Русский язык и культура речи



Скачать 143,18 Kb.
Дата07.12.2017
Размер143,18 Kb.

задание для выполнения КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"




задание для выполнения КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"




Вариант № 1



Текст
(1) 3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(З) Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4) Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение желание разобраться в обсуждае­мых проблемах.

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они

применяют непозволительные уловки. (7) Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образам. (10) 0ни в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.


(По Л. Павловой)

Работа с текстом
1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

Варианты ответов:

1) 8;

2) 2;


3) 11;

4) 4.
2. Какое утверждение противоречит позиции автора?

1. Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.

2. Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение оппонента.

3. Плодотворным бывает только такой спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважительное отношение друг к другу.

4. Главное в дискуссии – одержать верх над противником, используя любые способы.
3. Определите стиль и тип речи текста.

Варианты ответов:

1. Научный стиль, описание.

2. Публицистический стиль, рассуждение

3. Художественный стиль, описание.

4. Научный стиль, рассуждение.


4. В каком предложении автор использует синонимы?

Варианты ответов:

1) 5;

2) 2;


3) 7;

4) 11.
5. Какое языковое средство выразительности не используется в этом тексте?

1. вводные слова

2. ряды однородных членов

3. фразеологические обороты

4. неполные предложения



Вариант № 2
Текст
(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о сво­их думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (З) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении — легко в бою!

(4) Но ведь Суворов — великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении — легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!
(Г. Смирнов)

Работа с текстом
1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

Варианты ответов:

1. В наше время многие люди, получившие возможность публично выступать, не продумывают свои выступления.

2. Многие изречения великих людей со временем искажаются.

3. Изречения Суворова искажались и неверно понимались до последнего времени.

4. Неточное цитирование и поверхностное толкование высказываний известных людей – признак недостаточного образования.


2. Как, по мнению автора, надо понимать слова Суворова:

«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»?

1. Нужно предать земле всех убитых на войне.

2. Войну можно закончить только тогда, когда все неприятельские солдаты уничтожены.

3. Армия не должна сдаваться врагам, пока жив хоть один солдат.

4. Войны не будет, когда не будет армий.

3. Определите стиль и тип речи текста.

Варианты ответов:

1) Научный стиль, описание;

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление;

3) художественный стиль, описание;

4) научный стиль, рассуждение-размышление.


4. В каком значении употребляется слово ОБРАЗОВАНЩИНА (предложение 1)? .

1) Просвещение;

2) лжепросвещение, лжеобразованность;

3) получение систематизированных знаний и навыков;

4) совокупность знаний, полученных в результате обучения.
5. В каких предложениях используются синтаксические конструкции разговорного стиля как прием, повышающий выразительность речи?

1. 3,5;


2. 4, 6;

3. 8;


4. 18


Вариант № 3, 7
Текст
(1) Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода ее мысли. (2) Но ничто не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности.

(3) То же и с ритмом. (4) Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. (5) Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы!

(6) Ее нагромождения ударных слогов, ее тире, ее бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все равно, и все едино.

Но если на дороге — куст

Встает, особенно — рябина...

(7) 0 чем все это говорит?

(8) Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие — с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой — столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль — все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое.

(9) И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика.

(10) Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском Доме творчества. (11) Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни ее портретов, фотографий. (12) И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, быть может, по ассоциации с альтманювским портретом Ахматовой.

(13) Оказалось — ничего подобного.

(14) Никаких парижских туалетов — суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка.

(15) Не изящная хрупкость, а — строгость, очерченность, сила.(16) И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры.

(17)Должен сказать, что ни на одной фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву. (18) Это не она. (19)В них нет главного — того очарования отточенности, которая характеризовала всю ее, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неумолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными» чертами ее лица.
(Е. Тагер)
Работа с текстом

1. Какая особенность присуща стихам Цветаевой, по мнению автора текста?

1) Напевность, зачаровывающая музыкальная ворожба;

2) нагромождение ударных слогов, многочисленные тире и переносы, привлекающие внимание к смыслу каждого слова;

3) декоративность, сложная орнаментальная игра со словами;

4) утонченная изысканность, скрытый смысл в каждой фразе.


2. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Фотографии хорошо передают внешний облик Цветаевой.

2) Внешний облик Цветаевой был обманчив, контрастировал с ее духовным строем.

3) В характере Цветаевой сочетались полярные черты.

4) В стихах Цветаевой все подчинено не логике, а чувствам.
3. Определите стиль и тип речи текста.

1) Научный стиль, рассуждение и описание;

2) художественный стиль, повествование и описание;

3) разговорный стиль, описание;

4) публицистический стиль, рассуждение и описание.
4. Укажите лишнюю пару среди контекстных антонимов (слов или сочетаний, которые в тексте противопоставляются по смыслу).

1) Прямизна - стремительность;

2) хрупкость - сила;

3) эмоциональность - мысль;

4) парижские туалеты - суровый свитер.
5. В каком предложении в качестве средства выразительности одновременно используются противопоставленные ряды однородных членов с обобщающими словами, синонимические ряды, вводные слова?

1) 6;


2) 8;

3) 14;


4) 15


Вариант № 4, 8
Текст
(1) Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. (2) Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора.

(З) Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? (4) Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. (5) Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.

(6) Есенин — это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. (7) Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

(8) Есенин — великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. (9) Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций — они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. (10) Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

(12) Есенин — певец любви. (13) Эта тема тоже близка каждому человеку. (14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

(15) Поэт— это сейсмограф, компас. (16) Он передает колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. (17) Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас — точен. (18) А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом — он был обнаженной совестью нации.


(По Е. Винокурову)

Работа с текстом
1. Какой вопрос остается за пределами внимания автора?

1) Взаимоотношения Есенина с другими поэтами начала ХХ века;

2) тема любви в творчестве Есенина;

3) причина безграничной любви народа к творчеству Есенина;

4) Есенин - поэт-мыслитель.
2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) В стихах Есенина много глубоких, философских мыслей.

2) Творчество Есенина отражает сложные изменения эпохи, в которую он жил.

3) По сравнению с другими русскими поэтами Есенин прост, и понять его стихи несложно.

4) В своем творчестве Есенин затрагивает разнообразные темы, волнующие каждого человека.

3. Определите стиль и тип речи текста.

1) Научный стиль, описание;

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление;

3) художественный стиль, описание;

4) научный стиль, рассуждение-размышление.
4. В каком предложении автор использует синонимы?

1) 7;


2) 11;

3) 15;


4) 17.
5. В каком предложении автор использует метафору?

1) 8;


2) 14;

3) 15;


4) 4.
Вариант № 5, 9
Текст
(1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. Почести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...»

(7) Дуэль! (8) Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) Самое позднее - завтра утром. (11) Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) Сплетник вынужден был осторожничать. (13) В грозном свете дуэльных правил слово быст­ро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель...

(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18) За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (l9) Вот и все, что остается детям: честь и имя. (20) Все остальное им не нужно, все остальное неважно.(21) Очевидно, нам еще многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.


(По Д. Шеварову)

Работа с текстом
1. Какова основная тема этого текста?

1) Что такое честь?

2) Бессмысленна ли гибель Пушкина?

3) Как относятся к дуэлям в наше время?

4) Какое наследство должны оставить отцы своим детям?
2. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1) Человек должен уметь защищать свою честь.

2) Гибель Пушкина на дуэли бессмысленна и бесцельна.

3) Потомкам достается имя и честь отцов, все остальное неважно.

4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.
3. Определите стиль и тип речи текста.

1) Научный стиль, описание;

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление;

3) художественный стиль, описание;

4) разговорный стиль, рассуждение-размышление.
4. Укажите предложение с фразеологическим выражением.

1) 9;


2) 17;

3) 3;


4) 4.
5. Какие языковые средства, характерные для данного стиля речи, не используются в этом тексте?

1) Риторические вопросы и восклицания;

2) оценочные слова и выражения;

3) синтаксический параллелизм, неполные предложения;

4) гипербола, сравнение.


Вариант № 6, 10
Текст

(1) Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3) Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4) А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5) И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6) Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7) Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8) Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе. (9) Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10) Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри! (11) Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12) На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях. (13) Мне не хватает вечерней пере клички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину. (14) Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечер­нем воздухе! (15) Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(По Ф. Искандеру)
Работа с текстом
1.В какой фразе раскрывается основная мысль текста?

1) 1;


2) 2;

3) 5;


4) 8.
2.Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) В детстве автор жил в горном селении на юге.

2) Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3) Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провел детство.

4) Только став взрослым, автор понял, как дорого ему все, что окружало его в детстве.
3.Определите стиль и тип речи текста.

1) Художественный стиль, повествование;

2) художественный стиль, рассуждение с элементами описания;

3) разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения;

4) научный стиль, рассуждение.
4.Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении?

1) Ограблен (предложение 5);

2) очажный дым (предложение 6);

3) шумело (предложение 7);

4) богатства (предложение 8).
5.Какое предложение связано с предыдущим с помощью под­чинительного союза и лексического повтора?

1) 6; 7


2) 2;

3) 3;


4) 4.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница