Сборник заданий для практических занятий Дисциплина: «Методика исследовательской работы»



страница1/3
Дата18.01.2018
Размер1,01 Mb.
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Сборник заданий для практических занятий
Дисциплина: «Методика исследовательской работы»
Специальность: 060501 Сестринское дело

Шентала

2013 г.



Одобрены цикловой методической

комиссией «Общепрофессиональных и специальных дисциплин»

Протокол № ____ от

«___»_______2013 г.

Председатель

_____________Л.М. Миронова




Составлены в соответствии с ФГОС к минимуму содержания и

уровню подготовки выпускников по специальности 060501 Сестринское дело

Зам. директора по учебной работе

___________Е.В.Курганская




Автор: М.В. Бурлягина


Сборник заданий для практических занятий составлен в соответствии с ФГОС для реализации минимума содержания к уровню подготовки студентов специальности 060501 Сестринское дело по дисциплине «Методика исследовательской работы». Сборник создан в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Методика исследовательской работы» и предусмотрен для организации работы студентов на практических занятиях с целью закрепления знаний, формированию умений и общих компетенций.

Сборник создаёт удобство для работы как студентам, так и преподавателям.




СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование разделов


Стр.

1

Задания по теме «Методология и методы исследования»


4

2.

Задания по теме «Методологический аппарат исследования»


9

3.

Задания по теме «Технология работы с литературой»


24

4

Задания по теме « Требования к оформлению работы»


31

5

Задания по теме «Организация эксперимента, обобщение и анализ результатов»


33

6

Список использованной литературы

34


Задания по теме «Методология и методы исследования»
Задание 1. Сравните теоретическое и эмпирическое знания. Составьте сравнительную схему, обозначив общее и частное этих понятий.

Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому. Это об основных особенностях объекта, полученное в ходе практической деятельности, наблюдений, экспериментов. Характерный признак эмпирического - возможность его чувственного отражения.

Теоретическое знание дает возможность переносить выводы, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении.

Добываемое эмпирическими (практическими) методами, знание фиксирует общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях. Ограниченность эмпирических методов заключается в невозможности с их помощью проникнуть в сущность вещей, увидеть за внешним внутреннее, причинную связь, выявить необходимость и тенденции изменения. Эти методы главным образом фиксируют существующее и для конструирования новых систем не годятся.

Для продуктивного психолого-педагогического исследования одних эмпирических методов

недостаточно, поэтому используют теоретические методы. Они предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления в их объяснении: почему они существуют, что их вызвало, как их преобразовать. Недостатком теоретических методов является то, что они не оказывают непосредственного влияния на наблюдаемые факты. Теоретические истины требуют доказательства и не могут быть проверены опытным путем.

При переходе от эмпирического уровня к теоретическому видоизменяется предмет исследования. На этом этапе реально существующий объект часто замещается его теоретической моделью, конструируются так называемые идеальные, несуществующие в реальности объекты. По существу, «идеальный объект» — это предмет исследования на теоретическом уровне, взятый в виде определенной мысленной модели.

Такими «идеальными объектами» в воспитании выступают отношения между воспитанником и условиями воспитания, в социальном проектировании — идеальный социальный заказ, социальная структура, в социально-педагогическом посредничестве — полное взаимопонимание между клиентом и консультантом и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни исследования тесно связаны и часто взаимно проникают друг в друга. Из отдельных методов исследования складываются общие методы, своеобразные комплексные методики поиска.

К методам теоретического исследования относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, моделирования и др.

Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития.

Путем анализа и синтеза можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса (детей, взрослых, родителей, педагогов), установить несоответствия, выявить реальные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.

Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

С анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации.



Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения.

Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате второй создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах.

В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем, «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа и др.

Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цельный предмет.

Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать саму личность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также педагогической системы.

Метод моделирования открывает возможность переноса информации, при использовании модели, по аналогии на прототип. При этом мышление оперирует не реальными, а идеальными моделями. Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений: школы с разноуровневым обучением, гимназии, лицеи, колледжи и др.

Необходимо только помнить, что любая модель всегда беднее реально существующей и отражает лишь отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.

Исследовательская деятельность студентов [Текст]: учебное пособие / авт.-сост. ТЛ.Сальникова.-М.: ТЦСфера, 2005.


ЗАДАНИЕ 2

1) Прочитайте текст, характеризующий методы исследования.

2) Выделите и запишите основные составляющие элементы, по которым могут быть охарактеризованы методы эмпирического исследования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________Обсудите выделенные элементы с сокурсниками. Внесите необходимые коррективы в список.

Составьте концептуальную таблицу, характеризующую эмпирические методы исследования, по следующей форме:

Линии сравнения

Методы эмпирического исследования

Метод 1

Метод 2

……

……..

Сюда вносятся элементы из списка, по которым может быть охарактеризован метод













……













……













(Текст)

Методы эмпирического исследования

К методам эмпирического исследования относят наблюдение, беседу, опрос (интервью, анкетирование, тестирование), изучение результатов деятельности, оценку (метод независимых экспертов или компетентных судей) и др.

Наблюдение является одним из основных исследовательских методов. Это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение должно привести к осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т.е. к установлению фактов. Наблюдение завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения и предположениями исследователя. Виды наблюдений группируют по различным признакам:

по времени

непрерывное

дискретное

по объему

широкое (за группой в целом или за процессом развития личности как таковым)

узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов

по типу связи наблюдателя и наблюдаемого

невключенное (со стороны)

включенное (когда исследователь выступает участником деятельности коллектива)

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий и одновременно являются требованиями, которым надо следовать. Назовем некоторые из них:

  • целенаправленность, т.е. не просто фиксирование воспринимаемого, а отбор необходимой информации;

  • аналитический характер, т.е. выделение из общей картины отдельных сторон, элементов, связей, которые анализируются, оцениваются и объясняются;

  • комплексность, т.е. охват всех существенных сторон или связей социально-педагогического процесса;

  • систематичность, т.е. выявление устойчивых связей и отношений, с целью обнаружения изменения и развития наблюдаемого за определенный период.

Кроме того, при организации наблюдений должны быть заранее намечены их объекты, поставлены цели, составлен план. Объектом наблюдения чаще всего служит сам процесс деятельности педагогов, учащихся и воспитанников, их эмоциональные реакции и волевые усилия. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях.

Заранее планируются длительность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту. Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки. Оно позволяет изучить предмет в его целостности, естественном функционировании, в живых, многогранных связях и проявлениях. Однако этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и углублять их.

Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений, т.е. через их описание другими, непосредственно наблюдавшими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать как предварительное.

Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. Беседа может проводиться в целях подтверждения или опровержения данных, полученных ранее с помощью других методов.

Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживались доброжелательные отношения, не возникала психологическая отчужденность, сохранялся контакт с собеседником. Целесообразно беседу начинать с темы, интересной собеседнику, а затем переходить к вопросам, представляющим интерес для исследователя.

Беседа, как правило, не протоколируется, записи делаются после нее. При осмыслении записей беседы учитываются все сведения, полученные другими методами.

Опрос как метод используется в виде интервью (устный опрос) и анкетирования (письменный опрос).

Через интервью выявляют оценки, точки зрения собеседника по каким-либо темам, проблемам.



Анкетирование решает те же задачи, но с охватом нескольких или многих респондентов. Однако при этом отсутствует живой контакт с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

При опросе важна однозначная, ясная, четкая постановка вопросов. Предпочтительнее вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения.

Вопросы могут быть открытого типа. Они требуют самостоятельного формулирования ответа опрашиваемым. Например: «Хотите ли вы учиться вместе со своими нынешними одноклассниками в следующем учебном году?».

Встречаются вопросы полузакрытого типа, когда ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента,

При вопросах закрытого типа опрашиваемым необходимо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.

Разновидностью опроса является тестирование. Оно позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания называют тестами.



Тест позволяет исследователю определить уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого ответа: «да» или «нет», «больше» или «меньше». Иногда необходимо выбрать один из приводимых ответов. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время необходимо реально оценивать, что можно выявить с помощью тестов, чтобы не подменить предмет диагностирования.

Существуют определенные правила проведения опроса, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов.

  1. Информирование испытуемого о целях проведения тестирования.

  2. Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий.

  3. Обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.

  4. Сохранение нейтрального отношения к тестируемым, исключающего подсказки и помощь.

  5. Соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание.

  6. Обеспечение конфиденциальности полученной информации.

7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».

Изучение результатов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно выявлять сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа его деятельности. Исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с результатами (продуктами) его предшествующей деятельности: сочинениями, контрольными и проверочным работами, рисунками, поделками и др.

Их изучение позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, характере заданий и условиях, в которых они выполнялись Это позволяет судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, степени инициативы и творчества в выполнении работы, т.е. о сдвигах в развитии личности.

Сочетание этого метода с наблюдением, экспериментом и другими методами позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях их выполнения.

При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов — людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов. Желательно, чтобы эксперты были независимыми. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах).

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, значит их мнения близки к объективным.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и др.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации являются поводом выявления качества объекта при дальнейшем исследовании.

По сути, в каждом из видов обследования и поисковой работы используется комплекс эмпирических методов.

Исследовательская деятельность студентов [Текст]: учебное пособие / авт.-сост. Т.П.Сальникова. -М.: ТЦСфера, 2005

Задания по теме «Методологический аппарат исследования»









Методологический аппарат исследования

Задание 1. До чтения

Прежде чем вы прочитаете текст, где раскрываются методологические понятия, рассмотрите кластер (графический организатор для отображения идей). После прочтения текста будет необходимо дополнить его, используя прочитанную информацию



В содержании рефлексии исследователя по поводу его научной работы можно выделить 11 характеристик, позволяющих оценить качество педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Необходимо отличать научную проблему от практической задачи. Например, преодоление отставания школьников в учении -это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию, Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: проблема формирования у учащихся познавательной самостоятельности или проблема формирования у них учебных умений и навыков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач. В проблеме находит отражение пробел в научном знании. Это, как иногда говорят, знание о незнании.

Формулируя тему исследования, мы отвечаем на вопрос: как назвать то, чем мы собираемся заниматься? Нужно так обозначить тему, чтобы в ней нашло отражение движение от старого к новому, т.е., с одной стороны, было понятно, с какими более широкими категориями и проблемами тема соотносится, а с другой — какой новый познавательный и практический материал предполагается освоить.

Например, в качестве темы исследователь избрал «Эвристический и исследовательский методы обучения как средство умственного воспитания». Если бы он обозначил эти методы как средство умственного развития, темы нового исследования не получилось бы, поскольку именно для умственного развития эвристический и исследовательский методы и предназначались изначально, Новое направление придало познанию намерение изучить, как эти же методы могут быть использованы в другом качестве, когда они применяются в целях воспитания и тем самым способствуют осуществлению воспитательной функции.обучения. А это уже более широкая область педагогики, требующая новых подходов к своему освоению.

Обосновать актуальность исследования — значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.



Актуальность исследования — это степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи.

Актуальность может быть связана с неизученностью выбранной темы.

Второе направление актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Известный методолог В.В.Краевский отмечает:

«Следует различать актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри данного направления - с другой. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело - обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других, некоторые из которых уже исследовались, самая насущная. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи».

Определить объект исследования — значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании.

Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает.

Предмет не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения — объект как... Например: «учебник как..,»; «научное обоснование как...»; «включение личностного опыта как...» и т.п. Выделяя предмет, мы рассматриваем объект весь, целостно, в определенном ракурсе: предмет исследования — то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Объект принадлежит всем, а предмет — личное достояние исследователя, его собственное видение объекта. Он целенаправленно конструирует предмет, выделяет в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое научное знание. Всей жизни исследователя, его детей, внуков и правнуков не хватило бы, чтобы получить, например, новое знание о школьном учебнике во всей его полноте, т.е. знание обо всех его возможных функциях, причем во всех аспектах: методическом, дидактическом, воспитательном, эстетическом, психологическом, полиграфическом, экономическом, гигиеническом и т.д. Еще нужно было бы сделать это применительно к учебникам по всем предметам и всем годам обучения. Такая работа непосильна для одного человека. Но главное не в этом. Вряд ли может представить ее результаты в завершенном виде и целый научный коллектив, потому что она «незамкнута», т.е. бесконечна. Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Поэтому в реально проведенных исследованиях в объекте «школьный учебник» был выделен предмет исследования. В одной такой работе школьный учебник рассматривался как средство систематизации знаний учащихся, в другой — как средство умственного развития младших школьников. Таким образом, все знания о любом учебнике группируются вокруг предмета, рассматривают объект только в том качестве и в том аспекте, которые обозначены в формулировке предмета. Формулирование предмета исследования — результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке описаний объекта, а также других характеристик исследования. Еще один исследователь выделил в качестве предмета школьный учебник как средство развивающего обучения.

Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представление исследователя о том, что не очевидно в объекте, что ученый видит в нем такого, чего не замечают другие.

Гипотеза — предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное; такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания.

Одно из защищаемых положений, относящихся к проблеме формирования методологической культуры, формулируется так: «Для формирования методологической культуры будущего учителя следующие условия являются необходимыми и достаточными: ориентация студентов на осознание творческого характера профессиональной деятельности; формирование мотивации и умения использовать педагогическую науку для совершенствования практической деятельности; включение методологических знаний в предлагаемый студентам курс педагогики; организация проблемного обучения».

В этом примере важна характеристика условий как необходимых и достаточных. Так в формулировку доказываемых положений закладывается предвидение возможности несогласия с ними и необходимость отстаивать этот тезис. Могут сказать, что перечисленных условий недостаточно и список нужно дополнить. Можно, наоборот, отвергнуть утверждение о необходимости какого-то из перечисленных условий, например, организации проблемного обучения с указанной целью.

Типичная ошибка — тривиальность гипотезы, самоочевидность того, что выдвигается как научное предположение. Не нужно доказывать и защищать истину, что если много и хорошо работать, результаты будут лучше, чем если работать «традиционно», т.е., в сущности, кое-как.

Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учеб, для студентов сред. пед. учеб, заведений /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, ~ М.: Издательский центр «Академия», 2005.
После чтения

Вернитесь к кластеру и дополните необходимой информацией.



Задание 2. Зафиксировать в тетради таблицу «Этапы исследовательской работы»

Исследовательская работа проводится последовательно, поэтапно:



  1. составление программы и плана работы;

  2. сбор материала;

  3. разработка собранного материала;

  4. анализ полученных результатов;

  5. рекомендации, предложения; внедрение результатов исследования в практику.


Таблица. Содержание этапов исследовательской работы


НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Предварительный этап

Теоретическое ознакомление с проблемой

Обзор литературы

Составление рефератов, докладов


1 этап

Составление программы

(что и в каком направлении исследовать)

Составление плана исследовния (где, сколько, как, когда, кто?)



Определение:

- цели,


- задач,

- объекта и предмета исследования

- формулировка гипотезы

Составление программы:

-сбора,


-разработки,

-анализа материала.



Определение:

- места проведения исследования,

-объёма исследования,

- способа сбора материала,

- методик исследования,

- сроков работы,

- исполнителей.
Пилотное исследование.


2 этап

Сбор материала



Методы сбора материала

По времени

- текущий.

-единовременный.

По объёму:

- сплошной,

- выборочный.

По способу:

- анкетирование,

- опрос,

- выкопировка из документов,

- интервьюирование,

- различные техники наблюдения и т.д.



3 этап

Разработка материала



Проверка собранного материала

Группировка материала

Подсчёт и внесение данных в таблицы

Вычисление статистических показателей

Графическое изображение данных


4 этап

Анализ полученных результатов



Оценка полученных результатов методом сравнения:

- с нормами, нормативами, ГОСТ, стандартами;

- со средним уровнем показателей;

-с данными по другим учреждениям и регионам;

- в динамике,

- Логический анализ полученных результатов.

- Литературное оформление работы.

- Выводы.

- Проверка соответствия полученных выводов принятой гипотезе и задачам исследования.


5 этап

Рекомендации, предложения, внедрение результатов в практику


Разработка рекомендаций по совершенствованию изучаемого явления.

Внедрение результатов в практику.



Задание 3. Зафиксировать в тетради критерии определения актуальности, объекта и предмета исследования.

  1. Критерии определения актуальности исследования:

должны быть указаны социальная, научная (теоретическая ) и практическая составляющие актуальности по следующей схеме:

  • обоснование актуальности научного направления;

  • указание на неудовлетворённость результатами процесса, явления;

  • описание возможных причин, кроющихся в самом процессе: (в его организации, технологическом обеспечении, средствах, качестве взаимоотношений между участниками процесса).

  1. Критерии определения темы, объекта и предмета исследования:

-тема отражает объект и предмет исследования.

-формулировка темы включает в себя не более 10 слов, исключая слова в скобках.



  1. Критерии определения объекта и предмета исследования:

- объектом исследования выступает процесс, деятельность или явление;

- предмет исследования указывает на конкретный аспект, свойство, функции, отношения, существующие в рамках объекта.



ЗАДАНИЕ 4

Соотнесите понятия «объект», «предмет» исследования и их характеристики. Укажите номер дефиниции, соответствующей понятию.

Понятие

Номер дефиниции

Объект




Предмет




Дефиниция 1

... - это процесс или явление, которые существуют независимо от субъекта познания.

Дефиниция 2

... свойства, аспекты, функции, отношения...

Дефиниция 3

...предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании

объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне

доказанным.
Задание 5.

Соотнесите тему, объект и предмет исследования. Из предложенных вариантов формулировок выберите правильные и заполните таблицу.

Тема: Скаутинг как средство нравственного развития подростка

Объект:



Предмет:

Тема: Развитие математического мышления младших школьников в процессе решения логических задач

Объект:

Предмет:

К теме «Скаутинг как средство нравственного развития подростка»

  • нравственное развитие подростка

  • скаутинг

  • скаутинг и нравственное развитие подростка

  • нравственное развитие подростков-скаутов

К теме «Развитие математического мышления младших школьников в процессе решения логических задач»

  • развитие математического мышления младших школьников

  • решение логических задач как средство развития математического
    мышления младших школьников

  • логические задачи

  • математическое мышление

ЗАДАНИЕ 6. Познакомьтесь с тремя вариантами обоснования актуальности предложенной темы. Выберите тот, который соответствует требованиям. В двух других вариантах укажите на допущенные ошибки.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница