Салит В. В., Субботина О. А



Дата31.10.2016
Размер35,7 Kb.
Формирование системы профессионального образования инвалидов

Салит В.В., Субботина О.А.

Томское региональное общественное движение "ДИВО"
В процессе профессиональной реабилитации инвалидов важную роль играет профессиональное образование. Если учесть тот факт, что российская система образования в целом не уступает по качеству образованию в развитых странах, то вопросы высшего профессионального образования инвалидов оказались, как бы просто не востребованы обществом. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда при обсуждении этого вопроса с чиновниками они ссылаются на отсутствие статистических данных или небольшое количество абитуриентов-инвалидов. Да действительно, пока проценты и цифры не впечатляют в масштабах последней волны абитуриентов и студентов. Мы считаем в условиях надвигающейся демографической «ямы» ситуация может измениться так резко, что не использовать оставшееся короткое время для подготовки к ней – грозит катастрофой.

А сейчас, даже этот «ручеек» молодых людей с ограниченными физическими возможностями, решившихся побороться с судьбой и получить достаточно мощное средство выживания в условиях рыночной экономики, натыкается на барьеры. Резкий уклон ВУЗов в коммерциализацию – объективная реальность. Зарабатывание денег – лозунг многих учебных заведений, тут конечно ВУЗам не до инвалидов! К сожалению не чувствуется адекватной системы противовесов в политике государства. Ведь поддержка и развитие профессионального образования инвалидов – это эффективное долгосрочное инвестирование в решение застарелых социальных проблем общества. Для университетов, которые стремятся получить статус инновационного университета, должно быть выгодно участвовать в социальных программах. Государство обязано выстраивать взаимоотношения с университетами так, чтобы побуждать их активно включаться в социальные проекты и программы. Большую поддержку решению доступности высшего образования инвалидов в последние годы оказывают европейские программы TACIS и TEMPUS. Огромное спасибо грантодателям! Но пора менять взгляды, отношение и переходить к делу нам самим.

На наш взгляд, пришло время создать на государственном уровне систему профессиональной реабилитации инвалидов. Конференции и семинары по этой проблематики показывают, что накопленный опыт российских и зарубежных ВУЗов и общественных организаций мог бы стать хорошей базой в формировании системы. Начальные элементы решения подобных проблем одинако­во формулируются в различных университетских центрах.

Прежде всего, необходимо создать университетскую службу работы со стуентами-инвали­дами, общую для всех факультетов университета. Действия этой службы носят как внутри-, так и внеуниверситетский ха­рактер:



  • сотрудничает с различными организациями и ресурсными центрами внешними или внутренними в целях создания сети структур, которые работали бы с инвалидами,

  • организует индивидуальные процессы обучения в по­стоянном сотрудничестве студента и факультета, к кото­рому он прикреплен,

  • знакомит преподавательский, административный и тех­нический состав с физическими и психологическими последст­виями различных типов инвалидности, с существующими тех­ническими средствами помощи, наличием помощников.

По отношению к студенту первой задачей университета яв­ляется задача педагогическая. Поэтому данная служба не должна пытаться сама решить все проблемы, но работать в тесном сотрудничестве с сетью партнеров.

В настоящее время в университетской системе отсутствует такая служба по работе с инвалидами, нет даже административной должности менеджера ответственного за эту работу. Для развития системы высшего профессионального образования инвалидов и подготовке к увеличению абитуриентов из числа молодых инвалидов Томской области наиболее целесообразным является создание Томского регионального Центра довузовской подготовки и образовательного сопровождения инвалидов как организационного, методического и ресурсного координатора. В рамках Центра предполагается партнерское долевое участие всех ВУЗов, общественных организаций и органов власти. В Совет Центра должны входить представители университетов, назначенные ректорами ответственными за работу с инвалидами. Внутренняя структура Центра будет отвечать особенностям тех функций, которые необходимо выполнять для оказания помощи и поддержке студентов с ограниченными физическими возможностями для индивидуальной коррекции и выравнивания условий процесса обучения. Местонахождение и планировка помещения Центра должны отвечать требованиям архитектурной приспособленности и транспортной доступности для людей с инвалидностью разной степени тяжести.



Большая часть федеральных законов по вопросам образования и социальной защиты инвалидов уже имеется. Правда проект закона о специальном образовании где-то затерялся по дороге в Думу, но надеемся – и он найдется. Давайте обратим внимание свое и тех, кто отвечает за надзор и исполнение действующих законов, на те из них, в которых сказано о квотировании рабочих мест для инвалидов. Кстати, аналогичные законы приняты и во многих регионах. К сожалению, их выполнением, за редким исключением, мало кто занимается. В Томске квотирование рабочих мест для инвалидов не работает совсем. А ведь в них заложены не малые налоговые средства! Опыт французских коллег показывает, что если этот закон заработает, то финансовых средств будет вполне достаточно, чтобы система профессионального образования инвалидов смогла успешно формироваться и развиваться.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница