«Роль детей в Великой Отечественной Войне»



Скачать 293,63 Kb.
Дата17.10.2016
Размер293,63 Kb.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа село Ныр

Тужинского района Кировской области

Образовательный проект

по патриотическому воспитанию школьников
«Роль детей в Великой Отечественной Войне»

Автор проекта:

учитель английского языка,

классный руководитель

9 класса

Ведерникова

Екатерина Дмитриевна
с. Ныр - 2015 год
Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………стр. 3

2. Роль детей в Великой Отечественной войне ……….………….. стр. 5

2.1. Начало войны ……………... ………………………………..стр. 5

2.2. Участники войны …………………………………………...стр. 5

2.3. Дети в тылу вместо отцов ……..……………………………стр. 5

2.4. Все для фронта, все для победы ……………………………стр. 8

2.5. Вечная память им и благодарность…………………………стр. 9

3. Заключение …………. …………………………………………….стр. 11

4. Вывод ………..……………………………………………………. стр. 12

5. Результаты проекта ..…………………………………………….. .стр. 13

6. Список литературы и ресурсов …………………………………. .стр. 14

7. Приложение ……………………………………………………….. стр.15

1. Введение

Название проекта: «Роль детей в Великой Отечественной Войне»
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
70 лет … это много или мало? Для истории, наверное, немного, для одного человека – это, возможно, целая жизнь. Для современных школьников это далекое прошлое. 70 лет – ровно столько лет прошло со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Современные школьники и дети того времени, несомненно, чем-то похожи, но также между ними очень много различий. Самое главное, по моему мнению, различие между ними – это патриотический настрой.

В 9 классе, классным руководителем которого я являюсь, было проведено анкетирование. Анкета содержала следующие вопросы:



  1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.

  2. Что такое, по вашему мнению, патриотизм?

  3. Ты считаешь себя патриотом?

  4. Если бы сейчас началась война, ты бы смог (-ла) помочь Родине?

  5. Каких детей героев войны вы знаете?

По результатам анкеты можно сделать следующие выводы: начало и окончание Великой Отечественной Войны знают все учащиеся 9 класса (16 человек), патриотами себя считают 5 человек, не считают себя патриотами 2 учащихся, остальные не уверены, отвечают «скорее да, чем нет». На последний вопрос большинство ответов «да». По-мнению большинства подростков патриотизм – это знание истории своей родной страны и любовь к Родине. Но есть и оригинальные ответы: «… это вера в свою страну», «…готовность постоять за свою Родину», «патриот – это человек, который верен Родине», «… защита государства ценой своей жизни», «патриотизм – это когда человек чувствует долг к своей стране и обязан воевать за неё, и идти ради своей страны на все».

Если же о самой войне дети хоть немного знают, то о том, какой вклад внесли дети в ход войны, детях героях Великой Отечественной Войны, их имена и подвиги они не знают.

Для того чтобы восполнить этот пробел в знаниях детей и была выбрана тема данного проекта

И вообще, проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания широко распространяется равнодушие, цинизм, агрессивность. А как достучаться до современных подростков? Только примером, а ярким примером патриотизма является изучение роли детей в ход Великой Отечественной Войны.



Цель исследования: Как дети помогли приблизить День Победы?

Задачи проекта:

  1. Найти информацию о героических поступках подростков во время Великой Отечественной войны;

  2. Собрать информацию о детях- героях Великой Отечественной войны и создать библиографические карточки;

  3. Развивать творческие способности учащихся.

  4. Продолжать воспитывать в детях чувство патриотизма.

Гипотеза: мы считаем, что большой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесли дети.

Объект исследования: война

Предмет исследования: дети участники войны

Участники проекта: классный руководитель и учащиеся 9 класса.

Целевая группа проекта:

Проект адресован учащимся 9 класса



Продолжительность проекта:

1 месяц.


Сроки реализации проекта:

Декабрь - январь



Основные формы реализации проекта:

Занятия по поиску и изучению информации по теме, составление библиографических карточек


2. Роль детей в Великой Отечественной Войне

2.1. Начало войны

22 июня 1941 фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов подавляющее превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство в воздухе. Приграничные сражения и начальный период войны (до середины июля) в целом привели к поражению Красной Армии. Она потеряла убитыми и ранеными более 850 тысяч человек, 9,5 тысяч орудий, свыше 6 тысяч танков, около 3,5 тысяч самолетов; в плен попало около 1 млн. человек. Враг оккупировал значительную часть страны, продвинулся вглубь до 300-600 км, потеряв при этом 100 тыс. человек убитыми, почти 40% танков и 950 самолетов. 


2.2. Участники войны

Во многих войнах пришлось участвовать России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг.г., – не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все! И не только на передовой. 


Женщины, оставшиеся в тылу с детьми, вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым, вооружением и продовольствием. 
Дети, быстро повзрослев, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать Родину от врага. Время было тяжелым для всех. И в тылу тоже. 
2.3. Дети в тылу вместо отцов
Юные рабочие, мальчики и девочки, вместе с взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков. Это они обували, одевали, кормили и снабжали вооружением бойцов для борьбы с врагом, это они в тылу проявляли чудеса трудового героизма, выполняя задания для фронтов Великой Отечественной войны.  Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе с взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. 
В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 году – 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49 %. Многие из них уже в первые дни войны выступили зачинателями патриотического движения: «Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы». 
27 июня 1941 года “Правда” сообщала, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт. В начале июля свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране ширилось движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились старшеклассники. В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования. 
В те дни на заводах и фабриках можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших прямо со школьной скамьи. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших, не по размеру, ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые – на специальных подставках. 
Уже в первый год войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились наравне с кадровыми рабочими, участвовали в социалистическом соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. тонн чугуна, выпустили 580 тыс. тонн проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков. 
29 мая 1942 года ЦК ВЛКСМ обратился ко всем учащимся, пионерам с призывом: наравне с отцами и матерями, старшими сестрами и братьями работать для фронта. На этот призыв школьники ответили активным участием во всех патриотических движения, которыми были охвачены комсомольцы и молодёжь. 
Вот некоторые примеры. 
На Московском заводе “Каучук” бывшая семиклассница Аня Белкина пошла в самый вредный цех, быстро освоила специальность каландровщицы, и в том же году её назначили бригадиром комсомольско-молодёжной бригады. Бригада должна была за смену заготовить 5 т. резиновых смесей и тем самым обеспечивать работу других цехов. Ребята не только выполняли это задание, но и перевыполняли его, и в 1943 году за отличную стахановскую работу их бригада была награждена Почётной грамотой городского комитета комсомола, а в 1944 году – Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ. 
Нельзя без восхищения читать о трудовом подвиге 16-летнего Мити Ключина. Когда начались занятия в 1941 году, он не пошёл в школу, а направился на завод и попросился работать на станке, хотя раньше никогда его не видел. Его просьба была удовлетворена. С помощью мастера цеха он быстро овладел специальностью слесаря. Пытливость и настойчивость помогли Мите перейти на обслуживание двух, а потом трёх станков, а затем ему доверили и комсомольско – молодёжную бригаду. Став бригадиром, он стал думать, как улучшить организацию труда. И это ему удалось. Он упорядочил доставку инструментов к станкам, усовершенствовал перевод станков с рабочего положения на холостой ход и обратно, в результате время обработки деталей сократилось в 3 раза. По-новому была организована и работа бригады. Она стала выполнять дневные задания на 260-270%. Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и такую, которая шла для оборотных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работало более 17 тыс. учащихся. Менее чем за год они произвели продукции на сумму около 40 млн. рублей. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные столяры изготовляли приклады и ложи для винтовок и автоматов, лыжные палки, слесари и токари – детали для мин. 

В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было трудно, особенно в прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве неотапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками, учителя давали занятия на дом, устраивали консультации, принимали зачёты по темам. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 18 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в большинстве случаев была высокой. Во время каникул школьники участвовали в ремонте школ. 



2.4. Все для фронта, все для победы! 
Когда в стране развернулось движение по изготовлению подарков для воинов – фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам – фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов – фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. любовно вышитых кисетов для табака.  Руками пионеров и школьников были изготовлены более миллиона различных изделий, значительная часть из которых была отправлена в качестве подарков в действующую армию. Нетрудно представить, какую радость они доставляли фронтовикам. 
Когда же развернулось движение по сбору теплых вещей, пионеры и школьники также приняли в нем активное участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви. 
Как правило, каждая посылка с подарками школьников фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!». Это означало, что мальчик или девочка, своими руками готовившие подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с родной земли, геройски погибли  и никогда уже не вернутся домой. 
Частыми гостями пионеры и школьники были в госпиталях. Там они для раненых читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постелей, выступали с концертами. Их серьёзность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение и ним. 
«До сих пор не могу забыть, когда к нам, раненым, находившимся в Куйбышевском госпитале, пришли дети первого класса с концертом. Маленькую девочку, для того чтобы она была видна всем, поставили на табуретку. Она прочитала стихотворение К. Симонова “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины”. Стихотворение она читала так захватывающе, с таким пафосом, что у раненых появились слёзы на глазах. Несколько раз по их просьбе она повторила его”. 
В годы блокады Ленинграда городской Дворец пионеров силами пионеров и 
школьников дал 300 концертов в госпиталях и воинских частях. Пионеры Медведевской школы Бологовского района Калининской области оборудовали комнату в подшефном госпитале для раненых, сделали для неё 8 скамеек, 6 табуреток, 2 стула, написали лозунги и плакаты, выпускали стенгазету, читали раненым книги, газеты, сводки Совинформбюро, собирали книги у населения для библиотек госпиталей. Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”. Например, пионеры и школьники, проживавшие в домах № 8 и 10 по улице Железной г. Днепропетровска, на эти цели сдали 52 рубля.

2.5. Вечная память им и благодарность! 

Дети приближали победу в войне, не только работая на заводах, в полях, но и воюя наравне с взрослыми на фронте.

Узнав, что началась война, многие пионеры, мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, стремились попасть на фронт, уходили в партизанские отряды и в действующей армии. Они участвовали в разведывательных операциях, внедрялись к немцам, участвовали в подрыве немецких эшелонов. Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы.

На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Многие погибали за Родину. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, не говоря уже о судьбах детей.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч юных патриотов были награждены орденами и медалями. Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков-стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Биографии некоторых детей героев отражены библиографических карточках, которые создали учащиеся 9 класса.

3. Заключение

Юные погибшие герои, 


Юными остались вы для нас. 
Мы – напоминание живое, 
Что отчизна не забыла вас. 
Жизнь иль смерть – и нету середины 
Благодарность вечная вам всем, 
Маленькие стойкие мужчины, 
Девочки, достойные поэм.

Есть в истории нашей страны даты, которые навеки останутся в памяти народной. Такой датой является 9 Мая 1945 года. День Победы! 1418 невероятно трудных дней и ночей шли к нему на тысячекилометровых фронтах, морских и воздушных дорогах солдаты и офицеры, матросы и мичманы, летчики и воздушные стрелки, самой большой ценой — своими жизнями, приближая этот день. 


Свою лепту в эту тяжелую, но светлую работу внесли и дети. Дети рвались на фронт и, чтобы преодолеть естественное стремление военкомов сберечь детей, увеличивали себе возраст. Сколько таких подростков - никто не знает, и вряд ли когда мы узнаем. Многое утеряно безвозвратно. Но мы можем с полной уверенностью сказать: дети внесли огромный вклад в историю Великой Отечественной Войны, они повлияли на ход войны не в меньшей степени, чем взрослые. Будь то дети-партизаны, дети, работающие на заводах, в полях…

Юные герои! 


Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с самыми замечательными людьми нашей страны, навсегда оставшиеся в благодарной народной памяти! 
О них сложены песни, стихи, написаны книги, их именами названы городские улицы. По-особому дороги нам подвиги юных участников войны и труда. Ведь их совершили дети, подростки! 
Сколько им было от роду? Двенадцать, четырнадцать лет. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась. Мы не знаем, кем бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями? Но знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало доброго

4. Вывод

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. 


Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали на год, а то и на два свой возраст. 
Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины.

Изучив различную литературу по теме проекта, мы узнали, что дети военного времени, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Они вносили огромную лепту в тылу и не меньшую – на фронте. Ребята военных лет были сильны духом и верой в победу! Они работали на заводах, изготавливая оружие для фронта, в полях – заготавливая провизию, стояли с оружием в руках наравне с солдатами.

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась, и мы с полной уверенностью можем сказать «Да, дети внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной войне»



5. Результаты проекта

1. Составлены библиографические карточки детей-героев Великой Отечественной войны (приложение 1 - 10)

2. Проведен классный час в 9 классе, где был представлен данный проект,

дети - участники проекта познакомили своих одноклассников с биографиями детей-героев Великой Отечественной войны

3. Оформлен стенд в кабинете «Дети войны в лицах»

4. На классном часе учащимся 9 класса рекомендовано прочитать следующие рассказы: 


«КАК ЛЕНЯ ГОЛИКОВ СТАЛ ГЕРОЕМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
«ХРАБРЫЙ ПАРТИЗАН»
«ЭТО БЫЛО НА СТАНЦИИ ОБОЛЬ» 
«ЗНАМЕНОСЕЦ ПИОНЕРСКОЙ ДРУЖИНЫ»
«САМОЕ СИЛЬНОЕ ОРУЖИЕ» 
«НЕ ПОДВЕДУ ТЕБЯ, КОМИССАР!» 
«СВИДАНИЕ ЧЕРЕЗ ГОДЫ» 
«ВОДРУЗИЛ КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
«ОН ДОШЕЛ ДО БЕРЛИНА»
«ПИОНЕР ПОВТОРИЛ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА МАТРОСОВА»
«БОЕЦ ПОДПОЛЬНОГО ФРОНТА» 
«ГВАРДИИ МАЛЬЧИК» 
«ВАЛЯ-ПИОНЕРКА»
«ГОРНИСТ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО ПОЛКА» 
«НАШ ВОЛОДЯ»
«ПИОНЕРЫ СЕЛА ПОКРОВСКОГО»
«В БРЯНСКИХ ЛЕСАХ» 
«САША КОЗАК — СВЯЗНОЙ ЦК» 
«ИНТЕРНАЦИОНАЛ»
«ГЕРОИ РЯДОМ»

Авторов рассказов дети должны найти сами, используя Интернет.



6. Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Яковлев В., Откроем книгу почета/ В. Яковлев –М.: Молодая гвардия, 1987.- 239с.

2. Караваев В., Медаль за бой, медаль за труд/ В. Караваев. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 240 с.

3. Близненкова В.А., Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне/ В.А. Близненкова. – М.: 1986. – 143 с.

4. Интернет - ресурсы:

http://armyrus.ru/forums/viewtopic.php?t=597

http://www.slideboom.com/presentations/339698/Почему-дети-принимали-участие-в-Великой-Отечественной-войне

http://www.otvoyna.ru/deti.htm




7. Приложение

Приложение 1http://s017.radikal.ru/i411/1409/7c/81f1f2ebbc96.jpg

http://s017.radikal.ru/i414/1409/e6/19a2fa4114ea.jpg

http://s020.radikal.ru/i701/1409/b2/51e3a155c1fd.jpg

Толя Стоянов Юра Стоянов Митя Стоянов

(1924 – 20.01.1944 гг.) (01.05.1926 – 01.03.1944 гг.) (30.01.1928 -01.03.1944 гг.)



Братья Стояновы родились в семье сельских учителей в деревне Новопокровка. Раннее детство и начальные школьные годы прошли здесь же.
Средний брат Юра с детства был крепкий и здоровый, занимался физкультурой. За хорошую работу в музее был награжден экскурсионной путевкой в Москву в 1941 г. Экскурсия не состоялась из-за начавшейся войны. Мечтал быть летчиком. Был пионером.
Младший брат Митя был пионером, с 3-го класса был звеньевым в отряде. В школьной обстановке был застенчив, но на досуге среди ребят был резвый, находчивый, веселый. Любил военные игры, сам мастерил для игры деревянные сабли для себя и товарищей. Любил петь, постоянно читал газету "Пионерская правда", журналы "Дружные ребята" и "Наука и техника". Увлекался игрой в волейбол.
В семье Толя, Юра и Митя были послушными, скромными и дружными. Так росли, учились, мечтали о счастливой будущей жизни Толя, Юра и Митя. В воспитании детей Марине Григорьевне помогала профессия, учительствовать она начала еще в 1915 г.
Старокрымской средней школе, где учились Толя, Юра и Митя, Постановлением Совета Министров Украинской ССР № 1276 от 28 декабря 1965 г. присвоено наименование братьев-партизан Стояновых, бывших учащихся школы.
Вскоре после начала войны, учитывая стремительное приближение фронта, руководство района начало формировать отряды районного ополчения, вести оборонные работы, подбирать и готовить самых надежных людей для возможной подпольной работы. В труднодоступных горных местах закладывались базы. Сюда заблаговременно свозилось все необходимое для долговременной партизанской войны: оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты, одежду... Был сформирован Старокрымский партизанский отряд, командиром которого был назначен Г.Е. Водопьянов.
В середине месяца в городе были созданы молодежные подпольные организации, лидерами которых были Юрий Стоянов, Павел Косенко и Олег Сандров. В январе 1942 года эти группы объединились и организовали патриотическую организацию «Подполье юных бойцов». Ребята распространяли листовки, зовущие на борьбу с фашистами; сожгли мельницу, производившую муку для немецкой армии, и многие столбы связи; взорвали две цистерны с горючим — это далеко не весь перечень героических дел юных подпольщиков. Заметную роль в организации играл Сергей Талдыкин, который по заданию командования Старокрымского партизанского отряда устроился на работу в городскую комендатуру и добывал ценную информацию. 
Отряд Юры Стоянова насчитывал более сорока мальчишек и девчонок - бывших учеников 7-8-9-х классов Старокрымской средней школы. На счету подпольной организации было более ста боевых и разведывательных операций, кроме того, ребята неоднократно поставляли партизанам продовольствие и медикаменты, распространяли среди жителей города сводки Совинформбюро. А ведь средний возраст юных героев был всего лишь пятнадцать лет... И они отчетливо понимали, что их дела — не игра в казаки-разбойники, а смертельная схватка с жестоким врагом.
На очередном заседании командиров пятерок Старокрымского партизанского отряда утвердили две диверсионные группы: одна во главе с Павликом Косенко пойдет в Цюрихталь, вторая под руководством Юры будет действовать в городе. Особо следует выделить три операции «Подполья юных бойцов». Старокрымские партизаны разгромили 8 декабря 1943 года фашистский гарнизон в деревне Бакаташ. 20 января 1944 года немецкое командование направило в крымские леса многочисленный карательный отряд, чтобы уничтожить партизанский отряд Вахтина. Молодые патриоты вели с фашистами шестичасовой бой на горе Бурус. Многие старокрымчане пали в том бою: Юра Стоянов, Владимир Курасов, Виля Ливанский и другие партизаны. После гибели старшего брата, в составе комсомольско-молодежного партизанского отряда продолжали сражаться Толя и Митя. Отряд входил в состав Восточного соединения партизан Крыма и особенно отличился во время нападения на расположенный в Старом Крыму вражеский гарнизон. В ночь с 26 на 27 марта 1944 года, в ходе боя партизаны убили и ранили около 200 гитлеровцев, уничтожили два танка, множество другой боевой техники, склад с горючим и боеприпасами. Партизаны, значительную часть которых составляли старокрымчане, освободили из тюрьмы 46 человек, приговоренных к смерти. В течение трех часов народные мстители держали город в своих руках. За день до освобождения Старого Крыма, 12 апреля 1944 года, фашисты устроили зверскую расправу над мирными жителями.В честь братьев-партизан Стояновых названа одна из красивейших улиц Старого Крыма, по которой они не раз проходили в разведку в оккупированный фашистами город. На доме № 16 прикреплена мемориальная доска, текст которой гласит: "Улица названа именем братьев-партизан Стояновых, павших смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в 1944 г." За мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 27 октября 1967 года Стоянов Юрий Петрович награжден медалью "За отвагу" (посмертно)

Приложение 2g:\новая папка (3)\10003.jpg

Валентин Александрович Котик

(11.02.1930 — 17.02.1944 гг.)

Валя Котик - пионер-герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза. На момент гибели ему было 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Награды:

  • Герой Советского Союза (27 июня 1958);

  • Орден Ленина;

  • Орден Отечественной войны I степени;

  • Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.

1.Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал.

2. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины.

3. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. 

4. С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. 

5. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась.

6.  Внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

7. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

8. В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Приложение 3

g:\новая папка (3)\10007.jpg


Лариса Дорофеевна Михеенко 

(1929 – 1943)



 Родилась в деревне Лахта, Ленинградской области, пионер-герой, несовершеннолетняя партизанка времён Великой Отечественной войны, казнённая немецкими оккупационными властями.


Награды:

  • Орден Отечественной войны I степени (посмертно)

  • Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

  1. Весной 1943 года Раисе, подруге Лары, исполнилось шестнадцать лет. Вскоре ей пришла повестка явиться в Пустошку в специальный молодёжный лагерь, откуда старших подростков отправляли на работы в Германию. Рая показала эту бумагу подругам. Обсудив положение, девушки решили, что в будущем им всем может быть уготована такая участь и собрались уйти в местный партизанский отряд, действовавший с первых месяцев оккупации; в отряде уже давно находился старший брат Фроси — Пётр Кондруненко. В свои планы подруги посвятили Галину Ивановну, мать Фроси, и та согласилась рассказать, как можно выйти на партизан.



  1. В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев и местных коллаборационистов ко всем взрослым людям, ходившим из деревни в деревню и слишком часто оказывающимся вблизи немецких военных и административных объектов.




  1. Лара была послана с разведывательным заданием в деревню Чернецово, где находился немецкий военный объект. Представившись беженкой, девушка устроилась нянькой к местному жителю Антону Кравцову, у которого был маленький сын. Лара очень нежно ухаживала за ребенком, была добра и ласкова к хозяевам. А сама тем временем во время прогулок с малышом собирала необходимые сведения о немецком гарнизоне.




  1. Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом — распространением агитационных листовок. Часто эти акции проходили в сёлах по церковным праздникам, когда в храмах собиралось много народу. Одевшись нищенками, девочки приставали к местным людям, как бы прося милостыню, а на самом деле в это время незаметно подсовывали им в карманы и сумки свёрнутые в несколько раз листовки. Однажды немецкий патруль задержал Лару за этим занятием. Однако в тот раз ей удалось сбежать до того, как немцы узнали об её истиной цели.




  1. В августе 1943 года партизанский отряд, в котором состояла Лара, принимал активное участие в «рельсовой войне». Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.

Лара, к этому времени уже отлично проявившая себя в разведке и обладавшая хорошим «чутьём» местности, была переведена в 21-ю бригаду Ахременкова, целью которой было именно ведение диверсионной деятельности на железной дороге.




  1. В подрыве одного из поездов участвовала и Лара вызвавшись в помощницы одному из подрывников. Благодаря участию Лары удалось вывести из строя не только мост, но и проходивший по нему эшелон противника: девочка сумела убедить минёра, что в нужный момент сумеет незаметно от часового подобраться максимально близко к мосту и зажечь огнепроводный шнур перед приближающимся поездом. Рискуя жизнью, она сумела выполнить задуманное и благополучно отойти обратно. Впоследствии, уже после войны, за этот подвиг Лариса Михеенко будет награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

  2. В начале ноября 1943 года Лариса и ещё двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги, как выяснится позже, партизанскую явку сдал один из местных жителей. Некоторые источники утверждают, что им являлся родной дядя Лары Михеенко. Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась.

  3. 4 ноября 1943 года Лариса Дорофеевна Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Приложение 4

Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов g:\новая папка (3)\10001.jpg

(17.06. 1926 - 24.01.1943 гг)

Лёня Голиков — подросток-партизан, Герой Советского Союза. Родился в деревне Лукино ныне Парфинского района Новгородской области в семье рабочего.

Награды:


  • Герой Советского Союза. Звание присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года.

  • Орден Ленина.

  • Орден Отечественной войны I степени.

  • Медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.

  • Медаль «За отвагу», приказ войскам СЗФ № 0904 от 30 июля 1942 года.

Окончил 7 классов. Работал на фанерном заводе № 2 посёлка Парфино.

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.



Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград.

13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков», гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Леня представлен к званию Героя Советского Союза.

24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

Память

В честь Лёни Голикова

назван переулок Голикова и установлен памятник в г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл).

названа средняя общеобразовательная школа №13 в г.Йошкар-Ола (Республика Марий Эл).

в Кировском районе Санкт-Петербурга названа улица (между проспектом Стачек и проспектом Народного Ополчения).

названы также улицы в Великом Новгороде (бульвар), Пскове, Старой Руссе (переулок), Окуловке, Калининграде, Донецке, посёлках Пола и Парфино и др.

Имя Лёни Голикова носил детский лагерь в Раменском районе Московской области, принадлежавший ОАО «СКТБЭ» и др.

.

Приложение 5


Мара́т Ива́нович Казе́йg:\новая папка (3)\10002.jpg

(29.10.1929 – 11.05.1944 гг)

Марат Казей родился в деревне Станьково Дзержинского района , погиб 11 мая 1944 в деревне Хоромицкие Узденского района Минской области. Пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно).

Награды:


  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (08.05.1965);

  • орден Ленина (08.05.1965);

  • орден Отечественной войны I степени;

  • медаль «За отвагу»;

  • медаль «За боевые заслуги».

1.Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна (его сестра) отморозила ноги, в связи, с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.

2.Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях. Раненый, поднял партизан в атаку. Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя гранатой.

3.Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году — через 21 год после гибелиhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/marat_kazei_%28monument%29.jpg/640px-marat_kazei_%28monument%29.jpg

Памятник Марату Казею на территории бывшего пионерского лагеря «Алые паруса» близ Тольятти.
Приложение 6




Александр Филиппович Ковалёв

(наст. фамилия Рабинович)

(4 января 1927— 9 мая 1944)

— юнга-моторист Северного флота, пионер-герой.


Родился в семье инженера, начальника производственного отдела Главного управления алюминиевой промышленности Наркомтяжпрома СССР Филиппа Марковича Рабиновича (1901—1938) и Елены Яковлевны Рабинович (урождённой Черномордик, 1902—после 1955). В 1937 году его родители были репрессированы (отец приговорён к расстрелу, мать к 8 годам ИТЛ)
После ареста родителей воспитывался в семье тёти — переводчицы Риты Ковалёвой-Райт (Черномордик) и капитана Северного флота Николая Петровича Ковалёва.
В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы Н. П. Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер.
В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в роту подготовки мотористов. После её окончания был распределен на эсминец «Громкий», а после — на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.
8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, под командованием А. И. Кисова атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации, в результате которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на катере находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера ТКА-217. 9 мая 1944 Саша Ковалёв погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, не разорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника.
Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).
Похоронен в Гранитном, перезахоронен в 2010 году в Североморске.

Приложение 7

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/de/%d0%a1%d0%b0%d1%88%d0%b0_%d0%a4%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%bf%d0%bf%d0%be%d0%b2.jpeg


Фили́ппов Алекса́ндр Алекса́ндрович

(26.06.1925 — 23.12. 1942, Сталинград



Са́ша Фили́ппов — разведчик, герой

Награды:

  • Орден Красного Знамени (посмертно)

  • Медаль «За оборону Сталинграда» (посмертно)

  • обороны Сталинграда.

Во время Сталинградской битвы Саша Филиппов занимался разведывательной деятельностью.

На его счету походы в тыл противника, диверсии.



23 декабря 1942 года Саша Филиппов был схвачен немцами при проведении очередной операции.

Повешен напротив церкви на Дар-горе. Вместе с ним были казнены Маша Ускова и ещё один парень, установить имя которого пока не удалось




Приложение 8g:\новая папка (3)\10009.jpg

Юта (Ия) Бондаровская

(06. 01. 1928 – 28. 02. 1944гг.)

пионер-герой, партизанка 6-й Ленинградской партизанской бригады.

Награды: посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.
Родилась 6 января 1928 года в деревне Залозы Псковской области. До войны это была самая обыкновенная девчонка. Училась, помогала старшим, играла, бегала-прыгала. Пришел час – она показала, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к её врагам.

Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов.

После освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков девочка имела возможность вернуться в Ленинград. Однако она осталась в партизанском отряде. Как раз тогда формировалась 1-я Эстонская партизанская бригада для борьбы с врагом на территории Эстонии. Почти все партизаны из отряда, в котором была Юта, добровольно вступили в эту бригаду. Юная партизанка осталась вместе со всеми. Комиссар бригады Цветков пытался ее отговорить. Но она, ни за что на свете не соглашалась ехать в Ленинград. — Я буду воевать до тех пор,— сказала отважная пионерка,— пока хоть один фашист ходит по нашей земле...

Бригада начала свой путь из Гдова.. Трудная это была дорога. Февраль — вьюга, каждый день снежные бури... Под ногами скользкий лед, присыпанные снегом трещины, полыньи. Бригада с боем переходила линию фронта. В этих тяжелых боях потеряли хозяйственный обоз, лошадей... Голодными шли по льду озера день и ночь. Днем одежда намокала, ночью замерзала. Спали, прижавшись, друг к другу. Юта стойко выдержала этот переход. Ни разу никто не слышал, чтобы она жаловалась. Когда отряд вышел на противоположный берег озера, она вызвалась пойти в разведку.Партизаны семь дней ничего не ели. Пришлось пойти в хутор.



Это было 28 февраля 1944 года. Партизаны разместились в избах на отдых. Стояла глубокая тишина. И вдруг — выстрелы и крики: «Фашисты!» На ходу схватив автоматы, партизаны бросились навстречу врагу. Вместе с ними была и Юта. Но когда партизаны, перебив почти всех гитлеровцев и выиграв бой, отошли к лесу, Юты среди них уже не было. Ее нашли позже. Маленькая героиня большой войны, пала смертью храбрых. Боевые друзья похоронили её у небольшой речки, текущей вблизи хутора Ростов, в восемнадцати километрах от Чудского озера.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница