Роль классического университета в модернизации информационной инфраструктуры региона



Скачать 47,28 Kb.
Дата23.10.2016
Размер47,28 Kb.
РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В МОДЕРНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Лазаров С. А.



ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»,

г. Оренбург
Современный классический университет – это учебно-научно-практическая общность, включающая в себя множество социальных институтов и методик, учитывающих специфику региона, в котором располагается университет. Универсальность высшего образования в Российской Федерации имеет обратную сторону – специфичность подготовки специалистов в отдельно взятом субъекте федерации. Региональный университет выполняет запрос общества на научно-практическое выражение того объективного состояния дел, что имеет место быть «здесь и сейчас». Данное выражение – информация. Информация, будучи достаточной и достоверной, присоединяется к единому массиву знаний, переведенных разумом в текст.
Оренбургская земля всегда будет благодарна Петру Ивановичу Рычкову — исследователю 18 века, переформатировавшему нашу местность в текст. Уже в те времена любое явление этого мира, не выраженное в тексте, оставалось для цивилизованного человечества черным пятном. Ученые подобные Рычкову – проводники, оправдывающие ожидание, рожденное сложившейся социальной ситуацией. 18 век — время созревания капитализма и расцвета печатного текста — матрицы сознания всех просвещенных и деятельных людей. Тексты Рычкова в справочниках Петербургской академии наук читали «государевы мужи», в чьих умах строилась стратегия русской культурной экспансии в Средней Азии. Так формировалась информационная инфраструктура.

С изобретением Интернета изменилась матрица сознания. На смену печатному тексту пришел гипертекст. Вместе с тем изменилось представление об информационной инфраструктуре. Бумажные энциклопедии, академические справочники, университетские вестники повсеместно вытесняются гипертекстом. Океан информации доступен всем, знание же, как достаточная и достоверная информация, — немногим. Решение данной проблемы – модернизация старой информационной инфраструктуры. Сутью данной модернизации будет создание качественно новых каналов распространения знания на основе существующих мировых стандартов (мультиязычные вики-проекты). Фундаментом же модернизации является классический университет. Благодаря привлечению интеллектуальных ресурсов университета решается как минимум две задачи:

а) с помощью новой информационной инфраструктуры повышается инновационный потенциал региона;

б) непосредственное участие университетского сообщества в модернизации информационной инфраструктуры значительно повышает эффективность учебно-практической деятельности студентов.

Как же повышается инновационный потенциал региона? Здесь действует множество факторов, и, безусловно, уже существующие программы в рамках университета способствуют инновациям. Также инновациям способствует внимание, без которого невозможны инвестиции. Внимание становится важнейшей экономической категорией 21 века. Понятие «внимание» в 21 веке фиксируется в современных средствах передачи информации и в свободных каналах коммуникации. Сознание современного человека включено в гипертекст. Все, что не выражено в 21 веке в гипертексте – черное пятно.

Если иностранец заинтересуется Оренбургом, то для получения информации он обратится к англоязычному Гуглу. Иностранец найдет стандартную, малоинформативную статью в англоязычной Википедии. И больше ничего. Подобный информационный вакуум необходимо заполнить универсальной площадкой, принципиальным основанием которой станет известный всем формат «Вики». Википедия – глобальный проект, имеющий собственный формат, в рамках которого невозможно глубоко рассматривать нечто локальное, например, регион России. Регион, его экономику, культуру, экологию, демографию и все, что может быть интересно современному образованному, деятельному человеку. Поэтому необходимо создать «свою Википедию», только с учётом региональной специфики. Никакой инвестиционный форум не сравнится по эффективности и доступности с региональным мультиязычным вики-проектом, в создании которого принимают участие, как университетское сообщество, так и множество сторонних специалистов и просто граждан, имеющих потребность поделится знаниями, или применить готовые инструменты для общественного блага. Важным инструментом является знание языков, получаемое непосредственно в университете. Вики-формат не только эффективен, но и прост. Участвовать в нем могут и первокурсники, и старший преподавательский состав.

Как повышается эффективность учебно-практической деятельности студентов? Здесь мы возвращаемся к специфичности подготовки кадров в определенном субъекте федерации. Экономика региона, культурные особенности и характер внешних отношений накладывают своеобразный отпечаток на академическом стиле университета. Классический же университет призван интегрировать в себя: а) универсальность высшего образования, обеспечивающего носителю определенный социальный статус, вне зависимости от места проживания; б) особенности региона, нуждающегося в кадрах, ориентирующихся в местных проблемах.

Формирование информационной инфраструктуры региона при участии классического университета влечет за собой совершенствование подготовки кадров с учетом потребностей рынка. Как это работает? К примеру, важное звено инфраструктуры – вики-проект – подразумевает создание различных порталов: политика, наука, экономика, культура, религия, техника и т.д. В классическом университете представлены практически все направления подготовки специалистов в этих сферах. В реалиях информационного общества, после получения диплома, специалисты будут работать в первую очередь с гипертекстом. Участвуя в вики-проекте, студенты получают значительный опыт. Вики-проект подразумевает сбор и обработку информации, систематизацию данных, применение аргументации в обосновании знания. Студент-эколог, к примеру, параллельно с учебой и своим исследованием, наполняет актуальной информацией ресурсное ядро информационной инфраструктуры региона. Студент-филолог, получающий в качестве домашнего задания перевод статьи об экономике региона, более не тратит время на перевод рассказа «Как Джек провел лето», а повышает уровень носителя языка, расширяет горизонты его применения. Так же дела обстоят с экономистами, технологами, социологами, историками и т.д.



Модернизация информационной инфраструктуры – это в первую очередь социальная технология. Мы можем применить совокупность методов и приемов, что позволят нам добиться эффективного взаимодействия между студентами, исследователями, инвесторами и просто людьми, неравнодушными к знанию. Социальная технология  — это продуктивная коммуникация, способная изменить социальную ситуацию к лучшему. Социальные технологии в 21 веке немыслимы без технологий информационно-коммуникационных. Их содружество – особенно эффективно в образовании и науке.

Руководством страны обозначена задача перехода страны на инновационный путь развития. На федеральном уровне информационная инфраструктура развивается слабо. Отсутствие подобающего информационного сопровождения инновационного цикла (от возникновения идеи до ее внедрения в жизнь) угрожает модернизации как таковой (это историческая болезнь, от которой мы не можем избавиться). Решение проблемы, как показывает практика в западноевропейских странах, стоит искать на местах – в региональных классических университетах.
Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf9
conf9 -> В данной работе рассматривается гамма-метод и две его модификации: интегральный и спектральный гамма-каротаж
conf9 -> Методика быстрого вычисления корреляции двух информационных сигналов
conf9 -> Историко-педагогический аспект явления академической мобильности
conf9 -> Женское педагогическое образование в уфимской губернии
conf9 -> Ретроспектива развития российского высшего образования
conf9 -> Анализ рисков при переходе мобу «лицей №8» на фгос ООО
conf9 -> Экономико-организационное обеспечение развития сельского туризма
conf9 -> К проблеме перевода сокращений
conf9 -> О роли системыобразования в политической социализации молодежи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал