Резолюция участников международной конференции «За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями развития в обществе. Международный и российский опыт»



Скачать 286,71 Kb.
Дата30.10.2016
Размер286,71 Kb.
РЕЗОЛЮЦИЯ

участников международной конференции

«За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями

развития в обществе. Международный и российский опыт»

г. Нижний Новгород, 30 сентября – 1-2 октября 2014г.
30 сентября – 1-2 октября 2014 года в Нижнем Новгороде состоялась международная конференция «За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями развития в обществе. Международный и российский опыт». Цель конференции: обобщение и систематизация опыта, инициатив, накопленных иностранными и российскими социально ориентированными организациями, учреждениями, развитие партнерского сотрудничества с целью совершенствования и развития современных подходов и практик в управлении и предоставлении услуг в системе обучения и сопровождения лиц с интеллектуальными и психофизическими нарушениями в Российской Федерации, включения их в социум.

Организатор конференции:

Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи

«Верас»

Международная конференция проведена при поддержке:

• Администрации г. Нижнего Новгорода в рамках реализации проекта «За достойную и полноценную жизнь людей с нарушениями развития в обществе. Международный и российский опыт»;

• Комитета внешнеэкономических и межрегиональных связей администрации города

Нижнего Новгорода;

• Городской думы г. Нижнего Новгорода;

• Фонда помощи детям «Обнаженные сердца»;

• Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности»;

• Региональной общественной организации инвалидов (РООИ) «Перспектива», г. Москва, в рамках проекта «Поддержка прав людей с ментальной инвалидностью и пропаганда инклюзивного образования, а также усиление институционального потенциала РООИ «Перспектива»;

• Координационного Совета по делам детей-инвалидов других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии Общественной Палаты РФ

•Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»;

• Уполномоченного по правам ребёнка в Нижегородской области;

• Благотворительного фонда «Акция Человек» (Deutsche Behindertenhilfe – «Aktion mensch»), Германия



Приоритетные задачи международной конференции:

1. Обобщение и систематизация опыта лучших социальных практик внедрения инновационных технологий обучения, ре- и абилитации, социализации людей с нарушениями путем развития международного сотрудничества между социально ориентированными организациями из Германии, Голландии, Беларуси, партнерских организаций из регионов и городов России;

2. Обсуждение механизмов развития рынка услуг в социальной сфере с участием общественных структур: условия, нормативная база, формы и методы управления;

3. Повышение уровня информированности и компетентности специалистов, родителей, представителей общественности по лучшим социальным практикам для организации и предоставления комплексных услуг обучения, ре- и абилитации, социализации детей и взрослых с нарушениями интеллектуального и психофизического развития, подготовки их к самостоятельной жизни, включению в жизнь местного сообщества;

4. Обсуждение возможностей дальнейшего сотрудничества с целью реализации прав людей с интеллектуальными и психофизическими нарушениями в развитии, улучшения условий их социальной интеграции.

В международной конференции приняли участие с презентацией своего опыта в данной сфере представители из следующих 8 регионов России: Нижнего Новгорода, Санкт- Петербурга, Москвы, Пскова, Владимир, Казани, Курской обл. (г. Курчатов), Саратовской обл. (г. Энгельс), а также иностранные эксперты из Германии, Голландии, Болгарии, Республики Беларусь.

От Нижегородского региона в конференции приняли участие представители более, чем 10 муниципальных районов области, Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области, представители министерств образования, здравоохранения, социальной политики Нижегородской области, департамента образования администрации города Нижнего Новгорода, областной ПМПК, ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Министерства труда и социальной защиты РФ , представители коррекционных школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также представители некоммерческих организаций, родительского сообщества.

Решение поставленных задач конференции происходило в ходе пленарной и секционной работы участников конференции. На пленарном заседании были заслушаны доклады по основным направлениям работы конференции. Дальнейшая работа осуществлялась в секциях:

«Развитие услуг ранней помощи, комплексного психолого – педагогического, социально - медицинского сопровождения детей дошкольного возраста и их родителей»;

«Образование детей с интеллектуальными и психофизическими нарушениями»;

«Социокультурная реабилитация детей и взрослых с интеллектуальными нарушениями»;

«Развитие форм жизнеустройства взрослых с интеллектуальными и психофизическими нарушениями развития (образование, занятость, проживание и т.д.)»;

«Правовое регулирование в комплексном сопровождении лиц с интеллектуальными и психофизическими нарушениями развития».

В ходе международной конференции 30 сентября 2014г. состоялся круглый стол «Включение в образовательное пространство детей и молодых людей с интеллектуальными и психофизическими нарушениями».

На круглом столе обсуждались вопросы включения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательный процесс в детских садах и школах по месту жительства, рекомендации Комиссии по образованию и Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации от 10 июня 2014 г. Рассматривались проблемы развития системы ранней помощи, доступности образования, вопросы обследования, выдачи рекомендаций, определения образовательного маршрута территориальными комиссиями ПМПК для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (далее – ТМНР), расстройством аутистического спектра (далее РАС), интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями. Обсуждались необходимые меры по повышению эффективности организации дошкольного и школьного образования для данной категории детей, проблемы создания специальных условий для получения ими качественного образования с учетом положений действующего законодательства и существующих нормативных актов.

С целью обобщения и тиражирования лучших социальных практик в области реализации прав людей с интеллектуальными и психофизическими нарушениями в развитии, улучшения условий их социальной интеграции, на международной конференции был закреплён статус пилотной площадки НРООПДиМ «Верас» в сотрудничестве с Нижегородским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» по направлению деятельности: «Информационная и экспертная площадка в сфере реализации прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями. Обобщение лучшего опыта реализации социально значимых проектов и позиционирование его на территории России». Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» была признана главным экспертом и модератором данной пилотной площадки.

Участниками конференции были отмечены положительные изменения, происходящие как в системе образования детей, так и в системе реализации прав людей ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии, а именно:

- принят и введен в действие новый закон «Об образовании в Российской Федерации», разрабатывается Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС) для обучающихся с ОВЗ, который широко обсуждается с представителями общественности, НКО, родителей детей с ОВЗ и всех заинтересованных лиц;

- обсуждаются вопросы обучения и ранней помощи детям с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии Координационным советом по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии Общественной палаты РФ, Экспертным советом по специальному и инклюзивному образованию при комитете по образованию Государственной Думы РФ, Советом по попечительству в социальной сфере при заместителе председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец, на рабочей группе по разработке ФГОС при Министерстве образования и науки Российской Федерации;

- в Общественной палате РФ 10 июня 2014г. проводились слушания «Проблемы организации и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях», где обсуждались вопросы образования детей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями; рекомендации слушаний включают в себя предложения как по вопросам ранней помощи детям с указанными выше нарушениями в развитии, дошкольного и школьного образования, так и по вопросам деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, центров психолого-медико-социального сопровождения (ППМС-центров);

- проводится серьезная работа по улучшению качества жизни людей с инвалидностью. 15 мая 2012 г. для Российской Федерации вступила в силу Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная в 2008 году. Правительством РФ и профильными министерствами принимаются подзаконные нормативные документы, касающиеся обучения детей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями;

- 20 мая 2014 года принят в первом чтении проект федерального закона N 480719-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», который проходил общественные слушания, а также экспертизу в ОП РФ, куда в свою очередь поступало множество предложений и поправок от различных НКО;

- в связи с вступлением в силу Конвенции в российском законодательстве впервые получило

юридическое закрепление право человека с инвалидностью жить в обычных местах проживания;

- в марте 2015г. вступают в силу поправки в Гражданский Кодекс РФ, касающиеся ограничения дееспособности для лиц с ментальной инвалидностью, теперь роль психиатра в процессах об ограничении дееспособности носит не главный характер и многое в решении вопроса об ограничении дееспособности отдается на усмотрение суда;

- с целью исполнения положений ст. 12 Конвенции ООН о правах инвалидов, внесены на рассмотрение в Государственную Думу РФ поправки по распределенной опеке в отношении граждан, имеющих ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями, а также поправки в действующее законодательство, позволяющие назначать так называемого «внешнего» опекуна лицам, проживающим в психоневрологических интернатах с целью исключения конфликта интересов между опекуном и исполнителем социальных услуг гражданам данной категории;

- в настоящее время в ряде регионов России: Псков, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владимир, Москва и многих других накоплен положительный опыт по организации помощи и интеграции в общество, ре- и абилитации, образованию, занятости и сопровождаемому проживанию детей и молодых людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями. В частности, в г. Пскове представлена вся система помощи людям с указанными выше нарушениями, начиная с ранней помощи, и оканчивая организацией постоянного поддерживаемого проживания и занятости молодых людей и взрослых, которая может рассматриваться как модель комплексной помощи этой категории граждан. В Нижнем Новгороде около 110 детей с РАС и детей, имеющих выраженные нарушения коммуникации, интеллекта и поведения, которые ранее признавались необучаемыми, получили возможность очно обучаться в коррекционных школах;

- двадцатилетний опыт работы различных НКО и родительских ассоциаций в сотрудничестве с зарубежными партнерами, специалистами региональных ведомств и органов государственной власти со всей очевидностью показывает, что необходимо комплексное сопровождение семьи, имеющей ребенка и (или) взрослого с инвалидностью, в том числе с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическим нарушениями, которое в свою очередь требует нормативного закрепления на федеральном уровне и должно включать в себя инновационные подходы и модели, основываться на принципе межведомственного взаимодействия между всеми субъектами, участвующими в этом процессе; созданные в рамках уже имеющегося в ряде регионов взаимодействия НКО, зарубежных партнеров и органов государственной и муниципальной власти модели показывают, что только в таком сотрудничестве, основанном на иных концептуальных и методологических принципах, при комплексном сопровождении семьи можно значительно улучшить качество жизни семей и людей с указанными выше нарушениями в развитии.

Однако, не смотря на описанные выше положительные тенденции, участниками конференции также были отмечены и проблемы, существующие на сегодняшний день в системе образования и реализации прав людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии, а именно:

- недостаточно развита система ранней помощи детям с особенностями в развитии и семьям, их воспитывающим, как одного из главных направлений минимизации инвалидности и предупреждения социального сиротства;

- необходима организация процессов обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка, разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса; доступность образования для детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом положений закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ связана, прежде всего, с вопросами обеспечения качества инклюзивного и специального образования, реализацией индивидуально-ориентированного подхода, разработкой индивидуального образовательного маршрута и его коррекцией в рамках психолого-педагогического сопровождения;

- необходимо обеспечить инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями сопровождением со стороны ресурсных центров: методическим и организационным обеспечением индивидуального образовательного маршрута, непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех возрастных этапах ребенка (раннем, дошкольном, школьном), внедрения новых подходов, новых современных инновационных методик и технологий обучения детей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями;

- необходимо обеспечить переход от медицинского подхода к пониманию инвалидности при реализации прав людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями, к социальному подходу к пониманию инвалидности, который закреплен в Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированный Россией;

- необходимо разработать программы подготовки, повышения квалификации, переподготовки специалистов в области психолого-педагогического сопровождения лиц с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающие в себя инновационные методики и технологии работы с детьми и взрослыми, имеющими указанные выше нарушения;

- необходимо разработать на федеральном уровне концепцию поддерживаемого проживания, сопровождаемого трудоустройства и защищенной занятости людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в обычных местах проживания;

- необходимо принять конкретные меры на государственном уровне по реализации права лиц с инвалидностью, проживающих в психоневрологических интернатах и фактически лишенных какого-либо доступа к участию в жизни общества, проживать в обычных местах проживания;

- необходимо разработать на федеральном уровне концепцию комплексного сопровождения семей с детьми и взрослыми, имеющими ТМНР, РАС, интеллектуальные, поведенческие и психофизические нарушения на основе межведомственного, межсекторного взаимодействия на всех уровнях от специалистов до руководителей;

- необходимо предусмотреть в Государственной программе «Доступная среда» мероприятия по доступности социальных, образовательных, реабилитационных услуг и объектов социальной инфраструктуры для людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями, положение которых по-прежнему остается незаметным для разработчиков государственных программ;

- необходимо изменить существующий на сегодняшний день механизм реализации индивидуальной программы реабилитации (далее ИПР) инвалида, который не в полной мере удовлетворяет полный спектр потребностей в реабилитационных услугах и мероприятиях конкретного индивида. При реализации ИПР в части мероприятий медицинской реабилитации, как правило, проблемы возникают при обеспечении инвалидов лекарствами, не входящими в перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по федеральной льготе. В части исполнения ИПР по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее ТСР) есть порядок и регламент обеспечения ими, однако, введенные ограничения на выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенное техническое средство, серьезным образом ограничивают право инвалида на получение ТСР, которое бы максимально учитывало его потребности. Кроме того, ТСР (такие как коммуникаторы, планшеты и т.п.) для лиц с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии не включены в федеральный перечень. Мероприятия по социальной, психолого-педагогической, а также по профессиональной реабилитации лиц с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии в большинстве случаев, как показывает практика, либо не сформированы, либо формируются достаточно формально, что практически лишает возможности граждан указанной категории быть полноценно включенными в жизнь общества, и явно противоречит положениям ст. 12,19,22,24,27 и ряду других Конвенции ООН о правах инвалидов;

- необходимо формировать культуру отношения к людям с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическим нарушениями через публикации в СМИ, создание и прокат фильмов, а также проводить другие мероприятия, которые бы способствовали изменению отношения общества к гражданам данной категории. Существующие на настоящий момент в обществе отношенческие барьеры не позволяют им быть полноценно включенными во все сферы жизни общества. В свою очередь, для человека, в особенности имеющего умственные, либо физические ограничения, недостаточно формального сохранения его прав, необходимы определенные условия для развития способностей, физического и культурного развития. За людьми с умственными и физическими ограничениями признается право на формирование своей личности, на установление удовлетворяющих его социальных отношений и на участие в культурной жизни;

- участники конференции констатировали, что в связи с разграничением полномочий между различными уровнями исполнительной власти (ФЗ №131) не обеспечивается равное право на качественные образовательные и социальные услуги в разных регионах страны. Проведенная административная реформа привела к нивелированию проблем специального образования как в Министерстве образования и науки РФ, так и в Министерстве здравоохранения РФ и Министерстве труда и социальной защиты РФ. В Министерстве здравоохранения РФ и Министерстве образования и науки РФ отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся проблемами инвалидов.
По результатам докладов и выступлений на пленарном заседании и секциях конференции был выдвинут ряд предложений в исполнительные и законодательные органы власти Российской Федерации различных уровней, направленных на обеспечение комплексного решения проблем сопровождения детей и взрослых с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии и улучшение качества жизни семей с такими людьми.

Участники конференции обращаются:


  1. К Правительству Российской Федерации:

1) Разработать и принять долгосрочную федеральную программу развития системы ранней помощи, включающую:

- раннее выявление детей с нарушениями структур и функций организма, ограничений жизнедеятельности (в том числе - детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, с генетическими нарушениями и расстройствами аутистического спектра) в соответствии с принципами и методологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков,

- внедрение обязательных скринингов для раннего выявления нарушений слуха и зрения, безвозмездного обследования при помощи высокотехнологичных методов диагностики, таких как компьютерная томография и ДНК-диагностика;

- оказание бесплатной эффективной ранней медицинской помощи, такой как двусторонняя кохлеарная имплантация;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи, содействующего получению ребенком дошкольного образования в различных организационных формах, с момента выявления детей с нарушениями структур и функций организма, ограничений жизнедеятельности в службах ранней помощи и лекотеках;

- разработать и утвердить новые положения о службах ранней помощи и лекотеках.

2) Создать межведомственную рабочую группу, включающую представителей разных ведомств (Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ), представителей родительских и общественных организаций для разработки концепции комплексного сопровождения семей с детьми и взрослыми, имеющими ТМНР, РАС, интеллектуальные, поведенческие и психофизические нарушения в развитии, исходя из принципов нормализации человека с инвалидностью;

3) разработать и принять федеральную программу по сопровождению семей с детьми и взрослыми, имеющими ТМНР, РАС, интеллектуальные, поведенческие и психофизические нарушения в развитии, исходя из принципов нормализации жизни человека с инвалидностью, включая сопровождаемое проживание, сопровождаемое трудоустройство и защищенную занятость.

4) Поручить межведомственной рабочей группе:

- сформировать предложения Правительству РФ по внесению дополнений в Государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2015г.г., в частности: включить все коррекционные школы в зону действия данной программы с учетом потребностей всех категорий детей-инвалидов;

- формировать межведомственную базу данных для учёта потребностей в образовании, сопровождении, социальных, ре- и абилтационных и иных услугах для людей с указанными выше нарушениями;

- разработать основы законодательного регулирования предоставления услуг комплексного сопровождения семьям с детьми и взрослыми с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии;

- разработать принципы и механизм реализации права людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии на профессиональное обучение, трудоустройство, включающее систему защищенной занятости этих лиц, в том числе социальных мастерских, систему сопровождаемого трудоустройства;

- разработать принципы и механизмы реализации равного права людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, включая альтернативные психоневрологическим интернатам формы проживания, основанные на принципах нормализации жизни человека с инвалидностью, в том числе поддерживаемое сопровождаемое проживание.

5) Разработать и принять национальную стратегию действий в интересах людей с ОВЗ и инвалидностью, направленную на нормализацию жизни людей с ОВЗ и инвалидностью и максимально возможное включение их в жизнь общества средствами образования и социального сопровождения. Стратегия должна носить системный характер и включать:


  • раннюю помощь, дошкольное и школьное образование, обучение доступной профессии или занятости, а также как выход – сопровождаемое трудоустройство и сопровождаемое проживание в условиях обычного социального окружения;

  • порядок действий, сроки и этапы реализации;

  • разделение ответственности и сбалансированного финансирования между федеральным и региональным уровнями;

  • механизмы федерального межведомственного взаимодействия и сферы ответственности Федеральных Министерств (Минтруда и соцзащиты, Минобразования и науки, Минздрав, Министерство культуры, Министерство спорта и др.), регионального взаимодействия ведомств соответствующей принадлежности.




  1. К Министерству труда и социальной защиты РФ,

Министерству образования и науки РФ, Министерству здравоохранения РФ:

1) Внедрить в практику разработку и реализацию долгосрочных и ежегодных межведомственных программ по развитию системы ранней помощи, включающей: раннее выявление детей с нарушениями структур и функций организма, обеспечение нуждающихся детей соответствующими психолого-педагогическими, медицинскими и реабилитационными услугами, а также услугами социального сопровождения ребенка и семьи, содействующего получению ребенком дошкольного образования в различных организационных формах.

2) Создать специализированную межведомственную службу комплексного сопровождения семей с детьми и взрослыми с ОВЗ, особенно имеющей в своем составе лиц с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии, включая разработку и введение института тьюторства.

3) Разработать программы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов, включающие в себя инновационные методики и технологии работы в области комплексного сопровождения лиц с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии.



  1. Министерству труда и социальной защиты РФ:

1) Разработать принципы и механизм реализации права людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии на трудоустройство, включающее систему защищенной занятости этих лиц, в том числе в социальных мастерских, систему сопровождаемого трудоустройства.

2) Разработать принципы и механизмы реализации равного права людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, включая альтернативные психоневрологическим интернатам формы проживания, основанные на принципах нормализации жизни человека с инвалидностью, в том числе поддерживаемое сопровождаемое проживание, проживание в приемной или в патронатной семьях, в общежитии квартирного типа, в социальных домах при необходимом для каждого индивида определенном уровне поддержки, условия проживания в которых максимально приближены к домашним. Проживание людей с инвалидностью в психоневрологическом интернате обходится государству намного дороже, чем проживание такого человека в семье, в социальном общежитии. Отсутствуют на федеральном уровне механизмы стимулирования граждан принять в семью такого человека, хотя в некоторых регионах ситуация продвинулась вперед. Так, например, в Самарской области уже принят закон «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов», во Владимирской области - постановлением Губернатора Владимирской области от 16.08.2012 № 920 «О внедрении во Владимирской области стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов», в Курганской области на основании постановления Губернатора организовано социальное обслуживание инвалидов в приемной семье социального работника, в Вологодской и Новосибирской областях также есть практика приемных семей для престарелых и инвалидов.




  1. Министерству образования и науки РФ в целях реализации права на образование детей с инвалидностью, особенно с ТМНР, РАС, интеллектуальными,

поведенческими и психофизическими нарушениями развития:

1) Ускорить разработку и принятие федерального Положения о службе ранней помощи (СРП), а также методических рекомендаций по созданию СРП в регионах, стандартов и нормативных актов СРП, на основании предложений межведомственной рабочей группы, созданной при Министерстве труда и социальной защиты населения РФ.

2) Инициировать внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в частности, введение понятия «специальная образовательная программа», а именно:

- детализация положений Закона, обеспечивающих сохранение спектра разных образовательных организаций, вариативности образовательных программ и обеспечения ранней психолого-педагогической помощи (детям от 0 до 4 лет, как необходимого условия дальнейшего включения в образовательную сферу), а также учитывать региональные особенности (например, респ. Соха – кочевые условия жизни);

- дополнить ст. 42 уточняющими положениями о месте и функциях ПМПК в новых условиях, включая реализацию услуги психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи, в том числе – услуги ранней помощи;

- возвращение ППМС-центрам статуса образовательной организации (ст.19, 42);

- введение в Закон понятий: «безуровневое образование» и «специальная индивидуальная образовательная программа» для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития, «обучающийся ребенок-инвалид», «специальная (коррекционная) образовательная организация»;

- адаптированная образовательная программа – не для всех обучающихся. Для детей с инвалидностью (вариант Си D по проекту ФГОС) нужна специальная (коррекционная) программа;

- скорейшее принятие ФГОСдля обучающихся с ОВЗ и ресурсное обеспечение его внедрения(финансовое и кадровое), как инструмента обеспечения инклюзивного и коррекционного образования детей этой категории;

- создание нормативно-правовой базы – инструментария реализации ФЗ «Об образовании» (на федеральном уровне):

- принять нормативные документы, закрепляющие механизмы реализации межведомственного подхода на всех уровнях образования обучающихся с ОВЗ и на этапе оказания ранней помощи ребенку группы риска. В качестве инструмента межведомственного взаимодействия необходимо внедрение проектного подхода в формировании бюджета;

- проработать вопрос о закреплении ответственности субъектов РФ за организацию и финансирование дополнительного образования;

- создание системы мониторинга и контроля за соблюдением прав лиц с ОВЗ и с инвалидностью в образовательных организациях общего (дошкольного и школьного), дополнительного и профессионального образования, а также в других организациях, реализующих образовательные программы для детей с ОВЗ и инвалидностью (например, в ДДИ).

3) Рекомендовать исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации принять повышенные коэффициенты для организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, разработать механизмы финансового обеспечения специальных образовательных условий в соответствии со ст.79 п.3 Закона «Об образовании в Российской Федерации», психолого-коррекционного сопровождения в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.

4) Инициировать внесение изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с целью закрепления на федеральном уровне существующих вариативных форм дошкольного образования для детей с ОВЗ, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор.

5) Разработать комплексную систему мер по мотивации общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений в приеме на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с учетом имеющихся современных инновационных методик и технологий обучения детей и молодых людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии, их специализированной подготовки (переподготовки), включающей вопросы организации инклюзивного и специального образования.

6) Дополнить Приказ N 1014 от 30 августа 2013 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" аналогичным приказу № 1015 пунктом по обеспечению дошкольной инклюзивной и коррекционной образовательной деятельности дополнительным кадровым составом специалистов.

7) Разработать нормативные акты федерального уровня, четко разъясняющие порядок определения статуса обучающегося с ОВЗ, принципы и механизмы финансирования образования и создания специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, как основы разработки соответствующих региональных решений с учетом существующих региональных полномочий. Рассмотреть возможность придания индивидуальной образовательной программе ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ статуса финансового документа, как возможность индивидуализации определения коэффициентов.

8) Разработать методические рекомендации для выявления и мониторинга развития и адаптации детей с особыми образовательными потребностями, основанного на Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья детей с ОВЗ и инвалидностью, в качестве основы деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных организаций и их структурных подразделений.

9) Подготовить пакет предложений по разработке новой концепции структуры и содержания работы психолого-медико-педагогических комиссий как основного инструмента, обеспечивающего дифференцированный индивидуальный подход при выборе образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Далее см. Приложение 1 к настоящей резолюции.

10) Рекомендовать исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, с целью анализа, обобщения, использования и распространения уже имеющегося методического опыта, накопленного за рубежом и в регионах РФ, по комплексному обучению и сопровождению детей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии и их семей, организовать систему ресурсных центров, стажировочных площадок на базе школ и центров, имеющих большой опыт обучения, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с указанными выше нарушениями.


  1. Правительству Нижегородской области и профильным министерствам,

Законодательному Собранию Нижегородской области:

1) Создать региональную межведомственную рабочую группу, включающую представителей разных ведомств, в т.ч. Министерства образования Нижегородской области, Министерства здравоохранения Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области, представителей общественных организаций, в том числе НРООПДиМ «Верас», для обсуждения и инициирования региональных законопроектов и нормативных документов о механизмах и регламенте межведомственного взаимодействия в целях организации комплексной помощи детям и взрослым с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими и другими нарушениями в развитии и с целью построения системы сопровождения от рождения до зрелого возраста, основанной на принципах нормализации жизни человека с инвалидностью.

2) Разработать межведомственную региональную программу по созданию и развитию службы ранней помощи и других форм вариативного дошкольного образования семьям, воспитывающим детей с особенностями в развитии в шаговом доступном формате (в каждом районе города), используя уже имеющийся ресурс на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида.

3) Включить в состав Совета по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области представителей региональных общественных организаций: НРООПДиМ «Верас», НРООИ «Инватур», НРООРДИЗ «Перспектива» и других.

4) Совету по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области создать рабочую группу по комплексному сопровождению и развитию системы поддержки семей с детьми и взрослыми с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии на территории Нижегородской области.

5) Использовать положительный опыт реализации социальных программ и проектов в Нижегородской области, в частности, Региональной программы «Мы - как все», целью которой является организация системной помощи, абилитации и ре-абилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактика инвалидности, социализация и интеграция детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество.

6) Развивать на базе коррекционных школ и учреждений социальной защиты систему помощи по формированию социальных навыков и элементов допрофессиональной подготовки у детей и молодых людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии.

7) Для улучшения положения людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии, реализации их права на достойную жизнь - региональной межведомственной рабочей группе разработать проект Закона Нижегородской области об альтернативных формах проживания для данной категории граждан на территории Нижегородской области, и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области.

8) С целью содействия сопровождаемому трудоустройству инвалидов из числа с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии региональной межведомственной рабочей группе разработать проект Закона Нижегородской области о создании системы сопровождаемого трудоустройства и защищенной занятости для указанной категории граждан, и внести его на рассмотрение Законодательного собрания Нижегородской области

9) Региональной межведомственной рабочей группе сформулировать предложения для введения услуги социального такси, как отдельной самостоятельной структуры с единым диспетчерским и логистическим пунктом для оптимизации работы данной службы.

10) Внести изменения в нормативные документы Министерства социальной политики Нижегородской области по вопросам комплектования групп детей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии, периодичности и длительности посещения ими отделений и групп в учреждениях социальной защиты, а также развести предоставление психолого-педагогических услуг и социально-бытовых услуг (в частности питания) – в вопросе финансирования учреждений и выполнении ими бюджетного задания по детодням.

11) Внести изменения в нормативные документы учреждений социальной защиты Министерства социальной политики Нижегородской области по наполняемости групп детей с инвалидно10)стью в учреждениях социальной защиты, в частности, при включении в них детей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии в контексте соотношения количества педагогов и количества детей в группе.

12) Внести изменения в нормативные документы учреждений социальной защиты по организации отделений дневного пребывания и занятости молодых людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии в комплексных центрах социального обслуживания населения.

13) Разработать механизм регулярного предоставления услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям инвалидам, детям-инвалидам, включая людей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии на безвозмездной или льготной основе.


VI. Министерству образования и Нижегородской области и Департаменту образования Администрации города Нижнего Новгорода:

1) Обратиться в Министерство образования и науки РФ с просьбой рассмотреть возможность включения коррекционных школ г. Н. Новгорода – участников проекта «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях» в перечень федеральных экспериментальных площадок для аппробации III и IV вариантов С и Д ФГОС.

2) ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" инициировать разработку специальных программ обучения специалистов для работы с указанной выше категорией детей и молодых людей, включающих вопросы организации инклюзивного, специального образования, инновационные методики, технологии и приемы работы с указанной категорией граждан;

3) Организовать регулярное обследование детей территориальными комиссиями ПМПК в каждом районе города и области в течение учебного года.

4) Распространять опыт реализации проекта «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях», который реализуется согласно трехстороннему сотрудничеству между Фондом «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой, Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи «Верас» и Департаментом образования Администрации города Нижнего Новгорода при поддержке компании «ГАЗПРОМ Экспорт» в другие коррекционные школы города и области по включению в образовательное пространство детей с ТМНР, РАС, интеллектуальными, поведенческими и психофизическими нарушениями в развитии.

Выполнение данных предложений существенно повысит качество жизни людей с нарушениями развития. Вместе с тем, мы отдаём себе отчёт в том, что для реализации наших предложений необходимо провести большую организационную, законотворческую, финансово-экономическую и методическую работу. Мы видим возможность изменения ситуации только при условии социального партнёрства родителей, общественных организаций и государственных структур различного уровня. Поэтому, считаем необходимым создание рабочих групп, включающих представителей различных ведомств (образования, социального развития, здравоохранения, экономического развития, финансов и др.), законодательных собраний, экспертов. При условии компетентной и регулярной работы такие группы подготовят программу успешной реализации предложений участников конференции.

Всегда открыты к диалогу, сотрудничеству и обмену опытом,

участники международной конференции

«За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями

развития в обществе. Международный и российский опыт»

г. Нижний Новгород, 30 сентября – 1-2 октября 2014г.

Приложение 1

К РЕЗОЛЮЦИИ

участников международной конференции

«За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями

развития в обществе. Международный и российский опыт»

г. Нижний Новгород, 30 сентября – 1-2 октября 2014г.


Для использования в работе при подготовке пакета предложений по разработке новой концепции структуры и содержания работы психолого-медико-педагогических комиссий как основного инструмента, обеспечивающего дифференцированный индивидуальный подход при выборе образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
1) Внести изменения в Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, а именно:

  • внести изменения в п. 4 Положения о ПМПК от 20.09.2013г., которые будут гарантировать возможность проведения обследования ребенка и выдачи заключения родителям (законным представителям) с привлечением специалистов (юриста, педагога и др.) с правом совещательного голоса;

  • внести изменения в положение о ПМПК от 20.09.2013г. о том, что при проведении обследования допускается демонстрация аудио и видеоматериала с результатами интеллектуальной и познавательной деятельности ребенка;

  • дополнить п.10 Положения о ПМПК о проведении обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, включив возможность обследования инвалидов в возрасте до 23 лет при сложности в освоении ими образовательных программ с целью включения таких рекомендаций в ИПР;

  • разработать механизм включения в рекомендации услуг ассистента (тьютора) в дошкольных и школьных образовательных организациях;

  • внести изменения в положение о ПМПК о недопустимости вынесения заключений, содержащих по сути рекомендации дискриминационного характера, не позволяющие ребенку быть включенным в образовательное пространство – «необучаемый», «не готов к обучению», «рекомендовано пребывание в учреждениях социальной защиты» и т.п.;

  • включить в Положение о ПМПК возможность обжаловать решения комиссии в вышестоящие инстанции, без привлечения судебных инстанций.

2) Разработать квалификационные требования к специалистам ПМПК с обязательным включением в них необходимости владения ими современными психолого-педагогическими методами диагностики детей с тяжелыми и сочетанными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.

3) Установить приоритетность деятельности ПМПК на базе ППМС-центров или образовательных учреждений коррекционной направленности.



4) Проводить выездные обследования в месте привычной для ребенка деятельности и той образовательной организации, где он находится, принимать во внимание рекомендации педагогов, которые занимаются с ребёнком, а также видео материалы.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница