Семинарских занятий Тема Предмет и содержание курса «Основы медицинских знаний». Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика



Скачать 115,88 Kb.
Дата18.10.2016
Размер115,88 Kb.
Темы семинарских занятий
Тема 1. Предмет и содержание курса «Основы медицинских знаний».

Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

1. Современные подходы к определению понятия «Здоровье».

2. Компоненты здоровья. Биологическое, психическое и социальное здоровье.

3. Концепции здоровья: Баланса (по Noack) здоровья, адаптационная концепция здоровья.

4. Предболезнь и болезнь. Факторы определяющие здоровье и болезнь.

.Литература

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

2. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

3. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.

7. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена, М., Просвещение, 1990.

8. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена, М., Просвещение, 1978.

9. Возрастная физиология. Руководство по физиологии. Л., Наука, 1975.

10. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., Издательство МГУ, 1976.

11. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

12. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.

13 Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1982.
Тема 2. Общественное и индивидуальное здоровье.

1. Общественное здоровье и компоненты его составляющие

2. Основные показатели общественного здоровья(демографические, заболеваемости, инвалидизации, уровня физического развития).

3. Индивидуальное здоровье и его компонеты.

4. Критерии оценки индивидуального здоровья. Объективные и субъективные показатели здоровья.

Практические навыки: оценка артериального пульса, артериального давления методом Короткова.

Оценка индивидуального здоровья с использованием функциональных проб –Штанге, Генче. Антропометрии. Проба с 20 приседаниями.

Методы оценки физического развития ребенка: антропометрия (коридорный метод, сигмальных отклонений).


Литература

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

2. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

3. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.

7. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена, М., Просвещение, 1990.

8. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена, М., Просвещение, 1978.

9. Возрастная физиология. Руководство по физиологии. Л., Наука, 1975.

10. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., Издательство МГУ, 1976.

11. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

12. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.

13 Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1982.

14. Чаговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. -М.: Медицина, 1976.

15. Некоторые физические и параклинические константы детского возраста / Под. ред. Л.Н. Клименова. – Барнаул: АГМУ, 2004. – 120 с.

16. Мазуров А.В., И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней.-М.: Медицина, 1985. – 432 с.


Тема 3. Организация здравоохранения.

1. Здравоохранение, компоненты его составляющие. Цели и задачи современной системы здравоохранения в РФ.

2. Краткая характеристика моделей здравоохранения в мире .

3. Основные принципы российской системы здравоохранения. Уровни оказания медицинской помощи в РФ.

4. Законодательство РФ в области охраны здоровья женщин и детей. Организация системы акушерской и перинатальной помощи.

Контроль за состоянием здоровья школьников.

5. Нормативно-правовая база охраны здоровья в РФ: положения Конституции РФ в области охраны здоровья граждан, закон РФ «Об охране здоровья граждан».

6. Обязательное медицинское страхование в РФ. Основные положения ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ». Права и обязанности сторон – субъектов страхования.


Литература

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

2. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

3. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.

7. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена, М., Просвещение, 1990.

8. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена, М., Просвещение, 1978.

9. Возрастная физиология. Руководство по физиологии. Л., Наука, 1975.

10. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., Издательство МГУ, 1976.

11. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

12. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.

13 Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1982.

14. ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1 от 28 июня 1991 с допол. и изменениями от 1993 г.

15. ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 с изм. и допол. от 1993, 1998, 1999, 2000 гг.

16. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ» № 52 –ФЗ от 30.03.1999 г.

17. ФЗ «О ЗДРАВООХРАНЕНИИ» в ред. 1993, 1999г. , 2000 г.

18. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005.- 576 с.

19. Айламазян Э.К. Акушерство.- Спб.: Спец. лит., 2002. – 536 с.

Тема 4. Здоровье и наследственность
1 . Основные положения современной генетики.

2. Биологический потенциал здоровья. Его составляющие.

3. Здоровье и конституция человека.

4. Наследственные болезни. Этиология и классификация наследственных болезней человека, принципы их терапии.

5. Наследственные болезни: Болезнь Дауна, синдром Патау, синдром Шершевского – Тернера,Кляйнтефера, Гемофилия, Ферментопатии. Этиология заболевания, клиническая картина, основные принципы лечения заболевания.

6. Медико-генетическое консультирование. Цели и задачи консультирования, показания к его назначению.

7. Беременность – как особый физиологический период женского организма.

Признаки беременности. Основные факторы, оказывающие негативное влияние на течение беременности и развитие плода.

9. Роды и их предвестники. Механизм родов. Доврачебная помощь при преждевременных родах.

10. Состояния при беременности, требующие немедленной медицинской помощи.

11. Особенности ухода и кормления детей раннего возраста.

12. Планирование семьи и современные методы контрацепции.


Литература.

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

2. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., Издательство МГУ, 1976.

3. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

4. Слюсарев В.А. Медицинская биология. М.:Медицина, 1988.

5. В,Б. Рзозен. Основы эндокринологии. М.: Изд-во МГУ, 1994. – 384 с.

6. Айламазян Э.К. Акушерство.- Спб.: Спец. лит., 2002. – 536 с.

Мазуров А.В., И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней.-М.: Медицина, 1985. – 432 с.



Тема 5: Экология и здоровье человека.

1. Основные экологические термины и понятия. Экологический кризис, его основные причины и последствия.

2. Варианты биологического действия загрязнителей окружающей среды. Глобальные загрязнители окружающей среды (пестициды, диоксины, нитраты и нитриты, тяжелые металлы и т.д.)

3. Здоровье и атмосферный воздух.

4. Питьевая вода и здоровье.

5. Экология жилых и общественных помещений.

6. Экология почвы.

7. Экология продуктов питания.

8. Климат и здоровье.

Литература.

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

2. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., Издательство МГУ, 1976.

3. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников, М., Просвещение, 1973.

4. Слюсарев В.А. Медицинская биология. М.:Медицина, 1988.



Тема 6. Здоровье и образ жизни

1. Образ жизни и его категории (уровень жизни, качество жизни, стиль жизни).

2. Здоровый образ жизни и компоненты его определяющие. Виды мотивации здорового образа жизни.

3. Двигательная активность и здоровье.

4. Питание и здоровье. Понятие о рациональном питании. Заболевания, связанные с нарушением питания.

5. Рациональная организация жизнедеятельности: умственная работоспособность и утомление. Признаки утомления при умственном и физическом труде. Борьба с утомлением. Профилактика утомления.


Литература

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

  2. Гигиена детей и подростков, под. ред. Сердюковой Г.Н., М., Медицина, 1986

  3. Просецкая А.Г. Руководство к практическим занятиям по школьной гигиене, М., Просвещение, 1974.

  4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков, под ред. Кардашенко В.Н., М., Медицина, 1983.

  5. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.



Тема 7. Доврачебная помощь при неотложных состояниях (Н.С.).

1. Определение понятия неотложных состояний. Алгоритм действий при Н.С. Понятие синдрома и симптома.

2. Синдром острой сердечной недостаточности. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

3. Синдром острой коронарной недостаточности. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

4. Синдром острой сосудистой недостаточности. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

5. Синдром острой дыхательной недостаточности. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика. Первая помощь при инородных телах верхних дыхательных путей.

6. Гипертермический синдром. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

7. Гипертензионный синдром. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика

8. Обморок, коллапс, болевой шок. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

9. Нарушения сознания. Его виды. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

10. Инфекционно-токсический шок.

11. Анафилактический шок.

12. Реанимация. Показания к проведению реанимации. Сердечно-легочная реанимация.

13. Понятие о лекарственной терапии. Основные виды и способы введения лекарственных средств, применяемых при оказании ПМП. Универсальная аптечка.

Практический навык:

1. Измерение артериального давления и пульса. Частоты дыхания.

2. Оценка тяжести состояния пострадавшего.

3. Сердечно-легочная реанимация.


Литература

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

  2. Гигиена детей и подростков, под. ред. Сердюковой Г.Н., М., Медицина, 1986

  3. Просецкая А.Г. Руководство к практическим занятиям по школьной гигиене, М., Просвещение, 1974.

  4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков, под ред. Кардашенко В.Н., М., Медицина, 1983.

  5. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.


Тема 8. Травматология.

1. Понятие травма. Классификация травм. Алгоритм первой медицинской помощи (ПМП) при травмах. Иммобилизация, её виды. Транспортировка больных при различных видах травм.

2. Ушибы, вывихи, переломы. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

4. Травмы глаз. Алгоритм ПМП при травмах глаз.

5. Травматические повреждения внутренних органов. Особенности клинической картины, алгоритм оказания ПМП.

6. Травматический шок. Этиология. Клиническая картина. Неотложная помощь. Профилактика.

7. Кровотечение. Классификация. Этиология. Клиническая картина. Геморраргический шок. Неотложная помощь (гемостаз). Профилактика.

8. Раны. Классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения повязок.

9. Термические поражения организма человека. Классификация.

Ожоги и отморожения. Ожоговая болезнь. Этиология. Клиническая картина. ПМП при термических поражениях. Профилактика.

10. Лучевые поражения. Действие радиации на организм человека. Лучевая болезнь.

11. Утопление. Виды утопления. Алгоритм оказания ПМП при утоплении.

12. Помощь при укусах насекомых и змей.

13. Алгоритм помощи при отравлениях.



Практический навык:

1. Иммобилизация конечности.

2. Виды и способы транспортировки пострадавших.

3. Десмургия: правила наложения повязок на различные участки тела.

4. Остановка артериального, венозного, капиллярного и паренхиматозного кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

3. Сердечно-легочная реанимация.


Литература

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

  2. Гигиена детей и подростков, под. ред. Сердюковой Г.Н., М., Медицина, 1986

  3. Просецкая А.Г. Руководство к практическим занятиям по школьной гигиене, М., Просвещение, 1974.

  4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков, под ред. Кардашенко В.Н., М., Медицина, 1983.

  5. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника, М., Медицина, 1983.

  6. В.М. Буянов, Ю.А. Нестеров – Хирургия. М.: Медицина, 1990.- 624 с.

  7. Справочник фельдшера / под. ред. А.А. Михайлова. – М.: Медицина, 1990. – Том 1-2.

  8. Великорецкий А.Н. Первая помощь до прихода врача. – М.: Медицина, 1982.



Тема 9. Инфекционные болезни.
1. Понятие об инфекционном и эпидемическом процессе.

2. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», его основные положения.

3. Иммунитет и его виды.

4.Асептика и антисептика.

5. Общие признаки инфекционных заболеваний.

6. Воздушно-капельные инфекции (грипп, корь, краснуха, скарлатина, ветряная оспа, дифтерия, коклюш, паротит, полиомиелит, менингококковая инфекция). Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики

7. Желудочно-кишечные инфекции (дизентирия, холера, тифопартифозные заболевания,салмонеллез, псевдотуберкулез, вирусный гепатит А). Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики

8. Пищевые токсикоинфекции (стафилококковая инфекция, ботулизм). Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики

9. Гематогенные инфекции (столбняк, вирусный гепатит В и С, ВИЧ-инфекция, сепсис). Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики

10. Зоонозы: бешенство, лептоспироз, сибирская язва, токсоплазмоз, туляремия, клещевой энцефалит и болезнь Лайма, ящур. Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики

11 Болезни, передающиеся половым путем: гонорея, сифилис, генитальный герпес, трихоманадоз, хламидиоз. Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики .

12. Туберкулез. Этиология, патогенез, классификация. Основные принципы лечения и профилактики.


Тема 10. Болезни «цивилизации».

1. Понятие о «болезнях цивилизации». Образ жизни современного человека, как основная причина болезней цивилизации.

2. Артериальная гипертония.

3. Ишемическая болезнь сердца.

4. Атеросклероз и его осложнения.

5. Понятие о онкологических заболеваниях. Профилактика онко-заболезваний.

6. Сахарный диабет (1 и 2 тип). Комы при сахарном диабете.

7. Аллергические заболевания.


Литература (темы 9,10)

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

  2. Гигиена детей и подростков, под. ред. Сердюковой Г.Н., М., Медицина, 1986.

  3. Анисимова Т.Б. Прививки:полный календарь, сроки, показания и противопоказания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 64 с.

  4. Дуда Вл. И. Гинекология. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный дом, 2002. – 592 с.

  5. Детские болезни. /под. ред. Л.А. Исаевой/ .- М.: Медицина, 1997.-592с.

  6. Внутренние болезни. /Под. ред. Ф.И. Комарова/. – М. : Медицина, 1991 г.

  7. Мазуров А.В., И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней.-М.: Медицина, 1985. – 432 с.



Тема 11. Общие принципы ухода за больными.

1. Понятие о санитрано-гигиеническом режиме.

2. Принципы и пути введение лекарственных средств в организм человека.

3. Техника измерения температуры. Лихорадка и её типы. Помощь при лихорадке.

4. «Пролежни» и причины их образования. Профилактика пролежней у тяжело-больных.

5. Уход за больными при рвоте (инфекционной, алкогольной этиологии).

6. Диарея. Причины диареи. Особенности ухода и санитарно-гигиенических мероприятий при диарее.

Литература



  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.

  2. Гигиена детей и подростков, под. ред. Сердюковой Г.Н., М., Медицина, 1986.

  3. Анисимова Т.Б. Прививки:полный календарь, сроки, показания и противопоказания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 - 64 с.

  4. Дуда Вл. И. Гинекология. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный дом, 2002. – 592 с.

  5. Детские болезни. /под. ред. Л.А. Исаевой/ .- М.: Медицина, 1997.-592с.

  6. Внутренние болезни. /Под. ред. Ф.И. Комарова/. – М. : Медицина, 1991 г.

  7. Мазуров А.В., И.М. Воронцов. Пропедевтика детских болезней.-М.: Медицина, 1985. – 432 с.


Тема 12. Медицина катастроф (2 часа).
Медицина катастроф (2 часа). Понятие о катастрофе, "стихийном бедствии". Характеристика повреждающих факторов. Правила поведения и действия при возникновении чрезвычайных ситуаций. Принципы организации первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшим.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Характеристика поражающих факторов и оценка обстановки при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. Организация и осуществление защиты и спасения детей. Средства и способы защиты детей. Действия учителя при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. Состав универсальной аптечки первой помощи.


Литература.

  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний, М., Академический проект, 2004.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница