Резюме: в этой статье представлены основные ступени с



Скачать 140,61 Kb.
Дата06.08.2017
Размер140,61 Kb.
Nurlan Satayev

T. Zhurgenov Kazakh National academy of arts

izverg_n@mail.ru


Резюме:

В этой статье представлены основные ступени современных тенденций развития монументальной живописи Казахстана начала ХХІ века. В первом десятилетии независимости Казахстана этот вид искусства развивалось самостоятельно за счет частных заказов в соответствии с потребностями рынка. Начиная с 2000 года, с увеличением государственных заказов многие общественные объекты оформляются произведениями монументальной живописи, имеющие национальную особенность. На пути налаживания международных отношений оформление общественных объектов произведениями, рассказывающих о глубокой истории, высоких знаниях и культуры, являются требованиями современности.
Summary:

This article discusses the main stages and modern trends of development of monumental art on Kazakhstan at beginning of the 21 century. In the first decade of independence of Kazakhstan, this art form was developed independently by private orders in accordance with market needs. Second since 2000, with the increase in state orders, many public facilities are made works of monumental painting, with a national feature. On the way to establish international relations design of public facilities works, telling about the history of deep, high knowledge and culture are modern requirements.


Keywords: Monumental painting, arts, development trends, academy, Kazakhstan, history.

Современные тенденции развития

монументальной живописи Казахстана начала ХХІ века
Modern trends

monumental painting of the early XXI century Kazakhstan
Introduction

В основе современного монументального искусства Казахстана осмыслены и интерпретированы древнейшие корни скифо-сакской и тюркской кочевой культуры. Изучение древнего культурного наследия Казахстана современными художниками, а также влияние европейского искусства и культуры на культуру Казахстана способствует развитию нового монументального искусства национального масштаба. Зародившееся и сформировавшееся в советский период профессиональное монументальное искусство Казахстана начинает развиваться без внешней идеологии и цензуры. Страна в начале ХХІ века стремится к интеграции в культурное мировое пространство и вносит собственный духовный и научный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.

М

онументально-декоративная живопись с 1991 по 2001 годы развивается представителями старшего поколения, выпускниками российских художественных вузов - В. Твердохлебовым, К. Оспановым, А. Бапановым, Ф. Мукановым и другими, далее средним поколением, первыми выпускниками единственной в республике казахстанской высшей школы монументально-декоративной живописи Г. Ешкеновым, Т. Сулейменовым, А. Бахтыгереевым, Б. Тургынбаем, Б. Байдилда, О. Жубаниязовым, С. Смагуловым, К. Ажибеком, А. Джакубалиевым, Е. Ахметовым, Н. Карымсаком, М. Сулейменовым, М. Мукановым, А. Жамханом и многими другими. В дальнейшем, именно эта единственная школа монументальной живописи (при КазНАИ им. Т.Жургенова) сыграет главную роль в дальнейшем развитии монументальной живописи начала ХХI века в Казахстане.

Развитие монументально-декоративной живописи в период независимости идет неравномерно, главным образом в коммерческом секторе. Если с 1990 до 2000 годов государственных заказов на монументальную живопись практически не было, то начиная с 2000 года отмечается интерес государства, в связи с увеличивающимися новыми постройками объектов общественного назначения. В особенности это проявляется в строительстве крупных мечетей и православных соборов. Как известно, во всех православных соборах традиционно интерьеры украшаются росписями, фресками, мозаиками, витражами на окнах, что и нашло новое развитие монументально-декоративной живописи в вышеперечисленных объектах. Для выполнения монументально-декоративной живописи в новых православных церквях и соборах, а также в реставрировании существующих, главным образом приглашаются российские специалисты монументального искусства [1].
Chapter 1

Совершенно новую ступень развития монументально-декоративной живописи вызвали строящиеся в Казахстане крупные исламские мечети. В украшении интерьеров мечетей традиционно применяются росписи, мозаики, витражи, соблюдающие стиль исламского канона - растительный узор и изречения текстов из Корана. Однако, впервые в Казахстане в оформлении мечетей профессиональные художники-монументалисты, не нарушая исламский стиль, вместо растительных узоров используют казахские традиционные орнаменты и национальный цветовой колорит, тем самым внедряя в художественный контекст метод сохранения национальных традиций. Это было впервые использовано в оформлении Центральной мечети в Алматы в 2000 г. художниками «нового времени» - руководителями творческих групп Г. Ешкеновым и Т. Сулейменовым, которые собрав вокруг себя молодых талантливых художников, сумели в строгом исламском традиционном каноне синтезировать казахский орнамент, удачно решив композиционный декор. Так зародился совершенно новый казахский орнаментальный стиль в монументально-декоративном решении интерьера мечетей. Этот стиль выразился в использовании таких традиционных техник как роспись, мозаика, витраж и вырезка по дереву (минбар, перегородки). Далее, успешно приобретенный опыт начал широко использоваться во всех дальнейших новых мечетях Казахстана. Особенно блестяще проявил себя данный метод национального стиля в таких крупных мечетях, как Нур Астана, Центральная мечеть г. Петропавловск, областная мечеть г. Караганда и соборная мечеть Хазрет-Султан. Следует отметить, что огромный художественный вклад в оформление мечетей внесли талантливые выпускники единственной в республике высшей школы монументального искусства Казахской национальной академии искусств имени Т.Жургенова. Это ныне известные художники – Ешкенов Г., Сулейменов Т., Муканов М., Сулейменов М., Жамхан А. и др., которые делятся опытом и на практике обучают молодых выпускников и студентов.

Известный в советское время художник-монументалист В. Твердохлебов, автор знаменитого фонтана-зодиака возле Дома ученых в г.Алматы, также продолжает вносить свой вклад в развитие монументального искусства. Его монументальные панно в технике мозаики с 2000 года появляются в г.Алматы, на наружных фасадных стенах - экстерьерах тайского ресторана (проспект Достык ниже гостиницы Казахстан) в виде огромного красного дракона, а затем ресторана «Шелковый путь» при гостинице «Алматы» на тему Шелкового пути.

В 2002 г. в Музее центра культуры Международного казахско-турецкого университета имени А. Ясави (г. Туркестан) по инициативе руководителя вуза академика О. Сабдена была создана монументальная панорама общей площади 360 м2. Художественное полотно «Мир тюрков» представляет историю тюркских народов от древности и до наших дней. Авторами настенной росписи являются Буркитбаев Б., Симаков В., Бекенов М., Кожамкулов З. Работа над отбором экспонатов для музея велась очень тщательно. В состав специальной комиссии вошли историки, этнографы, филологи и археологи [2].

Активно, в частном порядке, в основном на международный рынок, развиваются гобелены, с композициями монументального содержания. Это творческие работы профессоров КазНАИ имени Т.Жургенова А.К. и С.С. Бапановых. Особая оригинальность и глубокий синтез национальных традиций и новаторства, воплощеных в их произведениях, а также огромный вклад в пропаганде современного монументального искусства Казахстана за рубежом требует отдельного научного исследования.
Chapter 2

Не менее интенсивно начинает развиваться современный монументальный гобелен. К примеру, 7 монументальных портретов в полный рост известных деятелей казахской интеллигенции начала ХХ века, размером 1х2 м каждый (г.Алматы, конференцзал КазНУ им. Аль-Фараби, авторы – А. Бахтыгереев, М. Мухамеджанов, 2001 г.); 2 настенных гобелена размером 2,5х10 м в интерьерах Фонда Первого Президента (авторы - Г. Джураева, А. Кырыкбаева и Г. Онгарова, 2005 г., рисунок 105, приложение А). 2 монументально-декоративных гобелена (диптих, 3х12 м каждый) установлены в интерьере конференцзала головного офиса «Казахстан Темир Жолы» (г.Астана, авторы – М. Муканов, А. Жамхан, М. Сулейменов, 2010 г.).

Во многих средних школах и лицеях получают развитие роспись и мозаика. Например, роспись столовой в СШ №176 г. Алматы (автор К. Оспанов), практически во всех стенах художник использует казахские традиционные мотивы. В настенной росписи средней школы села Ушконыр Алматинской области в полной мере панорамно запечатлены особенности природной красоты района (2004 г., автор У.Жубаниязов). Также, У.Жубаниязов принимает участие в реставрации кафедрального собора г. Алматы (1996 г.), в оформлении президентского дворца в г. Ашхабад (1996-1997 гг., Туркменистан), в росписи VIP-зала нового аэропорта г. Алматы (2004 г., авторы - Б. Тұрғынбай, Б. Байділда, У. Жубаниязов и др.).

Одним из ярких примеров современного синтеза монументально-декоративной живописи и архитектуры можно назвать частную гимназию «Болашак», выполненной группой молодых художников под руководством Т.Сулейменова. В экстерьере здания выполнена крупная вертикальная мозаика высотой до третьего этажа, тематикой которого является классические национальные атрибуты (мировое дерево, юрта, музыкальные инструменты, горные козлы, птицы, предметы прикладного искусства, орнаменты, В целом композиция гармонично сочетается со стеной и является современным образцом преемственности лучших достижений казахских монументальных гобеленов советского периода. Также, в главном фойе гимназии все стены и колонны украшены мозаиками, радующие приятным ощущением природы, полных полевыми цветами и разными птицами, а росписные потолки имитируют чистое голубое небо с небольшими облаками. Завершающим аккордом полностью оформленного просторного фойе являются установленные по центру в некоторых местах декоративные скульптурные композиции. И напоследок, крупная настенная роспись «Мой Казахстан», выполненная на сцене актового зала гимназии, изображает современный Казахстан с ее древними и новыми архитектурными сооружениями, представляющих символы независимого государства.

Многие художники-монументалисты, участвуют в монументально-декоративном оформлении зданий государственной важности, таких как, резиденция Президента РК, Дом Министерств, офисы крупных нефтяных компаний и т.д. В связи с большим спросом монументально-декоративной живописи в частном коммерческом секторе, очень много интересных работ появляются в технике росписи, мозаики, витражей тиффани.

Немаловажен для развития молодой казахстанской монументальной живописи их вклад в оформлении таких известных общественных зданий, как Дворец спорта имени Балуан Шолака и первого казахстанского метрополитена в г.Алматы. Ведущие художники-монументалисты современного поколения в этих объектах используют разнообразные техники в применении долговечных материалов. К примеру, во Дворце спорта в главном фойе при создании 2010 г. настенной мозаики на тему «Спорт» придуман ручной обжиг заранее нарисованных керамических плит, из которых потом собирали крупную мозаику. Также, интересен опыт переноса знаменитого сграффито «Спортсмены» известного советского монументалиста Е. Сидоркина на кафельную плитку.

Неожиданную радость, восхищение и гордость за достойное казахстанское искусство вызывает у многих пассажиров монументально-декоративные произведения на станциях метрополитена г.Алматы. Особенно удивляет зрителей празднично-яркое монументальное панно «Атамұра» на станции «Драмтеатр Ауэзова», выполненное в 2011 г. в технике мозаика. Авторы – Ешкенов Г., Жамхан А., Муканов М., Тлеужанов Т., Сулейменов М. Богатая колористика казахских национальных костюмов, обряд молодеженов, поколения разных возрастов, музыкальные инструменты, древние традиции «Шашу», ведущая вверх лестница полная орнаментами, арочная композиция, подчиненная под шанырак, и сам святой шанырак, светящийся как солнце, лучами указывающий молодым важность создания семьи. Все это символизирует молодое государство, которого ждет расцвет и благополучие. Также, в этой же станции необходимо отметить 12 круглых барельефов, установленных вдоль двух стен, ведущих к центральной мозаике «Атамұра». Переведенные с графических рисунков художника Е. Оспанұлы копии работ, иллюстрируют национальный колорит казахского народа. Все работы, подчиненные в круглые композиции гармонично и удачно смотрятся как завершающий этап задуманного интерьера в национальном стиле. Последними штрихами являются орнаментально-рельефные галтели и обводы-рамы вокруг всех арок станции. Творческой группой Ешкенова Г. были выполнены и другие работы на станциях «Райымбек батыр», «Алмалы», «Абай» (рельефная композиция, автор рельефа фигуры Абая скульптор Жунисбаев М.), «Жибек жолы» (декоративные панно в технике майолики). «Алатау» (мозаика). Все эти произведения монументально-декоративной живописи выполнены на качественно высоком уровне и открывают новую страницу в развитии современного казахстанского профессионального монументального искусства.

Итак, с начала ХХІ века саморазвивающаяся монументально-декоративная живопись успевает перепробовать все новые техники и технологии современных мировых достижений, поступающие на художественный рынок, и не только. Исходя из искушенности заказчика, происходит рождение новых смешанных техник и стилей через синтез с дизайном, а также с театрально-декоративной живописью. Тем самым монументальная живопись идет как бы в ногу со временем. Но здесь, самый большой недостаток - в отсутствии средств представления массовому зрителю, существует как бы нелегальный запрет на афиширование. Таким образом, нет ценности для общества, потому что являясь частной собственностью, такие произведения искусства теряют свое значение монументальности. Хоть они будут являться высоко художественными произведениями, заслуживающими сохранения для многих поколений как национальное наследие, или пример для подражания, их никто не знает и не видит. И когда, даже сам автор той или иной работы монументальной живописи поймет, что его работа бесценна, и необходимо во что бы то ни стало сохранить, ему даже государство не поможет. Во избежание подобных случаев, необходимо созданное произведение пропагандировать, публиковать, оповещать искусствоведов для каталогизации и определения ценности. Простым примером является то обстоятельство, что например, новые произведения монументальной живописи городов Алматы и Астана более менее становятся известными обществу, а в других спутниковых городах страны не известно, нет связи и новостей, их негде узнать. Хотя слышим, что появляются много примеров.
Chapter 3

На стыке ХХІ века монументальная живопись находит в основном свое развитие в коммерческом секторе, играя роль просто декоративного оформления данной среды, тем самым теряя свое монументальное значение. Отсюда следует, что в наступающем процессе глобализации, когда особенно требуется национальный характер, ценностные возможности истинного монументального искусства проявляющиеся сегодняшней характерностью, увы, далеко недостаточны. А ведь национальному характеру кроме национального языка, религии и менталитета относится еще и патриотизм, любовь к родной земле, к окружающей среде, к природе, и все это современной молодежи и будущему поколению довести и вдохновить – по нашему мнению, может монументальная живопись как один из устойчивых средств.

Вполне заслуживающим вдохновения не только современной молодежи, но и для опытных художников-монументалистов явились две выставки произведений монументальной живописи за последние 2015 и 2016 гг., организованных при поддержке государства, благодаря которому были изданы многотиражные цветные каталоги работ участников выставок. Конечно, этого и не могло случится без идейного организатора и руководителя выставки преподавателя КазНАИ им. Т.Жургенова Жанны Тыныбековой, которой были очень благодарны участники следующих выставок:

14 сентября 2015 года в метрополитене станции «Жібек жолы» г.Алматы прошло открытие первой в истории Независимости Казахстана выставки монументального искусства «Современные тенденции в художественных витражах и мозаике – 2015» под названием «Нұрлы жол – өнер жолы». Выставка организована при поддержке Фонда первого Президента РК, Управления культуры г.Алматы, Акимата Алатауского района г.Алматы, КГП «Метрополитен» г.Алматы, ГККП Музея истории г.Алматы, СХ РК, КазНАИ им. Т.Жургенова. Уникальная выставка из произведений современного монументального искусства позволило создать насыщенную экспозицию, рассказывающую зрителям об основных тенденциях развития различных стилей и техник отечественного монументального искусства. Во время выставки проходили мастер-классы по монументальной живописи, керамике, скульптуре и дизайну одежды [3].

Также, 15 октября 2016 года в выставочном зале Фонда первого Президента РК прошла вторая выставка монументального искусства «Современные тенденции в монументальном искусстве Казахстана: художественные витражи и мозаика – 2016», проведенная в рамках международного фестиваля творческой молодежи «ЖасStar» и посвященная 25-летию Независимости Республики Казахстан. Организаторы выставки: Фонд первого Президента РК, Управление культуры г.Алматы, КГП «Метрополитен» г.Алматы, СХ РК, КазНАИ им. Т.Жургенова. Профессор КазНАИ им. Т. Жургенова А. Бапанов, открывая выставку, призвал молодых художников повышать свой профессионализм: «Наше государство интенсивно развивается, идет бурное строительство и имеется непочатый край для работы художников-монументалистов. Это будущие витражи, мозаика, художественные росписи и фрески» [4].
Conclusion

В заключении, можно отметить, что в современном монументальном искусстве отмечается обостренный интерес к тюркской традиции. Обращения художников к древним археологическим находкам нашли убедительные решения в современных примерах монументально-декоративной живописи. Аналитический обзор искусствоведов показывает, что под традиционностью искусства понимается древность его образов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении. Будущее открывается только той культуре и искусству, которые утверждая свое оригинальное видение мира, открыты опыту миро­вой истории и культуры, способны понять другие культуры, способны к взаимодействию с ними. Поэтому, современное искусство должно развиваться как открытая, динамическая система.
Литература

1. Кайранов Е.Б. Особенности развития монументального искусства Казахстана в ХIХ-ХХ вв. // Сб. науч. тр. Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. - СПб.: ГАИЖСА, 08/09. 2011. №18, - С. 146.;

2. Сабден О. Музей-панорама Международного казахско-турецкого университета Х.А.Ясави. - Алматы, 2003. – 60 с.;

3. Толепбекова Д. В Алматинском метро открылась выставка «Нұрлы жол - өнер жолы», 15.09.2015 г. Алматы. КАЗИНФОРМ. http://www.inform.kz/ru/v-almatinskom-metro-otkrylas-vystavka-nurly-zhol-oner-zholy-foto_a2818219 .;



4. Кравцов В. Прикосновение к будущему. «Деловой Казахстан», Информационное агентство DKNEWS, 20.11.2016 г., http://dknews.kz/ prikosnovenie-k-budushhemu/.

5. Author : R. Wheeler,    “Man, Nature and Art, 1st Edition” The Commonwealth and International Library: Painting, Sculpture and Fine Art. ISBN :9781483146713



6. Бойко Оксана Валентиновна, Universum: филология и искусствоведение, выпуск№ 10 (12) / 2014, “TAPESTRY ART AS AN IMPORTANT ELEMENT IN THE FORMATION OF INTERIOR IMAGERY”

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница