С развитием и распространением Интернет технологий у дистанционного образования появились новые возможности



Скачать 166,14 Kb.
Дата29.10.2016
Размер166,14 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Использование дистанционного образования на примере

Института дистанционного обучения

Новосибирского государственного технического университета

Выполнила соискатель:

Выдрыч Н.В. ст. преподаватель ИУБПЭ СФУ

Проверил:

Красноярск 2011

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большинство абитуриентов стоят перед выбором получить высшее образование лично, ежедневно посещая лекционные практические занятия, либо, не покидая пределы родных стен, самостоятельно, обучаясь дистанционно.

С развитием и распространением Интернет технологий у дистанционного образования появились новые возможности . В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения.

Вот несколько интересных зарегистрированных фактов дистанционного образования:

1. Бюджет Открытого Университета Великобритании составляет 400 млн.фунтов;

2. В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны;

3. Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1млн. студентов;

4. 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения;

5. 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития.

Дистанционное образование набирает обороты.

Рассмотрим система дистанционного образования на примере Института дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета.

Материалы, используемые при написании данного реферата, взяты и переработаны с сайта Новосибирского государственного технического университета.

Институт дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета является структурным учебным и методическим подразделением (НГТУ).

На сайте указаны следующие направления деятельности Института дистанционного обучения:

1. Совместно с факультетами и кафедрами университета проведение работ по организации, внедрению и сопровождению дистанционных форм обучения на базе технологий электронного обучения;

2.Разработка методического обеспечения электронного обучения;

3.Разработка программных систем в сфере электронного обучения;

4.Предоставление услуг компьютерного центра для организации дистанционного обучения;

5.Обучение и консультирование преподавателей по работе в электронной среде обучения;

6.Проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера по тематике электронного обучения и дистанционного образования;

7.Осуществление кооперации с другими образовательными учреждениями для повышения эффективности дистанционного и электронного обучения;



8.Содействие информатизации всех уровней образования в Сибирском регионе.

История существования ИДО насчитывает более 14 лет. В НГТУ в 1992 году был образован единый заочный общетехнический факультет, в 1997 г. на его базе был организован Институт дистанционного образования (ИДО) НГТУ. В течении последующих нескольких лет ИДО планомерно развивался и приобретал опыт. В 1998 г. впервые был организован конкурс университетских грантов на разработку электронных учебных пособий. В этом же году по инициативе ТГУ, НГТУ и АГУ была создана «Ассоциация Сибирский Открытый Университет». В 1999 г. был введен в эксплуатацию компьютерный зал с современным высокотехнологичным программным обеспечением. . В 2000 г. образована лаборатория мультимедийных и сетевых средств обучения. В 2001 – 2003 гг.ИДО НГТУ принял участие в проекте TACIS DELPHI. Один из важнейших результатов совместной работы - Новосибирский региональный центр ресурсов дистанционного образования (РРЦ ДО), созданный на базе ИДО НГТУ. В 2003 г. создан центр лингвометодических информационных ресурсов (ЦЛИР) ИДО НГТУ. В 2004 г. создан центр дистанционного довузовского образования ИДО НГТУ. В этом же году состоялся первый выпуск курса «Информационные технологии в образовании (компьютерная лингводидактика)». В 2005 г. на сайте ИДО НГТУ появилась система электронных консультаций и система тестирования DiTest. С 2005 г. Осуществляется набор на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий (комбинированная форма) - специальность 230105. В 2006 г. на базе учебного класса компьютерного центра ИДО Центром тестирования организовано первое компьютерное тестирование. Введена в эксплуатацию спутниковая система связи с филиалами и представительствами НГТУ. На дистанционном отделении ИДО появились специальности: 080111 «Маркетинг», 040101 «Социальная работа». В 2007 г. все филиалы и представительства НГТУ успешно прошли процедуру аккредитации. В 2008 г.на образовательном форуме «УЧСИБ 2008» ИДО НГТУ вручена золотая медаль Сибирской ярмарки за создание электронной среды обучения. В рамках ИОП разработана и апробирована программа повышения квалификации преподавателей и сотрудников НГТУ «Проектирование комбинированных курсов (очно-дистанционной формы с ИКТ-поддержкой аудиторного обучения)». В 2009 г. разработана базовая версия программы «Editoria (электронная аудитория)». Создан электронный тренажер для подготовки школьников к сдаче ЕГЭ (по математике, физике, русскому языку). На базе ИДО создан Научно-образовательный центр технологий электронного обучения. В 2010 г. В институте произошли структурные преобразования: институт дистанционного образования переименован в Институт дистанционного обучения. Первые выпускники ИДО НГТУ, обучавшиеся по комбинированной форме, получили дипломы о высшем образовании с присуждением квалификации инженера по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (выпускающая кафедра вычислительной техники АВТФ). ИДО принимает участие в первой Виртуальной выставки, проводившейся в рамках Третьей международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online», а также в проекте по созданию Электронной библиотеки университета. ИДО организует проведение IX международной научно-практической конференции «Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения» и виртуальной выставки электронных образовательных ресурсов, проводившейся в ее рамках. Филиалы и представительства ИДО НГТУ находятся в таких в городах, как: Бердск, Ноябрьск, Искитим, Куйбышев, Татарск (Новосибирская область), Назарово (Красноярский край), Новокузнецк (Кемеровская область), Горно-Алтайск (республика Алтай).

ИДО имеет право осуществлять образовательную деятельность в филиалах и представительствах по любым формам обучения, принятым в университете. Внутри университета ИДО может осуществлять образовательную деятельность, согласованную с центром довузовского обучения, по дистанционной довузовской подготовке, дистанционным формам повышения квалификации и переподготовке специалистов. Для организации учебной работы по отдельным лицензированным направлениям, специальностям, формам подготовки и переподготовки в составе института могут организовываться отделения, центры, лаборатории и другие структурные единицы.

В состав ИДО НГТУ входят следующие структурные подразделения:

1. Отдел филиалов и представительств;

2. Отдел дистанционных образовательных технологий;

3. Научно-методический отдел;

4. Лаборатория прикладной лингвистики и образовательных технологий;

5. Лаборатория мультимедийных и сетевых средств обучения;

6.Компьютерный центр;

7. Центр довузовского образования;

8. Научно-образовательный центр.

Согласно утвержденного положения основные цели создания и функционирования ИДО это укрепление позиций НГТУ в информационном образовательном пространстве Новосибирского региона и усиление его адаптивности к экономике знаний; удовлетворение потребностей населения региона в образовательных услугах с использованием технологий дистанционного и электронного обучения; содействие учебным подразделениям НГТУ во внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Таким образом, основная цель ИДО это поддержка, внедрение и развитие дистанционных форм обучения в НГТУ на базе современных технологий электронного обучения.

У каждого структурного подразделения ИДО собственные цели и задачи.

Отдел филиалов и представительств (ОФиП) организует прием и обучение по образовательным программам высшего, ускоренного высшего, дополнительного профессионального и довузовского образования по специальностям в очной, очно-заочной и заочной формах обучения в филиалах и представительствах НГТУ. ОФиП создает и развивает сеть филиалов и представительств НГТУ в Новосибирской области и за ее пределами, организует работу по управлению качеством обучения в филиалах и представительствах.



Отдел дистанционных образовательных технологий (ОДОТ) осуществляет методическую и технологическую поддержку дистанционного обучения; подготовку образовательных программ по использованию дистанционных технологий обучения для преподавателей и сотрудников в системе повышения квалификации; сопровождение электронного обучения; обучение преподавателей для подготовки электронных учебно-методических комплексов; участвует совместно с факультетами в организации приема на комбинированную форму обучения с помощью электронных технологий; осуществляет организацию и обеспечение подготовки школьников для поступления в Новосибирский государственный технический университет с помощью дистанционных технологий.

Научно-методического отдел осуществляет нормативное и учебно-методическое обеспечение развития дистанционного и электронного обучения в НГТУ, управление его качеством; методическое и информационное обеспечение наполнения портала ИДО и образовательного портала НГТУ; научно-исследовательскую и научно-методическую работу в области информатизации образования, дистанционного и электронного обучения и его качества; подготовку магистрантов и аспирантов, научно-исследовательскую работу со студентами по тематике информатизации образования; содействие формированию информационно-образовательной среды НГТУ; обеспечение деятельности Координационного Совета по информатизации образования; выполнение образовательных проектов общеуниверситетского значения по информатизации образования; содействие развитию сети ресурсных центров НГТУ; обеспечение работы по взаимодействию с ВУЗами России, реализующими дистанционные формы обучения, для устранения дублирования и разработки общих образовательных программ.

Учебно-научная лаборатория прикладной лингвистики и информационных образовательных технологий (далее УНЛ). Основная задача УНЛ - научно-методическое обеспечение совершенствования подготовки студентов непрофильных специальностей в области ИКТ, эффективного использования ИКТ в преподавании иностранных языков, подготовки и переподготовки специалистов в области методики преподавания иностранных языков и разработки электронных учебных материалов по иностранным языкам. УНЛ ведет учебную нагрузку по профилю лаборатории на дневном и заочном отделении, в магистратуре и аспирантуре. УНЛ координирует работы по реализации стратегической программы НГТУ «Совершенствование языковой подготовки»; осуществляет научно-методическое руководство программой интеграции ИКТ в процесс обучения иностранным языкам (включая русский язык как иностранный) на всех уровнях и во всех формах обучения; координирует работу по созданию электронных учебных материалов по иностранным языкам для всех форм обучения, проводит экспертизу их качества; занимается научно-методическим обеспечением общих и специализированных курсов информатики для студентов непрофильных специальностей и мониторинга уровня компетенций в области ИКТ студентов и преподавателей непрофильных специальностей; поддерживает специализированный методический веб-сайт; осуществляет научно-методическую, информационную и консультационную поддержку преподавателей и кафедр иностранных языков по проблемам использования ИКТ в профессиональной деятельности.

Лаборатория мультимедийных средств обучения разрабатывает технологии электронного обучения. Занимается поддержкой и развитием программного комплекса для электронного обучения в НГТУ. Лаборатория предоставляет подразделениям НГТУ технологическую и методическую поддержку в разработке учебно-методических материалов для системы дистанционного образования, проводит научную работу в области создания мультимедийных и сетевых средств обучения. Лаборатория разрабатывает базы данных для хранения электронных учебно-методических курсов, тестовых заданий, совершенствует специализированный портал для комбинированной формы обучения, дистанционного довузовского обучения, образовательный портал НГТУ, портал ИДО.

Компьютерный Центр обеспечивает функционирование учебных классов, их оборудование, развитие телекоммуникационной сети филиалов и представительств, обеспечивает проведение занятий в терминальных учебных классах для студентов и слушателей ИДО, для преподавателей НГТУ, занимающихся развитием технологий дистанционного образования, для студентов и слушателей факультетов НГТУ в области информационных технологий, а также оказывает дополнительные образовательные услуги. Силами Компьютерного Центра ИДО поддерживается функционирование Центра тестирования НГТУ.

Научно-образовательный центр «Электронное обучение» создан для развития научных исследований и консалтинга по направлениям и тематикам в области применения электронного обучения. Основная цель НОЦ это консалтинг в области электронного обучения и проведение межотраслевых комплексных НИР в области электронного обучения.

НОЦ решает следующие задачи:

1.Развития научных исследований в области электронного обучения;

2. Развитие системы консалтинга в электронном обучении и формирование для этих целей института экспертов в области электронного обучения

3.Научно-методическая поддержка региональных образовательных сред как структурных элементов единой образовательной информационной среды

4.Дополнительное образование и повышение квалификации кадрового состава образовательных учреждений в области электронного

НОЦ предлагает пройти обучение на курсах повышения квалификации по следующим программам:

1. Управление образовательными проектами

2. Технология электронного обучения в деятельности преподавателя

Аудитория курсов повышения квалификации: преподаватели, менеджеры разного уровня и специалисты образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, занимающиеся или планирующие заниматься проектной деятельностью.

На сайте ИДО НГТУ уже опубликованы правила приема на 2011 год. Прием документов на первый курс всех форм получения образования (очную, очно-заочную, заочную) начинается 20 июня. Кроме того, есть пошаговое руководство по поступлению на следующие варианты обучения:

1.первое высшее образование, очное поступление. Квалификация бакалавр;

2.первое высшее образование с предоставление документов по почте. Квалификация бакалавр;

3.второе высшее образование.

Во всех вариантах предусмотрена регистрация на сайте ИДО. Регистрационные данные нигде не публикуются, они необходимы для установления контактов между абитуриентом и администрацией ИДО НГТУ. В случае поступления на обучение указанный логин и пароль могут использоваться для входа в электронную среду обучения.

Необходимый список документов передается лично в приемную комиссию или высылается по почте. Зачисление на первое высшее образование происходит по результатам ЕГЭ или по результатам подведения итогов вступительных испытаний. На второе высшее образование зачисление происходит по результатам собеседования.

Существует также комбинированная форма обучения, которая представляет собой заочную форма обучения с применением дистанционных технологий.В результате успешного окончания обучения выпускник получает диплом бакалавра или специалиста (инженера), в Приложении к которому указывается: «заочная форма» образования.

Комбинированная форма позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий: в учебном году проводится 2 сессии, одна из которых очная, а другая – дистанционная (без приезда в НГТУ). Студенты, обучающиеся по комбинированной форме, должны иметь доступ в Интернет, посредством которого в электронной среде обучения (ЭСО) НГТУ происходит обучение.

Направления обучения в ИДО НГТУ:

1.Технические и технологические. Включает семь специальностей: Электроэнергетика и электротехника (модуль Электротехника); Управление качеством; Информатика и вычислительная техника; Прикладная информатика; Технология продукции и организации общественного питания; Техносферная безопасность.

2.Экономические и гуманитарные. Включает также семь специальностей: Реклама и связи с общественностью; Экономика; Менеджмент; Бизнес-информатика; Сервис; Туризм; Конфликтология.

Стоимость обучения составляет от 33 000,00 руб. до 38 000,00 руб. в зависимости от специальности и места набора.

Студентам ИДО НГТУ предоставляются следующие возможности:

1. Получения всех учебно-методических материалов в электронном виде через ЭСО и на компакт-дисках;

2. Получения дистанционных консультаций у преподавателей (форум off-line и телеконференции);

3. Участия в дистанционных семинарах (форум off-line);

4. Отправки работ на проверку;

5. Сдачи экзаменов и зачетов в дистанционную сессию через интернет-тестирование;

6. Обмена сообщениями с преподавателями и тьюторами;

7. Получения полной информации о процессе обучения, в том числе об оценках в течение семестра;

8. Работы в ЭСО в индивидуальном, удобном для студента режиме.

Для студентов работает специальная Служба поддержки студентов в целях оказания консультационной помощи по методическим, педагогическим, технологическим вопросам, касающимся начала обучения с использованием ЭСО НГТУ и по функционированию учебного процесса в течение семестра.

Таким образом, в процессе обучения студента сопровождают преподаватели, служба поддержки студентов, технологическая служба (системные администраторы и инженеры-программисты).

Общение с преподавателями, службой поддержки студентов и технологической службой возможно в режиме форума (на сайте) либо через электронную почту.

В качестве платформы электронной среды обучения ИДО НГТУ служат продукты семейства DiSpace. Эти программные системы обеспечивают поддержку электронного обучения как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.

Преимущество электронной среды ИДО НГТУ:

1. Модульность;

2. Удобство интерфейса;

3. Простота использования;

4. Возможность интеграции в любые электронные системы обучения;

5. Web-ориентированность;

6. Несколько уровней доступа;

7. Небольшой объем требуемых системных ресурсов;

8. Постоянное развитие и обновление сервисов;

9. Техническое и методическое сопровождение.

Для студентов разработано пошаговое руководство по работе в электронной среде обучения, которое размещено на сайте ИДО НГТУ. В случае отсутствия оплаты за обучение доступ может быть ограничен. В случае отчисления доступ полностью прекращается.

Система DiClass доступна с любого компьютера подключенного к сети, имеющей доступ к Интернет, т.к. система является сетевым приложением и для работы в ней необходим только web-браузер. Система содержит следующие разделы:

1.Учебные дисциплины»: В этом разделе представлен перечень доступных дисциплин текущего семестра. По каждой дисциплине студент может отправить выполненные задания, получить консультацию, участвовать в семинаре, увидеть выставленные оценки в журнале. При нажатии на наименовании дисциплины откроется новое окно с учебно-методическими материалами по курсу. В заголовке страницы можно выбрать семестр, по которому необходимо получить информацию;

2.Система тестирования. При выборе этого раздела меню запускается система DiTest, которая используется для проведения промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам (для проведения зачетов и экзаменов). Конкретные условия проведения тестирования определяются преподавателем по дисциплине.

3.Личные сообщения. В этом разделе можно задать вопрос преподавателю, не касающийся изучения дисциплины. Вопросы по изучению дисциплины задаются в разделе Консультации. В разделе Личные сообщения можно задать вопросы специалистам методической и технической поддержки, написать сообщения своим одногруппникам.

4.Моя группа. При выборе этого раздела меню на странице выводится список группы с краткой информацией по каждому студенту. С этой страницы можно написать личное сообщение выбранному одногруппнику.

5.Моя личная страница. В разделе Моя личная страница студент может указать сведения о себе. Загруженная фотография будет видна всем преподавателям, менеджерам и одногруппникам.

6.Файлы. При выборе этого раздела меню на странице выводится список выложенных тьюторами файлов и предназначенных персонально студенту. Эти файлы студент может скачать и сохранить на своем компьютере.

7.Поддержка. При выборе этого раздела меню на странице выводится список тьюторов, инспекторов и специалистов технической поддержки. При возникновении вопросов по приведенной таблице можно определить ФИО и контакты необходимого специалиста ИДО НГТУ.

Для своих партнеров ИДО НГТУ предлагает совместную образовательную деятельность в таких направлениях как:

1.Высшее профессиональное образование:

- возможно сотрудничество в области совместной разработки электронных УМК;

- использование ресурсной базы Электронного обучения НГТУ для совместных образовательных проектов;

- методическая (консультационная) поддержка в разработке электронного контента.

2.Довузовское образование:

- совместные образовательные проекты и учебные курсы для старшеклассников;

- репетиционные экзамены;

- тестирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Институт дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета предлагает широкий спектр возможностей для получения дистанционно высшего образования. Основным преимуществом дистанционного образования является высокая технологичность, т.к. обучение производится с помощью современных программных и технических продуктов, что в разы повышает эффективность обучения. При дистанционном обучении применяется объективная оценка знаний и навыков студентов, что уменьшает уровень стресса при сдаче экзаменов и зачетов. Еще одно преимущество – возможность выбрать понравившийся университет, не покидая пределов родного города и страны. В процессе обучения студенты самостоятельно составляют график обучения, а также список изучаемых предметов. Обучаясь дистанционно, студенты становятся более самостоятельными и ответственными. Но есть и недостатки дистанционного обучения: недостаточная техническая оснащенность, отсутствие личного контакта с преподователем и одногруппниками, недостаток практических занятий. Если студент принял решение взвешенно и обдуманно и готов платить за свое обучение, недостатки легко устраняются: приобрести мощный компьютер в кредит, общаться при помощи электронной почты, видеоконференций через программы isq, scype.

Таким образом, по мере развития Интернет технологий и совершенствования методик дистанционного обучения за таким видом образования большое будущее и все больше вузов будут предлагать получить дистанционно высшее образование.

Список использованной литературы
1.www.ido.nstu.ru

2.www.facultet.ru

3.www.curator.ru

4.www.academy.odoportal.ru



5.www.rgkiu.ru

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница