Санкт-петербургский государственный



страница1/5
Дата18.10.2016
Размер0,78 Mb.
  1   2   3   4   5




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





Кафедра архитектурного проектирования

На правах рукописи

Ерошенко Анастасия Алексеевна

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ ПОД ОБЪЕКТЫ ВЫСТАВОЧНО-МУЗЕЙНЫХ ЦЕНТРОВ

Направление «Архитектура»

Специализация «Архитектура жилых и общественных зданий»

Диссертация

диссертации на соискание академической степени

магистра архитектуры

Научный руководитель: доц., Новоходская Н. С.

Санкт-Петербург - 2013



СОДЕРЖАНИЕ

Введение (актуальность темы)...................................................................................3



Глава 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования выставочно-музейных центров на исторических промышленных территориях................7

1.1. Современный зарубежный опыт проектирования выставочно-музейных центров на исторических промышленных территориях..............................................7

1.2. Современный отечественный опыт проектирования выставочно-музейных центров на исторических промышленных территориях............................................17

1.3. Эволюция промышленного пояса Санкт-Петербурга от истоков до современности; возможности по развитию промышленных зон.......................................24

Выводы по 1 главе.....................................................................................................35

Глава 2. Анализ факторов, влияющих на проектирование выставочно-музейных центров, типология выставочно-музейных центров

2.1. Влияние природно-климатических факторов

2.2. Влияние социально-демографических факторов

2.3. Анализ объемно-планировочных решений музеев и выставочных центров

Выводы по 2 главе

Глава 3. Принципы формирования архитектурно-планировочного решения выставочно-музейного центра науки и техники в г. Санкт-Петербурге

3.1. Архитектурная часть.

3.2. Конструктивные особенности

3.3. Инженерное обеспечение объекта

3.4. Транспортная инфраструктура

3.5. Экономические расчеты

Выводы по 3 главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения



Введение
Ни для кого не секрет, что проблема так называемого «промышленного пояса» Санкт-Петербурга стоит весьма остро. Во время последнего ежегодного отчета (состоявшегося 24 апреля 2013 г.) губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко рассказал депутатам Законодательного собрания, что здания в бывших промышленных зонах между историческим центром и спальными районами не будут сносить. «В 2012 г. предприниматели предложили около 2 000 поправок в Генеральный план Санкт-Петербурга, среди которых, по словам губернатора, не нашлось ни одного интересного предложения для „серого пояса”. Самые популярные варианты использования площадей — элитное и многоэтажное жилье, бизнес- и торговые центры. Вместо этого Смольный будет ждать проектов по созданию „комфортабельной среды с современными, удобными для жизни кварталами, хорошей инфраструктурой и рекреационными зонами” в рамках уже существующей застройки».1

В настоящий момент промышленные объекты Санкт-Петербурга занимают около 43% территории центральной части города, в то время как в западноевропейских городах в среднем 10%. По этому показателю Петербург опережает даже Москву, в которой промышленные объекты занимают не более трети центра города.2

Как высказался в своем выступлении Георгий Полтавченко: «Считайте, что мы заключили „Брестский мир наоборот“». Дело в том, что все предложения относительно промышленного пояса Санкт-Петербурга предусматривали перевод земель в категорию высокодоходной жилой застройки и строительство стены из многоэтажек вокруг центральных районов. Нужно оставить городу шанс создать взамен промышленного пояса не каменные джунгли, а комфортабельную среду с современными, удобными для жизни кварталами, хорошей инфраструктурой и рекреационными зонами.

Согласно аналитическим исследованиям консалтинговой компании PETERLAND, градостроительному преобразованию подлежат 6 тыс. га «серого пояса». К наиболее болезненным территориям относятся промышленные зоны в Калининском, Невском, Московском и Кировском районах, а также на юге Адмиралтейского района, где загрузка мощностей предприятий составляет всего 35 %, т. е., по большей части, такие фабрики и заводы — полумертвая зона, занимающая невероятно огромные пространства. Проблема промышленного пояса Санкт-Петербурга стоит весьма остро, потому что он блокирует центральную часть города и представляет собой никак не использующиеся заброшенные территории, обладающие по своей сути огромным потенциалом, как для города, так и для общества в целом.

По словам Олега Паченкова, директора Центра прикладных исследований европейского университета в Санкт-Петербурге и заместителя директора Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ), «заброшенные промышленные территории — это „территории-иждивенцы“, которые не приносят городу никакого дохода».3 Чтобы преобразовать такие неблагополучные фрагменты города в успешные и комфортные для жизни районы, нужно вовлечь в процесс обсуждения разные слои населения. Важно понять, чьи интересы затрагивает данная конкретная территория, и вместе с выявленными заинтересованными лицами сформулировать общую концепцию ее развития. Только после этого можно начинать разработку собственно проекта.

Архитектор ООО «Петроградстрой» А. Осипов, занимавшийся реконструкцией центра современной культуры «Факел» на Софийской ул., 44, уверен, что дешевых пространств для креативных людей не хватает точно; не хватает мастерских, кузниц, сварочных производств. При этом на многих заводах огромные площади пустуют. «И попробуй туда влезть со своими идеями. Аренда будет такая же, как она и есть на сегодня для этих несчастных, назовем так, художников».4 Без участия властей эту проблему не решить. А вот в Европе успешных примеров превращения промышленных пространств в культурные немало. Так, в Гамбурге есть целый район из бывших заводов. Из них сделали шикарные «арт-пространства», и это всем нравится. «Самое главное, чтобы заводы не сносили, как пакгауз Варшавского вокзала в Петербурге. Потому что каждый старый домик — это уже память».5 Творческие пространства у нас могут играть прежде всего роль маркетингового инструмента в привлечении в проект арендаторов и клиентов. «В Петербурге пока не реализовано ни одного проекта редевелопмента промышленной территории исключительно под креативную функцию. Те же «Ткачи» представляют собой в первую очередь офисный центр, на части площадей которого организовано арт-пространство для проведения культурных и деловых мероприятий».6 Как пишет в своем предисловии к книге М. С. Штиглиц «Промышленная архитектура Петербурга» В. Лелина, что «нет сомнений, что реконструкция промышленности жизненно необходима нашему городу. Но в силу обстоятельств на промышленных предприятиях сложилась уникальная ситуация. Оказывается, мы слишком бедны, чтобы строить новое производство надолго, предвидя дальнейшее его развитие, но слишком богаты, потому что с легкостью идем на разрушение памятников промышленной архитектуры, на уничтожение техники прошлого века — печатных станков, паровых машин, ткацкого оборудования, проработавших рекордное количество лет».7

К сожалению, тема редевелопмента не получает широкого распространения в силу ряда причин (в основном экономических), а если и случаются такие проекты, то чаще заводы застраиваются жильем или превращаются в бизнес-центры, а о создании выставочно-музейного комплекса мало кто задумывается. И это, не смотря на то, что в последнее время «музейный бум» охватил почти весь мир. Новые музеи или модернизированные под музеи старые постройки способны подарить новую жизнь заброшенным или не благополучным территориям, при чем музеи во многих случаях становятся не просто местом притяжения жителей и туристов, но и архитектурной и градостроительной доминантой. «Музеи всегда являлись не только сокровищницами культуры и просветительскими центрами, но и индикаторами престижа — правителей, городских коммун, отдельных политиков, общественных институций или частных коллекционеров».8 При этом архитектура самих музеев зачастую может конкурировать с наполняющими его экспонатами. Проектирование выставочно-музейных комплексов и по сей день представляет широкий интерес для архитекторов, что позволяет им проявлять все свои творческие способности в полной степени.


Глава 1. Анализ зарубежного и отечественного опыта проектирования выставочно-музейных центров на исторических промышленных территориях
Современный зарубежный опыт проектирования выставочно-музейных центров на исторических промышленных территориях
В наше время, век инновационных технологий и интернета в музеи ходит больше всего посетителей за всю их историю существования, и эта аудитория как никогда разнообразна. При этом музеи играют также и роль серьезных источников прибыли, как неотъемлемая часть культурного туризма и «экономики впечатлений». Отдельной строкой в этой теме стоит реконструкция, превращающая «музейную „оболочку“ в экспонат, обыгрывая контраст старого и нового».9 Это можно проследить, как на примере работы со средневековыми памятниками, так и с более молодыми промышленными и инженерными сооружениями, как, например, бывший вокзал, а ныне музей Орсе Гае Ауленти в Париже (1980-1986 гг.). Музей Орсе располагается в бывшем здании одноименного железнодорожного вокзала и примыкающего к нему отеля на левом берегу Сены в самом центре Парижа, через реку от Лувра. Вокзал, спроектированный архитектором Виктором Лалу, был открыт 28 мая 1900 г. и стал первым в мире электрифицированным вокзалом. Орсе обслуживал направление движения ПарижОрлеан. Однако к 1939 г. движение поездов с этого вокзала практически прекратилось. В 1971 г. было принято решение разрушить здание. К счастью, этого не произошло, и во время пребывания Жоржа Помпиду на посту президента появилась идея преобразовать вокзал в музей

В США и Европе давно практикуется реновация промышленных зон, расположенных в центральной части городов. При разработке концепции редевелопмента принимаются во внимание особенности архитектуры промышленных зданий. Например, предприятия приборостроения, легкого машиностроения, некоторых видов легкой промышленности близки по архитектуре к общественным зданиям. Другие же имеют ярко выраженные специфические черты. Так, для большинства фабрик, заводов характерны значительная высота потолков, большие внутренние пространства. Часто для производства требуются машины внушительных габаритов. В таком случае само оборудование (доменные печи, градирни, различные емкости) становится своеобразным средством художественной выразительности. На месте табачных фабрик чаще всего инвесторы строят жилые комплексы и гостиницы (фабричные здания строились преимущественно в несколько этажей, производство не относится к разряду вредных). Текстильное производство относится к разряду вредных, поэтому чаще всего инвесторы используют здания текстильных фабрик под офисы и торгово-развлекательные центры.

В процессе исследования стало очевидно, что в мире существует достаточное количество примеров, так или иначе затрагивающих тему реорганизации исторической промышленной застройки (или исторических индустриальных территорий, таких как доки). Большая часть выставочно-музейных комплексов представляют собой либо художественные галереи, либо музеи техники, которые зачастую «обгоняют художественные по смелости архитектуры».10 Передовыми в области реновации промышленных объектов являются Великобритания и Германия, что не вызывает удивления. Хорошее впечатление произвел огромный торгово-развлекательный комплекс «Мануфактура» в Польше (г. Лодзь), расположившийся на территории бывшей фабрики Израиля Познаньского. Помимо кафе, баров, гостиницы и огромного количества магазинов, данный комплекс вмещает три музея (музей города Лодзь, музей фабрики и музей современного искусства «MS2»). Однако, подробнее я бы хотела остановиться на следующих примерах.

Одним из самых первых примеров организации музея на промышленной территории по праву можно считать Музей науки и промышленности MOSI (Museum of Science and Industry) в Манчестере (Великобритания). Этот музей является частью Национального музея науки и промышленности, который слился с Национальным музеем науки в 2012 г. В музее имеются многочисленные дисплеи, рассказывающие о железнодорожных локомотивах и о подвижном составе, о самолетах и о космических аппаратах. Музей первоначально назывался Северо-Западный Музей науки и промышленности, когда он открылся в 1969 г. во временных помещениях на улице Гросвенор (Grosvenor Street). В 1978 г. Городской Совет Манчестера приобрел здание бывшего железнодорожного вокзала Ливерпуль-роуд (Station Road Liverpool) по символической цене 1 фунт стерлингов. Здание было построено в 1830 г. и является первой в мире междугородной пассажирской железнодорожной станцией. Ливерпуль-роуд была конечной станцией железнодорожной ветки Манчестер-Ливерпуль. Когда в 1975 г. станция была закрыта, два самых старых здания были в очень плохом состоянии. С тех пор вся территория была тщательно отреставрирована. В настоящее время здание железнодорожного вокзала Station Road Liverpool является объектом культурного и исторического достояния и охраняется государством. 15 сентября 1983 г. Музей науки и техники был открыт в новом здании на 153 годовщину железнодорожной ветки Манчестер-Ливерпуль.

Манчестер по праву считается одним из самых больших индустриальных центров мира. В этом городе одном из первых появились большие фабрики и крупные заводы. Историю Манчестера связывают с историей промышленной революции. Музей науки и промышленности, расположенный в Манчестере (MOSI) дает посетителям уникальную возможность своим взглядом увидеть и почувствовать дыхание прошедших эпох. Большие залы музея заполнены не только предметами старины. Здесь присутствует мощная виртуальная информационная поддержка, что является неотъемлемой частью современного музея. Музей науки и промышленности помимо прочего представляет галерею, посвященную Великой промышленной революции. Эту галерею открыли в январе 2011 г. Посетителям Галереи выдают карточки со штрих-кодом, которые дают возможность активировать разные игры и викторины которые здесь устраивают. Некоторые предметы настолько велики, что стоят на улице. Коллекция музея охватывает большой исторический период, от промышленной революции до наших дней. В музее можно увидеть множество приборов и машин, которые были созданы британскими учеными. Часть выставки посвящена самолетостроению, ее гордостью являются самолеты RAF Avro Shackleton, Supermarine Spitfire и Hawker Hunter. Одними из наиболее старинных экспонатов считаются первые паровые машины. Значительная часть экспозиции отведена под поезда и железную дорогу. Один из залов посвящен развитию связи в Манчестере, от простейших телеграфов до современных мобильных технологий. Кроме того в музее есть первые реактивные двигатели, множество старинных автомобилей, автобусов и модели первых компьютеров.

Основным зданием комплекса музея является Большой западный склад, не так давно отреставрированный и улучшенный. С 29 января 2011 г. здесь открыта галерея, посвященная истории промышленности. Она разделена на 6 разделов. Основным моментом реконструкции стало вынесение за пределы основного здания рамп, лифтов и лестниц с туалетами, что позволило увеличить пространство на 1000 кв. м. На первом этаже располагается тематическая галерея, на втором популярная экспериментальная галерея, ресторан, кафе и магазин. Верхний же этаж оставлен для проведения корпоративных мероприятий, конференций и встреч со школьниками.

Музейный комплекс расположен в центре города, рядом с рекой Ирвелл. С точки зрения транспортной доступности местоположение удачное. За пределами комплекса и на территории существуют парковки, как для автомобилистов (в т. ч. маломобильной группы населения), так и для велосипедистов с мотоциклистами. Площадь территории составляет 2,4 га. Основные несущие конструкции — металлические и деревянные балки и фермы. Основной материал — красный кирпич. Новые лестницы заключены в стеклянные отсеки.

В качестве еще одного примера я бы хотела рассмотреть Немецкий Технический Музей в Берлине, DTMB (Deutsches Technikmuseum Berlin), который свое название получил в 1996 г., хотя был открыт в 1983 г (еще один пример ранней реорганизации). Музей расположен на территории бывшего депо железнодорожной станции Анхальтер Гютербанхоф (Anhalter Guterbahnhof). Стеклянное пятиэтажное здание музея спроектировали немецкие архитекторы Хелге Пиц и Ульрих Вольт (Helge Pitz and Ulrich Wolff). Вокруг разбили парк, засадив территорию бывшего депо деревьями и травами, среди которых до сих пор лежат железнодорожные пути. Музей имеет несколько зданий и площадок, одна из которых находится на территории бывшего железнодорожного веерного депо, рядом. Каждый год технический музей Берлина посещает около 600 тыс. посетителей, которых интересуют достижения техники и естественных наук. В нем находятся экспозиции сахарного производства, история развития и появления первых вычислительных машин, модели и работы Конрада Цузе — первооткрывателя компьютеростроения. Здесь же представлены экспонаты автомобильного, воздушного, железнодорожного транспорта, кораблестроения, средств коммуникации и связи, техники для книгопечатания, текстильное оборудование, маятник Фуко и различные иллюстрации эпох по развитию технического прогресса. Также на территории депо располагается Музейный парк, являющийся частью Музея Техники. Также музей имеет в своей структуре библиотеку, архив, научный центр, а также площадку для детей. Кафе также является неотъемлемой частью музей. Часть экспонатов представлена в парке (в том числе две ветряные мельницы и одна водная), занимающем большую часть территории музея.

Новым расширением для Немецкого музея технологий стало строительство здания музея международного уровня. Видное пятиэтажное здание, спроектированное архитекторами Берлина Хельге Питсом и Ульрихом Вольфом (Helge Pitz and Ulrich Wolff) имеет общую полезную площадь в 20 тыс. кв. м. Расположенный через дорогу от Потсдамской площади (рядом с центром, на промышленной стороне), его оригинальные, но функциональные формы стали безошибочною достопримечательностью города. Каждая выставка имеет 6 тыс. кв. м пола пространства. Обширные исторические архивы и 500-тысячетомная библиотека были открыты для посетителей с начала лета 2002 г.

Здание 95 м в длину, 103 м в ширину и 33 м в высоту, и имеет пять выставочных уровней. Оно расположено между старым зданием музея и бывшим складом товаров. Его угловой стеклянный фасад смотрит на канал Ландверканаль словно судно у причала. Через стеклянный фасад можно видеть коллекции музея. Архитектура является сильной стороной по выявлению первоначальных конструкций. Большая часть стен оставлена неоштукатуренной, поэтому бетон и чистую голую кладку все еще можно увидеть. Сборные конструкции также оставлены не скрытыми, также как и инженерные коммуникации.

В рамках исследовательского проекта были обеспечены все возможности по инженерии, в т. ч. кондиционирование и освещение. Цель заключалась в разработке, оптимизации и демонстрировании инновационных, структурно интегрированных систем для использования солнечной энергии и поставки природного света. Здание демонстрирует потенциал для экономии в больших общественных зданиях и использует новые возможности, заботящиеся об экономии энергии планирования, строительстве и использовании.

Нельзя не отметить Леннусадам (Lennusadam Seaplane Harbour) — Эстонский Морской Музей, расположенный в одном из старейших районов Таллинна — Каламая. Ангары гидросамолетов музейного комплекса Леннусадам получили высшее признание в области сохранения и восстановления культурного наследия Европы, завоевав Гран При Евросоюза в этой области — Еуропа Ностра. Реставрация таллиннских ангаров гидросамолетов была оценена, как великолепный образец крайне сложного и многопланового процесса, который поначалу казался невыполнимой задачей. Историческое здание было не просто отреставрировано, а превращено в популярный морской музей, а роль восстановленных ангаров стала существенной в дальнейшем развитии некогда заброшенной территории. Реконструкция ангаров для гидросамолетов Эстонского Морского Музея производилась в 2009-2012 гг. при финансовой поддержке Европейского Фонда Регионального развития. Проектом реконструкции руководило целевое предприятие музейного строительства, главным проектировщиком было бюро «КОКО Архитектид», а строителем — фирма «Нордекон». На данный момент Эстонский Морский Музей — самый посещаемый музей в Таллинне.

До Леннусадама можно добраться пешком, на общественном транспорте или автомобиле, однако остановки транспорта находятся на некотором расстоянии от объекта, что затрудняет доступ к музею. Для автомобилистов предусмотрена бесплатная парковка на территории музея.

Изначально ангары Леннусадама представляли собой часть Морской крепости Петра Великого, и были построены в 1916-1917 гг. Данный ангары являются первой в мире конструкцией, каркас и купола которой выполнены из железобетона. Заполнение простенков из кирпича. Помимо основной экспозиции, расположенной в ангарах, часть экспонатов выставлена на улице, а именно паровой ледокол «Суур Тылль», стоящий у причала.

Основная экспозиция в ангарах рассредоточена на двух этажах, причем второй этаж представляет собой круговую обзорную площадку, в то время как основные экспонаты представлены внизу. Музей отличается развитой интерактивностью, предоставляя большие возможности для детей, от запускания самолетиков, до примерки офицерской одежды. Музей имеет в составе комплекса магазин, кафе, а также предоставляет возможности для проведения различного уровня мероприятий.

Не менее интересным объектом является Музей транспорта Риверсайд (Riverside Museum) не менее известной Захи Хадид (Zaha Hadid Architects), построенный на месте старой верфи в г. Глазго (Великобритания). Городской музей транспорта существует в Глазго с 1960-х гг., но лишь в 2011-м у него появилось собственное здание. Еще в годы второй мировой войны Глазго был крупнейшим судостроительным и машиностроительным центром, но уже с 1960-х гг. верфи, заводы и доки, расположенные на обоих берегах р. Клайд, стали закрываться. Музей Риверсайд посвящен истории транспорта в Глазго: в его экспозиции — произведенные здесь локомотивы и корабли (чаще всего, в виде моделей), автомобили, трамваи и даже детские коляски. Заха Хадид спроектировала здание, воистину являющееся шедевром архитектуры. Оно прекрасно дополняет ландшафт, а его отражение только усиливает впечатление. Этот музей также предоставляет уникальную возможность для проведения ряда частных и корпоративных мероприятий, таких как обеды, фуршеты, свадьбы и корпоративные торжества, а также для встреч, семинаров и выставок.



Доступ к музею пока не очень развит: вокруг пустыри и парковки (кризис затормозил реализацию проекта), хотя кроме автопарковки и возможности добраться на пароме, у музея существует стоянка для велосипедов со стойкой, спроектированной также Захой Хадид.

Основная часть постройки — это единое выставочное пространство длиной 120 м. «Главная улица» — это удивительное атмосферное место, воссоздающее типичную улицу Глазго, охватывающую период между 1895 и 1930 гг. Впечатление усиливается от воссозданных интерьеров. Станция метрополитена и транспортные средства того периода также расположены в пределах зоны «Главной улицы».



«Площадь событий», которая находится рядом с главным входом в музей является одной из самых просторных открытых площадок в Глазго. Эта великолепная ландшафтная открытая площадка способна провести множество событий, начиная от музыкальных концертов до 10 тыс. человек и заканчивая автосалонами, митингами, торгами, показами мод, церемониями награждения и спортивными мероприятиями, такими как волейбол и скейтбординг. Кафе с видом на реку Клайд предоставляет возможность полюбоваться прекрасными видами. В кафе с комфортом могут разместиться до 100 гостей на фуршет и до 80 человек, сидящих за обедом. Зал с великолепным видом на реку Клайд и Кельвин, предлагает очень привлекательные условия для частных встреч и презентации, а Education Suite с великолепным видом на реку, предлагает очень гибкое пространство, отлично подходящее для встреч, рабочих совещаний и семинаров.

В основу концепции данного музея (а именно параллельно расположенных пяти «труб») легла идея движения. Эти «трубы» изогнуты в середине и выглядят, как складчатая поверхность ткани или волны. Оба торца здания почти идентичны: это остекленные поверхности с пятью «пиками» завершения (каждая из «труб» обладает самостоятельным перекрытием): один обращен к городу, другой — к реке Клайд, в устье которой расположен Глазго. Таким образом, музей служит «пространством перехода», соединяя два главных элемента ландшафта, но не напрямую, а уводя от кратчайшего пути между двумя точками. Обшивка листами цинка с патиной серо-голубого цвета — это отсылка к промышленному наследию (месторасположение музея соответствует индустриальной части города). Каркас здания представляет собой типичные для ангаров опорный рамы, но сложный профиль кровли потребовал использования расположенных наклонно 10 ферм. По причине достаточной сложности здания, все коммуникации расположены в траншеях под полом. Внутри лишенный опор главный выставочный зал занимает центральные три «трубы», а в боковых расположены подсобные пространства и галереи типа «black box» для специальных экспозиций (например, в музее можно увидеть подлинные исторические интерьеры паба, кафе и магазина). Интерьер обшит гипсовыми плитами, армированными стекловолокном; их поверхности выкрашены в желто-зеленый цвет. Дополнительную эффектность этому криволинейному пространству придает мостик, позволяющий сверху охватить одним взглядом всю экспозицию.

Ну и, наконец, последний пример из зарубежного опыта — это проект Латвийского музея современного искусства, автором которого является Рем Колхас (Rem Koolhaas, OMA). Комплекс площадью в 16 тыс. кв. м будет расположен в рижском порт у и станет первым новым музейным сооружением в городе за более чем сто лет. При возведении музея будет использовано здание бывшей электростанции 1905 г. постройки. Главный выставочный зал нового культурного учреждения будет охватывать это промышленное сооружение по периметру, а неотъемлемые части современного музея — книжный магазин, аудитория, кафе и административные помещения, а также мастерские художников — устроят внутри него. Музей должен стать многофункциональным центром современной культуры, в нем будут проводиться семинары, концерты и театральные представления наряду с международными выставками и показом постоянной экспозиции современного искусства стран Прибалтики. По словам Рема Колхаса, он «поместил старое в новую архитектуру и так организовал общественную программу здания, что прошлое все время было бы отражено в ней, но произведения искусства не казались бы там в плену».11

Строительство музея — часть широкой городской программы по реконструкции зоны гавани, которая включает в себя новый проект градостроительного решения (также разрабатываемый сейчас ОМА), возведение концертного зала и национальной библиотеки. В последнее время существует два способа организации пространства для художественных галерей. Первый — это восприятие произведений искусства на чисто белом фоне, что обеспечивается покраской стен в соответствующий цвет, позволяющий играть картинам на белом фоне. Второй — это «присвоение фона», что часто обеспечивают промышленные здания, позволяя добавлять в восприятие картин определенную драму. Распространение этих двух типов превратило их использование в неотъемлемую часть практически каждого проекта. В основу же проекта Колхаса легло отрицание выбора из этих двух типов. Ни для кого не секрет, что презентация произведений искусства не является единственной функцией современного музея данной направленности. Сам по себе успех заведения зависит от наличия дополнительных функций, независящих от основной задачи. Рем Колхас предлагает разделение объема на две независимые части, но, в то же время, связанные между собой. В существующей электростанции предполагается организация образовательного и «медиа» центра, а в новом объеме предлагается организовать саму экспозицию с магазином. К услугам гостей будут представлены разнообразные впечатления от видео до исследования, чтобы государственные программы и выступления организовывались вокруг искусства, вовсе не требуя прямой конфронтации с предметами искусства.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница