С повышением ценностного статуса детства в современном обществе



страница1/25
Дата19.10.2016
Размер6,52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Введение

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:



  • с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

  • с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

  • с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

  • с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.

В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально- экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:

  • ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;

  • рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;

–игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;

  • тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;

  • неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад № 141 (далее - Программа) является нормативно-управленческим документом, определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса ДОУ.

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Образовательная деятельность по программам дошкольного образования осуществляется в группах общеразвивающей направленности в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:



  • формирование общей культуры,

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств

  • формирование предпосылок учебной деятельности,

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015г. № 2/15), обязательная часть программы - на основе комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.,

Часть, формируемая участниками образовательных отношений - на основе парциальных программ: художественно- эстетического направления «Камертон» Э.П. Костиной; социально- коммуникативного направления «Цветик- семицветик» Куражевой Н.Ю., «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой.

Комплексирование программ, то есть их сочетание и адаптация под условия жизнедеятельности, воспитания и обучения детей в ДОУ, строилось с позиции следующих требований:



  1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга.

  2. Парциальные программы строятся на единых принципах.

  3. Набор программ обеспечивают выстраивание целостного педагогического процесс в условиях вариативности образования.

При выборе парциальных программ, реализуемых в части формируемой участниками образовательных отношений, МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 141 «Ладушки» учитывал образовательные потребности, интересы и мотивы родителей (законных представителей). Анализ анкетирования родителей показал, что 89% родителей ориентированы на физическое развитие, особенно на обучении плаванию, 91% - на социально- коммуникативное развитие, 95% - на художественно- эстетическое развитие воспитанников (развитие музыкальных способностей воспитанников).

Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с воспитанниками.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена на формирование общей культуры детей от 2 до 7 лет, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей по направлениям (далее – образовательным областям): физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:



    • нормативно-правовой базы дошкольного образования

    • образовательного запроса родителей

    • видовой структуры групп

Общие сведения о ДОУ.

Название дошкольного образовательного учреждения (в соответствии с уставом): муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 141 «Ладушки».

Официальное сокращенное название: МБДОУ Центр развития ребёнка -детский сад № 141.

Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение.

Сведения об учредителе: Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ город Дзержинск. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляются Администрацией города Дзержинска.

Функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляются Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Дзержинска.

Учреждение в своей деятельности подведомственно ответственному структурному подразделению Администрации города Дзержинска - Управлению детских дошкольных учреждений, осуществляющему управление в сфере дошкольного образования.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета, открытые в муниципальном казначействе для операций с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами, бланки, штампы, круглую печать со своим наименованием.

Юридический адрес: 606034, г. Дзержинск Нижегородской области, ул. Галкина, д.10, телефон: 8(8313) 32-25-79, E-mail: ds141uddudzr.ru, сайт ladushki-141.ru.

Фактический адрес: 606034, г. Дзержинск Нижегородской области, ул. Галкина, д. 10

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на ОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:

- Устава ДОУ, утверждённого постановлением Администрации города Дзержинска № 2950 от 01.09.2011;

- Лицензии на право ведения образовательной деятельности

Учреждение функционирует с 21 декабря 1992года.

Здание построено по типовому проекту на 12 групп со спальнями и крытым плавательным бассейном.

С учетом реконструкции в 1993, 1998 гг. в ДОУ выделены дополнительные помещения: кабинет учителя - логопеда, кабинет педагога - психолога, спортивный зал, в 2004-05 г. – выделено помещение под музыкально – театральную гостиную, в 2010 г.- оборудован тренажерный центр.

На территории ДОУ оборудованы прогулочные площадки для каждой возрастной группы, где имеется игровое оборудование для разнообразной продуктивной деятельности, организации сюжетно – ролевых, подвижных игр, игр с водой и песком, имеется оборудованная физкультурная площадка, сад-огород, уголок леса.

По итогам аттестации и государственной аккредитации в 2003 году дошкольному учреждению присвоен статус Центра развития ребёнка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. В 2007 году детский сад подтвердил статус Центра.

В детском саду функционирует 10 групп общеразвивающей направленности, из которых 2 группы для воспитанников раннего возраста и 8 групп для воспитанников дошкольного возраста:

Первая младшая группа – 2-3 года (2 группы)

Вторая младшая группа – 3-4 года (2 группы)

Средняя группа – 4-5 лет (2 группы)

Старшая группа – 5-6 лет (2 группы)

Подготовительная к школе группа – 6-7 лет (2 группы)

Группы общеразвивающей направленности комплектуются по возрастному принципу.

Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Возрастные особенности детей подробно сформулированы в комплексной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство»: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Кадровый потенциал.

ДОУ укомплектовано кадрами в соответствии со штатным расписанием - воспитатели и специалисты: старший воспитатель – 1ст., инструктор по физической культуре- 2 ст.; учитель – логопед – 1 ст.; музыкальные руководители - 2,5ст.; педагог - психолог – 1ст.; воспитатели -17, 3 ст.



Социальный статус родителей. Сведения о родителях.

Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников (законные представители).

Анализ социального состава семей воспитанников МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 141 показывает:

Состав семьи

2014-2015г.




Полные семьи

91%

Неполные семьи

9%

Многодетные семьи

7%

Неблагополучных

0%,

Образование родителей

Высшее

88%

Незаконченно высшее

3%

Средне- специальное

9%

Социальный состав

Рабочие

7%

Служащие

13%

Предприниматели

80%

Анализ социального статуса родителей (законных представителей) и анкетирование образовательных потребностей родителей показал, что они ориентированы на обучение детей в статусных школах города и лицеях Нижнего Новгорода с углубленным изучением математики, иностранного языка. Поэтому перспективу развития ДОУ видим в:

- информатизации дошкольного учреждения;

- в повышении ИКТ - компетентности педагогов;

- в предоставлении дополнительных платных услуг детям с нарушением речевого развития (ФНР, ФФНР);

- в предоставлении дополнительных платных услуг по обучению английскому языку;

- в предоставлении дополнительных платных услуг «Одаренный ребенок» по программе Л.А. Венгера

Взаимодействие учреждений разных типов и видов имеет огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в дошкольном учреждении. При этом взаимодействующие организации взаимообогащают деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим опытом и развития кадрового потенциала ДОУ.

В детском саду сложилась определенная система сетевого взаимодействия образовательных учреждений в условиях введения ФГОС дошкольного образования. МБДОУ ежегодно заключает договор о сотрудничестве с учреждениями:



МБОУ СОШ № 38

Целью сотрудничества сторон являются:

- подготовка детей и родителей к школе;

- создание благоприятных условий для быстрой адаптации будущего школьника.

Формы взаимодействия: экскурсии, совместные педагогические мероприятия, родительские собрания, встречи учеников начальной школы и дошкольников.

Библиотека им. Гагарина

Цель взаимодействия – это обеспечение образовательного и воспитательного процесса информационными ресурсами по развитию дошкольников, по воспитанию у детей интереса к работе с книгой в поисках необходимой информации.

Взаимодействие с библиотекой предполагает знакомство педагогов с новинками педагогической литературы, получение во временное пользование книг, оформление ксерокопий необходимых для работы материалов, направленных на активизацию педагогической работы в детском саду.

С детьми проводятся – экскурсии, викторины, конкурсы, выставки.

Для педагогов проходят анонсы новинок методической литературы, организуются выставки и педагогические чтения.

Детская поликлиника № 10 – обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний.

Целью взаимодействия с поликлиникой является

- обеспечение прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством РФ.

Средствами обеспечения преемственности являются профилактические, оздоровительно-восстановительные меры, включающие в себя вакцинопрофилактику плановую и по эпидемическим показаниям, лечебно-оздоровительную работу, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры, в том числе лабораторную диагностику.

Данное сетевое взаимодействие позволяет эффективно внедрять ФГОС дошкольного образования и повышать его качество.

В ДОУ созданы необходимые условия для коррекционной помощи детям с недостатками речевого развития.



      1. Цели и задачи реализации Программы дошкольного образования.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 64 дошкольное образование направлено:

- на формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;

- на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуально подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Цель Программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:



  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Программа направлена на решение задач, сформулированных в ФГОС ДО, среди которых:

- задачи, связанные с развитием и воспитанием дошкольников, в том числе:



  • формирование общей культуры личности детей;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- задачи, связанные с управленческими решениями, в том числе:

  • обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

  • повышение социального статуса дошкольного образования;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами комплексной программы «Детство» осуществляется решение следующих задач развития и воспитания детей:

  • укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

  • целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

  • обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

  • развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

  • пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

  • органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

  • приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

  • - приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница