Саморазвитие как процесс профессионального становления студента



Скачать 49,33 Kb.
Дата14.06.2018
Размер49,33 Kb.
САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА

Толстоухова Ирина Васильевна

Тюменский государственный нефтегазовый университет

e-mail: i_tolstouhova@inbox.ru
Каждая личность в процессе становления и саморазвития, несет ответственность за то, кто она и кем становится. Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможность более полную реализацию себя как личности.

При целенаправленном процессе обучения наблюдается нацеленность на самостоятельное приобретение студентами знаний, умений, навыков на развитие самообразовательной компетентности.

Исследование проблемы профессионального и личностного саморазвития студентов вуза проводилось С. В. Бабиной, А.И. Бондаревской, А.В. Остапенко и др.

Например, А.В. Остапенко[3] рассматривает саморазвитие как интегральную характеристику стремлений и способностей студента: с одной стороны, как позитивные изменения его самости, а с другой –как ориентацию на самосовершенствование личностных качеств.

А.И. Бондаревская[1] профессионально-личностным саморазвитием называет взаимодействие процессов, отражающих собственные усилия личности в самоосуществлении себя как достойного человека и компетентного специалиста, постижении ценности и смыслов в жизни и профессий, вхождении в собственный личностный образ, выстраивания Я –концепции, овладении способами личностной саморегуляции и профессиональной самоорганизации.

В результате авторы в структуре профессионального и личностного саморазвития выделяют такие компоненты как: когнитивно- рефлексивный, мотивационно -ценностный, эмоциональный, практический.

Когнитивно- рефлексивный компонент саморазвития определяется в самопонимании и самосознании особенностей своей личности и уровня развития своей профессиональной компетентности и профессионально важных качеств.

Мотивационно – ценностный компонент способствует побуждению студента к саморазвитию, самосовершенствованию и определяет мотивы и потребности.

Эмоциональный – связан с самооценкой своих способностей, профессиональных и личностных достоинств и недостатков.

Практический – обусловлен способностью личности к саморегуляции своего поведения, умением осуществлять практические действия, направленные на самоизменение.

Все компоненты дополняют друг друга и тем самым способствуют саморазвитию студента.

Студент, отличающийся активным саморазвитием, характеризуется ответственностью за обучение, стремлением к самопознанию, рефлексией, открытостью, способностью к самоуправлению.

Таким образом, стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, будет сформирована, если студент, по нашему мнению, будет демонстрировать:


  1. умение профессионально самоорганизоваться;

  2. способность личностному самоуправлению;

  3. способность правильно формулировать и ставить цели;

  4. умение саморегуляции личностного поведения;

  5. умение осуществлять практические действия, направленные на личностное и профессиональное самоизменение;

  6. способность выбирать ценностно-смысловые ориентиры для поступков и решений.

Для изучения особенностей и структуры профессионального и личностного саморазвития на базе Тюменского государственного нефтегазового университета было проведено психолого-педагогическое исследование, в котором приняли участие 30 студентов первого курса направления «Менеджмент».

Были использованы следующие методы и методики:



  1. Методика «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек).

  2. Опросник личностной ориентации А. Шострома.

  3. Опросник определения уровня развития рефлексивности А.В. Карпова.

  4. Анкета самооценки студентами своих личностных и профессиональных качеств.

Полученные данные анкетирования показали, что 70% испытуемых занимаются саморазвитием. В когнитивно-рефлексивном компоненте из предложенных параметров на высоком уровне: интеллектуальность и серьезность по 17%. На среднем уровне: наблюдательность, рассудительность, требовательность к себе, умение разбираться в людях, рефлексивность, развитие психологической культуры 10 %. На низком уровне: умение рассматривать ситуацию с разных сторон 6%.

В эмоциональном компоненте результаты таковы: на высоком уровне смелость и уверенность в себе по 15%. Средний- коммуникабельность, целеустремленность, энергичность, сдержанность, раскрепощенность, гуманность по отношению к людям по 10%. Низкий –открытость и отзывчивость по 5%.

Результаты исследования мотивационно - ценностного компонента саморазвития выявили следующие ценности среди студентов. На первые четыре места испытуемые поставили такие жизненные ценности, как свобода и независимость, любовь, здоровье, семья. Саморазвитие занимает пятое место среди предложенных компонентов. На последних местах - популярность, известность, успех в профессиональной деятельности, уважение окружающих.

Из полученных данных мы видим, что саморазвитие как ценность занимает промежуточное положение между основными жизненными и профессиональными ценностями, поскольку рассматривается студентами в качестве необходимого условия достижения профессионального успеха.

Что же касается самоэффективности, самоактуализации и рефлексии, то их анализ показал, что все они имеют значимые взаимосвязи между собой в процессе саморазвития. Ценность саморазвития студентов связано с профессиональным качеством самоэффективность, а она в свою очередь с личным качеством самоактуализацией. Ведь каждый человек стремиться к максимальному раскрытию личностных возможностей, которые откладывают отпечаток на профессиональную деятельность. Соотношение между саморазвитием и рефлексией, дают оценку профессиональных и личностных достоинств и недостатков.

В результате, мы можем сделать вывод, что профессиональное и личностное саморазвитие студентов-менеджеров протекает в течение всей жизни, в том числе и в вузе. Для будущих специалистов саморазвитие неразрывно связано с такими категориями профессионального становления, как профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, профессионально важные качества личности.



Литература:

  1. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально- личностного саморазвития студентов: автореф. дис…..канд. пед. наук/А.И. Бондаревская.─Ростов-наДону,2004.─30с.

  2. Миняева Н.М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук/ Н.М. Миняева //Высшее образование сегодня.─2010.─№7.─С.49─54.

  3. Остапенко А.В. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза: автореф. дис…..канд. пед. наук/А.В. Остапенко.─ Нижний Новгород,2008.─28с.

  4. Толстоухова И.В. Условия оптимизации самостоятельной работы студентов/И.В. Толстоухова// Инновации в профессиональном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конференции.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С.100-103.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница