Роль творческого и вос­создающего воображения в усвоении знаний у детей



Скачать 58,14 Kb.
Дата24.10.2016
Размер58,14 Kb.
Роль творческого и вос­создающего воображения в усвоении знаний у детей.
Тереханова Ирина Александровна,воспитатель

МАДОУ № 50, г. Ревда

Россия, г. Ревда, e-maill:terekhanova1979@mail.ru

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

Воссоздающее воображение имеет большое значение в усвоении знаний. Например, изучать географию невозможно, не опираясь на воссоздающее воображение. История оказывается безликой схемой, если в процесс учения не включено воссоздание. При этом используются знания, накопленные в предшествующей жизни. Школьник при изучении истории пользуется небогатым запасом знаний и жизненного опыта, поэтому для него бывает затруднительно, а порой и невозможно воссоздать историческую ситуацию в образах прошлого. Задача педагогического процесса — накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения истории, географии и других учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, события.

Успешный процесс обучения во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. Как показывают исследования В. В.Давыдова, воображение порождает потребность в учебной деятельности у детей 6—7-летнего возраста. Воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. Например, посредством механизма творческого воображения ребёнок на интуитивном уровне постигает этнокультурную информацию через обрядово-жанровый комплекс (календарно-обрядовый и семейно-обрядовый) этнической культуры. Знакомство с жанрами народного творчества (малые фольклорные формы, сказка) в русле педагогики искусства опирается на художественно-творческие виды деятельности (театральное творчество, драматизация, изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, словесное и музыкальное творчество). Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. 

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок учится представлять себе изображённые события, у него развивается воображение. Воображение порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе. Д.Б. Эльконин указывает, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. Воображение ребенка развивается в процессе его жизни под влиянием условий жизни и воспитания. Его развитие предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания. Чем ярче и насыщеннее жизнь ребенка, тем у него более развито воображение.

Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.



Приемы развития фантазии и воображения

1. Увеличение - уменьшение.
Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

Приведем игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение".

1.1. Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"


- Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.
- Хотела бы уменьшить домашние задания.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

1.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"


2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов: 
а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы;
б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства "из головы";
в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

Например, в качестве объекта ("донора свойств") выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.


3. Оживший рисунок.
Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?
Великих людей? Вымирающих животных?
Новых животных и растений?

4. Исключение некоторых качеств человека.
Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось.
- Человек не спит.
- Человек не чувствует боли.
- Человек потерял вес, обоняние.

5. Превращение человека в любой объект.
Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок. 
Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

6. Антропоморфизм.
Антропоморфизм - это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ.

7. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.
А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
8. Придание объектам неживой природы необычайных свойств.
Например, камень. Он светится, всегда теплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.
9. Оживление умерших людей, животных, растений. 
Например:
- Что было бы, если бы воскресли бронтозавры?
- Что бы создал еще Пушкин, если бы не ушел из жизни так рано?
Можно оживить все виды вымерших животных и всех людей!
10. Оживление умерших героев литературных произведений, в частности, героев сказок. 
- Погиб персонаж сказки? Не беда, надо его нарисовать и он оживет.
Задание. 
Придумайте продолжения сказок, при условии, что герои сказки не погибли. Лиса колобка не съела, Руслан не отрубил бороду Черномору, Оловянный солдатик не расплавился, Онегин не убил Ленского.

11. Оживление героев художественных картин и скульптур.
Ожили персонажи картин известных художников - бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница