Руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса



страница1/6
Дата17.12.2017
Размер0,92 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса

Роберт Дж. Торрес


Глава 2

Проектирование через поставки с ориентацией на пользователя

Программный ПИ привлекает все большее внимание и приобретает все большее значение как составляющая конкурентного преимущества. По мере того как перечень функций программных средств становится все длиннее и сложнее, пользователи, отвечающие за приобретение продукта, смотрят на ПИ как на разрешение проблемы сложности. Если ПИ продукта захватывает внимание пользователя, если он легок в изучении, прост в использовании, а также обладает приемлемой ценой и возможностями, продукт добивается конкурентного преимущества. Конкурентное отличительное преимущество можно получить в том случае, если заявления о более низких расходах на обучение и выигрыше в производительности соответствуют действительности.

Создать продукт, обладающий конкурентным преимуществом и отличительными особенностями, нельзя с помощью указа, искусства или волшебства. Существует немало методов, увеличивающих вероятность достижения твердых целей и создания удачного продукта, однако ни один из этих методов не может служить панацеей. Здесь требуется согласованная, систематическая, напряженная работа со стороны руководства и технических специалистов. Процесс проектирования и разработки продукта включает несколько этапов планирования, установления требований, проектирования, реализации, оценки и развертывания, в течение которых осуществляется итеративное удовлетворение требований.

Данные этапы, или шаги, напоминают работу шеф-повара, который готовит замечательное блюдо. При этом основные шаги выливаются во множество рецептов за счет вариации в ингредиентах и деталях исполнения. Не все рецепты в равной мере замечательны. Однако квалифицированный шеф-повар знает, каких инструкций следует придерживаться и какие блюда предлагать клиентам.

Данная глава содержит обзор процесса планирования, проектирования и разработки ПИ, который в соединении со старанием и настойчивостью может дать замечательные рецепты “приготовления” ПИ. Тема охватывает широкий круг вопросов, поэтому обзор основополагающих элементов дается вместе со ссылками, необходимыми для дальнейшего изучения.

В этой главе рассматриваются следующие вопросы.


Часть 1. Начальные сведения

Базовые принципы.

Точка зрения пользователя.

Точка зрения разработчика.

Системная точка зрения.

Обзор процесса.

Продолжение обсуждения проекта.

Базовые принципы проектирования, ориентированного на пользователя

Существует несколько условий, которые позволяют говорить о том, что проект ведется в ориентированном на пользователя стиле. Существенные моменты, указывающие на пользователя как на центральную фигуру процесса проектирования, перечислены ниже.



1. Понимание пользователей и их задач. Вовлечение пользователей во все аспекты жизненного цикла продукта.

2. Постановка измеримых целей. Установление критериев успеха с точки зрения пользователей и предприятия.

3. Проект должен предусматривать полную компетентность пользователя, которая в отношении продукта включает пакетирование, маркетинг, обучение, отпечатанную документацию, настройку параметров, инсталляцию, экраны, графику, справки, другую эксплуатационную поддержку, обновление и деинсталляцию.

4. Оценивание. Тестирование следует проводить с участием реальных пользователей, чтобы определить, достигнуты ли цели и какие проблемы существуют.

5. Итеративный подход. Если цели не достигнуты или существуют проблемы, следует внести исправления и провести повторную проверку. Важно знать, что невозможно получить совершенный продукт с первого раза.

Полезное правило. Следует предвидеть необходимость расширения, эволюции и реализации проекта.

Существует множество подходов и методов, применяемых совместно с принципами ориентированного на пользователя проектирования. Эти подходы и методы помогают обеспечить успех разработки программных продуктов, которые удовлетворяют целям как пользователей, так и предприятия.



Точка зрения пользователя

Обычно пользователь легко приходит в замешательство от обилия функций GUI- ориентированной операционной системы или приложений. Хотя для изучения базовых возможностей ПИ достаточно 30 минут, изучение и апробация полного набора возможностей для некоторого стиля ПИ и используемого приложения могут занять несколько ольше времени. Web-ориентированный ПИ (Web User Interface — WUI) и ПИ карманных устройств (Handheld User Interface — HUI) могут быть одинаково пугающими для первоначального изучения, хотя в этих случаях из-за ограничений, накладываемых системой, изучать нужно сравнительно немного.

Пользователи воспринимают вычислительные системы как инструменты, которые должны поддерживать и облегчать выполнение реальной работы. Конечные пользователи нацелены на решение задач и формулируют задачи в терминах объектов, принадлежащих к различным областям реального мира (рис. 2.1). Затем конечные пользователи определяют, как можно использовать вычислительную систему для выполнения задачи.

Программный интерфейс пользователя

Окно, папка, панель инструментов, меню, файл, Вставка, Отменить, Свойство, "drag_n_drop"



Задачи

Написание отчета за месяц

Служебная записка для Мери

Подготовка данных по сбыту





Рис. 2.1. Позадачная точка зрения пользователя на вычислительную среду

Полезное правило. Трудная в использовании или недружественная система становится на пути выполнения реальной работы.

Одно лишь обеспечение базовых элементов какого-либо стиля ПИ не может служить гарантией того, что программное приложение будет легким в изучении и использовании.

Например, использование GUI-стиля не гарантирует практичности основанного на GUI приложения. Аналогично, использование стиля Web-ориентированного ПИ или ПИ карманных устройств не гарантирует практичности программной реализации.

Проблема конечного пользователя еще более усложняется, когда для естественного хода работ требуется несколько разнородных приложений и систем. Стили ПИ для унаследованного и современного ПО полностью отличаются. Помимо естественных различий в оборудовании, операционной системе (ОС) и в приложении существуют различия даже в едином стиле ПИ, в чем легко убедиться на примере некоторых распространенных GUI-стилей, таких как OS/7 от Apple, Windows и Motif от Open Software Foundation (OSF). В этих случаях цель создания ПИ состоит в том, чтобы сделать ненужные функции прозрачными и совместимыми (по мере необходимости) между вычислительными системами.



Точка зрения разработчика

Типичной бригаде разработчиков прикладного ПО может оказаться не под силу справиться с обилием и разнообразием возможностей современного оборудования, ОС, стилей и технологий ПИ, а также средств разработки. Сложность задачи программирования измеряется в “тонно-километрах” документации, компакт-дисков и дискет, а также о г-

ромных спецификациях и бесконечных программных командах.

Задача разработки ПО отличается сложностью и требует концентрации внимания на

множестве очень мелких деталей применительно ко многим уровням абстракции и пр е-

образований (рис. 2.2.). Разработка ПИ для приложения делает задачу еще в большей

мере нелинейной, неортогональной и недетерминированной. Проблема, стоящая перед

бригадой разработчиков ПО, усложняется, когда для выполнения задачи требуется не

одна, а несколько систем.

Задачи

Требования, задачи/профили пользователей

Цели проекта

План, проектирование, программирование,

тестирование, развертывание

Определение состояния

Написание спецификаций

Управление временем

и т.д.

Средства разработки

Аппаратные системы

Операционные системы

Документация

Языки программирования

Средства тестирования

Стандарты ПИ/программирования

и т.д.




Рис. 2.2. Позадачная точка зрения разработчика на среду разработки

Задача разработки ПИ становится еще более сложной при переносе приложения между

средами и платформами. Существует длинный перечень системных отличий, которые

необходимо учитывать при попытке реализовать прикладной слой ПО, например, сис-

темные сервисы, отображение элементов управления и всякие “штучки”, поддержка

шрифтов, графики и т.д. Относительно GUI-ориентированного ПО, разработчики хоро-

шо понимают, что даже при наличии переносимых языков и средств переноса не все

создаваемые окна, пиктограммы, меню и указатели эквивалентны.

Дополнительную сложность для бригады разработчиков ПО создает быстрый темп из-

менений в оборудовании, ОС, языках программирования, областях приложений, в соот-

ветствующих технологиях, а также стилях и методах создания ПИ. Например, в то время

как GUI-интерфейс доминирует в настольных системах, Web- и PDA-ориен-тированное

ПО и стили ПИ приобретают все большую популярность и должны приниматься в рас-

чет.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница