Российская федерация красноярский край



страница1/36
Дата26.10.2016
Размер5,93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТЕПНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

п.Степной Красноярского края

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора МБОУ «Степновская СОШ»

№ 55/2 от «13» октября 2014

Адаптированная (основная) образовательная программа для детей с ОВЗ

МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа»


п.Степной



2014г


Содержание


  1. Общие положения

5

Целевой раздел

5

2.1. Пояснительная записка

5

2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы

11

2.2.1. Общие положения

12

2.2.2. Ведущие целевые установки и ожидаемые результаты

13

2.2.3. Планируемые результаты освоения учебных программ


14

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы

83

2.3.1. Общие положения

83

2.3.2. Особенности оценки личностных и предметных результатов

85

2.3.3. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений

86

2.3.4. Итоговая оценка выпускника школы

86

2.3.5. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

88

3. Содержательный раздел




3.1. Программа формирования общеучебных умений и навыков на ступени начального общего и основного общего образования

89

3.1.1. Цели и задачи программы, ее место и роль в реализации адаптированной образовательной программы

90

3.1.2. Основные понятия, функции, состав и характеристика общеучебных умений и навыков, их связь с содержанием отдельных учебных предметов и места в структуре образовательного процесса

90

3.1.3. Условия, обеспечивающие развитие общеучебных умений и навыков у обучающихся

93

3.1.4. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися общеучебных умений и навыков

95

3.2. Программы отдельных учебных предметов

97

3.2.1. Общие положения

97

3.2.2. Содержание учебных предметов на ступени основного образования

98

3.3. Программа воспитания и социализации обучающихся

337

3.3.1 Основные положения

339

3.3.2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

339

3.3.3. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

343

3.3.4. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

356

3.3.5. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

358

3.3.6. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

361

3.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся

368

3.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

370

3.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего

образования обучающихся



372

3.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

373

3.3.11. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся

375

3.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

377

3.4. Программа коррекционной работы

382

4. Организационный раздел

406

4.1. Учебный план основного общего образования

406

4.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы

410

4.2.1. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы

413

4.2.2. Материально-техническое оснащение

414

4.2.3. УМК

4.2.4. Приложение



422

439



2. Целевой раздел


    1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (далее АОП)начального общего и основного общего образования разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации";

- постановления Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";

- требований к структуре основной образовательной программы начального общего основного общего образования, изложенной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и наукиРФ от 17.12.2010 г. № 1897), учитывающей образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит таких классифицирующих признаков образовательной программы как коррекционные и (или) указание численного вида.

В терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ такие программы относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Закон выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Наконец, ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ напрямую говорит о том, что общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Часть 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ определила, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Часть 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

- действующего Устава образовательного учреждения.

1.2. Адаптированная образовательная программа разрабатывается общеобразовательной организацией самостоятельно.

1.3. При разработке адаптированной образовательной программы общего основного образования используется структура и основные требования к программе, изложенные в Стандарте основного общего образования и примерной основной образовательной программе основного общего образования.

1.4. В Программе учтены специфика образовательного процесса детей с ОВЗ, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического развития и возможности обучающихся.

1.5 Программа является локальным нормативным документом общеобразовательной организации, содержательной и критериальной основой для разработки учебного плана, плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов по учебным предметам.

Программа определяет:

- преемственность по отношению к адаптированной образовательной программе начального общего основного образования;

- приоритеты, качество содержания и реализации начального общего образования в школе, его организационные и методические аспекты на ступени основного образования;

- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с ОВЗ, их социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество;

- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;

- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.


Заказчик Программы: Администрация МБОУ «Степновская СОШ»

Координатор Программы: Администрация МБОУ «Степновская СОШ»

Основной разработчик Программы:

Педагогический коллектив учителей, работающих в отдельных классах для детей с ОВЗ.

МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» расположена на территории Степновского Сельского Совета. На территории проживают в основном рабочие ЗАО «Назаровское», которые заняты на производстве 10-12 часов. Вследствие чего родители заинтересованы не только в обучении детей, но и занятости их во вторую половину дня.

В связи с этим был сформулирован социальный заказ школе со стороны родителей учащихся следующимобразом:



  • доступное, качественноеобразование, подготавливающееученика с ОВЗ кпоступлениюв ПТУ.

  • дополнительноеобразование, направленноенаразвитиеспособностейиреализациюинтересовучащихся.

  • Эффективноеразвитие, обучениеи воспитаниедетей с различными образовательными потребностями (в том числе: для детей с проблемами в обучении, детейсОВЗ,детей-инвалидов).

  • Качественный досуг учащихся в коллективе сверстников.

  • Комфортные условия для обучения, сохранность психологического и физического здоровья.


Цель АОП:

Создание в МБОУ Степновская СОШ гуманной адаптированной среды для учащихся с ОВЗ с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.


Задачи АОП:

  • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение профессионального образования;

  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для

реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

  • организация обучения детей с ОВЗ на дому и в специальных классах с разработкой индивидуальных планов, учитывающих психические и физические особенности учащихся,

  • обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПИН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы

для организации обучения детей с ОВЗ;

совершенствование системы кадрового обеспечения.

В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- формирование соответствующей целям основного образования социальной среды для развития обучающихся в соответствии с действующими « Адаптированными Основными образовательными Программами» (далее АООП);

- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, навыков по различным профилям и уровню сложности видам труда (исходя из возможностей школы) в соответствии с их психофизическими возможностями;

- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;

- признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся;

- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии детей с ОВЗ, имеющих сложную структуру дефекта и находящихся на обучении на дому;

- учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся (дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по своим психофизическим возможностям обучения;

- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.


Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего образования сформирована с учётом:

- контингента обучающихся, представляющего в разные учебные годы весьма разнородную группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения головного мозга;

- психолого-педагогических особенностей развития детей с ОВЗ возраста 8-15 лет, связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками;

- перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на ступени основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих психофизическим возможностям детей, привитию навыков по различным профилям труда;

- изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету;

- отсутствия единства требований в ходе учебного процесса, сколько учителей, столько различных требований и оценок;

- совпадения перехода обучающихся в основную школу с предкритической фазой развития ребенка, характеризующейся началом перехода от детства к взрослости, активной физиологической и биологической перестройкой всего организма ребенка в этот период.

- значительно сниженной познавательной активностью, узости круга интересов, гораздо меньших возможностей, чем у нормально развивающиеся сверстники, недостатков в эмоционально-волевой сфере.

Исходя из учета особенностей подросткового возраста и характеристик учащихся по возможностям обучения, организуется адекватное построение образовательного процесса и выбор условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения.

Все программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, учитывают особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной социальной адаптации.

Адаптированная образовательная программа1-9 классов для детей с ОВЗ определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения. Она учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

В МБОУ «Степновская СОШ» с были созданы два отдельных класса- комплекта для детей с ОВЗ:

I класс-комплект: учащиеся с 2-5 класс;

II класс-комплект: учащиеся 6-9 класс.

На данный момент в состав контингента обучающихся входят 23 человека:

- 20 человек с лёгкой у/о

- 2 человека с умеренной у/о

- 1 человек имеет умеренную у/о с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью

Из них на дому по индивидуальному учебному плану и индивидуальной адаптированной программе для детей с ОВЗ обучаются:

1 класс- 1человек имеет инвалидность;

3 класс- 1человек имеет инвалидность.

Дети – инвалиды с тяжелой патологией в развитии, проходят обучение по индивидуально разработанным, адаптированным к интеллектуальным особенностям развития ребенка программам обучения на дому.

Социальный состав семей детей с ОВЗ неоднородный, имеются категории:

малообеспеченные, благополучные, семья с одним родителем, семья оформившая опекунство.


2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы
2.2.1. Общие положения
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной образовательной программы представляют собой систему целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу Программы. Учащиеся– дети с умственной отсталостью. Поскольку умственная отсталость – необратимое явление, дети с нарушением интеллекта не могут в полном объеме освоить общеобразовательную программу, в связи с чем, они получают не цензовое образование. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы.

Учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, а также навыки по различным профилям труда.

Учащимся прививаются навыки самостоятельной работы в ходе трудового обучения в учебных мастерских образовательного учреждения.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница