Родная математика



Скачать 401.44 Kb.
страница1/3
Дата26.10.2016
Размер401.44 Kb.
ТипСборник
  1   2   3
Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шевыряловская основная общеобразовательная школа имени Д.В. Русинова


РОДНАЯ МАТЕМАТИКА

Сборник заданий по математике для 5 классаf:\флаг - копия.pngфлагггфлагггфлагггфлаггг

Составитель:

Алёна Сергеевна Коновалова,

учитель математики

с. Шевырялово, 2013 г.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шевыряловская основная общеобразовательная школа имени Д.В. Русинова
И для меня бы не было России
без маленькой Удмуртии моей.
Флор Васильев


РОДНАЯ МАТЕМАТИКА

Сборник заданий по математике для 5 класса


Сборник заданий «РОДНАЯ МАТЕМАТИКА» составлен с учетом особенностей учебника «Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М: Мнемозина, 2009» и предназначен для организации самостоятельной работы учащихся при обучении математике в 5 классе.

Задания составлены на основе краеведческого материала об Удмуртии: географическое положение, климат, растительный и животный мир, население, история, культура, экономика, национальная одежда, природные объекты, исторические памятники. флагггфлаггг

флагггфлагггфлагггфлаггг

с. Шевырялово, 2013 г.



Оглавление


Введение………………………………………………….

4

Натуральные числа и шкалы……………………………

8

Сложение и вычитание натуральных чисел…………….

13

Умножение и деление натуральных чисел…………….

19

Площади и объёмы………………………………………

25

Обыкновенные дроби……………………………………

27

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей………………………………………

33

Умножение и деление десятичных дробей……………..

39

Инструменты для вычислений и измерений…………..

41

Список литературы………………………………………

45


Введение

Уважаемые коллеги!

«Предмет математики настолько 
серьезен, что полезно не упускать случая,

сделать его немного занимательным» 
Блез Паскаль
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.[21]

Истинным патриотом является человек, который беззаветно любит и ценит свою Родину, свой народ, культуру, традиции, историю, а, с другой стороны, с уважением относится к культуре и менталитету другого народа.

Систематическая работа по патриотическому воспитанию проводится во всех школах России и является ведущим направлением всей воспитательной работы. Учащиеся через народный фольклор, живопись, искусство знакомятся с историей родного края, его культурой, традициями и обрядами.

Любовь к Родине начинается с любви к семье, деревне, городу, республике. Для удмуртов она выражена в красивых и незабываемых строках Флора Васильева: «И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей».

В Удмуртской Республике созданы условия для изучения учащимися родных языков, предметов краеведческой и этнокультурной направленности. Особенности национальной культуры широко открываются при изучении родной литературы, истории культуры народов, краеведения, изобразительного искусства, технологии и музыки. Но и математика обладает хорошей «почвой» для изучения краеведения, так как она позволяет создавать задачи и задания, касающиеся самых разнообразных явлений и событий.

Данная работа выполнена в рамках реализации экспериментальной площадки муниципального уровня по теме: «Региональный компонент в образовании – важный фактор духовного возрождения удмуртского народа».

Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. Выполнение заданий, основанных на краеведческом материале, способствует развитию творческого, логического, критического мышления, умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, в том числе и математических.

Вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими учителями. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер и являются одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения. О необходимости использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци и др. педагоги.

Работой над данным вопрос глубоко занимаются студенты и преподаватели ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» в рамках программы научных исследований Российского гуманитарного научного фонда, проект 10–06–80602 «Реализация возможностей приобщения школьников к национальной культуре и истории Удмуртии в процессе преподавания математики».

Каждый может убедиться в том, что на уроках математики воспитывать гордость за свою Малую Родину можно не хуже, чем на других уроках. Большой интерес к таким задачам вызывает и то, что при их составлении необходимо пользоваться только достоверными данными, конкретностью постановки задачи.

В сборнике представлены задания, составленные на основе географического расположения республики, с использованием данных по краеведению, данные социального и экономического развития области. Данные для заданий взяты из справочников и энциклопедий, а также из учебников по истории и географии Удмуртии.

Сборник заданий может быть использован на уроках математики в основной школе в 5 классе как при изучении основных тем: натуральные числа, десятичные дроби, проценты, так и при повторении изученного материала. Материал данного сборника можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, при написании исследовательских работ.

Таким образом, вовлечение исторического материала в обучение математике способствует не только повышению интереса к предмету, но и решает основные задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания. Решая такие задачи, учащиеся приобретают определенный социальный опыт, а приобретенные умения позволят наиболее успешно освоить не только материал математики, но и изучить историю родного края.

Дорогие ребята!

Ты помни, мира не узнаешь,

пока не знаешь края своего.

Л.Н. Толстой

    Математика – самая древняя из наук, она была и остается необходимой людям!

   Слово «математика» греческого происхождения. Оно обозначает «наука», «размышление». Математика, как и все другие науки, возникла из потребностей практической деятельности людей. На очень ранней ступени развития у человека возникла необходимость подсчитывать количество добычи или урожая, измерять земельные участки, определять вместимость сосудов, вести счёт времени. При дальнейшем развитии общества усложнялась практическая деятельность человека, а вместе с ней росли потребности в усовершенствованных приёмах счёта и измерений. Первыми существенными успехами в арифметике стали понятие числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. С тех пор накопилось большое количество математических знаний, открытий. Математика помогает познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями – всё это и многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов. 

     А на вопрос «Для чего изучают математику?» замечательно ответил еще в XIII веке английский ученый Бэкон: «Тот, кто не знает математику, не может узнать никакой другой науки и даже не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».



     Сборник заданий построен так, что при изучении математики, вы не только будете считать, рассуждать, решать  задачи, но и откроете для себя много нового и полезного из истории своей малой родины – Удмуртии.

Натуральные числа и шкалы


  1. Прочитайте текст: «По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Воткинске проживает - 99 022 человек, в Глазове - 95 854, в Ижевске - 627 734, в Можге - 47 961, в Сарапуле - 101 381».[14]




  1. Пруды являются вторым после рек значительным источником вод в Удмуртии. Распределение прудов по республике неравномерно: Ижевский пруд имеет площадь - 24 км2, Воткинский пруд - 19 км2, Камбарский пруд - 4 км2, Пудемский пруд - 3 км2, Воткинское водохранилище - 1120 км2.[15, с.194] c:\users\алёна\desktop\udmurtiya-pr.jpg

Назовите однозначные, двузначные, трёхзначные, четырёхзначные числа.

Между какими натуральными числами стоит каждое из этих чисел?

Расположите числа в порядке убывания.

Сколько и каких разрядных единиц содержится в каждом из этих чисел?


  1. Рассмотрите таблицу «Динамика численности удмуртов» [10]:

1926 год

1939 год

1959 год

1979 год

1989 год

2002 год

2010 год

395 607

480 014

475 913

479 703

496 522

460 584

410 584


Что общего в записи чисел?

Расположите числа в порядке возрастания.

Сколько сотен тысяч содержится в каждом числе?

Сколько десятков единиц в каждом числе?

Уменьшите каждое число на 1.

  1. Общая численность населения Удмуртии на 1 января 2013 года один миллион пятьсот семнадцать тысяч девятьсот шестьдесят девять человек.[14]

Запишите число цифрами.

Что означает каждая цифра в записи этого числа?

Запишите натуральное число, которое предшествует данному и следует за ним в натуральном ряду чисел?


  1. В одна тысяча восемьсот тридцать пятом году в Сарапуле появилась первая в вятской губернии публичная библиотека. Сейчас в Удмуртии пятьсот семьдесят библиотек с книжным фондом более шести миллионов экземпляров книг, из которых четыре миллиона шестьсот тысяч книг сосредоточено на селе. Почти две тысячи человек, из них одна тысяча двести – сельские библиотекари, обслуживают пятьсот семьдесят тысяч читателей.[17, с.10; 15, с.160] c:\users\алёна\desktop\для учебника\библиотека.jpg

Запишите числа цифрами.

В каждом числе подчеркните класс единиц.


  1. Воткинская плотина является самой большой на Урале. Общая длина её 6 м 8 дм 5 см, ширина по гребню – 4 дм 37 см, по подошве – 8 дц 53 см, полная высота около 10 м.[22]

Выразите все длины в сантиметрах.

  1. На первой Вятской губернской выставке в 1849 г. особый интересе у земледельцев вызвали: высота ржи «канадской» – 1 сажень, овса «саксонского» – 2 аршина, овса «рижского» – 1 аршин 14 вершков, а также лен из Риги высотой один аршин.[17]

Выразите в современных единицах длины, если 1 аршин равен 71 см, сажень – 2 м 13 см, вершок – 4 см.

  1. Во сколько раз расстояние от Ижевска до Ершовки больше, чем расстояние от Ижевск до Сарапула?c:\users\алёна\desktop\для учебника\и-с-и-е.png



  1. В тетради схематически изобразите карту Удмуртии. С помощью линейки постройте все возможные отрезки, соединив города Удмуртии.

Измерьте получившиеся отрезки, результат запишите в сантиметрах и миллиметрах.(рис. 1)

c:\users\алёна\desktop\для учебника\кар.pngc:\users\алёна\desktop\для учебника\udmurtia-map.gif


Рис. 2

Рис. 1




  1. В тетради схематически изобразите карту Удмуртии. С помощью линейки постройте прямую, соединив города Ижевск и Глазов. (рис. 2)

Лежит ли на этой прямой точка, обозначающая Игру?


  1. Используя карту из задания 10, ответьте на вопросы:

  1. пересекаются ли прямая «Глазов-Игра» и отрезок «Ува-Ижевск»;

  2. пересекаются ли прямая «Глазов-Игра» и луч «Ижевск-Ува»;

  3. пересекаются ли отрезок «Сарапул-Воткинск» и отрезок «Ува-Ижевск»;

  4. пересекаются ли прямая «Ижевск-Воткинск» и прямая «Сарапул-Игра»;

  5. пересекаются ли луч «Можга-Ижевск» и луч «Сарапул-Глазов»;

  6. пересекаются ли прямая «Глазов-Игра» и отрезок «Ува-Ижевск»;

  7. пересекаются ли отрезок «Ува-Игра» и отрезок «Ижевск-Сарапул».




  1. Начертите координатный луч и отметьте на нём точки:c:\users\алёна\desktop\для учебника\гербер).jpg

Б(7); Е(2); Р(10); Г(1); Е(9); Р(5).


Прочитайте получившееся слово. Так называется летний праздник, его считают точкой отсчета нового – осеннего – периода.


  1. Рассмотрите таблицу «Численность населения Удмуртской Республики».[14]

Город

2010 год

Воткинск

99 022

Глазов

95 854

Ижевск

627 734

Камбарка

12 016

Можга

47 961

Сарапул

101 381


В каком городе самая маленькая численность населения?

В каком городе самая большая численность населения?

Запишите числа в порядке возрастания.


  1. Сарапул принял статус города в 1780 г., Глазов – в 1780 г., Ижевск – в 1760 г., Можга – в 1929 г., Воткинск – 1926 г.[14]

Какой из городов самый старший?

Какой из городов самый молодой?


  1. Рассмотрите таблицу «Добыча нефти в Удмуртской Республике».[23, с.55]

Годы

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Добыча нефти, тыс. т

11 114

8 414

7 680

7 689

7 793

8 555

9 392

10 161

10 230


В каком году была самая высокая добычи нефти? Самая низкая? Сравните показатели добычи нефти в 1990 году и 2006 году, 1995 году и 2003 году, 2005 году и 2006 году? Результат сравнения запишите в виде неравенства.c:\users\алёна\desktop\для учебника\картинки\2.jpg

В каком году добыча нефти была больше, чем 7 700 тыс. т, но меньше, чем 8 000 тыс. т? Ответ запишите в виде двойного неравенства.


  1. Наибольшая продолжительность дня в Ижевске 22 июня составляет 17 часов 50 минут, а наименьшая 22 декабря – 6 часов 45 минут.[15, с.189]

Сравните продолжительности дня 22 июня и 22 декабря. Результат запишите в виде неравенства.

Сложение и вычитание натуральных чисел


  1. В 1990 году протяжённость автомобильных дорого общего пользования в Удмуртии составила 4752 км, а в 2006 году она увеличилась на 1207 км. [23, с.56]

Какова протяжённость автомобильных дорог была в 2006 году?


  1. В 1931 г. был открыт Удмуртский драматический театр, через 27 лет он был переименован в Удмуртский музыкально-драматический театр, а еще через 43 года театр переименован в Государственный театр оперы и балета УР. [23, с.164] c:\users\алёна\desktop\для учебника\картинки\тетар).jpg

В каком году театр стал носить название Театра оперы и балета?


  1. Расстояние между Сарапулом и Ижевском 62 км, а между Ижевском и Глазовом – 176 км. [23, с.273,591]

Какое расстояние нужно преодолеть, чтобы из Сарапула доехать до Глазова и вернуться обратно?


  1. В Удмуртской Республике 5 городов республиканского и 1 районного подчинения, 25 сельских районов, 7 посёлков городского типа и 1957 населенных пунктов. [23, с.8]

Сколько всего в Удмуртии территориальных объектов?


  1. Автомобиль должен проехать 176 км, чтобы доставить груз из Ижевска в Глазов через Игру. [23, с.339]

Сколько километров ему осталось проехать, если расстояние от Ижевска до Игры 92 км?



  1. Решите примеры.






Расшифруйте город и учреждение культуры, открытое в 1967 г. в Удмуртии для проведения международных и российских фестивалей, посвящённых П.И. Чайковскому. [23, с.744]



766

84

887

47

135

507

261

100

507































898

989

1400

294

887

261

1900

294




























  1. Наивысшая точка территории Удмуртии составляет 332 м над уровнем моря, а самая низкая отметка находится в точке – 53 м над уровнем моря.[15, с.25]

Найдите разницу самой высокой и самой низкой точками Удмуртии.



  1. В 1964 году в Удмуртии на Камбарском машинно-строительном заводе был выпущен первый узкоколейный тепловоз.[23, с.649]

Как давно это произошло, если отчёт вести от 2013 года?


  1. Первый цирк в Удмуртии был построен в Ижевске в 1895 году и был рассчитан на 1500 мест, а в 2003 году вступило в строй новое здание на 1749 мест. [23, с.706]

На сколько мест в новом цирке больше, чем в старом?c:\users\алёна\desktop\для учебника\картинки\цирк.jpg


  1. Расшифруйте название одного из знаменитых памятников-монументов Удмуртии. В каком городе он расположен?




  1. С 1780 г. по 1920 г. в состав Вятского наместничества входил Малмыжский уезд, центром которого был г. Малмыж.[23, с.462]

Сколько лет существовал г. Малмыж?


  1. В 1994 году в школах Удмуртии работали 21 200 учителей. В период до 2000 года 8 тысяч учителей предпочли сменить профессию. В 2000 году в школы республики поступили на работу 450 учителей, но одновременно 176 молодых учителей ушли из образовательных учреждений. [16, с.493]

Сколько учителей работало в 2000 году в школах Удмуртии?

  1. Зрительный зал Сарапульского драматического театра, открытого в 1911, рассчитан на 150 мест.[23, с.597] c:\users\алёна\desktop\для учебника\картинки\сар театр.jpg

Сколько осталось свободных мест после того, как 6 классов по 14 учащихся в каждом пришли на спектакль?


  1. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение:

Леса Удмуртии делятся на две группы. I группа – водоохранные, почвозащитные, лесополосы, лесопарки – занимает 450 тыс. га, что на 1 150 тыс. га меньше, чем леса II группы – леса эксплуатационного значения.[15, с.137]

Какую площадь Удмуртии занимают леса I и II группы вместе?


  1. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение:

Ежегодно рыбоводное хозяйство «Пихтовка» выращивает и поставляет 500 т карпа, что на 480 тонн больше, чем хозяйства при «Буммаше» и «Сарапульском водоканале», поставляющие форель, осетровые и африканского сома. [23, с.136]

Сколько тонн рыбы ежегодно выращивается и поставляется на рынки Удмуртии?


  1. От Сарапула до Воткинска автомобиль двигался 2 часа со скоростью a км/ч.

Сколько километров проехал автомобиль?

Составьте выражение и найдите a=59 км/ч?

Сколько километров от Ижевска до Воткинска, если автомобилист от Сарапула до Ижевска проехал 63 км?


  1. Красная книга Удмуртии: Сосудистые растения, лишайники, грибы является официальным справочником о состоянии исчезающих и редких видов. В этой книге представлено а сосудистых растений, 18 лишайников и столько же грибов. [20, с.4] c:\users\алёна\desktop\для учебника\картинки\грибы.jpg

Cоставьте выражение для ответа на вопрос – сколько видов представителей флоры Удмуртии описано в Красной книге?

Упростите выражение и найдите его значение при .


  1. В конце XIX века в Глазов направлялись политические ссыльные. Так, в 1867 году их было 44 человека, в 1870 – на a человек больше, чем в 1867 году, а в 1873 году – на b человек больше, чем в 1870 году. Сколько ссыльных было направлено в Глазов с 1867 год по 1870 год? [23, с.276]

Cоставьте выражение для решения задачи.

Упростите выражение и найдите его значение при и .


  1. Решите с помощью уравнения задачу:

В санатории «Ува» было несколько отдыхающих. После того как в санаторий прибыло еще 258 человек, в санатории не осталось мест. [23, с.590]

Сколько первоначально в санатории было отдыхающих, если он рассчитан на 300 мест?

  1. Решите с помощью уравнения задачу:c:\users\алёна\desktop\для учебника\картинки\музей сарапул).jpg

Музей истории и культуры Среднего Прикамья города Сарапула в 1913 году насчитывал 2300 единицы хранения. В настоящее время основной фонд составляет 120 тысяч единиц хранения. [23, с.490]

Сколько новых единиц хранения появилось в музее за прошедший период?


  1. Решив уравнение, вы узнаете, сколько видов животных Удмуртии занесено в Красную книгу Удмуртской Республики. [20, с.4]

(24 + х) – 62 = 74


  1. Лось – самый крупный представитель лесной зоны Удмуртии среди копытных. По лесу лось передвигается осторожно и почти бесшумно, но в минуту опасности может бегать и рысью. Питаются лоси травами, объедают побеги берёз, тополей, ив, вершинки молодых сосен. [15,с.61]

  1. Узнайте вес лося (в килограммах): c:\users\алёна\desktop\для учебника\картинки\лось.jpg





  1. 8,,



  1. Узнайте длину лося (в метрах):

(145 – х) + 226 = 368


  1. Решите с помощью уравнения задачу:

На территории Удмуртии протяженность реки Кама 225 км, а протяженность реки Иж на 34 км меньше. [15, с.194]

Какова протяженность реки Иж на территории Удмуртии?
Каталог: files -> notifications
notifications -> Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Маленькие патриоты»
notifications -> Конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности
notifications -> «Гендерные стереотипы современной молодёжи»
notifications -> Образование и воспитание дворянства во 2-ой половине XIX века
notifications -> Процесс становления женского образования в Отечественной педагогике
notifications -> Конкурс: «о родине, о подвигах, о славе»
notifications -> Социальный проект
notifications -> «Образ сестры милосердия времен Крымской войны»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал