Сборник для преподавателей спо по общеобразовательным дисциплинам «Русский язык» «Литература» «Активные методы обучения как способ формирования креативного мышления. Деловая игра»



страница1/8
Дата12.07.2017
Размер1,49 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Комитет образования ЕАО

Областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Рассмотрено на заседании ПЦК Утверждено

(протокол № _____ от ________) Директор ОГПОБУ

Председатель ПЦК ________ «Политехнический техникум»

М.Б.Калманов ______________
Методический сборник для преподавателей СПО

по общеобразовательным дисциплинам

«Русский язык»

«Литература»



«Активные методы обучения как способ формирования

креативного мышления.

Деловая игра»

Учебный методический сборник


Разработчик(и): преподаватель 1 категории Е.Г.Замятина

преподаватель 1 категории Н.Ю.Капинос

Составитель: методист, преподаватель высшей категории

Н.А.Берман

Биробиджан

2015
Учебный методический сборник для преподавателей СПО по дисциплинам «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Литература» содержит разработки занятий и внеклассных мероприятий по данным дисциплинам, позволяет познакомиться с работой преподавателей, использующих активные методы обучения студентов. В методическом пособии представлены различные способы организации занятия и внеклассного мероприятия, позволяющие активизировать студентов на уроке и во внеурочной работе. В сборник помещены традиционные планы и технологические карты одного и того же занятия для того, чтобы преподаватель определил для себя наиболее приемлемый способ составления плана урока.

Данный методический материал помогает педагогу выстроить занятия таким образом, чтобы не только вызвать у студентов интерес к предметам, но и превратить обучающегося из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса.

Методическая разработка будет интересна преподавателям СПО и школьным учителям.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………4

2. Занятие по дисциплине «Русский язык». Технологическая карта занятия.

Интеллектуальный марафон «Мой родной язык – русский»; разработчик



Н.Ю.Капинос..............................................................................................................................7

3. Занятие по дисциплине «Русский язык». Интеллектуальный марафон «Мой родной язык – русский»; разработчик Н.Ю.Капинос………………………………………………………10

4. Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.  «И жизнь, и слёзы, и любовь…», разработчик

Н.Ю.Капинос …………………………………………………………………………………...18

5. Занятие по дисциплине «Русский язык». Русский язык в современном мире; разработчик Е.Г.Замятина, преподаватель 1-ой категории………………………………29

6. Занятие по дисциплине «Русский язык». Технологическая карта занятия. Русский язык в современном мире; разработчик Е.Г.Замятина, преподаватель 1-ой категории………..35

7. Сценарий литературного журнала из цикла «Женщины-поэты России» (о творчестве В.Тушновой, М.Цветаевой) «Нет повести печальнее на свете…»; разработчик Н.А.Берман, преподаватель высшей категории………………………………………………39



Введение

Активные методы обучения (АМО)— это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Активные методы – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких методов гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия обучающихся в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Нетрадиционные формы занятий эмоциональны по своей природе, и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких занятиях возможно вовлечение каждого в активную работу, эти занятия противостоят пассивному слушанию или чтению.

Активные методы обучения основываются на следующих принципах:

1. Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат. 
2. Принцип проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания.
3. Принцип адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений.

4. Принцип взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей обучающихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера. 
5. Принцип индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Принцип также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения. 
6. Принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Он позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта. 

группового решения. 

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько групп нестандартных занятий, опирающихся на активные методы обучения. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

1. Уроки в форме соревнования и игры: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой, марафон), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака или штурм, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

5. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», журнал, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «Посиделки», «Клуб знатоков».

6. Интегрированные уроки.

7. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, телеурок без телевидения.

Остановимся на уроках – играх.

Итак, урок-игра. Это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у обучающихся во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к действительности. Студенты как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют реальность. Важно то, что знания, полученные на таком занятии, становятся для них личностно-значимыми, эмоционально- окрашенными, что помогает лучше узнать, “прочувствовать” изучаемый материал.

Обучающиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.



Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности). Имеет два подвида: игра-обсуждение – это воссоздание воображаемой ситуации современности со спором, дискуссией; игра-исследование – это воссоздание воображаемой ситуации современности, основанное на индивидуальных действиях “героя”. Ретроспективная (“реконструктивная”) игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является “эффект присутствия”. В такой игре подростку “удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее.
Деловая игра — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи, проблемы, распределение ролей между уча­стниками их решения;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посред­ством проведения дискуссии. Каждый из участников может в про­цессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением дру­гих участников;
•  ввод педагогом в процессе занятия корректирующих ус­ловий. Преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение итогов педагогом.     

Дидактическая игра - дискуссия  образуется как про­цесс диалогического общения участников, в ходе которого проис­ходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
Во время дискуссии студенты  учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию оппонента. В такой работе обучающийся получает возмож­ность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Особая роль в уроке-дискуссии принадлежит преподавателю. Он дол­жен организовать такую подготовительную работу, которая обес­печит активное участие в дискуссии каждого обучающегося. Он опреде­ляет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассмат­риваться на занятии; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функ­ции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой; подводит итоги состоявшейся дискуссии.
Во время дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения док­лада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях. 
На таких занятиях необходим доверительный тон общения, заинтересованность в высказываемых суждениях, де­мократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подав­лять своим авторитетом инициативу обучающихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном сче­те, педагогику сотрудничества.

План такого урока-дискуссии представлен в нашем методическом сборнике. Вы сможете ознакомиться и с подготовительным этапом этого занятия. В методическом пособии Вы сможете увидеть 2 вида планирования занятий: традиционный план и технологическая карта занятия. Мы хотели предложить Вам эти виды планирования для того, чтобы Вы могли определить для себя, какой из видов планирования подходит именно Вам.

С появлением технологии активного обучения давно известные педагогам драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на занятиях и во внеурочное время. Ролями могут наде­ляться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация  теа­тральные представления разных жанров по учебному материалу на занятии и во внеурочное время с большим количеством участников, продол­жительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. Это могут быть по­становки по программным литературным произведениям, историчес­ким сюжетам и т.п..

С примерами такой театрализации Вы познакомитесь на страницах нашего методического сборника.

Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый студент либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное  принятие имеющегося знания каждым студентом.



Н.А.Берман, методист техникума


Занятие по дисциплине «Русский язык»

Технологическая карта занятия.

Интеллектуальный марафон «Мой родной язык – русский».
Разработчик: преподаватель Капинос Н.Ю.



Дисциплина: Русский язык


Метод обучения : Дидактическая игра

Цели:

Образовательные:


-систематизировать знания студентов о лексике и фразеологии русского языка;

-совершенствовать орфографические и орфоэпические умения.



Воспитательные:

- воспитать чувство патриотизма и гордости за свой язык и свою страну;

- способствовать развитию интереса к родному языку;

- повысить в глазах студентов статус современного русского языка;

- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Развивающие:

- развивать познавательные интересы и навыки работы студентов путем формирования умений работать в коллективе, в команде, взаимодействовать с партнерами;

- совершенствовать навыки выразительной речи;

- развивать навыки публичного выступления.




Тема занятия: Интеллектуальный марафон «Мой родной язык – русский».


Планируемые образовательные результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные


- формирование ценностного отношения к русскому языку,
- обобщение   и  систематизация знаний о лексическом значении слова, фразеологизмах, орфоэпии.

«Проблема»:

- научить обсуждать вопросы, которые носят характер неразрешимых проблем;

- умения организовывать и вести полипозиционный диалог,

-развивать способности проблематизации, целеполагания, самоопределения.

«Знание»:

- способность работать с понятиями, систематизировать материал,

- работать с системой знаний.


 - воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их;

- формирование нравственных ценностей;

- осознание своих возможностей в процессе обучения.

 

Решаемые учебные

проблемы:



1. Закрепление знаний при выполнении практической

работы.


2. Закрепление знаний и способов деятельности

средствами самопроверки.






Основные понятия,

изучаемые на занятии:



Лексика, фразеология, орфография, орфоэпия, этимология.

Используемые

средства ИКТ



Компьютер преподавателя, мультимедийный проектор,  мультимедийная презентация к уроку, музыкальное оформление.

Образовательные

интернет-ресурсы






ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Длительность этапа

5 мин

Этап 1. Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного повторения материала:

Образовательные результаты, формируемые на данном этапе:

1. Подготовка к восприятию учебного материала:

актуализация субъективного опыта обучающихся, мотивация к изучению новых знаний и способов деятельности.

2. Ознакомление с темой занятия и планируемыми образовательными результатами


Содержание этапа:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка учебной задачи.

Основные виды учебной деятельности, направленные на формирование данных образовательных результатов:

Восприятие, понимание, запоминание информации, участие в беседе.

Форма организации деятельности обучающихся:

Коллективно-фронтальная, групповая.

Методы обучения:

Эвристическая беседа, метод демонстраций, практические методы (упражнения), метод дидактической игры.

Функция / роль преподавателя на данном этапе:

- Организация деятельности обучающихся,

стимулирование их познавательной активности;

- формирование положительной мотивации к освоению новых знаний и способов деятельности.


Основные виды деятельности преподавателя:

Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, формулирование темы, обсуждение целей и определение задач занятия.

Этап 2. Организация и самоорганизация студентов.

Организация обратной связи.

Длительность этапа:

35 мин.

Образовательный результат, формируемый на данном этапе.

Повторение понятий: Лексика, фразеология, орфография, орфоэпия, этимология, используя практическую работу.

Содержание этапа:

3.Закрепление опорных знаний.

План занятия.

1.Разминка

2.Станция «Историческая»

3.Станция «Орфографическая»

4. Станция «Орфоэпическая»

5.Станция «Темная комната»

6.Станция «Лексическая»

7.Станция «Творческая»



Основные виды учебной

деятельности:



Повторение, запоминание информации, практическое применение новых знаний и способов деятельности в процессе решения проблемных задач.

Формы организации деятельности студентов.

Групповая.


Методы обучения:

Демонстрация, решение проблемных задач.

Функция/роль

преподавателя на данном этапе:



- Активизация познавательного интереса у студентов;

- организация беседы и работы по решению проблемных

задач;

- педагогический контроль и коррекция усвоения знаний и способов деятельности.



Основные виды деятельности преподавателя:

Повторение материала, закрепление изученного,постановка проблемных задач, контроль и коррекция усвоения знаний и способов деятельности.

Этап 3. Подведение итогов.


Длительность этапа:

5 мин

Содержание этапа:

4.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

5.Выставление оценок за урок.

6. Сообщение домашнего задания.


Рефлексия по достигнутым / недостигнутым образовательным результатам.

Подведение итогов занятия, получение обратной

связи о его ходе и результатах;

Результат решения проблемной задачи.


Сообщение домашнего

задания:


Сообщение студентам домашнего задания, инструктирование о порядке его выполнения.


Занятие по дисциплине «Русский язык»

Интеллектуальный марафон «Мой родной язык – русский».
Разработчик: преподаватель Н.Ю.Капинос.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница