Романов Сергей Павлович



страница1/4
Дата31.10.2016
Размер0,75 Mb.
  1   2   3   4

На правах рукописи



романов Сергей Павлович

Развитие дуальной системы

инженерно-педагогического образования

в высшем учебном заведении


13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Нижний Новгород

2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волжский государственный

инженерно-педагогический университет»
Научный консультант

Заслуженный работник Высшей школы РФ,

доктор педагогических наук, профессор

Петров Юрий Николаевич
Официальные оппоненты:

Член-корреспондент РАО,

доктор философских наук, профессор

Лебедев Юрий Александрович
Заслуженный деятель науки РФ,

доктор педагогических наук, профессор



Найн Альберт Яковлевич
доктор педагогических наук, профессор

Гаязов Альфис Суфиянович

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»


Защита состоится «_____» _______________ 2008 г. в _______ч. на

заседании диссертационного совета Д 212.030.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» по адресу: 603002, г. Нижний Новгород, ул. Луначарского, 23.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет».

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки России vak.ed.gov.ru
Автореферат разослан «_____» _______________ 2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Повещенко

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Развитие человеческой цивилизации на современном этапе характеризуется чрезвычайно сложными и противоречивыми процессами и тенденциями. С одной стороны, невероятные достижения в области науки, техники и технологий создают предпосылки и реальные возможности для кардинального улучшения качества жизни людей, совершенствования социальных, экономических, культурных, материально-бытовых и других условий их жизнедеятельности, реализации индивидуальных потребностей и интересов. Происходящие на наших глазах технические перемены ярко свидетельствуют о том, что человечество на основе научно-технического прогресса уже сегодня создало искусственную среду обитания, несоизмеримо более продуктивную, чем естественная природная среда. В то же время бурное технико-технологическое развитие имеет множество негативных и даже опасных для человечества последствий.

Однако, несмотря на это, очевидно, что современный человек не сможет, да и не захочет отказаться от тех благ и преимуществ, которые дает технико-технологическое развитие. Поэтому поиски выхода из сложившегося глобального цивилизационного противоречия ведутся, прежде всего, в русле кардинального изменения технократических по своей сути подходов и представлений, ставших традиционными в производственной сфере. А это – проблема изменения сознания людей и, в первую очередь, специалистов в области создания и эксплуатации техники и технологического оборудования, разработки и внедрения производственных технологий.

Таким образом, в начале XXI столетия потребность в технических специалистах качественно меняется. Сегодня производству нужны профессионалы с новым сознанием, владеющие новыми компетенциями и способностями, воспринимающие действительность современно, способные придать позитивный импульс устойчивости и равновесия развитию экономики, чтобы это развитие не вступало в противоречие с природной средой. И в первую очередь эта задача стоит перед высшим инженерным образованием, которое непосредственно ориентировано на подготовку специалистов в области создания и эксплуатации техники и технических сооружений.

Это означает, что современный инженер должен отвечать на вызовы времени, естественно, в пределах той компетенции, которая связана с его профессией. Конкретно речь идет о двух основных моментах: адекватном понимании самой профессии современного инженера и реализации такого идеала, такой «идеологии» инженерной деятельности, когда последняя перестает порождать негативные последствия для природы и общества (или эти последствия можно удерживать на предельно низком уровне).

Решение этой сложной задачи, учитывая огромные масштабы потребности в инженерных кадрах современного, становящегося все более наукоемким производства, связано с изменением ценностных ориентаций и целевых установок содержания инженерно-технического образования, разработкой и внедрением в учебный процесс новых образовательных моделей, совершенствованием дидактических основ, педагогических средств и технологий подготовки специалистов инженерно-технического профиля. А это, в свою очередь, требует профессиональной готовности и способности преподавателей высшей инженерно-технической школы к такого рода инновационной деятельности.

Однако отечественная образовательная практика неутешительно свидетельствует о том, что в технических вузах, несмотря на появление во многих из них новой учебной техники и оборудования, активную разработку отдельными исследователями и исследовательскими коллективами новых форм, технологий, методических средств обучения и других педагогических инноваций, в основном сохраняется старый, «знаниевый» подход к обучению, причем нередко ориентированный на традиционные технократические ценности, используются привычные формы и методы обучения.

Такая инертность, профессиональная негибкость преподавательского корпуса технической высшей школы в немалой степени связана с тем, что, согласно традиционно сложившейся в стране практике, должности преподавателей технических дисциплин занимают выпускники технических вузов по соответствующей инженерной специальности и, как правило, без специальной педагогической подготовки. Поэтому педагогическая квалификация таких преподавателей определяется, главным образом, их опытом (стажем) работы в вузе и индивидуальными педагогическими способностями. Очевидно, что такая практика сегодня уже не отвечает тем требованиям, которые предъявляет современное общество и производство к инженерно-техническому образованию.

Данная ситуация выдвигает в качестве проблемы, имеющей самостоятельную общественную и научную значимость, необходимость целенаправленной, отвечающей современным требованиям подготовки педагогических кадров для системы высшего инженерного образования.

Следует отметить, что данная проблема ставится в отечественной профессиональной педагогике не впервые. Вопрос о целесообразности организации такой подготовки неоднократно обсуждался в русле исследования проблем развития такой специфической разновидности профессионального образования, как инженерно-педагогическое образование, которое в настоящее время нормативно ориентировано, главным образом, на подготовку педагогических кадров для учреждений начального профессионального образования. И, действительно, методологически профессиональная деятельность преподавателей системы подготовки инженерных кадров во многом носит инженерно-педагогический характер. Однако на сегодняшний день этот вопрос сохраняет дискуссионный характер. Научно-педагогические исследования по этой проблематике практически отсутствуют.

В практике же инженерного образования потребность в педагогических кадрах в основной массе пока продолжает удовлетворяться традиционно сложившимся способом. Определенные перспективы для изменения ситуации намечаются в связи с введением в системе российского высшего образования многоуровневой подготовки, включающей две преемственно взаимосвязанные ступени – бакалавриат и магистратуру, поскольку магистратура ориентирована именно на подготовку научно-педагогических кадров, имеющих право и необходимую подготовку для ведения преподавательской деятельности в вузах. Однако ни на сегодняшний день, ни в ближайшей перспективе эта форма подготовки не сможет удовлетворить потребности высшей инженерно-технической школы в профессиональных педагогических кадрах. Тем более, еще очень нескоро она реально обеспечит полное обновление и качественное повышение педагогического уровня преподавательского корпуса технических вузов в целом.

Вместе с тем подготовка для технических вузов педагогов нового качества является острейшей актуальной потребностью уже сегодня. И это новое качество инженерно-педагогических кадров может быть достигнуто только посредством реализации инновационных подходов к обучению, новых образовательных технологий, способных обеспечить ориентированность образования на общественно перспективные ценности, главной из которых является личность педагога, студента, специалиста.

Это обусловливает необходимость дополнения, по сути, только начавшей формироваться в стране системы подготовки профессиональных педагогов для высших учебных заведений, и прежде всего технического профиля, системой педагогической подготовки инженерных кадров в рамках дополнительного профессионального образования. Нормативно возможность такой целенаправленной подготовки выпускников технических вузов к преподавательской деятельности обеспечивается дополнительной квалификацией «Преподаватель высшей школы», введенной в действие приказом Минобразования РФ от 24.01.2002 г. № 180.

Концептуально важно то, что обе системы должны строиться на единых методологических основаниях и быть преемственно взаимосвязанными с соответствующей инженерно-технической подготовкой специалистов. Иначе говоря, по существу речь идет о создании дуальной системы инженерно-педагогического образования как об одном из актуальных и социально-перспективных направлений в развитии отечественного высшего профессионального образования.

В мировой практике профессионального образования получила широкую известность и признание дуальная система профессионального обучения, зародившаяся в Германии. Почти полувековой опыт применения в этой стране данной модели подготовки рабочих кадров, а также опыт ее адаптации к условиям целого ряда других стран позволяют выявить теоретико-методологические и организационно-практические основания, обеспечивающие возможность их учета и адаптации применительно к другим сегментам и уровням профессионального образования, в первую очередь инженерно-педагогического, которое непосредственно, генетически и содержательно, взаимосвязано с системой профессионального обучения.



Проблема исследования. Анализ научных отечественных и зарубежных источников свидетельствует о том, что учеными ведется активный поиск новых образовательных моделей, позволяющих, с одной стороны, переориентировать профессиональное образование в его содержательном, организационном, технологическом аспектах на удовлетворение наиболее значимых потребностей социального и экономического развития современного общества, производственной сферы, а с другой – оптимально использовать в практике образовательной деятельности многочисленные инновационные концептуально-теоретические, дидактические, методические разработки, накопленные в арсенале педагогики за последние десятилетия.

В аспекте нашего исследования особое значение имеют следующие направления научно-педагогического поиска:



  • современные теории и концепции развития профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Я. Найн, А.М. Новиков, И.П. Смирнов, С.Д. Смирнов, Е.В. Ткаченко, J. Dewey, M.S. Knowles и др.);

  • теоретические и научно-практические разработки в области системной организации профессионального образования на основе методологического принципа дуальности (А. Шелтен, К.В. Штратман, H. Stegmann и др.);

  • исследования актуальных проблем совершенствования высшего (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, Н.А. Селезнева, Д.В. Чернилевский, K.W. Doering и др.), в том числе инженерно-технического образования (М. Вражнова, В.П. Зинченко, В.С. Михалкин, М.Л. Шкуркин и др.);

  • исследования в области инженерно-педагогического образования (В.С. Безрукова, А.О. Велижанина, Н.В. Кузьмина, Л.М. Кустов, Ю.Н. Петров, Г.М. Романцев, Л.З. Тенчурина, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.), в частности в формах дополнительного профессионального образования (3.А. Бердникова, А.В. Журенко, М.Н. Кларина, И.П. Кузьмин, С.М. Шохин и др.);

  • зарубежные (J. Barzun, D. Bridges, J. Dewey, R.H. Dave, R. Snager и др.) и отечественные (В.И. Байденко А.П. Владиславлев, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, Л.Г. Петряевская, А.И. Субетто и др.) исследования по проблемам непрерывного образования;

  • разработка гуманистической парадигмы образования и применение личностно-ориентированного подхода в обучении (Д.А. Белухин, М.Н. Берулава, Э.Ф. Зеер, В.Я. Ляудис и др.);

  • практическая реализация в профессиональном образовании концепции ключевых компетенций и компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Равен, М.В. Рыжаков, А. Шелтен, С.Е. Шишов, L. Reetz, T. Reitmann, J. Zabeck и др.);

  • концептуальные и дидактические аспекты образования взрослых (Н.О. Вербицкая, М.Т. Громкова, Е.М. Дорожкин, С.И. Змеев, Е.А. Казанцева, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, В.Ф. Хозов, P. Jarvis, M.S. Knowles и др.);

  • инновационные технологии и формы обучения (В.И. Андреев, К.Я. Вазина, В.В. Гузеев, Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, L.W. Anderson, M.D. Gall, R. Lewis, N. Paine и др.).

Однако в изученных нами работах практически не рассматриваются, в лучшем случае только контурно обозначаются, проблемы педагогической подготовки преподавателей высших технических учебных заведений. В качестве редкого исключения можно указать кандидатскую диссертацию А.Л. Бусыгиной по теме «Совершенствование педагогической компетентности преподавателя как фактор повышения эффективности учебного процесса вуза», защищенную более десяти лет назад. Исследования же, целенаправленно посвященные изучению проблем создания и развития дуальной системы подготовки профессиональных кадров, в частности специалистов инженерно-педагогического профиля, фактически отсутствуют.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью создания дуальной системной подготовки инженерно-педагогических кадров для высших технических учебных заведений и неразработанностью концептуально-теоретических и дидактических основ такой системы инженерно-педагогического образования.

Для разрешения данного противоречия необходимо исследование целого ряда самозначимых проблем:

– выявление новых, отвечающих требованиям современного общественного, цивилизационного развития ценностно-целевых (аксиологических) оснований, ориентация на которые обеспечивает новое качество подготовки инженерно-педагогических кадров для технических учебных заведений, в частности для инженерных вузов;

– разработка системы личностно-профессиональных компетентностей, способных обеспечить онтологическое единство дуальной подготовки инженерно-педагогических кадров в рамках различных организационных форм профессионального образования;

– выявление системы общественно-профессиональных отношений как основания для разработки технологических приемов и средств, адекватных целям, ценностным ориентациям и содержанию дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении.

Выделенные проблемы по существу являются составляющими одной комплексной проблемы: каковы концептуально-теоретические основы и дидактические условия реализации и развития дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении?

Цель исследования – разработать и обосновать концептуально-теоретические основы и дидактические условия реализации и развития дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении, обеспечивающей методологическое единство двух организационно различных направлений подготовки инженерно-педагогических кадров.

Объект исследования – непрерывное инженерно-педагогическое образование.

Предмет исследования – дуальная система подготовки инженерно-педагогических кадров в вузе.
Ключевые понятия исследования:

Инженерно-педагогическое образование – это отрасль профессионально-педагогического образования, в которой осуществляется подготовка преподавательских кадров для трех уровней профессионального технического образования (начального, среднего, высшего).

Дуальность как методологическая характеристика профессионального образования предполагает построенное на единых методологических основаниях согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках организационно различных форм обучения.

Дуальная система инженерно-педагогического образования – это инновационный тип организации инженерно-педагогического образования, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов, построенное на единстве трех методологических оснований: аксиологическом (паритетность гуманистического и технического), онтологическом (компетентностный подход), технологическом (организация процесса развития общественно-профессиональных отношений, профессиональной деятельности).

Инженерно-педагогическая компетентность специалистов рассматривается как ориентированность их в различных профессиональных ситуациях, основанная на потребностях, способностях, сознании, чувственном и социальном опыте в сфере производственной и образовательной деятельности.

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что дуальная система инженерно-педагогического образования в вузе станет эффективным средством непрерывной подготовки инженерно-педагогических кадров для производственной сферы и высшей технической школы, если:

– концепция ее организации будет базироваться на основополагающих идеях, отражающих актуальные потребности и тенденции развития инженерно-технического и инженерно-педагогического образования, а также их феноменологическую и методологическую специфику;

– построение системы будет учитывать разные уровни ее презентации: уровень методологических и адекватных им концептуально-теоретческих оснований (методологический); системно-процессуальный уровень, обусловливающий организационные формы, а также выбор методов и технологий обучения (деятельностно-технологический); уровень, отражающий индивидуально-личностный результат образования (личностно-результативный);

– дидактические условия реализации дуальной системы инженерно-педагогического образования в вузе будут обеспечивать взаимосвязь и взаимообусловленность концептуально-теоретических оснований построения дуальной системы и системно-компонентных характеристик процесса обучения на единых методологических основаниях;

– дидактические средства, применяемые в процессе обучения в рамках дуальной системы подготовки инженерно-педагогических кадров, будут разработаны с учетом наиболее перспективных тенденций инновационного образования и адекватны образовательным целям.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Выявить актуальные проблемы и определяющие тенденции развития инженерно-педагогического образования как феномена современной педагогической реальности, а также его методологические характеристики.

2. Исследовать сущность дуальности как методологической категории и специфику ее применения в педагогике и профессиональном образовании.

3. Выделить и обосновать теоретические основания построения дуальной системы подготовки инженерно-педагогических кадров в вузе.

4. Построить концептуальную модель дуальной системы инженерно-педагогического образования.

5. Определить дидактические условия реализации дуальной системы инженерно-педагогического образования в вузе.

6. Разработать методическое обеспечение процесса обучения в дуальной системе инженерно-педагогического образования.

7. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации основных теоретических положений исследования в практике высшего инженерно-педагогического образования.

Методолого-теоретические основы исследования. Общие исследовательские подходы разрабатывались нами на основе методолого-теоретических положений:

– общей теории систем (И.В. Блауберг, М.С. Каган, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), в частности моделирования как одного из наиболее продуктивных методов изучения и преобразования систем (В.Г. Афанасьев, М. Вартофский и др.);

– применения системного подхода в исследовании социальных, в том числе педагогических, систем (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, С.А. Саркисян, Е.Н. Степанов, Г.П. Щедровицкий и др.);

– общей методологии педагогики и профессионального образования (Т.С. Анисимова, А.П. Беляева, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, М.Н. Скаткин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.);

– дуальности профессионального образования (А.М. Новиков, Ю.Н. Петров, L. Reetz, T. Reitmann, А. Шелтен, J. Zabeck и др.);

Отдельные, частные аспекты исследования осуществлялись с опорой на методологически значимые теории, концепции, идеи, такие как:



  • социально-философские основы образования (С.К. Булдаков, Б.С. Гершунский, А.Д. Урсул и др.);

  • философские концепции техники и инженерной деятельности (В.Г. Горохов, Д.П. Грант, Б.И. Кудрин, В.М. Розин, П. Энгельмейер и др.);

  • общие основы современной дидактики (С.Я. Батышев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина, L.W. Anderson, S.D. Brookflield, H.J. Ellington, D. Kirkpatrick и др.);

  • исследования в области технологизации образования (П.Р. Атутов, В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, М.В. Кларин, Д.Г. Левитес, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, М.П. Сибирская, Н.Е. Щуркова и др.);

  • психологические теории личности и деятельности (А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, A.H. Maslow, D. McGregor и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в исследовании использован комплекс теоретических и экспериментальных методов и методик, адекватных природе изучаемого объекта:

  • методы теоретического анализа (феноменологический, логический, сравнительно-сопоставительный), синтеза, абстрагирования и обобщения, которые использовались при комплексном изучении различных научных воззрений по проблеме исследования, нашедших отражение в научных источниках, а также при осмыслении практического опыта;

  • системно-структурный метод, позволивший рассмотреть изучаемые явления во всем многообразии, взаимосвязанности и целостном единстве их составляющих;

  • системно-деятельностный метод как аналитический инструментарий планирования и управления целевой, предметно ориентированной деятельностью в ходе экспериментального исследования;

  • метод моделирования, используемый для наглядного описания системных объектов;

  • педагогическое проектирование, применяемое в рамках опытно-экспериментальной работы;

  • комплексные эмпирические методы (педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий эксперименты);

  • частные эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование), используемые для диагностики и анализа состояния изучаемого явления;

  • метод статистической обработки результатов экспериментального исследования.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа на протяжении 2002-2008 гг. и представляет собой логическое продолжение и развитие исследования, результаты которого нашли отражение в кандидатской диссертации.

Первый этап работы (2002 – 2003 гг.) был посвящен изучению и анализу отечественных и зарубежных литературных источников по методологии, теории и методике профессионального образования. На этом этапе был обобщен опыт обучения инженерных и инженерно-педагогических кадров, как отечественный, так и зарубежный, уточнены методологические и теоретические основы исследования; сформулирована гипотеза исследования. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором – основном – этапе исследования (2004 – 2005 гг.) осуществлялась разработка концептуальной модели дуальной системы инженерно-педагогического образования в вузе и дидактических условий ее реализации в практике непрерывного профессионального образования. На данном этапе проверялись основные положения обучающего эксперимента; уточнялись педагогические условия и методические средства, обеспечивающие эффективность реализации теоретико-методологических положений в практике непрерывного профессионального образования. Опытно-экспериментальная работа носила характер формирующего эксперимента и выполнялась в естественных условиях.

На третьем этапе (2006 – 2008 гг.) были осуществлены анализ, научно-теоретическое обобщение и интерпретация данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, а также корректировка концептуальной модели дуальной системы инженерно-педагогического образования в вузе. На этом этапе получила логическое завершение апробация теоретико-методологических подходов, концептуальной модели, а также основных дидактических условий реализации дуальной системы инженерно-педагогического образования в вузе.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница