Сборник предназначен для руководителей и сотрудников образовательных организаций, представителей кадровых служб предприятий и организаций реального сектора экономики, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти в области



страница1/4
Дата31.10.2016
Размер0.96 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4

Лучшие практики и методические рекомендации по направлениям взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов со средним профессиональным образованием – 2015: методический сборник / Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации – Москва, 2015. – 56 стр.

Редакционная коллегия:

Золотарева Н.М. – директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Черноскутова И.А. – начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России

Еленева Ю.Я. – проректор по постдипломному образованию ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Просвирина М.Е. – доцент ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Еленев К.С. – заместитель директора экспертно-аналитического центра развития кадрового потенциала ОПК ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Волкова А.В. – преподаватель ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Лукашевич Е.В. – доцент ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Можаровская А.А. – директор Межотраслевого института развития инновационных технологий ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Андреев В.Н. – доцент ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Методический сборник подготовлен с использованием материалов заявок образовательных организаций – участников Всероссийского конкурса лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием. В сборнике представлены описания современных механизмов реализации комплекса мер, который направлен на эффективное долгосрочное кадровое обеспечение организаций реального сектора экономики.

Сборник предназначен для руководителей и сотрудников образовательных организаций, представителей кадровых служб предприятий и организаций реального сектора экономики, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти в области образования, кадрового планирования и содействия занятости.

Уважаемые коллеги!
Благодаря нашим с Вами усилиям буквально на глазах меняется облик российского профессионального образования. Активно внедряются механизмы сетевого обучения, идет разработка новейших образовательных программ, оттачиваются технологии дуального обучения и методы проведения эффективных производственных практик. Совместно с работодателями формируются высокотехнологичные центры подготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Комплекс мер, который будет реализован в ближайшие годы, обеспечит полное и своевременное удовлетворение потребностей реального сектора экономики в высококвалифицированных рабочих кадрах, в том числе, по перспективным профессиям нового технологического уклада. Активное вовлечение работодателей в процессы планирования и реализации образовательных программ, оценки компетенций и сертификации квалификаций, позволит свести до минимума адаптационный период, который требуется выпускнику профессиональной образовательной организации при поступлении на работу и в ходе дальнейшего развития карьерной траектории.

Реализация, начиная с 2016 года, масштабной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работающих педагогов и мастеров производственного обучения, наставников с производства, позволит существенно расширить охват применения современных образовательных технологий, лучших мировых практик в сфере подготовки рабочих кадров.

Увидеть в комплексе результаты изменений позволят ежегодные мониторинги качества подготовки кадров и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, которые в 2016 году приобретут общероссийский охват. Безусловно, анализируя ландшафт профессионального образования, мы увидим и точки роста, и точки стагнации. Ведь для того, чтобы обеспечить адаптивное развитие образовательной организации потребуется не только новое оборудование и квалифицированные кадры, но и современные, отработанные механизмы управления.

Существенной поддержкой для тех, кто не успевает адаптироваться к новым вызовам, является доступ к опыту коллег из ведущих образовательных организаций.

Данный методический сборник, разработанный Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации, в системном виде описывает механизмы реализации основных задач профессиональных образовательных организаций в сфере подготовки кадров, развития собственной инфраструктуры и кадрового потенциала, технологий профориентации, трудоустройства и ряда других. Сборник основан на результатах анализа лучших практик профессиональных образовательных организаций. Его отличительные особенности – сквозное рассмотрение процесса подготовки кадров как зоны совместной ответственности образовательных организаций, бизнес-сообщества и органов власти, наличие обширной базы практических примеров нормативных документов, которые могут быть использованы для повышения эффективности процедур планирования, организации и контроля деятельности профессиональных образовательных организаций в современных условиях.

Желаю всем читателям данного методического сборника почерпнуть из него проверенные подходы и новые плодотворные идеи!



Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации

Н.М. Золотарева

Введение


Основой стратегической конкурентоспособности промышленности в современных условиях является мощный кадровый потенциал. Вызовы, на которые должно ответить большинство отраслей российской экономики в ближайшие годы, это: техническое
и технологическое перевооружение, импортозамещение, комплексное увеличение эффективности, создание новых востребованных продуктов и услуг.

Эффективное обеспечение кадровых потребностей экономики в кратко-, средне-


и долгосрочной перспективе требует активизации взаимодействия образовательных организаций и работодателей, предъявляющих спрос на кадры.

Конечной целью данного взаимодействия является своевременное и полное удовлетворение кадровых и компетентностных потребностей работодателей.

В настоящее время, несмотря на то, что ряд региональных кластеров выработал эффективные механизмы кооперации образовательных организаций и организаций-работодателей в сфере подготовки кадров, интегрированная система планирования кадровых потребностей, профориентации, разработки содержания образовательных программ, контроля качества обучения, находится в стадии формирования. Основными катализаторами развития такой системы являются институциональные инициативы федеральных и региональных органов власти, а также обмен лучшими практиками внутри образовательного и бизнес-сообществ.

В соответствии с актуальными задачами развития взаимодействия образовательных организаций и организаций-работодателей в рамках подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием для организаций реального сектора экономики, в том числе, оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации был утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р), а также изданы соответствующие поручения, в частности, Поручение Заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 25 апреля 2014 г.


№ ОГ-П8-2956 (Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии).

К числу важнейших направлений развития кооперации образовательных организаций и организаций-работодателей, в соответствии с обозначенными нормативными актами, относятся:



  • участие представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах образовательных организаций;

  • последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;

  • распространение положительного опыта реализации образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии;

  • развитие практики создания структурных подразделений образовательных организаций на предприятиях и в организациях, обеспечивающих реализацию практико-ориентированной (дуальной) модели обучения;

  • развитие практики целевого обучения в интересах предприятий и организаций реального сектора экономики.

В целях выявления и тиражирования доказавших свою эффективность решений по обозначенным выше, а также ряду других направлений, комплексно охватывающих спектр взаимодействия образовательных организаций и работодателей. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации проведен «Всероссийский конкурс лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием».

Партнерами конкурса выступили Союз машиностроителей России и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», координатором конкурса –


ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН».

В ходе первого этапа реализации конкурса была принята 171 заявка от образовательных организаций из 52 субъектов Российской Федерации.

25 ноября 2015 г. в рамках IХ Международного Конгресса «Global Education-2015» состоялось награждение победителей и призеров Конкурса (рисунок 1).
https://cloclo9.datacloudmail.ru/weblink/thumb/xw1/2yb1/thzvnjtjy/pts_1587.jpg?x-email=elenev%40bk.ru

Рис.1. Почетные призы победителей Конкурса
Победителями в номинации 1 «Лучшая практика взаимодействия с организациями ОПК» признаны:

1 место – Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре авиастроительный лицей».

2 место:

– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Томский экономико-промышленный колледж»;

– Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Владимирский авиамеханический колледж».

3 место:

– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский политехнический колледж»;

– Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»;

– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования».


Победителями в номинации 2 «Лучшая практика взаимодействия с организациями реального сектора экономики (кроме организаций ОПК)» признаны:

1 место – Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский государственный колледж».

2 место:

– Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»;

– Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно».

3 место:

– Профессионально-педагогический колледж федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»;

– Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»;

– Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Новороссийский колледж строительства и экономики».


Дипломантами в номинации 1 «Лучшая практика взаимодействия с организациями ОПК» стали:

– Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»;

– Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ковровская государственная технологическая академия имени В.А. Дегтярева».
Дипломантами в номинации 2 «Лучшая практика взаимодействия с организациями реального сектора экономики (кроме организаций ОПК)» стали:

– Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднее профессиональное образовательное учреждение (среднее специальное учебное заведение) «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности»;

– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский профессионально-педагогический колледж»;

– Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Перевозский строительный колледж»;

– Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия»;

– Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий металлургический колледж»;

– Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский политехнический техникум Костромской области».
Оценка заявок участников конкурса проводилась по следующим укрупненным критериям:

Критерий 1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям работодателей;

Критерий 2. Развитие государственно-частного партнерства;

Критерий 3. Развитие и сопровождение профессиональной карьеры.

В конкурсных заявках образовательные организации представляли описание форм и механизмов осуществления взаимодействия с организациями ОПК и организациями реального сектора экономики по вопросам: развития структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ, инфраструктурного обеспечения реализации образовательных программ, развития системы независимой оценки качества подготовки выпускников, развития государственно-частного партнерства, в т.ч. в части развития материально-технической и учебно-методической базы, развития и сопровождения профессиональной карьеры выпускников.

Анализ заявок, представленных образовательными организациям на конкурс, позволил выявить стандартные и уникальные практики, с учетом которых был сформирован настоящий Методический сборник.

Учитывая особую практическую ценность применения уже апробированных шаблонов нормативных документов, анкетных форм, используемых образовательными организациями, было принято решение сформировать настоящий методический сборник в электронном формате, поместив в него в качестве приложений сгруппированные по рубрикам шаблоны и формы действующих нормативно-методических материалов образовательных организаций, принявших участие в конкурсе

Структура сборника отразила наиболее важные аспекты практики взаимодействия образовательных организаций и организаций-работодателей.



Оглавление

Глава 2. Лучшее в построении карьерных траекторий 42

Заключение 55



Глава 1. Лучшее в содержании и технологиях образования




    1. Развитие структуры и содержания образовательных программ, обеспечивающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии

Проектирование основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) является важнейшим этапом подготовки высококвалифицированных рабочих


и специалистов среднего звена, т.к. именно при проектировании ОПОП определяются конечные результаты обучения, которые должны соответствовать требованиям ФГОС СПО, а также учитывать требования работодателей, обучающихся и других заинтересованных сторон в деятельности образовательной организации. Проектирование ОПОП СПО
в соответствии с требованиям ФГОС осуществляется на основе компетентностного
и модульного подходов. При этом особую значимость приобретает формирование вариативной части ОПОП, за счет которой образовательная организация имеет возможность «настроить» ОПОП под требования конкретного заказчика и/или рынка труда.

Проведенный анализ конкурсных заявок показал, что, с одной стороны, образовательные организации при проектировании ОПОП уделяют серьезное внимание требованиям организаций-работодателей, которые являются их социальными партнерами, а, с другой стороны, сами работодатели проявляют активную позицию и заинтересованность в вопросах проектирования ОПОП.



Порядок проектирования и разработки образовательных программ

Для закрепления порядка разработки, согласования и утверждения ОПОП образовательные организации разрабатывают положения (регламенты), в которых определяются структура и содержание ОПОП, а также порядок ее разработки, согласования, утверждения, актуализации, в т.ч. порядок участия в разработке, согласовании и актуализации ОПОП организаций-работодателей, с которыми взаимодействует образовательная организация. Содержательную основу ОПОП составляют рабочие программы учебных дисциплин, практик и профессиональных модулей. Соответственно, для регламентации процессов, связанных с разработкой рабочих программ дисциплин/ модулей/ практик, образовательными организациями разрабатываются положения (регламенты), в которых устанавливается структура, содержание и форма рабочей программы дисциплины, модуля, практики, а также определяется порядок разработки, согласования, утверждения, актуализации рабочих программ.

Основными этапами разработки ОПОП являются:


  • анализ входных данных для разработки ОПОП:

  • изучение действующей нормативной документации, регулирующей вопросы разработки ОПОП СПО;

  • изучение и анализ требований работодателей и других сторон, заинтересованных в деятельности образовательной организации,
    к результатам обучения;

  • анализ имеющейся ресурсной базы, требуемой для реализации ОПОП.

  • определение целей ОПОП;

  • определение конечных результатов обучения (формирование перечня компетенций);

  • разработка учебного плана ОПОП и другой учебно-методической документации, входящей в состав ОПОП;

  • согласование и утверждение ОПОП.

Входными данными для разработки ОПОП являются:

  • ФГОС СПО по соответствующей профессии/ специальности;

  • примерная ОПОП по профессии/ специальности (при наличии);

  • профессиональные стандарты по соответствующему направлению подготовки (при наличии);

  • результаты маркетинговых и иных исследований (как собственных, так
    и внешних) о требованиях работодателей, абитуриентов и их родителей
    к результатам обучения;

  • результаты маркетинговых и иных исследований (как собственных, так
    и внешних) о состоянии рынка труда, на который ориентирована подготовка
    по ОПОП, в т.ч. результаты изучения кадровых потребностей организаций-работодателей;

  • ресурсные возможности образовательной организации.

Кроме того, в настоящее время Россия активно включилась в движение WorldSkills, поэтому международные стандарты и требования к квалификации рабочих и специалистов среднего звена также могут быть рассмотрены образовательной организацией в качестве исходных данных при проектировании ОПОП.

При определении целей ОПОП и конечных результатов обучения образовательные организации руководствуются данными, полученными в рамках проведенного анализа входных параметров для разработки ОПОП. Для формулирования дополнительных профессиональных компетенций образовательной организации необходимо составить перечень видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник, определить для каждого вида деятельности, выполняемые трудовые функции, а затем к соответствующим трудовым функциям сформулировать компетенции. При формулировании дополнительных профессиональных компетенций следует придерживаться следующего формата: формулировка компетенции должна начинаться с глагола, указывающего на действие, которое должен совершать работник (например, разрабатывать), далее должно следовать указание на объект, над которым совершается действие (например, схема электрооборудования), и указание, уточняющее условия, в котором будет осуществляться действие (например, «с учетом …», «в условиях …» и т.п.).

При разработке учебного плана ОПОП образовательные организации самостоятельно планируют распределение объема времени вариативной части, включая
в нее профессиональные модули, направленные на формирование дополнительных профессиональных компетенций, и/или расширяя объем времени на изучение учебных дисциплин базовой (обязательной) части.

Основными этапами разработки рабочих программ дисциплин/ модулей/ практик являются:



  • анализ ОПОП, в рамках которой реализуется учебная дисциплина/ модуль/ практика;

  • определение конечных результатов обучения по дисциплине/ модулю/ практике;

  • разработка всех элементов рабочей программы, установленных действующими локальными актами и иной нормативно-методической документацией образовательной организации;

  • согласование и утверждение рабочей программы дисциплины/ модуля/ практики.

В настоящее время значительным числом образовательных организаций для разработки рабочей программы профессионального модуля используется форма, содержащая следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • паспорт дисциплины (модуля, практики);

  • структура и содержание дисциплины (модуля, практики);

  • требования к ресурсному обеспечению дисциплины (модуля, практики);

  • контроль и оценка результатов освоения дисциплины (модуля, практики).

При разработке рабочей программы профессионального модуля представляется целесообразным последовательно разложить компетенции, которые должны быть сформированы в рамках профессионального модуля, на следующие составляющие – промежуточные результаты обучения:

  • практический опыт – определяется перечень видов производственных работ, который необходим для осуществления деятельности, определенной
    в компетенции;

  • умения – практические способы (методы) действий, необходимые для выполнения видов производственных работ, сформированных на предыдущем этапе;

  • знания – теоретические основы, требуемые для реализации соответствующих умений.

В зависимости от полученных промежуточных результатов обучения определяются объемы теоретических занятий (в рамках которых формируются знания), объемы лабораторно-практических занятий (в рамках которых формируются умения) и объемы практик (в рамках которых формируется практический опыт).

Данный подход также может быть использован применительно к любой профессиональной или иной компетенции, что позволит разработчикам сформировать перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и практик ОПОП, структурировать элементы учебного плана по видам учебной деятельности и определить объемы времени, отводимые на теоретическую, лабораторно-практическую


и производственную подготовку, а также выстроить логически взаимосвязанную последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Механизмы, формы и методы участия организаций-работодателей в разработке образовательных программ

Основой взаимодействия образовательных организаций с организациями-работодателями по вопросам проектирования ОПОП, а также их дальнейшей реализации, как правило, являются соглашения о партнерстве, в которых закрепляются основные направления взаимодействия и сотрудничества сторон по совершенствованию качества подготовки кадров СПО.

Формами участия организаций-работодателей в разработке ОПОП, которые применяются образовательными организациями и по отдельности, и совместно, являются:


  • участие представителей организаций-работодателей в формировании конечных результатов обучения, в т.ч. определение дополнительных профессиональных компетенций выпускников ОПОП;

  • непосредственное участие представителей организаций-работодателей
    на этапе разработки рабочих программ дисциплин, модулей, практик и/или других элементов ОПОП;

  • участие представителей организаций-работодателей в процедуре согласования ОПОП в целом и/или отдельных ее элементов.

Для разработки ОПОП и рабочих программ дисциплин, модулей, практик
в образовательных организациях создаются рабочие группы, в состав которых помимо работников образовательной организации входят представители организаций-работодателей. Следует отметить, что особое внимание образовательными организациями уделяется участию организаций-работодателей в разработке и согласовании рабочих программ общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей и практик,
в рамках которых происходит формирование профессиональных компетенций обучающихся.

Для согласования ОПОП в целом и/или ее отдельных элементов проводятся совместные заседания разработчиков ОПОП как со стороны образовательной организации, так и со стороны организации-работодателя. Решения, принятые по итогам обсуждения


в рамках таких заседаний, как правило, оформляются протоколом.

Механизмы, формы и методы изучения требований работодателей к компетенциям выпускников

Как было отмечено выше, информация о требованиях работодателей, которые являются прямыми или косвенными заказчиками образовательной услуги и прямыми потребителями «готовой продукции» образовательной организации, к компетенциям выпускников является одной из составляющих входных данных, используемой образовательной организацией при проектировании ОПОП. Кроме того, указанная информация необходима образовательным организациям для выполнения анализа


и актуализации ОПОП.

Проведенный в рамках конкурса анализ материалов, предоставленных образовательными организациями, показал, что значительная часть образовательных организаций систематически проводит изучение и анализ требований работодателей


к компетенциям выпускников.

Одним из наиболее часто используемых методов сбора данных от работодателей является метод анкетирования, причем вопросы анкеты могут содержать как «прямые» вопросы на выявление необходимых компетенций, так и «косвенные». В частности,


для выявления требуемых компетенций работодателям может быть предложено:

  • оценить степень важности каждой из предложенных в перечне компетенций для будущей профессиональной деятельности выпускника;

  • сформулировать недостающие в предложенном перечне компетенции;

  • определить перечень видов профессиональной деятельности
    и соответствующих трудовых функций работника по соответствующей профессии/ специальности;

  • определить перечень оборудования, программного обеспечения и т.п.,
    с которым должен уметь работать выпускник;

  • определить перечень специальных систем (механизмов, методов) управления, которые применяются в соответствующей организации;

  • определить перечень основных проблем, как профессионального, так
    и личностного характера, которые испытывают выпускники образовательной организации в начале своей профессиональной деятельности;

  • оценить их удовлетворенность качеством подготовки выпускников.

Наряду с анкетированием для выявления требований и ожиданий работодателей используются такие формы и методы, как интервьюирование, проведение совместных заседаний представителей образовательных организаций и организаций-работодателей, участие организаций-работодателей в работе предметно-цикловых комиссий, проведение круглых столов и др.

Механизмы, формы и методы анализа соответствия образовательных программ требованиям стандартов, рынка труда и работодателей, и внесения изменений
в образовательные программы по результатам анализа

Важной задачей для любой образовательной организации является поддержание разработанной образовательной программы в актуальном состоянии, т.е. каждая ОПОП должна периодически подвергаться аудиту (проверке) на соответствие требованиям ФГОС, а также требованиям рынка труда и работодателей.

В соответствии с действующим законом (ФЗ от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») разработка ОПОП СПО осуществляется в соответствии
с требованиями ФГОС СПО, а также на основе примерной ОПОП по соответствующей профессии/ специальности (при наличии). При внесении изменений в образовательные стандарты образовательная организация должна проводить корректировку (актуализацию) ОПОП в соответствии с изменившимися требованиями.

Для поддержания ОПОП в актуальном состоянии и для обеспечения соответствия ОПОП требованиям ФГОС СПО, а также иным требованиям, образовательными организациями ежегодно проводится анализ ОПОП, к которому привлекаются организации-работодатели. В частности, образовательными организациями используется внешняя экспертиза ОПОП специалистами соответствующего профиля организации-работодателя.


В рамках экспертизы ОПОП организации-работодатели, в частности, анализируют: содержание рабочих программ дисциплин/ модулей/ практик; объем времени, отводимый
на изучение дисциплин/ модулей и их отдельных разделов; состав и содержание контрольно-оценочных средств, используемых для промежуточной и государственной итоговой аттестации. По результатам экспертизы организация-работодатель формирует заключение, которое направляется в образовательную организацию. В заключении содержатся выводы о соответствии представленной на экспертизу ОПОП требованиям работодателя, а также предложения по совершенствованию всей ОПОП или ее отдельных элементов.

Кроме этого, используются такие формы оценки соответствия ОПОП требованиям работодателей и рынка труда, как анкетирование работодателей, привлечение работодателей к оценке содержания, организации и качества учебного процесса, проводится анализ востребованности выпускников на рынке труда и др.

В рамках анкетирования работодателей образовательными организациями анализируются такие показатели, как:


  • оценка работодателями конкурентоспособности образовательной организации;

  • оценка восприятия работодателями образовательной организации,
    как субъекта рынка образования;

  • удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников;

  • оценка работодателями уровня сформированности компетенций выпускников;

  • требования работодателей к личностным качествам выпускников;

  • удовлетворенность работодателей качеством преподавания.

После сбора и анализа полученной информации о соответствии ОПОП различным требованиям рассматривается вопрос о внесении изменений в ОПОП. Как правило, подобные решения принимаются на заседаниях предметно-цикловых комиссий, в т.ч.
с участием представителей организаций-работодателей. Проведенный анализ конкурсных заявок показал, что основные корректировки ОПОП касаются расширения содержания рабочих программ дисциплин/ модулей/ практик и/или введения дополнительных дисциплин/ модулей/ практик. Принятие решения о внесении изменений в ОПОП закрепляется протоколом заседания предметно-цикловой комиссии или иным документом.

Таким образом, проектирование и актуализация ОПОП СПО на сегодняшний день осуществляется образовательными организациями в тесном взаимодействии с организациями-работодателями, что позволяет учесть в конечных результатах обучения текущие требования рынка труда и конкретных предприятий. Вместе с тем образовательным организациям следует при разработке (актуализации) ОПОП также учитывать требования разработанных в России профессиональных стандартов и требования международных профессиональных стандартов.







    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал