Роль антимонопольного регулирования в условиях продовольственной нестабильности (на примере Республики Казахстан) Мажит Тулеубекович Есенбаев



Скачать 75,73 Kb.
Дата18.10.2016
Размер75,73 Kb.
ТипПрограмма
Роль антимонопольного регулирования в условиях продовольственной нестабильности (на примере Республики Казахстан)
Мажит Тулеубекович Есенбаев

Председатель Агентства по защите конкуренции Республики Казахстан


Эффективная рыночная конкуренция рассматривается в современной экономической доктрине и политических концепциях государственного развития большинства стран мира как основа успешно развивающейся экономики.
С момента обретения независимости и перехода на рыночные отношения политика Республики Казахстан в сфере конкуренции играет одну из главных ролей в реформировании системы государственного регулирования, поскольку система государственного управления диктует качество экономических и социальных норм и обуславливает применение законов, в том числе защищающих конкуренцию.
В Казахстане государственная поддержка и защита добросовестной конкуренции отнесены к приоритетным направлениям рыночной трансформации экономики.
Система антимонопольного регулирования совершенствуется параллельно с развитием и преобразованием экономики. Развивается антимонопольное законодательство, укрепляется институциональная основа антимонопольной политики, повышаются знания и подготовленность сотрудников антимонопольного органа.
Одним из главных направлений в работе Агентства - принятие мер по стабилизации цен на продовольственные товары.
Созданные в стране законодательные и институциональные основы позволяют управлять данным процессом.
Агентством разработана Программа по развитию конкуренции, которая содержит усовершенствованные инструменты развития конкуренции в более чем 10-ти приоритетных отраслях экономики.
В рамках формирования Единого экономического пространства, разработано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, которое в настоящее время подписано Сторонами.
В рамках Соглашения предусматривается создание наднационального органа (при Комиссии Таможенного союза), наделение его полномочиями по контролю за соблюдением субъектами рынка Сторон единых правил конкуренции.
Завершается работа по разработке Модельного закона о конкуренции Таможенного союза, который впоследствии будет рекомендован странам СНГ для гармонизации национальных законодательств.
В настоящее время, Агентство определено уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей, соответствующие изменения внесены в его Положение.
В мае текущего года Правительством Республики Казахстан одобрен Протокол о внесении изменений в Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств – участников содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года.
Агентством принято активное участие в разработке Перечня социально значимых продовольственных товаров и Правил установления пороговых значений и предельных розничных цен на них.
В 2011 году вступил в силу Закон Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности», в соответствии с которым, будут устанавливаться пороговые значения и предельные розничные цены на социально значимые продукты питания.
Законом предусмотрено определение уполномоченным органом в сфере торговли пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и целесообразность установления размера предельно допустимых розничных цен на них по итогам макроэкономического анализа.
Антимонопольный орган наделен правом осуществлять контроль за недопущением ограничения доступа поставщиков в крупные торговые сети.
В 2010 году распоряжением Премьер - Министра Республики Казахстан Председатель Агентства назначен руководителем республиканской Рабочей группы по мониторингу ситуации по ценам на продовольственные товары на внутренних и внешних рынках, выработке предложений по обеспечению продовольственной безопасности, защите внутреннего рынка и стабилизации цен на продовольственные товары, в результате деятельности которой принимались меры по стабилизации ситуации на рынках основных продовольственных товаров.
Благодаря своевременно принятым мерам, сформированы стабилизационные фонды зерна и муки, оказана конкретная поддержка сельхозтоваропроизводителям, путем выделения целевых субсидий.
Однако, вопросы сезонных колебаний цен на отдельные виды продуктов питания требуют принятия оперативных и системных мер.
К примеру, отсутствие достаточных запасов гречневой крупы в прошлом году, привело к резкому повышению ее стоимости в период неурожая.
В тоже время, ежегодно около 40% выращенной плодоовощной продукции не сохраняется из-за недостаточной развитости инфраструктуры по ее доставке, хранению и реализации.
Так, в марте текущего года Комиссией Таможенного союза принято решение об установлении беспроцентной ввозной таможенной пошлины на ряд плодоовощных товаров.
В настоящее время, Правительством во исполнение поручений Главы государства, реализуется Комплекс мер, направленных на обеспечение стабильности цен на продукты питания рыночными методами, сглаживание сезонных колебаний, путем совершенствования механизма субсидирования аграрного сектора, политики ценообразования на продовольственные товары с учетом развития конкуренции и недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен.
В первую очередь, речь идет о стабилизации цен, а не их фиксации или замораживании. Правительство не может и не должно бороться с повышением цен, связанных с колебаниями мирового продовольственного рынка, так как это подрывает экономику отечественных производителей. В условиях открытости внешних границ все усилия государства на удешевление продуктов внутри республики приведут к тому, что дешевые товары перетекут в приграничные регионы соседних стран. Более того, это противоречит основам экономики – цены на все товары, в принципе, должны расти на общем инфляционном уровне.
Оперативные меры обеспечения стабильности предусматривают формирование на уровне регионов стабилизационных фондов продовольственных товаров, освобождение от уплаты начисленного НДС крестьянских хозяйств, производящих плодоовощную продукцию, выплату упреждающих пособий малообеспеченным слоям населения за повышение цен на социально значимые продовольственные товары.
Стабилизационные фонды. Продовольственному рынку свойственны сезонные ценовые колебания. Если осенью в период сбора урожая цены падают, нанося ущерб сельхозтоваропроизводителям, то зимне-весенний период наоборот, резко возрастают, от чего страдают потребители. В качестве меры по сглаживанию сезонных колебаний цен предусмотрено создание на местном уровне стабилизационных фондов социально-предпринимательских корпораций.
Освобождение от уплаты НДС крестьянских хозяйств. Сдерживающим фактором привлечения крупного капитала в сферу потребкооперации и заготовительной деятельности является проблема первого НДС. В настоящее время индивидуальные предприниматели освобождены от НДС в отличие от юридических лиц. В итоге, стоимость продукции юридических лиц становится на 12 процентов дороже при продаже на том же рынке рядом с индивидуальными предпринимателями. Решение данной проблемы видится в уменьшении на 100 процентов начисленного НДС для субъектов, производящих плодоовощную продукцию.
Адресная поддержка малоимущих граждан. Суть этой работы заключается в индексации выплаты компенсаций с учетом прогнозируемого роста цен не за прошедший квартал, а на предстоящий период. Социально справедливой мерой станет адресная защита населения, т.е. государственная помощь не распыляется на всех, в том числе и на обеспеченных людей, а направляется тем, кто в ней реально нуждается. Кроме того, либерализация цен на продукты питания повысит интерес инвесторов к данному рынку и приведет к расширению и увеличению объемов производства.
Однако вышеуказанные оперативные меры не дадут должного результата без реализации системных мер, связанных с вопросами определения балансов производства и потребления по каждому виду продовольственных товаров, наращивания объема их производства на основе анализа производственной цепочки (от выращивания до реализации), развития инфраструктуры по доставке, хранению и реализации продукции.
Таможенный союз и в последующем вхождение Казахстана в Единое экономическое пространство – это очень существенные институциональные и экономические изменения.
Необходимо отметить, что с момента создания Таможенного союза объем внешней торговли в 2010 году увеличился на 26,6 процента, или 19,1 миллиарда долларов США, и составил 90,6 миллиарда долларов США. Это общий объем нашей внешней торговли за 2010 год (за год функционирования таможенного союза). Сальдо внешней торговли 2010 года положительное и составляет 29 миллиардов долларов США.
Вместе с тем следует отметить рост объема поставок продовольственных товаров на 30,7 процента. При этом рост экспорта продукции мукомольной промышленности составил 164,2 процента, кондитерских изделий 50,9 процента и др.
Если мы импортировали в 2009 году продовольственных товаров на сумму 951,4 миллиона долларов США, то в 2010 году импортировали из стран таможенного союза на 1,3 миллиарда долларов США.
Таким образом, таможенный союз – это уже состоявшийся факт.
Интенсивную поддержку несырьевого сектора агропромышленного комплекса призвана обеспечить Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы.
В рамках реализации Дорожной карты бизнеса - 2020, развитие пищевой промышленности определено как приоритетное направление.
Программа развития агропромышленного комплекса и сельских территорий являясь важным сегментом диверсификации экономики, также, направлена на обеспечение продовольственной безопасности страны.
Приоритетным направлением развития АПК определена отраслевая Программа развития мясного скотоводства на 2010-2020 гг. как важного инструмента для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства мясной продукции, снижения импортозависимости и поставки на экспорт мяса и мясопродуктов.
Наряду с такими объективными причинами как повышение цен на продовольственные товары во всем мире, снижение объемов их производства вследствие засухи и др., имеют место факты спекуляции отдельными субъектами рынка продовольственных товаров, по которым Агентством ведется соответствующая работа.
Агентством в рамках расследований в 2010 - 2011 гг. проанализирована деятельность свыше 300 субъектов продовольственного рынка.
На сегодняшний день по фактам ценового сговора и злоупотребления своим доминирующим положением возбуждено 76 административных дел в отношении субъектов продовольственного рынка.
Органами финансовой полиции возбуждены уголовные дела в отношении двух мукомольных предприятий Западно-Казахстанской области.
Уверен, что меры, предпринимаемые Правительством Республики Казахстан позволят преодолеть продовольственную нестабильность. Важная роль в данной работе отведена антимонопольному регулированию.
Благодарю за внимание.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал