Рынок образовательных услуг и рынок труда области взаимосвязанные



Скачать 84,49 Kb.
Дата30.11.2017
Размер84,49 Kb.
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И РЫНОК ТРУДА -

ОБЛАСТИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ

Л.В. Матвиенко, О.Ю. Верпатова
В наше время мониторинг как способ выяснения ситуации, её оценки и прогноза изменений прочно вошёл во все сферы деятельности.

Например, часто проводятся исследования рынка труда и рынка образовательных услуг (сейчас и образование считается услугой). Их цель – выяснить, насколько согласованы рынок труда и рынок образовательных услуг. Исследования проводятся, как правило, методом анкетирования, в котором студентам ставится задача оценить проблему как потенциальным специалистам, а работодателям – как основным потребителям выпускников вузов.

Мнение студентов даёт возможность выяснить рейтинг специальностей, мотивации выбора места учёбы и, в дальнейшем, работы, зафиксировать способы поиска работы и трудности при трудоустройстве.

Позиция работодателя определяет, соответствует ли квалификация выпускника, присвоенная ему вузом, требованиям, предъявляемым на предприятии. Здесь следует сказать о таком понятии, как качество образования, которое в ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 формулируется как «степень соответствия присущих характеристик требованиям». Разумеется, что хороший отзыв о качестве образования способствует повышению конкурентоспособности учебного заведения не только на рынке образовательных услуг, но и создаёт положительный имидж на рынке труда. Кроме того, выпускники такого вуза больше востребованы на рынке труда. (Логично то, что получив качественное образование, можно найти хорошую работу.)

Регулярно проводимые исследования такого плана также позволяют в динамике проследить, как происходит изменение оценки качества образования как категории потребностей в зависимости от того, как меняются потребности общества и потребности личности в образовательном процессе.

Наконец, посредством мониторингов рынка труда и рынка образовательных услуг можно составить представление о востребованности выпускников уже имеющихся в учебном заведении специальностей и о том, какие потребуются в перспективе.

Поэтому образование должно отражать спрос не только сегодняшнего дня, но и быть ориентированным на запросы будущего. Перечень специальностей, по которым готовят квалифицированных специалистов в вузе, должен отражать динамично меняющийся спрос рынка труда.

Все эти вопросы решаются сейчас на самом высоком уровне. Так, в Приказе № 212 от 19.03.2008 г. Федерального агентства по образованию и науке РФ сказано: «…активизировать…уменьшение приёма по специальностям, не востребованным региональным и муниципальными рынками труда…» Также в упомянутом приказе сказано: «…активизировать внедрение форм содействия трудоустройству выпускников, их стимулирование к работе по полученной специальности, включая выполнение поручения об обязательном создании на базе образовательного учреждения службы содействия трудоустройству выпускников…»

В нашем вузе вопросами содействия трудоустройству давно и успешно занимается Центр связей с промышленностью (ЦСП). Одна из стратегических задач Центра – проведение маркетинговых исследований по проблемам подготовки и трудоустройства молодых специалистов. На базе полученных сведений проводится объёмный анализ сложившихся в регионе механизмов взаимодействия триады «образовательное учреждение – специалист – предприятие (организация)».

Недавно ЦСП проводил среди студентов университета анкетирование, посвященное исследованию рынка труда Твери, Тверской области и близлежащих регионов, которое показало, что 80 % будущих специалистов выбрали учебное заведение, руководствуясь либо известным имиджем ТГТУ, либо престижностью специальности, либо перспективой дальнейшего трудоустройства. Выбор же места работы, как отметили свыше 50 % опрашиваемых, будет обусловлен не только полученной специальностью, но и статусом организации на рынке труда, возможностями карьерного роста и достойной оплаты.

Что же нужно для того, чтобы успешно устроиться на высокооплачиваемую работу, получить хорошую должность? «В первую очередь, получить качественное образование», - так ответило большинство молодых респондентов. В связи с этим возник вопрос, обладает ли образование, полученное в ТГТУ, характеристиками, которые удовлетворяют требованиям работодателя? И как оценивают последние качество образования наших выпускников?

Чтобы ответить на эти вопросы, Центр связей с промышленностью решил провести мониторинг качества образования выпускников ТГТУ, первым этапом которого стало анкетирование предприятий, традиционных потребителей выпускников университета.

В анкете руководителя, разработанной Центром связей с промышленностью совместно с кафедрой социологии и социальных технологий, были заданы вопросы, касающейся теоретической, практической, информационной подготовки выпускников ТГТУ, их личностных и деловых характеристик. Также выяснялось, выпускники каких специальностей были востребованы в прошлые годы, как планируется в будущем? Наконец, какие формы сотрудничества с университетом предпочитает работодатель?

Кроме анкеты, ЦСП подготовил письмо-обращение к руководителю предприятия (организации) с предложением о сотрудничестве в целях улучшения качества образования и подготовки молодых специалистов. Было высказано мнение о том, что только совместными усилиями вуза и предприятия можно преодолеть разрыв между подготовкой выпускников вуза и требованиями современного производства. Иными словами достичь согласованности интересов вуза и работодателя.

Нашими адресатами выступили те предприятия и организации Твери, Тверской области и других регионов, на которых работают выпускники ТГТУ. Всего было разослано 126 писем с пакетом необходимых материалов: анкетой руководителя, письмом-обращением, «Краткой информацией об университете для руководителей предприятий и организаций», буклетом ЦСП ТГТУ.

Ответы с заполненными анкетами и предложениями о сотрудничестве стали приходить незамедлительно, из чего можно сделать вывод о заинтересованности наших потенциальных работодателей в партнёрских отношениях с ТГТУ.

Предварительная обработка анкет (второй этап мониторинга) показала некую солидарность работодателей в вопросах оценки качества образования выпускников университета, их трудоустройства, опыта работы, дальнейшего взаимодействия.

Так, уровень профессионального образования молодых специалистов в основном оценивается как средний, зато отмечается их способность к адаптации на рабочих местах, инициативность, стремление к карьерному росту и некоторые другие положительные качества.

Большинство респондентов выбрали следующие предпочтительные формы сотрудничества с ТГТУ: «целевую подготовку специалистов по заказу предприятия», «приём на работу студентов университета (на неполный рабочий день, на время практики) с последующим трудоустройством», «привлечение ведущих специалистов предприятия в качестве руководителей практики».

От руководителей ООО «Андреев Софт», ФГУП «ВНИИСВ», ООО «КОНВО» (г. Конаково), поступили конкретные заявки на специальности факультета автоматизированных систем, машиностроительного, инженерно-строительного факультетов. Высказали пожелание заключить договоры на целевую индивидуальную подготовку специалистов (ЦИПС) такие крупные предприятия и организации, как ОАО «Вагоностроительный завод», ОАО «Тверской экскаватор», ООО «Завод Строймаш», ОАО «Тверской ДСК», НИИ «Центрпрограммсистем», ФГУ «Земельная кадастровая палата по Тверской области, ОАО «Тверьстекло», ЗАО «Химкинское СМУ МОИС-1» и многие другие. Центр связей с промышленностью уже готовит соответствующие формы договоров о ЦИПС с вышеперечисленными предприятиями и совместно с деканатами и выпускающими кафедрами проводит работу по подбору требуемых специалистов.

В письмах-ответах предприятий высказываются также пожелания о необходимости больше уделять внимание практическим навыкам, знаниям нормативной документации, изучению новейших техники и технологий. Ни одного отрицательного отзыва или рекламаций на качество образования наших специалистов отмечено не было.

На третьем этапе нашего мониторинга «Качество образования выпускников

ТГТУ» в работу включились социологи. Социологическая обработка результатов анкетирования руководителей предприятий и организаций, проведённая кафедрой социологии и социальных технологий, показала, что руководители предприятий достаточно высоко оценили теоретическую подготовку выпускников. Из них 78 % отметили, что теоретическая подготовка выпускников ТГТУ позволяет выполнять служебные обязанности, но требует усовершенствования, а 17,4 % - что её достаточно для решения задач, соответствующих квалификационной характеристике.

Что касается практической подготовки специалистов, большинство руководителей (82,6 %) считают, что необходима специализация по месту работы. 9 % высказали мнение, что практическая подготовка полностью отвечает требованиям к профессиональной квалификации. А 4 % отметили, что практическая подготовка выпускников не соответствует их профессиональной квалификации. Возможно, это объясняется тем, что на предприятиях, приславших ответы, требования к практическим навыкам работников постоянно возрастают. Также причиной неудовлетворённости может являться действительно недостаточный объём практической подготовки, поскольку многие предприятия отказываются брать на производственную или учебно-ознакомительную практику студентов. А в условиях вуза сформировать необходимые практические навыки в лабораторных условиях сложно.

Среди личных и деловых качеств, присущих выпускникам ТГТУ, были выделены, главным образом, способность к обучению – 17 %, ответственность – 15 %,

исполнительность – 12 % и дисциплинированность – 11 %.

Уровень информационной подготовки выпускников оценён абсолютным большинством руководителей (75 %) как приемлемый.

58 % опрашиваемых отметили, что знание иностранного языка для работы на их предприятии желательно, но не обязательно. Руководители ряда предприятий (29 %) указали, что такие знания не важны. Это объясняется особенностями занимаемых выпускниками должностей. При этом 52 % респондентов степень владения иностранным языком охарактеризовали как «читает и переводит со словарём», а 26 % - «может объясняться, читает и переводит со словарём». Можно сделать предположение, что в условиях расширения партнёрства с иностранными компаниями и специалистами роль знания иностранного языка для работы на крупных промышленных предприятиях будет возрастать.

Для большинства руководителей предприятий при приёме на работу практический опыт желателен, но не обязателен (75 %), для 12,5 % он не имеет значения. Также 12,5 % отметили, что опыт работы обязателен. Таким образом, можно сказать, что отсутствие опыта работы не всегда является препятствием для трудоустройства. Однако, вполне возможно, что реальное поведение работодателей при приёме на работу не совпадает с принципами, обозначенными в ответах на данную анкету.

79 % респондентов выразили мнение, что выпускники достаточно подготовлены для работы на предприятии в первый год, но для их эффективной работы необходим опыт.

Вопрос о курировании молодых специалистов со стороны ТГТУ в первый год работы на предприятии вызвал неоднозначное отношение. 50 % руководителей ответили, что такой вид работы необходим, а 48 % указали, что в нём нет надобности. Разделение мнения по данному вопросу, возможно, объясняется тем, что многие руководители считают, что общение с преподавателем замедлит процесс адаптации молодого специалиста, помешает формированию у него такого качества, как ответственность за свои действия, самостоятельность. Также, видимо, ряд руководителей плохо представляет себе механизм подобной кураторской работы.

Показательно то, что выпускники ТГТУ практически всегда осуществляют карьерный рост, судя по ответам респондентов. 28 % из них указали на быстрое повышение в должности. 48 % отметили, что быстрого повышения по службе добиваются единицы, 20 % - повышение происходит медленно.

Абсолютное большинство работодателей ответили, что они и дальше готовы принимать на работу выпускников ТГТУ. В прошлом же году, как выяснилось, на отдельные предприятия были приняты всего от 1 до 10 выпускников университета (45,5 %). Вероятно, это объясняется тем, что на ряде предприятий штат полностью укомплектован и нет свободных вакансий. Возможна и та причина, что штат многих предприятий не превышает 100 человек. Также выяснилось, что 23 % предприятий не принимали в прошлом году на работу выпускников ТГТУ, 23 % приняли на работу от 10 до 20 выпускников, а 9 % - свыше 20 человек (наиболее крупные предприятия).

Следует сказать, что особо важен для определения отношения к подготовке выпускников тот уровень заработной платы, которую готовы предложить только что принятому специалисту вуза. Это является и косвенным признаком хорошей подготовленности к работе на предприятии, и мерой заинтересованности предприятия в данном работнике. Так, в наших анкетах, 33 % руководителей готовы платить зарплату в размере от 9 000 до 12 000 рублей, 25 % - 12 000 - 15 000 рублей, 21 % - свыше 15 000 рублей, 17 % - 6 000 - 9 000 рублей».



Работа по реализации проекта «Мониторинг качества образования выпускников ТГТУ» продолжается. Предстоит подведение итогов исследования, прогнозирование самых востребованных в будущем специальностей, сопоставление с данными из других источников, рассмотрение поступивших замечаний, предложений, пожеланий не только по улучшению качества обучения в университете, но и по налаживанию, развитию и расширению связей с потенциальными работодателями выпускников ТГТУ.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница