Сформированность гендерной идентичности и удовлетворённость жизнью в подростковом и юношеском возрасте



страница1/9
Дата31.07.2017
Размер1,07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)
Кафедра психологии развития и дифференциальной пcихологии.


Председатель ГЭК

доктор медицинских наук, профессор

Шелепин Ю.Е.

Зав.кафедрой

психологии развития

и дифференциальной психологии

доктор психологических наук, профессор

Головей Л.А.

Выпускная квалификационная работа на тему:
Сформированность гендерной идентичности и удовлетворённость жизнью в подростковом и юношеском возрасте.

Направление 030300 – Психология



Рецензент:

к.пс.н., доцент Рыкман Л.В.

____________(подпись)





Выполнил: студент

Вахрушев Д.С.

____________(подпись)
Научный руководитель:

к.пс.н., ст.преп. Данилова М.В.

____________(подпись)


Санкт-Петербург

2016

Аннотация

Целью данного исследования было изучение взаимосвязи сформированности гендерной идентичности и удовлетворённости жизнью в юношеском и подростковом возрасте. Для изучения данного вопроса, были использованы следующие методики: Шкала «Удовлетворенность жизнью» Э. Динера, Шкалы из методики ПЭН: Шкала удовлетворенности жизнью в целом О.С. Копиной и Шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной, Методика С. БЕМ, а так же Методика Изучения Гендерной Идентичности (МИГИ) Л.Б. Шнейдер. В исследовании принимали участие 100 юношей в возрасте от 14 до 18 лет. В ходе исследования были получены взаимосвязи между статусами гендерной идентичности и уровнем удовлетворённости жизнью. Так же, была выявлено, что решение основных возрастных задач является частью общей удовлетворённости жизнью в подростковом и юношеском возрасте.



Summary

The aim of this study was to investigate the relationship of formation of gender identity and life satisfaction in youth and adolescence. To explore this issue, the following techniques were used: Scale "Satisfaction with life"(SWSL) E. Diener, part of technique PEN: scales by O.S. Kopin, as well as techniques of study of gender identity by Sandra L. Bem and L.B.Schneider. The study involved 100 men aged 14 to 18 years. In the study were obtained relationship between the status of gender identity and the level of life satisfaction. The same was found that the solution of the main problems of age is part of the overall life satisfaction in adolescence and early adulthood.



 

Оглавление


Введение. 4

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования cформированности гендерной идентичности и удовлетворённости жизнью в подростковом и юношеском возрасте. 6

1.1 Исследование феномена удовлетворенности жизнью в психологии. 6

1.2 Понятие гендерной идентичности. 21

1.3 Основные характеристики развития в подростковом и юношеском возрасте. 25

Глава 2. Методы и организация исследования. 33

2.1. Описание выборки исследования. 33

2.2. Методы исследования. 33

2.3. Процедура исследования. 39

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. 40

3.1 Исследование удовлетворённости жизнью у подростков. 40

3.2 Анализ данных анкеты. 45

3.3 Изучение гендерной идентичности подростков. 47

3.4 Анализ полученных взаимосвязей полученных результатов. 51

Заключение 61

Список использованных источников. 62

Приложения 64



Введение.


Темой данного дипломного исследования является сформированность гендерной идентичности и удовлетворенность жизнью и в подростковом и юношеском возрасте. Тема гендера и гендерной идентичности изучается в психологии давно. Изучением этой области психологии занимались такие известные психологи, как Э.Эриксон , З.Фрейд, К.Юнг, Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин и другие. Сегодня эта тема не утратила актуальности, а, возможно, и приобрела бо́льшую значимость. Традиционно люди делятся на два пола, каждый из которых по-своему уникален. Это деление накладывает на человека, как определенные возможности, так и ограничения, а так же предполагает социальные установки, паттерны воспитания и поведения, которые влияют на различные стороны жизни в социуме. Соответственно, наличие здорового осознания и принятия своего гендера позволяет занять комфортные позиции в обществе, а так же повысить общую удовлетворённость своей жизнью. Удовлетворённость жизнью является важным компонентом психологического благополучия личности и является предметом пристального внимания специалистов разных сфер науки. В психологии этот феномен связан с такими именами, как А.Маслоу, В.Франкл, Р.Р Мэй, Е.В.Бенко и другими.

Однако, несмотря на довольно обширные знания в данных областях, у людей, в процессе формирования идентичности, порой, случаются затруднения, нарушения или отклонения, которые могут значительно усложнить, как жизнь в социуме, так и достижение удовлетворённости разными сторонами своей жизни. Несомненно, эта проблема остаётся актуальной и, вероятно, будет актуальна ещё очень долго.

Цель данного исследования заключалась в изучении взаимосвязи статуса и направленности гендерной идентичности и степени удовлетворённости жизнью у подростков и юношества.
Задачи:


  1. Исследование уровня удовлетворённости жизнью.

  2. Исследование гендерной идентичности.
    3. Анализ взаимосвязи параметров гендерной идентичности и удовлетворённости жизнью.

Объект исследования: Гендерная идентичность и  сфера психологического благополучия личности.

Предмет исследования: взаимосвязь сформированности и статусов гендерной идентичности и степени удовлетворённостью жизни у подростков и юношей.



Гипотезы:

1. Удовлетворенность жизнью подростков и юношей связана со сформированостью гендерной идентичности, соответствующей принятым в социуме традиционным нормам.

2. Статусы гендерной идентичности по-разному связаны с субъективным ощущением благополучия у подростков и юношей с разным уровнем удовлетворенности своей жизнью.

Участники исследования: 100 юношей в возрасте от 14 до 18 лет.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница