

Сонатина – соната небольшого размера.

Составной интервал – интервал шире чистой октавы.

Срединный тип изложения – такой тип, где проявляются черты неустойчивости, текучести. Его признаки: проведение относительно коротких тематических отрезков, гармоническая неустойчивость, структурная дробность.

Статическая реприза – буквальное повторение.

Старинное (куплетное) рондо – форма музыки первой половины 18 века, где отсутствует длительное сквозное развитие, имеется относительная замкнутость частей формы, при их краткости, и известная механичность сцепления этих частей.

Ступень – звук музыкальной системы.

Структурная периодичность – последование элементов одинаковой продолжительности.

Симфония – произведение сонатного типа для оркестра, чаще всего широко развитое.

Симфониетта – небольшая симфония.

Субмотив – это часть такта, более мелкие мелодико-ритмические группы чем мотив.

Суммирование – сопоставление двух или нескольких построений со следующим за ними большим построением, часто равным их сумме.

Такт – отрезок музыкального произведения, который начинается с тяжелой доли и кончается перед следующей тяжелой долей.

Тема с вариациями – это форма, состоящая из первоначального изложения темы и нескольких ее повторений в измененном виде, называемых вариациями.

Темп – скорость движения, частота пульсирования метрических долей.

Терция – сочетание данной ступени с лежащей от нее через одну сверху или снизу.

Тоника – главный устойчивый звук лада.

Транспозиция – перенесение произведения или его части из одной тональности в другую без каких-либо иных изменений.

Трезвучие – аккорд, который состоит из трех звуков, располагающихся по терциям.

Трио – вторая часть, имеющая простую двухчастную или трехчастную форму, а иногда форму одного периода.

Трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет – произведения сонатного типа для камерных ансамблей с соответствующим числом исполнителей.

Триоль – деление длительности на три части вместо двух.

Увеличение – замена длительностей большими в одно и то же число раз.

Увеличенный интервал – который на хроматический полутон шире чистого или большого при одинаковой с ним количественной величине.

Увеличенное трезвучие – состоит из двух больших терций.

Уменьшение – замена длительностей меньшими в одно и то же число раз.

Уменьшенный интервал – на хроматический полутон уже чистого или малого, при одинаковой с ним количественной величине.

Уменьшенное трезвучие – состоит из двух малых терций.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница